kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. учебно-тематический план

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ В РАМКАХ ШКОЛЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. учебно-тематический план»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ

В РАМКАХ ШКОЛЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

  • процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;

  • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) для продвижения вперед.

При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения.

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания

тематических позиций, которые могут быть как:

  • точные - теоретические;

  • типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;

  • фрагменты из партий - различная игровая позиция;

  • этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

  • оперативной памяти;

  • оперативного мышления;

  • функции внимания;

  • восприятия;

  • оценочной функции.

Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • игровая деятельность;

  • конкурсы решения;

  • турнирная практика;

  • разбор партий;

  • работа с компьютером.

Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;

  • методические указания и методическое обеспечение программы;

  • сборники задач; • шахматная литература.


Первый год обучения

№ п/п

Тема занятия

Основные элементы содержания

Теория (кол-во)

Практика

1

Введение. Организационное занятие

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

1

-

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

1

-

3

Шахматы – спорт, наука, искусство

1

-

4

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

Линии на шахматной доске. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах, шахматная нотация. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат).

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции и план.

1

-

5-6

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

1

1

7-8

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

1

1

9-10

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

1

1

11-12

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

1

1

13-14

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

1

1

15-16

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

-

2

17-18

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

-

2

19-20

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

-

2

21

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

-

1


22

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

1

23-24

Простейшие схемы достижения матовых позиций

Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем, мат ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

1

1

25-26

Простейшие схемы достижения матовых позиций

1

1

27-28

Простейшие схемы достижения матовых позиций

1

1

29-30

Простейшие схемы достижения матовых позиций

1

1

31-32

Простейшие схемы достижения матовых позиций

-

2

33-34

Простейшие схемы достижения матовых позиций

-

2

35-36

Простейшие схемы достижения матовых позиций

-

2

37-38

Простейшие схемы достижения матовых позиций

-

2

39-40

Простейшие схемы достижения матовых позиций

-

2

41-42

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)


2

43-44

Тактика

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру. Нападение на фигуру устранением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Размен. Контрудар. Связка фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

1

1

45-46

Тактика

1

1

47-48

Тактика

1

1

49-50

Тактика

1

1

51-52

Тактика

1

1

53-54

Тактика

1

1

55-56

Тактика

-

2

57-58

Тактика

-

2

59-60

Тактика

-

2


61-62

Тактика


-

2

63-64

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

65-66

Эндшпиль

Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

1

1

67-68

Эндшпиль

1

1

69-70

Эндшпиль

1

1

71-72

Эндшпиль

1

1

73-74

Эндшпиль

1

1

75-76

Эндшпиль

1

1

77-78

Эндшпиль

1

1

79-80

Эндшпиль

1

1

81-82

Эндшпиль

-

2

83-84

Эндшпиль

-

2

85-86

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

87-88

Дебют

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Раннее развитие ферзя. Тренировочные партии.

1

1

89-90

Дебют

1

1

91-92

Дебют

1

1

93-94

Дебют

1

1

95-96

Дебют

1

1

97-98

Дебют

1

1

99-100

Дебют

-

2

101-102

Дебют

-

2

103-104

Дебют

-

2

105-106

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

107-108

Конкурсы по решению задач

Ознакомление с шахматными задачами, их решение, определение победителей.

1

1

109-110

Конкурсы по решению задач

1

1

111-112

Конкурсы по решению задач

1

1

113-114

Конкурсы по решению задач

1

1

115-116

Конкурсы по решению задач

1

1


117-118

Конкурсы по решению задач

Ознакомление с шахматными задачами, их решение, определение победителей.

1

1

119-120

Конкурсы по решению задач

-

2

121-122

Конкурсы по решению задач

-

2

123-124

Конкурсы по решению задач

-

2

125-126

Сеансы одновременной игры

Проведение преподавателем сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

-

2

127-128

Сеансы одновременной игры

-

2

129-130

Сеансы одновременной игры

-

2

131-132

Сеансы одновременной игры

-

2

133-134

Сеансы одновременной игры

-

2

135-136

Сеансы одновременной игры

-

2

137-138

Сеансы одновременной игры

-

2

139-140

Сеансы одновременной игры

-

2

141-142

Сеансы одновременной игры

-

2

143

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

1

144

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

1

-



Второй год обучения

№ п/п

Тема занятия

Основные элементы содержания

Теория (кол-во)

Практика

1

Введение. Организационное занятие

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

1

-

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

1

-

3-4

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

-

5

Шахматы – спорт, наука, искусство

1

-


6

Шахматная литература

Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии.

1

-

7

Шахматная литература

1

-

8

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

1

9-10

Тактика игры

Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов мира.

1

1

11-12

Тактика игры

1

1

13-14

Тактика игры

1

1

15-16

Тактика игры

1

1

17-18

Тактика игры

1

1

19-20

Тактика игры

1

1

21-22

Тактика игры

1

1

23-24

Тактика игры

1

1

25-26

Тактика игры

1

1

27-28

Тактика игры

1

1

29-30

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

31-32

Стратегия игры

Что такое стратегия и стратегический план. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.

1

1

33-34

Стратегия игры

1

1

35-36

Стратегия игры

1

1

37-38

Стратегия игры

1

1

39-40

Стратегия игры

1

1

41-42

Стратегия игры

1

1

43-44

Стратегия игры

1

1

45-46

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

47-48

Стратегия игры

Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за поля. Как активизировать собственные фигуры.

1

1

49-50

Стратегия игры

1

1

51-52

Стратегия игры

1

1

53-54

Стратегия игры

1

1

55-56

Стратегия игры

1

1


57-58

Стратегия игры


1

1

59-60

Стратегия игры

1

1

61-62

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

63-64

Эндшпиль

Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный король. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур.

1

1

65-66

Эндшпиль

1

1

67-68

Эндшпиль

1

1

69-70

Эндшпиль

1

1

71-72

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

73-74

Эндшпиль

Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

1

1

75-76

Эндшпиль

1

1

77-78

Эндшпиль

1

1

79-80

Эндшпиль

1

1

81-82

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

83-84

Дебют

План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание дебютов.

1

1

85-86

Дебют

1

1

87-88

Дебют

1

1

89-90

Дебют

-

2

91-92

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

93-94

Дебют

План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание дебютов.

1

1

95-96

Дебют

1

1

97-98

Дебют

1

1

99-100

Дебют

-

2

101-102

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

103-104

Шахматные компьютеры

Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.

1

1

105-106

Шахматные компьютеры

1

1

107-108

Конкурсы по решению задач

Определение победителей конкурсов.

-

2



109-110

Конкурсы по решению задач

Определение победителей конкурсов.

-

2

111-112

Конкурсы по решению задач

Определение победителей конкурсов.

-

2

113-114

Конкурсы по решению задач

Определение победителей конкурсов.

-

2

115-116

Конкурсы по решению задач

Определение победителей конкурсов.

-

2

117-118

Конкурсы по решению задач

Определение победителей конкурсов.

-

2

119-120

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

121-122

Сеансы одновременной игры

Проведение преподавателем сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

-

2

123-124

Сеансы одновременной игры

-

2

125-126

Сеансы одновременной игры

-

2

127-128

Сеансы одновременной игры

-

2

129-130

Сеансы одновременной игры

-

2

131-132

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

2

133-134

Индивидуальные занятия

Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.

-

2

135-136

Индивидуальные занятия

-

2

137-138

Индивидуальные занятия

-

2

139-140

Индивидуальные занятия

-

2

141-142

Индивидуальные занятия

-

2

143

Соревнования (турниры)

(по отдельному графику)

-

1

144

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

1

-



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Воробьев Алексей Владимирович

Дата: 23.04.2022

Номер свидетельства: 605531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства