НПО и СПО. Современный урок в свете требований ФГОС.
НПО и СПО. Современный урок в свете требований ФГОС.
Актуальность рассматриваемых требований к проведению современного урока в условиях НПО и СПО, основана на введении стандартов нового поколения, где специфике современного урока (занятия) уделяется огромное внимание.
На современном этапе модернизации образования в России система профессионального образования рассматривается как стратегический ресурс социально-экономического развития страны, а подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования - как необходимое условие успешной реализации инвестиционной политики государства в различных сферах производства.
Федеральный институт развития образования Минобрнауки России провел опрос работодателей, который показал, что:
- подготовка работников высокой квалификации невозможна без получения среднего (полного) общего образования;
- изучение общеобразовательных предметов существенно влияет на освоение специальной технологии, формирование общих и профессиональных компетенций, способствует овладению профессией/специальностью на более высоком уровне, повышению эффективности адаптации выпускников НПО/СПО на рабочих местах;
- содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой и иметь профильную направленность.
Общеобразовательная подготовка - один из содержательных компонентов ОПОП НПО/СПО по профессиям и специальностям с получением среднего (полного) общего образования, позволяющая наиболее полно усвоить спецпредметы.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НПО и СПО. Современный урок в свете требований ФГОС. »
НПО и СПО. Современный урок в свете требований ФГОС.
Актуальность рассматриваемых требований к проведению современного урока в условиях НПО и СПО, основана на введении стандартов нового поколения, где специфике современного урока (занятия) уделяется огромное внимание.
На современном этапе модернизации образования в России система профессионального образования рассматривается как стратегический ресурс социально-экономического развития страны, а подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования - как необходимое условие успешной реализации инвестиционной политики государства в различных сферах производства.
Федеральный институт развития образования Минобрнауки России провел опрос работодателей, который показал, что: - подготовка работников высокой квалификации невозможна без получения среднего (полного) общего образования; - изучение общеобразовательных предметов существенно влияет на освоение специальной технологии, формирование общих и профессиональных компетенций, способствует овладению профессией/специальностью на более высоком уровне, повышению эффективности адаптации выпускников НПО/СПО на рабочих местах; - содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой и иметь профильную направленность. Общеобразовательная подготовка - один из содержательных компонентов ОПОП НПО/СПО по профессиям и специальностям с получением среднего (полного) общего образования, позволяющая наиболее полно усвоить спецпредметы.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Ими поднимаются вопросы по проведению, проектированию урока на современном этапе.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
Какие требования необходимо применить к современному уроку?
На данном этапе требования, которые необходимо предъявить к современному уроку, просты и сложны одновременно.
Просты, т.к. все преподаватели в той или иной мере их используют на своих уроках. Сложны, т.к. необходимо применить максимально возможное требований, избежав перенасыщения методикой преподавания и информацией.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Времясбережение и здоровьесбережение.
В центре внимания урока - дети; Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
Умение демонстрировать методическое искусство учителя.
Планирование обратной связи.
Урок должен быть добрым.
Рассмотрим определения урока.
«Урок — это организационная форма, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей школьников»
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины»
«Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому»
«Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение»
«Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка»
«Современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития»
«Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках»
«Урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации»
«Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному)»
«Современный урок – это урок, соответствующий времени»
Таким образом, современный урок – есть веление нынешнего времени с позиций его сути. А суть нынешнего образовательного времени состоит в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и устаревшей системой образования, продолжающей применять неэффективные формы и содержание обучения. При переходе на стандарты нового поколения это противоречие должно быть нейтрализовано.
Урок должен проводиться на таком уровне, который бы позволил в первую очередь эффективно работать системе учитель- ученик.
Урок, который бы позволил максимально самореализоваться ученику, а учителю- применять современные эффективные методики, которые бы сработали в системе НПО и СПО на наиболее полное усвоение программы, в дальнейшем-положительно повлияли на подготовку высокопрофессионального рабочего и специалиста.
Литература:
Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО: Л.Ю.Березина, Е.А.Рыкова // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». - №12. - 2011. - С. 50-54; Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО // Одобрено научно-методическим советом Центра профессионального образования «ФИРО»; протокол №1 от 15 февраля 2012 г. www.firo.ru;
Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО. - Е.А.Рыкова // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». - №5. - 2012. - С. 50-54.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Что такое современный урок Издательство «Школа-Пресс», 1997