kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показано как правильно составить ктп.Как им пользоваться и его помощь в работе преподавателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА»»

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»








Методическая разработка





«СОСТАВЛЕНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

ПЛАНА»





Подготовила:

Мастер производственного обученя

М.А.Салабай .








Белгород



СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланировать лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы).

Календарно-тематический план разрабатывается после утверждения рабочих учебных программ и используется на протяжении всех лет их действия. Естественно, что в него могут быть внесены определенные коррективы, вызванные развитием науки, техники, производства, а также изменениями в целевой подготовке специалистов.

При пересмотре календарно-тематических планов обращают внимание на следующие вопросы:

§   новые проблемы, которые решаются в той области науки или производства, с которыми связан данный учебный предмет, их значимость для подготовки специалиста, место в учебном предмете;

§   возможности улучшения профессиональной подготовки (пересмотр учебного материала, изменение характера заданий для: лабораторных и практических занятий, повышение качества отдельных элементов урока, улучшение организации внеаудиторной работы и т. д.);

§   возможности вновь созданных или приобретенных учебно-наглядных пособий, учебно-лабораторного оборудования и других средств обучения, которые могут частично изменить содержание и методы обучения, а следовательно, и содержание лабораторных, практических работ, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.

Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала», «Виды учебных занятий», «Наглядные пособия», «Задания на дом».

Может также измениться соотношение теоретических и практических занятий, как правило, для улучшения практической подготовки будущих специалистов.

У преподавателей иногда вызывает затруднения графа «Виды учебных занятий». В средних специальных учебных заведениях в планах указывают те виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования: лекция, урок, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия. Кроме того, в календарно-тематическом плане могут быть выделены типы уроков в соответствии с принятой в системе среднего специального образования классификацией: уроки изучения нового учебного материала, комбинированные, контрольно-учетные, учетно-обобщающие (см. №2.4 «Организационные формы обучения» настоящего пособия).

При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий. Проведенные исследования показали, что объемы самостоятельной работы в разных техникумах различны и неравномерны на разных курсах обучения. Так, в группах на базе 9 классов студенты I и II курсов заняты домашними заданиями больше, чем старшекурсники; содержание и характер заданий старшекурсников однообразны - чтение и пересказ учебного материала; мало заданий, направленных на формирование умений и навыков. Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в совокупности за семестр. Это дает возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать, насколько разнообразен характер заданий, в какой степени они направлены на формирование умений и навыков.

В календарно-тематическом плане предусматривается определение средств обучения. Совокупное планирование применения средств обучений позволяет проанализировать их разнообразие, место технических средств обучения в учебном процессе, заранее наметить план создания дидактических материалов. Такой план преподаватель составляет ежегодно, готовясь к новому учебному году, чтобы успеть подготовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответствующей темы.

учебных заведениях есть обычно либо учебно-методические комплексы, включающие в себя комплект дидактических материалов и учебно-наглядных пособий по темам предметов, либо карты оснащенности учебного процесса, находящиеся в учебных кабинетах. Ознакомившись с ними, преподаватель выявляет, каких учебных таблиц, слайдов, кинофрагментов, материалов для кодоскопа, производственных ситуаций для анализа, ситуационных задач, деловых игр, обучающих программ недостает, и намечает последовательность и сроки их изготовления, готовит эскизы пособий для изготовления.

3.2. СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланировать лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы).

Календарно-тематический план разрабатывается после утверждения рабочих учебных программ и используется на протяжении всех лет их действия. Естественно, что в него могут быть внесены определенные коррективы, вызванные развитием науки, техники, производства, а также изменениями в целевой подготовке специалистов.

При пересмотре календарно-тематических планов обращают внимание на следующие вопросы:

§   новые проблемы, которые решаются в той области науки или производства, с которыми связан данный учебный предмет, их значимость для подготовки специалиста, место в учебном предмете;

§   возможности улучшения профессиональной подготовки (пересмотр учебного материала, изменение характера заданий для: лабораторных и практических занятий, повышение качества отдельных элементов урока, улучшение организации внеаудиторной работы и т. д.);

§   возможности вновь созданных или приобретенных учебно-наглядных пособий, учебно-лабораторного оборудования и других средств обучения, которые могут частично изменить содержание и методы обучения, а следовательно, и содержание лабораторных, практических работ, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.

Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала», «Виды учебных занятий», «Наглядные пособия», «Задания на дом».

Может также измениться соотношение теоретических и практических занятий, как правило, для улучшения практической подготовки будущих специалистов.

У преподавателей иногда вызывает затруднения графа «Виды учебных занятий». В средних специальных учебных заведениях в планах указывают те виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования: лекция, урок, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия. Кроме того, в календарно-тематическом плане могут быть выделены типы уроков в соответствии с принятой в системе среднего специального образования классификацией: уроки изучения нового учебного материала, комбинированные, контрольно-учетные, учетно-обобщающие (см. №2.4 «Организационные формы обучения» настоящего пособия).

При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий. Проведенные исследования показали, что объемы самостоятельной работы в разных техникумах различны и неравномерны на разных курсах обучения. Так, в группах на базе 9 классов студенты I и II курсов заняты домашними заданиями больше, чем старшекурсники; содержание и характер заданий старшекурсников однообразны - чтение и пересказ учебного материала; мало заданий, направленных на формирование умений и навыков. Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в совокупности за семестр. Это дает возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать, насколько разнообразен характер заданий, в какой степени они направлены на формирование умений и навыков.

В календарно-тематическом плане предусматривается определение средств обучения. Совокупное планирование применения средств обучений позволяет проанализировать их разнообразие, место технических средств обучения в учебном процессе, заранее наметить план создания дидактических материалов. Такой план преподаватель составляет ежегодно, готовясь к новому учебному году, чтобы успеть подготовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответствующей темы.

учебных заведениях есть обычно либо учебно-методические комплексы, включающие в себя комплект дидактических материалов и учебно-наглядных пособий по темам предметов, либо карты оснащенности учебного процесса, находящиеся в учебных кабинетах. Ознакомившись с ними, преподаватель выявляет, каких учебных таблиц, слайдов, кинофрагментов, материалов для кодоскопа, производственных ситуаций для анализа, ситуационных задач, деловых игр, обучающих программ недостает, и намечает последовательность и сроки их изготовления, готовит эскизы пособий для изготовления.







РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.        Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М., 1987.

2.        Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. - М., 1995. - 44 с. (Пробл. сред.проф. образования: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 2).

3.        Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1990.

4.        Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

5.        Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекст-5 ный подход. -1991.

6.        Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях // Сб. науч. тр. - М.: НИИВШ, 1990.

7.        Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования / Л. Г. Семушина, Л. В. Зосимовский, В. И. Байдейко и др. - М., 1995. - 44 с. (Пробл. сред.проф. образования: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 1).

8.        Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

9.        Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. - Ростов н/Д,1997.

10.    Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. - М.: МГУП, 1999.

11.    Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988.

12.    Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА»

Автор: Салабай Марина Анатольевна.Титова Любовь Михайловна.

Дата: 09.01.2024

Номер свидетельства: 643748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства