Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. учебно-тематический план»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ
В РАМКАХ ШКОЛЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) для продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания
тематических позиций, которые могут быть как:
точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различная игровая позиция;
этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формыиметодыреализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средствареализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач; • шахматная литература.
Первый год обучения
№ п/п
Тема занятия
Основные элементы содержания
Теория (кол-во)
Практика
1
Введение. Организационное занятие
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
1
-
2
Шахматы – спорт, наука, искусство
История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
1
-
3
Шахматы – спорт, наука, искусство
1
-
4
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
Линии на шахматной доске. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах, шахматная нотация. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат).
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции и план.
1
-
5-6
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
1
1
7-8
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
1
1
9-10
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
1
1
11-12
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
1
1
13-14
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
1
1
15-16
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
-
2
17-18
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
-
2
19-20
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
-
2
21
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы
-
1
22
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
1
23-24
Простейшие схемы достижения матовых позиций
Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем, мат ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
1
1
25-26
Простейшие схемы достижения матовых позиций
1
1
27-28
Простейшие схемы достижения матовых позиций
1
1
29-30
Простейшие схемы достижения матовых позиций
1
1
31-32
Простейшие схемы достижения матовых позиций
-
2
33-34
Простейшие схемы достижения матовых позиций
-
2
35-36
Простейшие схемы достижения матовых позиций
-
2
37-38
Простейшие схемы достижения матовых позиций
-
2
39-40
Простейшие схемы достижения матовых позиций
-
2
41-42
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
2
43-44
Тактика
Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру. Нападение на фигуру устранением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Размен. Контрудар. Связка фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
1
1
45-46
Тактика
1
1
47-48
Тактика
1
1
49-50
Тактика
1
1
51-52
Тактика
1
1
53-54
Тактика
1
1
55-56
Тактика
-
2
57-58
Тактика
-
2
59-60
Тактика
-
2
61-62
Тактика
-
2
63-64
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
65-66
Эндшпиль
Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
1
1
67-68
Эндшпиль
1
1
69-70
Эндшпиль
1
1
71-72
Эндшпиль
1
1
73-74
Эндшпиль
1
1
75-76
Эндшпиль
1
1
77-78
Эндшпиль
1
1
79-80
Эндшпиль
1
1
81-82
Эндшпиль
-
2
83-84
Эндшпиль
-
2
85-86
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
87-88
Дебют
Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Раннее развитие ферзя. Тренировочные партии.
1
1
89-90
Дебют
1
1
91-92
Дебют
1
1
93-94
Дебют
1
1
95-96
Дебют
1
1
97-98
Дебют
1
1
99-100
Дебют
-
2
101-102
Дебют
-
2
103-104
Дебют
-
2
105-106
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
107-108
Конкурсы по решению задач
Ознакомление с шахматными задачами, их решение, определение победителей.
1
1
109-110
Конкурсы по решению задач
1
1
111-112
Конкурсы по решению задач
1
1
113-114
Конкурсы по решению задач
1
1
115-116
Конкурсы по решению задач
1
1
117-118
Конкурсы по решению задач
Ознакомление с шахматными задачами, их решение, определение победителей.
1
1
119-120
Конкурсы по решению задач
-
2
121-122
Конкурсы по решению задач
-
2
123-124
Конкурсы по решению задач
-
2
125-126
Сеансы одновременной игры
Проведение преподавателем сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
-
2
127-128
Сеансы одновременной игры
-
2
129-130
Сеансы одновременной игры
-
2
131-132
Сеансы одновременной игры
-
2
133-134
Сеансы одновременной игры
-
2
135-136
Сеансы одновременной игры
-
2
137-138
Сеансы одновременной игры
-
2
139-140
Сеансы одновременной игры
-
2
141-142
Сеансы одновременной игры
-
2
143
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
1
144
Итоговое занятие
Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
1
-
Второй год обучения
№ п/п
Тема занятия
Основные элементы содержания
Теория (кол-во)
Практика
1
Введение. Организационное занятие
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
1
-
2
Шахматы – спорт, наука, искусство
История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
1
-
3-4
Шахматы – спорт, наука, искусство
2
-
5
Шахматы – спорт, наука, искусство
1
-
6
Шахматная литература
Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии.
1
-
7
Шахматная литература
1
-
8
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
1
9-10
Тактика игры
Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов мира.
1
1
11-12
Тактика игры
1
1
13-14
Тактика игры
1
1
15-16
Тактика игры
1
1
17-18
Тактика игры
1
1
19-20
Тактика игры
1
1
21-22
Тактика игры
1
1
23-24
Тактика игры
1
1
25-26
Тактика игры
1
1
27-28
Тактика игры
1
1
29-30
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
31-32
Стратегия игры
Что такое стратегия и стратегический план. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.
1
1
33-34
Стратегия игры
1
1
35-36
Стратегия игры
1
1
37-38
Стратегия игры
1
1
39-40
Стратегия игры
1
1
41-42
Стратегия игры
1
1
43-44
Стратегия игры
1
1
45-46
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
47-48
Стратегия игры
Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за поля. Как активизировать собственные фигуры.
1
1
49-50
Стратегия игры
1
1
51-52
Стратегия игры
1
1
53-54
Стратегия игры
1
1
55-56
Стратегия игры
1
1
57-58
Стратегия игры
1
1
59-60
Стратегия игры
1
1
61-62
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
63-64
Эндшпиль
Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный король. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур.
1
1
65-66
Эндшпиль
1
1
67-68
Эндшпиль
1
1
69-70
Эндшпиль
1
1
71-72
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
73-74
Эндшпиль
Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
1
1
75-76
Эндшпиль
1
1
77-78
Эндшпиль
1
1
79-80
Эндшпиль
1
1
81-82
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
83-84
Дебют
План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание дебютов.
1
1
85-86
Дебют
1
1
87-88
Дебют
1
1
89-90
Дебют
-
2
91-92
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
93-94
Дебют
План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание дебютов.
1
1
95-96
Дебют
1
1
97-98
Дебют
1
1
99-100
Дебют
-
2
101-102
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
103-104
Шахматные компьютеры
Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.
1
1
105-106
Шахматные компьютеры
1
1
107-108
Конкурсы по решению задач
Определение победителей конкурсов.
-
2
109-110
Конкурсы по решению задач
Определение победителей конкурсов.
-
2
111-112
Конкурсы по решению задач
Определение победителей конкурсов.
-
2
113-114
Конкурсы по решению задач
Определение победителей конкурсов.
-
2
115-116
Конкурсы по решению задач
Определение победителей конкурсов.
-
2
117-118
Конкурсы по решению задач
Определение победителей конкурсов.
-
2
119-120
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
121-122
Сеансы одновременной игры
Проведение преподавателем сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
-
2
123-124
Сеансы одновременной игры
-
2
125-126
Сеансы одновременной игры
-
2
127-128
Сеансы одновременной игры
-
2
129-130
Сеансы одновременной игры
-
2
131-132
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
2
133-134
Индивидуальные занятия
Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.
-
2
135-136
Индивидуальные занятия
-
2
137-138
Индивидуальные занятия
-
2
139-140
Индивидуальные занятия
-
2
141-142
Индивидуальные занятия
-
2
143
Соревнования (турниры)
(по отдельному графику)
-
1
144
Итоговое занятие
Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.