Методические указания и контрольные задания по изучению предмета «Дендрология»
Методические указания и контрольные задания по изучению предмета «Дендрология»
Программа и контрольные задания для заочного отделения по предмету «Дендрология» подготовлена преподавателем специальных дисциплин лесотехнического цикла Риддерского аграрно-технического колледжа города Риддер Восточно-Казахстанской области Троеглазовой Светланой Петровной. Программа может быть использована для преподавателей по специальности 1508000 «Лесное хозяйство садово-парковое и ландшафтное строительство»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические указания и контрольные задания по изучению предмета «Дендрология» »
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Риддерский аграрно-технический колледж
Дендрология
Программа, методические указания и контрольные задания
по изучению предмета и выполнению контрольных работ
для учащихся заочной формы обучения
средних специальных учебных заведений
по специальности: «Лесное хозяйство садово-парковое и ландшафтное строительство»
составил преподаватель: С.П. Троеглазова
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
лесотехнических дисциплин
Протокол № _______
от «____» _________ 20_г.
г. Риддер,
2013г
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Дендрология» является подготовка студентов к самостоятельной работе по обеспечению многоцелевого, непрерывного, не истощительного пользования лесным фондом, увеличению производительности и качественного состава лесов на основе знаний древесных и кустарниковых пород, их биологии, образуемых ими сообществ и ареалов. Являясь обязательной дисциплиной в цикле общепрофессиональных дисциплин, «Дендрология» базируется на знании таких дисциплин как «Ботаника», «Почвоведение», тесно связана с «Лесоведением», «Экологическими основами природопользования», а также создаёт условия для успешного изучения специальных дисциплин - «Лесоводства», «Лесных культур», «Лесопаркового хозяйства», «Лесозащиты», «Лесной таксации и лесоустройства».
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
о перспективных хвойных и лиственных интродуцентах;
знать:
основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и народно-хозяйственное значение;
методику фенологических наблюдений;
уметь:
определять основные виды кустарниковых и древесных растений.
В процессе изучения дисциплины «Дендрология» предусматривается подготовка выпускников к самостоятельной работе определения природы хвойных и лиственных пород, жизни леса, увеличения продуктивности и качественного состава лесов. Чтобы биологически грамотно и эффективно проводить те или иные лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие выращивание леса, содействие его естественному возобновлению, выращивание искусственно созданных лесов нужного породного состава и высокого качества, получать в кратчайшие сроки древесину и другие ценные продукты леса; лесоводу требуются глубокие знания морфологических признаков различия древесных растений, их систематического положения и географического распространения, биологических особенностей (долговечности, быстроты роста, сезонного развития, биологии цветения и плодоношения, особенностей семенного и вегетативного возобновления и размножения), их экологических свойств, хозяйственного значения. Внимательно изучите рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ. За разъяснениями по непонятным вопросам следует обращаться к специалистам лесохозяйственных предприятий или письменно в колледж.
2.Методика написания контрольной работы.
Объем контрольной работы по дендрологии от 12 до 16 страниц формата А4.
Перед выполнением работы необходимо последовательно изучить предмет по рекомендуемым учебникам. Определите номера вопросов в соответствии с вариантом: предпоследняя цифра зачетки или шифра – определяется номер вопроса по вертикали, последняя – по горизонтали.
Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво, с выделением абзацев, страницы нумеруются, оставляются поля, интервал между строками. Изложение должно быть продуманным и аргументированным.
Контрольная работа выполняется шрифтом Times New Roman. Параметры страницы: вверху – 20 мм, слева – 30 мм., справа – 10 мм, снизу – 20 мм.
Необходимо соблюдать определенный интервал между строками, расстояние между основаниями строк 10 мм. Абзац -15-17 мм. Номер листа – в правом верхнем углу без точки 10×10.
На первой странице указывается вариант контрольной работы, название вопросов. Все вопросы контрольной работы в тексте выделяются, вопрос начинать с новой страницы. По окончании ответов на все вопросы указывается перечень используемой литературы. Контрольная работа сдается в заочное отделение до сессии.
Получив проверенную работу, необходимо ознакомиться с рецензией. Если контрольная работа не зачтена, необходимо доработать, устранив недостатки, отмеченные в рецензии и повторно сдать на проверку.
Контрольная работа по дендрологии состоит из 6 вопросов по каждому варианту.
Изучение основных пород необходимо проводить по следующему плану:
название вида (русское и латинское);
систематическое положение вида (принадлежность к семейству, порядку, классу, отделу);
ареал;
морфологические признаки;
биологические особенности;
экологические свойства;
лесообразующая роль;
основные формы, разновидности и культивары;
народнохозяйственное значение.
При выполнении контрольной работы студенты должны руководствоваться следующими указаниями: 1. При описании характеристики растения, необходимо указать: а) русское и латинское название растения; б) ареал распространения; в) морфологические признаки; г) биологические свойства; д) экологические свойства; е) разновидность и формы (если есть); ё) лесообразующая роль; ж) использование в народном хозяйстве. 2. Если в вопросе требуется отметить ареал древесной породы, то в ответе следует указать районы распространения данной породы. 3. Если требуется охарактеризовать лесоводственное, народнохозяйственное значение, морфологические или биологические особенности, то надо конкретно описать эти свойства, не описывая другие. 4. Если вопрос сравнительного характера, то отмечают отличительные признаки: морфологические, экологические, а также их общие свойства.
Изучая курс дендрологии, студент, кроме выполнения контрольной работы, должен собрать и оформить гербарии древесных и кустарниковых растений, в состав которого входят:
Гербарий в облиственном состоянии
Гербарий побегов в безлиственном состоянии 3. Коллекция плодов и семян 4. Коллекция шишек
Коллекция всходов Необходимо провести фенологические наблюдения по 5 породам, заполнив журнал фенологических наблюдений (см. таблицу № 2); выполнить 1 контрольную работу.
Самостоятельная работа студента-заочника по теоретическому изучению курса дендрологии заключается в последовательной проработке учебной литературы, которая указана в списке основной и дополнительной литературы.
Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Киев.: Наукова думка, 1977
Александрова М.С. Хвойные растения в вашем саду. М.: ЗАО «Фитон +», 2000
Александрова М.С. Аристократы сада. Красивоцветущие кустарники. М.: ЗАО «Фитон +», 2000
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
1.Общие вопросы дендрологии 2.Голосеменные растения 3.Покрытосеменные растения 4.Основы декоративной дендрологии
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ Дендрология как наука и учебная дисциплина, краткая история её развития. Значение дендрологии для практики лесного и лесопаркового хозяйства, степного и полезащитного лесоразведения, озеленения и охраны природы. Роль выдающихся отечественных учёных в развитии дендрологии.
Литература
Основная: (1); (2); (3); с. 3-7
Дополнительная: (8), с.5-10
Методические указания
Дендрология (от греческого слова: «дендрон» -дерево и «логос» - наука) – раздел ботаники, изучающий древесные растения, их географическое распространение, внешние признаки, биологические и экологические свойства, лесоводственное и народнохозяйственное значение. Как сказал Л.Н.Толстой: «Дерево – вечная красота». Дерево – древний тип, возникший около 400 млн. лет назад. Специалист лесного хозяйства должен знать древесные растения - объект своей основной деятельности и эти знания дает дендрология. Предметом изучения современной дендрологии являются все жизненные формы древесных растений. Знание биологии и экологии лесообразующих пород служит основой для проведения научно-обоснованных мероприятий по улучшению качества лесов, повышению их продуктивности и водоохранных свойств, созданию новых лесов из хозяйственно-ценных пород, устойчивых к болезням и резким воздействиям неблагоприятных факторов. Изучение деревьев и кустарников, их декоративных свойств и защитной роли необходимо для проведения работ по озеленению городов и населенных пунктов, очистке атмосферы от загрязнений, защите от шума, облесению эродированных площадей и осушенных болот и т.д. Дендрология связана с ботаникой, лесоводством, лесными культурами, садово-парковым строительством, почвоведением, географией, организацией и планированием лесного хозяйства. Как самостоятельная отрасль ботанической науки дендрология начала развиваться только с середины второй половины 18 века. Первые дендрологи России - П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, А.Т. Болотов, С.Г. Гмелин, И.П. Бородин, Я.С. Медведев, Т.Н. Потанин, К.И. Максимович и другие. Накоплению знаний о лесных древесных породах способствовали работы основателя учения о лесе профессора Г. Ф. Морозова
Вопросы для самоконтроля
Что изучает дисциплина «Дендрология», и с какими дисциплинами имеет связь?
Охарактеризуйте значение дисциплины в подготовке специалистов лесного и лесопаркового хозяйства.
Назовите первых дендрологов.
ТЕМА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕНДРОЛОГИИ Студент должен иметь представление:
об интродукции, акклиматизации и натурализации древесных пород;
о роли акклиматизации, селекции и гибридизации при интродукции пород;
знать:
жизненные формы древесных растений;
виды ареалов и возможности их расширения.
Основные жизненные формы древесных растений, их классификация и характеристика.
Группы древесных растений по форме и быстроте роста, долговечности.
Понятие об ареале. Ареалы сплошные, разорванные и ленточные.
Интродукция, акклиматизация и натурализация древесных растений как процесс микроэволюции за пределами естественного ареала. Возможности расширения ареалов путём интродукции. Роль акклиматизации, селекции и гибридизации при интродукции пород.
Литература
Основная: (1), с. 3-10, (2), с.8-16; (4), с. 7-14; 18-23.
Дополнительная: (8), с.6-10; 32-35.
Методические указания
Жизненные формы древесных растений классифицируют на следующие группы: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички и лианы. Деревья бывают: первой величины высотой 25 м и более; второй величины 15-25 м; третьей величины менее 15м. Кустарники, высота их не превышает 4-5 м, у них не выделяется главный ствол. Кустарнички имеют высоту до 60 см, жизненный цикл 5-10 лет, они очень низкорослы. Полукустарнички - годичные побеги не полностью одревесневают и зимой отмерзают. Лианы - растения с гибкими, неустойчивыми стеблями. Древесные растения приурочены к определенным территориям. Ареал - область распространения той или иной породы. Они классифицируются на: прогрессивные, регрессивные и разорванные. Сопоставление всех факторов внешней среды имеет огромное значение в практической деятельности лесовода по возможности перемещения вида в другие районы. Развитие дендрологии проходило в тесной связи с накоплением ботанических знаний. Классифицировал растения еще IV в. древнегреческий естествоиспытатель, первый ботаник - Теофраст. Древнеримский писатель и агроном Луций Колумелла в своем труде «О сельском хозяйстве» посвятил особое приложение дендрологии. Работникам лесохозяйственных предприятий в своей практической деятельности приходится часто распознавать древесные растения по листьям, почкам, плодам, семенам и всходам, поэтому детально изучаются их морфологические признаки, биологические свойства: способ опыления, плодоношения, расселения, быстрота роста и развития, долговечность. Необходимо знать, в каких условиях могут расти деревья и кустарники, как относятся они к факторам внешней среды т.е. к экологическим. Существует целая наука, изучающая закономерности взаимодействия между растениями и средой, которая называется экологией растений.
Классификация экологических факторов
Группы экологических факторов
Экологические факторы
1. Климатические
Свет, состав воздуха, тепло, осадки, ветер, влажность воздуха
2. Эдафические (почвенно-грунтовые)
Механический состав почвы, химический состав и реакция почвы (рН), режимы влажности, температуры и кислорода
3. Орографические (факторы рельефа)
Высота над уровнем моря, экспозиция, крутизна склона
4. Биотические
Биоценозы. Растения, животные, микроорганизмы
5. Антропогенные
Изменение окружающей среды на растительность под влиянием человеческой деятельности
Вопросы для самоконтроля
Что изучает дендрология и каково ее значение в лесном хозяйстве?
Дайте определение понятий: ареал, интродукция, натурализация, акклиматизация, селекция древесных растений.
Дайте классификацию экологических факторов.
Какие растения-интродуценты растут в Вашей местности?
ТЕМА 2. ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Студент должен знать:
биологические особенности и экологические свойства основных лесообразующих хвойных пород СНГ;
формы, разновидности и культивары основных хвойных пород;
методику фенологических наблюдений в условиях своего региона;
уметь:
по морфологическим признакам определять основные виды лесообразующих хвойных пород;
пользоваться определителем.
Семейство Сосновые. Роды Пихта, Ель, Лиственница, Сосна. Семейство Кипарисовые. Роды Туя, Можжевельник, Кипарис. Семейство Тисовые. Род Тис.
Вопросы для самоконтроля
Перечислите 2-х хвойные сосны, их значение в народном хозяйстве.
Перечислите 5-ти хвойные сосны, их значение в народном хозяйстве.
Перечислите роды, которые относятся к семейству Кипарисовых.
У каких хвойных растений семена созревают в шишко-ягодах? Почему их так называют?
Древесину, какой породы называют красным деревом?
ТЕМА 3. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Студент должен знать:
биологические особенности и экологические свойства основных лиственных пород;
формы, разновидности и культивары основных лиственных пород;
методику фенологических наблюдений в условиях своего региона;
уметь:
по морфологическим признакам определять основные виды лиственных пород;
пользоваться определителем для определения следующих пород:
Семейство Барбарисовые. Род Барбарис. Семейство Ильмовые. Род Вяз. Семейство Тутовые. Род Шелковица. Семейство Буковые. Роды Дуб, Бук. Семейство Берёзовые. Роды Берёза, Ольха, Граб. Семейство Лещиновые. Род Лещина. Семейство Ореховые. Род Орех. Семейство Тамариксовые. Род Тамарикс. Семейство Ивовые. Роды Тополь, Ива. Семейство Актинидиевые. Род Актинидия. Семейство Вересковые. Род Рододендрон. Семейство Липовые. Род Липа. Семейство Гортензиевые. Роды Чубушник, Гортензия. Семейство Крыжовниковые. Род Смородина. Семейство Розоцветные. Роды Спирея, Пузыреплодник, Рябинник, Роза, Яблоня, Груша, Рябина, Арония, Ирга, Боярышник, Кизильник, Слива, Вишня, Черёмуха, Абрикос. Семейство Цезальпиновые. Род Гледичия. Семейство Бобовые. Роды Робиния, Карагана, Ракитник, Бобовник, Дрок. Семейство Миртовые. Род Эвкалипт. Семейство Рутовые. Род Бархат. Семейство Анакардиевые. Род Скумпия. Семейство Кленовые. Род Клён. Семейство Конскокаштановые. Род Конский каштан. Семейство Кизиловые. Роды Свидина, Кизил. Семейство Бересклетовые. Род Бересклет. Семейство Крушиновые. Роды Крушина, Жостер. Семейство Виноградовые. Род Виноград. Семейство Лоховые. Роды Лох, Облепиха. Семейство Маслиновые. Роды Ясень, Сирень, Бирючина. Семейство Жимолостные. Роды Бузина, Калина, Жимолость, Снежноягодник, Вейгела.
Литература
Основная: (1), с. 137 – 280 Дополнительная: (8), с. 16 – 57.
Методические указания
Изучение пород, указанных в программе следует проводить по следующему плану: 1. Русское и латинское название растения, семейство (подсемейство), к которому относится данный вид. При выполнении контрольной работы названия древесных пород необходимо писать буквами латинского алфавита. 2. Географическое распространение. Ареал породы. 3. Морфологические признаки: жизненная форма, размеры по диаметру (на высоте 1,3 м) и высоте, форма кроны, тип ветвления побегов, окраска и структура коры ствола, форма, цвет и опушение одревесневших годичных побегов: почко- и листорасположение, характерные особенности морфологического строения листьев, цветов, соцветий (микро- и макростробилов у хвойных), зрелых шишек, шишко-ягод, плодов, семян, тип корневых систем. 4. Биологические особенности: долговечность, возрастные и сезонные особенности развития, способы размножения и возобновления, биология цветения и плодоношения (половые типы особей и цветков, способы опыления, семенные годы, биологические особенности семян, способы распространения плодов и семян). 5. Экологические свойства: отношение к климатическим факторам (к морозам, жаре, свету, засухе, ветру, пожарам, загрязнению воздуха), отношение к эдофическим факторам (к плодородию почвы и ее влажности), реакция на кислотность почвы, солевыносливость. 6. Лесоводственное значение: лесо- и почвообразовательная роль. Рекреационное значение, эстетические свойства, особенности применения в агролесомелиорации (в зеленом строительстве, в защитном лесоразведении). 7. Народнохозяйственное значение: совокупность ценных качеств и получаемых продуктов (использование древесины, хвои, живицы и т.д. в народном хозяйстве).
Список хвойных и лиственных растений, знание русских и латинских названий которых обязательно
Саксаул (халексилен) белый (песчаный) (персикум) черный (солончаковый) (нигра)
Haloxylon persicum aphyllum
ТЕМА 4. ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕНДРОЛОГИИ Студент должен иметь представление:
о влиянии антропогенных факторов на древесную растительность;
знать:
типы и виды декоративных древесных растений, их основные формы и сорта;
интродуценты, используемые в лесном, лесопарковом хозяйстве и озеленении;
принципы районирования древесных пород;
естественные декоративные свойства древесно-кустарниковых растений;
уметь:
подбирать ассортимент древесно-кустарниковых растений для различных условий и объектов лесопаркового хозяйства и озеленения;
использовать материалы по районированию древесно-кустарниковых пород.
Положительное и отрицательное антропогенное воздействие на древесные растения. Проблемы урбанизации и воздействия техногенные факторов на древесную растительность. Типы и виды декоративных древесных растений. Формы и сорта. Использование декоративных форм в лесопарковом хозяйстве и озеленении. Естественные декоративные свойства древесно-кустарниковых растений: качества их кроны, листьев, цветков, плодов, ствола. Интродуценты в лесном, лесопарковом хозяйстве и озеленении. Ассортимент древесных растений для различных условий и объектов. Принципы районирования древесных пород. Материалы по районированию древесных пород: карта древокультурных районов, алфавитный указатель населённых мест с обозначением древокультурных районов, краткая характеристика древокультурных районов, таблица распределения древесных пород по районам применения и типам посадок.
Литература
Основная: (4); (5);
Дополнительная: (11) с. 111 – 115, 118; (15) с. 5 – 31.
Методические указания Увеличение количества интродуцентов в лесном, лесопарковом хозяйстве и озеленении особенно заметно в последние годы, люди стремятся отдыхать не только на природе, но и самостоятельно активно создавать красивый колорит посадками деревьев, кустарников и цветов.
Правильный подбор и создание ассортимента древесно-кустарниковых растений для различных условий обогащает арсенал лесоводов и придаёт неповторимую красоту и оригинальность декоративным древесным растениям. Приведите примеры экзотических растений, декоративных интродуцентов, произрастающих в данной местности. Организация и устройство декоративных форм – большое искусство. В озеленении используют декоративные древесные и кустарниковые породы, различающиеся по окраске и форме листьев, плодов, ветвей, побегов, как в летний, так и осенний периоды. Следует стремиться к созданию композиций с непрерывным цветением растений в течение всего периода вегетации. Необходимо использовать принципы районирования древесных пород. Районирование – это разделение территории страны на части относительно однородных по природным факторам, обуславливающим формирование в процессе эволюции популяций определённого генотипического состава. Основной единицей является определённая территория со сравнительно однородными условиями и генотипическим составом популяций, что отражено в «Районировании основных лесообразующих пород по древокультурным районам», с использованием таблицы распределения древесных пород по районам применения и типа посадок.
Вопросы для самоконтроля
Назовите перспективные хвойные и лиственные интродуценты.
Назовите формы, разновидности и культивары основных лиственных пород.
Назовите группы древесных растений по отношению к свету, почве, влаге, теплу, вредным газам.
Какие Вы знаете двудомные деревья и кустарники?
Какие лиственные древесные растения имеют сложные листья?
Виды ареалов, приведите примеры по хвойным и лиственным породам.
Какие деревья и кустарники зацветают до появления листьев?
1. Изучение признаков семейств и родов голосеменных растений; определение пород по хвое, шишкам, семенам и макроскопическим признакам. 2. Изучение признаков семейств и родов покрытосеменных растений; определение по облиственным и безлистным побегам, цветкам, плодам, семенам и макроскопическим признакам. 3. Изучение декоративных свойств различных форм и сортов голосеменных и покрытосеменных растений. 4. Подбор ассортимента древесных растений для различных условий и объектов лесопаркового хозяйства и озеленения по материалам районирования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ВЕДЕНИЕ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Признаки наблюдаемых фенологических фаз. 1. Сокодвижение (наблюдается у берез, кленов, ольхи) - появление из проколов первых капель сока (прокол делается шилом на высоте груди, с южной стороны дерева). 2. Набухание листовых почек (характеризуется увеличением объема и раздвиганием почечных чешуй). 3. Распускание листовых почек (появление из почек зеленых кончиков молодых листьев). 4. Начало облиствления (у хвойных - молодые хвоинки отделяются друг от друга, у лиственных - развертывание листочков, но листовые пластинки еще не разгладились). 5. Цветение (выделяется начало цветения, массовое цветение и конец цветения). 6. Созревание плодов и семян (появление характерной окраски и характерных признаков - растрескивание, побурение, рассыпание и т.п.). 7. Осенняя окраска листьев (характерная для данных видов). 8. Листопад (опадание листьев частично или полностью). Каждый студент в процессе самостоятельного изучения дендрологии ведет фенологические наблюдения в лесу или в дендросаду за двумя видами деревьев и одним видом кустарника. Фенологические фазы студент записывает в журнал.
П. СБОР И ОФОРМЛЕНИЕ ГЕРБАРИЯ
Образцы оформленных коллекций показываются студентам на установочной сессии. Для оформления гербария в облиственном состоянии срезают ветви длиной 20 см с развитыми листьями и цветами. Срезают ветви с листьями в сухую погоду, т.к. влажные листья при сушке темнеют. Сушить побеги можно в гербарном прессе, перекладывая ежедневно растения бумагой. Можно проглаживать растения горячим утюгом через бумагу (особенно грушу, листья которой при обычной просушке чернеют). Хвойные растения опускают в крутой кипяток, чтобы хвоя не осыпалась. Побеги лиственницы собирают в начале лета. Высушенные побеги подшивают или прикрепляют лейкопластырем на плотной бумаге размером 42х28 см. В нижнем правом углу размещают этикетку размером 12х7 см. Образец этикетки:
Семейство
Кленовые
Род и вид
по-русски по-
Клён остролистный
латыни
Acer platanoides
Местонахождение
Ленинградская обл. Бобровский район
Место обитания
Лес, почва свежая, плодородная
Время сбора
25.05.2012 г
Собрал и определил
Сидоров П.И.
Располагают растения в гербарии в определенном порядке; по семействам, сначала хвойные, затем лиственные. На первой странице папки указывается перечень растений гербария. Для гербария в безлистном состоянии побеги заготавливают осенью длиною 15 см с хорошо развитыми почками; коллекция оформляется на листе 12 формата 48 х 30 см. Для коллекции плодов и семян плоды и семена собирают в зрелом состоянии. Оформляют коллекции в пробирках или в коробках, или на усмотрение творческой фантазии студента. Коллекцию шишек собирают в зрелом состоянии и оформляют в коробках. Коллекцию всходов заготавливают на лесном питомнике или в лесу, прикрепляют на листе плотной бумаги. Гербарий, коллекции, реферат студенты представляют на сессии преподавателю и по ним сдают зачет.
ЖУРНАЛ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Таблица № 2
Область _________________ лесхоз ____________________ лесничество ___________________________
Деревья и
Место
Сокодвижение
Набухание
Распускание
Начало
Цветение
Конец цветения
№ п/п
кустарники (русское и латинское название)
наблюдения
листовых почек
листовых почек
облиствления (зеленение у хвойных)
Начало цветения (зацветания)
Массовое цветение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Степень цветения
Созревание плодов и семян
Осенняя раскраска листьев
Листопад
Появление первых зрелых плодов
Рассеивание плодов и семян
Массовое созревание плодов и семян
Степень урожая
Начало осенней раскраски
Полная осенняя раскраска
начало
конец
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Таблица распределения вариантов контрольной работы.
Предпоследняя
цифра
Последняя цифра шрифта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
0
1,11
21,31
41,51
2,12
22,32
42,52
3,13
23,33
43,53
4,14
24,34
44,54
5,15
25,35
45,55
6,16
26,36
46,56
7,17
27,37
47,57
8,18
28,38
48,58
9,19
29,39
49,59
10,20
30,40
50,60
1
61,13
24,35
46,51
62,14
25,36
47,57
63,15
26,37
48,58
64,16
27,38
49,59
65,17
28,39
50,60
66,18
29,40
45,56
67,19
30,31
42,52
68,20
21,32
43,53
69,11
22,33
45,54
70,12
23,34
41,55
2
71,15
27,39
42,53
72,16
28,40
43,54
73,17
29,31
44,55
74,18
30,32
45,56
75,19
21,33
46,57
76,20
22,34
47,52
77,11
23,35
48,59
78,12
24,36
49,60
79,13
25,37
50,58
80,14
26,38
41,51
3
81,17
30,33
48,60
82,18
21,34
49,59
83,19
22,35
50,58
84,20
23,36
41,57
85,11
24,37
42,56
86,12
25,38
43,55
87,13
26,39
44,54
88,14
27,40
45,53
89,15
28,31
46,52
90,16
29,32
47,51
4
91,19
23,37
43,60
92,20
24,38
44,59
93,11
25,39
45,58
94,12
26,40
46,57
95,13
27,31
47,56
96,14
28,32
48,55
97,15
29,33
49,54
98,16
30,34
50,53
99,17
21,35
41,52
100,18
25,37
42,51
5
101,12
26,38
44,151
102,13
27,39
45,152
103,14
28,40
46,153
104,15
29,31
47,154
105,16
30,32
48,155
106,17
21,33
49,156
107,18
22,34
50,157
108,19
23,35
41,158
109,20
24,36
42,159
110,5,11
25,37
43,160
6
111,14
29,32
47,161
112,15
30,33
48,161
113,16
21,34
49,162
114,17
22,35
50,163
115,18
23,36
41,1644
116,19
24,37
42,165
117,20
25,38
43,166
118,11
26,39
44,167
120,12
27,40
45,168
121,13
28,41
46,169
7
122,16
22,34
45,170
123,17
23,35
46,55
124,18
24,36
47,172
125,19
25,37
48,57
126,20
26,38
49,58
127,11
27,39
50,59
128,12
28,40
44,60
129,13
29,37
43,51
130,14
30,36
42,52
131,15
21,35
41,53
8
132,18
25,40
50,171
133,19
26,31
41,51
134,20
27,32
42,173
135,11
28,33
43,53
136,12
29,34
44,174
137,13
30,35
45,175
138,14
21,36
46,56
139,15
22,37
47,57
140,16
23,38
48,58
141,17
24,39
49,59
9
142,20
28,36
49,58
143,11
29,37
50,59
144,12
30,38
41,60
145,13
21,39
42,57
146,14
21,39
43,56
147,15
23,31
44,55
148,16
24,32
45,54
148,17
25,33
46,53
149,18
26,34
47,52
150,19
27,35
48,51
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Морфологические и биологические особенности сосны обыкновенной.
2.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение сосны обыкновенной.
3.Сравните сосну крымскую и сосну обыкновенную по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
Укажите их ареалы.
4.Морфологические и биологические особенности сосны сибирской (кедра сибирского).
5.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение сосны сибирской (кедра сибирского).
6.Сравните сосну корейскую (кедр корейский) с сосной сибирской по морфологическим, биологическим свойствам.
Укажите их ареалы.
7.Морфологические и биологические особенности кедрового стланика.
8.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение кедрового стланика.
9.Сравните сосну Веймунтова с сосной сибирской по морфологическим, биологическим свойствам. Укажите их ареалы.
10.Морфологические и биологические особенности ели обыкновенной.
11.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение ели обыкновенной.
12.Сравните ель сибирскую с елью обыкновенной по морфологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
13.Дайте сравнительную характеристику магнолий: крупноцветной и обратнояйцевидной.
14.Сравните ель таньшанскую с елью обыкновенной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
15.Сравните ель аянскую с елью обыкновенной по морфологическим, биологическим иэкологическим свойствам. Укажите их ареалы.
16.Морфологические и биологические особенности пихты сибирской.
17.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение пихты сибирской.
18.Дать сравнительную характеристику актинидий: многобрачной, коломикты и острой.
19.Сравните пихту белую ( гребенчатую) с пихтой сибирской по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.Укажите их ареалы.
20.Сравните пихту маньчжурскую с пихтой сахалинской. В чем их сходство и различия? Укажите их ареалы.
21.Морфологические и биологические особенности лиственницы сибирской.
22.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение лиственницы сибирской.
23.Сравните лиственницу Сукачева с лиственницей сибирской. В чем их сходство и различия? Укажите их ареалы.
24.Сравните лиственницы: Сибирскую и даурскую. В чем сходство и различия? Укажите их ареалы.
25.Морфологические и биологические особенности можжевельника обыкновенного.
26.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение можжевельника обыкновенного.
27.Сравните можжевельники: виргинский и обыкновенный по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
28.Сравните можжевельники: туркменский и казацкий по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
29.Морфологические и биологические особенности тиса ягодного.
30.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение тиса ягодного.
31.Сравните тис остроконечный с тисом ягодным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
32.Морфологические и биологические особенности ивы белой.
33.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение ивы белой.
34.Сравните ивы: ломкую и белую. В чем их сходство и различия? Укажите ареалы.
35.Дайте общую характеристику аралии маньчжурской.
36.Дайте сравнительную характеристику ив: шелюги красной и желтой. Укажите их ареалы.
37.Дайте сравнительную характеристику ив: пятитычиночной и трехтычиночной. Укажите их ареалы.
38.Ареал, экологические свойства и народнохозяйственное значение каштана посевного.
39.Дайте общую характеристику самшита вечнозеленого.
40.Морфологические и биологические особенности тополя белого.
41. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение тополя белого.
42.Дайте сравнительную характеристику тополей: черного и канадского. Укажите их ареалы.
43.Дайте сравнительную характеристику тополей: пирамидального и бальзамического. Укажите их ареалы.
44.Морфологические и биологические свойства осины.
45.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение осины.
46.Морфологические и биологические особенности ореха грецкого.
47.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение ореха грецкого.
48. .Сравните орехи: маньчжурский и грецкий по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
49.Дайте сравнительную характеристику рододендронов: даурского, кавказского и желтого.
50.Морфологические и биологические особенности дуба черешчатого.
51. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение дуба черешчатого.
52.Сравните дуб зимний с дубом летним по морфологическим, биологическим, экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
53. Дайте сравнительную характеристику дуба монгольского и черешчатого. Укажите их ареалы.
54.Дайте общую характеристику дуба красного. Укажите ареал.
55.Дайте общую характеристику дуба пробкового. Укажите ареал.
56.Морфологические и биологические свойства бука лесного.
57. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение бука лесного.
58. Дайте сравнительную характеристику бука лесного и восточного.
59.Морфологические и биологические особенности березы повислой (бородавчатой).
60.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение березы повислой (бородавчатой).
61.Сравните березы: пушистую и повислую по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
82.Дайте общую характеристику чубушника (жасмина садового).
83. Морфологические и биологические особенности груши обыкновенной.
84. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение груши обыкновенной.
85.Сравните грушу уссурийскую с обыкновенной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
86. Дайте сравнительную характеристику яблони: лесной и ягодной. Укажите их ареалы.
87. Морфологические и биологические особенности рябины обыкновенной.
88. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение рябины обыкновенной.
89. Дайте общую характеристику актинидии коломикта.
90. Дайте общую характеристику боярышника однопестичного.
91. Дайте общую характеристику ирги круглолистной.
92. Дайте сравнительную характеристику шиповников: коричного, собачьего и морщинистого.
93. Дайте сравнительную характеристику сливы: колючей (терна) и растопыренной (алычи)
94.Дайте характеристику вишни птичьей (черешни)
95. Дайте общую характеристику абрикоса обыкновенного.
96. Морфологические и биологические особенности черемухи обыкновенной.
97. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение черемухи обыкновенной.
98. Дайте сравнительную характеристику черемухи: виргинской и Мака.
99. Дайте сравнительную характеристику спирей: иволистной, дубравколистой и средней.
100. Морфологические и биологические особенности акации белой.
101. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение акации белой.
102. Дайте сравнительную характеристику акации желтой и ракитника русского. Укажите их ареалы.
103. Морфологические и биологические особенности бархата амурского.
104. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение бархата амурского.
105.Характеристика сумаха дубильного.
106.Характеристика скуспии.
107.Характеристика фисташки настоящей.
108. Дайте сравнительную характеристику бересклета: европейского и бородавчатого.
109. Морфологические и биологические особенности клена остролистного.
110. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение клена остролистного.
111.Сравните клен белый (ложноплатановый) с кленом остролистным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
112. Дайте сравнительную характеристику кленов: татарского и приречного (гиннила). Укажите их ареалы.
113. Дайте сравнительную характеристику кленов: полевого и остролистного. Укажите их ареалы.
114.Сравните клен ясенелистный с остролистным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
115. Дайте сравнительную характеристику крушину ольховидной и жестера слабительного.
116. Морфологические и биологические особенности липы мелколистной.
117. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение липы мелколистной.
118.Сравните липу крупнолистную с мелколистной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
119. Дайте сравнительную характеристику липы: маньчжурской и крупнолистной. Укажите их ареалы.
120. Морфологические и биологические особенности ясеня обыкновенного.
121. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение ясеня обыкновенного. 122. Дайте сравнительную характеристику ясеней: пушистого (пенсильванского) и зеленого (ланцетного)
123. Сравните ясень маньчжурский с ясенем обыкновенным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
Укажите их ареалы.
124. Дайте сравнительную характеристику сиреней: обыкновенной и амурской.
125. Дайте характеристику бирючины обыкновенной.
126. Дайте сравнительную характеристику жимолости: обыкновенной и татарской.
127. Дайте сравнительную характеристику калины: обыкновенной и черной (городовины)
128.Назовите деревья и кустарники, занесенные в Красную Книгу (из программных видов) и охраняемые в вашей облости. Как их можно размножать?
129. Дайте характеристику тамарикса (гребенщика).
130. Дайте сравнительную характеристику саксаула: белого и черного.
131. Дайте характеристику джузгуна.
132.Назовите общие морфологические и биологические свойства эквалиптов.
133.Назовите экологические свойства эквалиптов, их народнохозяйственное значение.
134.Что такое ареал? Назовите типы ареалов.
135.Что называется интродукцией, акклиматизацией, натурализацией и селекцией древесных растений? Какова роль интродукции и селекции.
136.Назовите признаки деревьев, как классифицируют деревью по высоте? Приведите примеры I, II, III величины.
137.Назовите признаки кустарников. Как классифицируют кустарники по высоте? Приведите примеры кустарников каждой группы.
138.Назовите хвойные интродуценты.
139. Назовите лиственные интродуценты.
140.Назовите деревья и кустарники, цветущие до распускания листьев. Укажите их использование в народном хозяйстве.
141.Назовите деревья, наиболее часто страдающие от заморозка в своем ареале.
142.Назовите деревья, наиболее часто страдающие от ветровалов, от буреломов. Объясните причину этих явлений.
143.Назовите древесные растения, у которых семена созревают на второй год. Охарактеризуйте их плоды или шишки.
144.Назовите древесные растения, пригодные для закрепления оврагов, склонов, гор, берегов рек.
145.Назовите древесные растения, растущие в условиях избыточного застойного увлажнения. Укажите их народнохозяйственное значение.
147.Назовите древесные растения, обогащающие почву азотом. Укажите их народнохозяйственное значение.
148.Назовите орехоносные деревья и кустарники. Укажите их ареалы и способы размножения.
189.Назовите древесные растения с целебными плодами. Охарактеризуйте их плоды и укажите способы распространения семян.
150.Назовите древесные растения – пионеры. Отметьте их экологические свойства.
151.Назовите насекомоопыляемые древесные растения. Укажите наиболее медоносные из них растения. Опишите признаки цветов насекомоопыляемых растений.
152.Назовите лекарственные древесные растения: с целебной корой, листьями, цветами. Укажите форму листьев этих растений.
153.Назовите древесные растения, способные переносить стрижку. Укажите их народнохозяйственное значение.
154.Назовите древесные растения, у которых на стволе или корнях появляются капы. Как они образуются и где их используют?
155.ЕНазовите деревья и кустарники, седержащие красящие вещества. Из каких частей растения добывают эти вещества и где их используют?
156.Какие древесные растения нельзя сажать вблизи полей и почему? Укажите их народнохозяйственное значение.
157.Назовите красноцветущие деревья и кустарники, используемые в озеленении. Укажите семейства, к которым они относятся.
158.Назовите дымо- и газоустойчивые деревья и кустарники, пригодные для озеленения промышленных городов.
159.Назовите древесные растения со сложными листьями. Укажите их народнохозяйственное значение.
160.Назовите лиственные деревья и кустарники с супротивно расположенными листьями. Укажите их народнохозяйственное значение.
161.Назовите растения – пробконосы. Укажите их ареалы и способы размножения.
162.Назовите древесные растения – гуттоносы. Укажите их ареалы, способы размножения и народнохозяйственное значение.
163.Назовите древесные растения богатые дубильными веществами. Укажите их ареалы и способы размножения.
164.Назовите древесные растения с сухими плодами. Укажите способы распространения плодов и семян.
165.Назовите деревья и кустарники с сочными съедобными плодами. Укажите способы распространения их семян в природе.
166. Назовите деревья – долгожители. Перечислите в порядке их долговечности, укажите предельные возраст. К каким семействам они относятся?
167.Назовите хвойные древесные растения:
а) с одиночной хвоей; б) с хвоей расположенной в пучках по 2;
в) с хвоей, расположенной в пучках по 5; г) с хвоей, расположенной в пучках более 5 штук; д) с мутовчато расположенной хвоей.
Укажите длину хвои и форму поперечного сечения.
168.Назовите древесные растения с мягкой древесиной. Где она используется?
169.Назовите древесные растения с твердой древесиной. Где она используется?
170.Назовите деревья с тонкой гладкой корой на стволе. Укажите окраску коры.
171.Назовите деревья с толстой корой. Укажите окраску и структуру коры.
172.Назовите древесные растения, растущие на засоленных почвах. Укажите семейства, к которым они относятся и их народнохозяйственное значение.
173.Назовите засухоустойчивые древесные растения, пригодные для степного и полезащитного лесоразведения. Укажите их народнохозяйственное значение.
174.Какие древесные растения нельзя сажать на улицах городов и почему? Укажите семейства, к которым они относятся и форму плодов.
175.У каких древесных растений используется древесина: а) для подводных сооружений; б) для музыкального инструментов; в) для спортивного инвентаря; г) для строительства.