kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционный маршрут сопровождения учащегося, состоящего на внутришкольном учёте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционный маршрут поможет учителям в составлении планов работы с детьми, состоящими на различных видах учёта

Просмотр содержимого документа
«Коррекционный маршрут сопровождения учащегося, состоящего на внутришкольном учёте»

УТВЕРЖДЕНО:

СОВЕТОМ ПРОФИЛАКТИКИ

от _________ прот. № ________


ДИРЕКТОР МБОУ «СШ №1»

_______________


КОРРЕКЦИОННЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ,

СОСТОЯЩЕГО НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ


п/п

Коррекционное мероприятие

Цель

1.

Методика социально-педагогического исследования:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

  • особенности развития двигательной сферы,

  • нарушения общей моторики,

  • особенности работоспособности,

  • координация движений.

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

  • внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное),

  • память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, механический),

  • мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ригидность мышления),

  • речь (грамотная, неграмотная, внятная, невнятная, богатый, бедный словарный запас),

  • воображение (развито, творческий подход к деятельности, слабо развито),

  • восприятие (форма, цвет, пространственное расположения предметов, времени),

  • любознательность (преобладающие интересы)

3. Особенности эмоционально-личностной сферы:

  • способность к волевому усилию (выполнение неинтересной работы, преодоление трудностей, упорство в достижении цели, самостоятельность),

  • преобладающие настроение,

  • внушаемость (подверженность чужому влиянию, ведомый),

  • аффективные вспышки (упрямство, легкомысленные поступки, постоянные пререкания, стремление обратить на себя внимание любым путем, бравирование угрозами самоубийства),

  • фобические реакции (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества, наказания, страшных снов, высоты, воды, огня, крови, уколов, боли),

  • Самооценка (правильно оценивать свои достоинства, недостатки, стремится стать лучше, излишне самокритичен),

  • Отношение к окружающим (общителен, участвует в делах коллектива, готов идти на помощь, уважительно относится к людям старшего поколения),

  • особенности поведения (положительные, отрицательные поступки, отношение к своим поступкам, как относится к педагогическим воздействиям, правонарушения, состоял ли на учете),

  • Вредные привычки.

4. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

  • Определение школьной мотивации (познавательный интерес, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников),

  • Успеваемость,

  • Отношение к учению («+», «-», нейтральное, равнодушное),

  • Интеллектуальные возможности (высокие, средние, низкие),


5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков: осведомленность в кругу бытовых понятий знаний о себе и окружающем мире (всестороннее, одностороннее развитие, начитан, грамотен, кругозор узкий, развитие не соответствует программе школы, с трудом усваивает общие понятия, новые знания),

6. Отношение к труду:

  • Выполнение общественных поручений (добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом),

  • Отношение к трудовым делам класса (принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается),

  • Отношение к общественному имуществу (бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества).

7. Социально-бытовые знания и умения:

  • Соблюдение гигиены, режима дня.

  • Бытовые навыки,

  • Культура поведения в общественных местах.

8. Направленность интересов:

  • Склонности (музыкальные, литературные, артистические, спортивные, интеллектуальные, художественные),

  • В каких кружках и секциях состоит (состоял)?

Собрать наиболее полную информацию о ребенке для выявления причин девиаций, постановки задач.

Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.


2.

Диагностика личности учащегося и его социальных связей:

  • Недописанный тезис,


  • Недостатки – продолжение достоинств,

  • Что я люблю? Что я не люблю?

  • Ранжирование


  • Фантастический выбор

  • Недописанное письмо

  • Анкета «Я и мои друзья»

  • Социометрия «Я и мой класс»


Позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

Выявление наиболее развитых черт характера.

Выявление жизненных ценностей.

Выявить предпочтения учащегося в значимости личностных качеств.

Позволяет определить потребности ребенка

Размышление о смысле жизни


Позволяет получить информацию о характере межличностных отношений в классе

3.

Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка:

  • Подавление



  • Вытеснение


  • Игнорирование


  • Санкционирование



  • Концентрация на положительном



  • Ситуация успеха


  • Высокая мотивация к сотрудничеству


  • Авансирование доверия (выполнение обещанного)


  • Социально-педагогическое внушение


Жесткое пресечение и ограничений действий и поступка ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку.

Устранение отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность.

Создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Для снятия неблагоприятного состояния с разрешением на проявление какого-либо состояния, отклоняющегося от социальных норм (грусть, апатия, скука).

Научить саморегуляции, самоконтролю, установление равновесия между внутренним состоянием и формами поведения.

Для обретения удовлетворенностью жизнью на данный момент.

Активизация стремления заявить о себе, как о значимой личности.

Поддержка подростка в глазах окружающих.


Психологическая поддержка.

4.

Положение в классном коллективе:

  • Позиция в коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный),

  • С кем из класса наиболее близок,

  • Взаимоотношение с одноклассниками (дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается),

  • Манера, стиль общения:

- доминантный (уверен в себе, стремится навязывать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебивать себя, нелегко признает свою неправоту);

- недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен),

  • Отношение к общественному мнению:

- активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания);

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет),

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведение),

- негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет),

  • С учителями:

- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями,

- грубость, хамство,

- бестактность,

- ложь,

- доброжелательность,

- полное взаимопонимание и т.д.

Помощь детям вступать в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты.

5.

Изучение особенностей социально- психологической атмосферы семьи и ее воспитательного потенциала:

  • Сбор сведений о родителях и др. членов семьи,

  • Посещение семьи (тип семьи, жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, отклонения поведения кого-то из членов семьи),

  • Cтиль отношений:

- попустительски-снисходительный;

- позиция круговой обороны;

- демонстративный;

-педантично-подозрительный;

- увещевательный;

-отстраненно-равнодушный;

- воспитание по типу «кумир в семье»;

- непоследовательный.

  • Характер взаимоотношений в семье:

- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные),

- между взрослым и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, бесконтрольность),

- положение ребенка в семье (соответствует норме, его интересы никого не касаются, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган, не уверен в себе, избегает общения с родителями, ощущает себя заброшенным, чувствует себя идолом, служит «яблоком раздора» для взрослых, каждым из которых стремится привлечь его на свою сторону),

- отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, авторитет родителей непререкаем, относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает разлад семье, тяготеет к одному из членов семьи).

  • Культурный уровень членов семьи: (наличие домашней библиотека, посещение к/р, театры, выставки, концерты, увлечения),

  • Воспитательный потенциал семьи:

- интерес родителей к литературе по воспитанию,

- отношение родителей к организации учебы, труда, свободного времени ребенка,

- осуществление контроля за ребенком, наличие у ребенка режима дня,

- единство требований к ребенку, форма поощрения и наказания,

- включение ребенка во «взрослые» заботы (информированность о трудностях и успехах взрослых на профессиональном поприще, участие в решении семейных проблем)

Собрать наиболее полную информацию о семейных взаимоотношениях и выяснить их влияние на развитие ребенка. Знакомство с условиями жизни в семье.

6.

Посещение семьи:

  • Обследование материально-бытовых условий учащихся


  • Посещение семьи учащихся 1 классов


  • Посещение опекаемых детей


  • Посещение учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки


  • Посещение учащихся уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин

  • Посещение учащихся, состоящих на разных формах учета.


  • Посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, а также требующих повышенного внимания со стороны школы.

  • Посещение учащихся, оставленных на осень, повторный год обучения.


Знакомство с социально-бытовыми условиями проживания детей, постановка на бесплатное питание нуждающихся.

Знакомство с социально-бытовыми условиями проживания семей, выявление социального неблагополучия.

Контроль за соблюдением гарантий прав ребенка.


Уведомление родителей, знакомство с условиями обучения ребенка


Выполнение Закона РФ «Об образовании»


Контроль за подростком, выполнение Закона РФ «Об образовании»

Контроль за семьей, условиями проживания ребенка


Оповещение родителей

7.

Творческое задание:

  1. «История моей семьи».

  2. «Семейные традиции».

  3. «Генеалогическое древо моей семьи».

4. «Придумываем герб моей семьи»

Повышение статуса семьи, родителей в глазах ребенка и общества: побудить ребенка к поиску интересных событий, хороших традиций своей семьи, рассказу о них.

8.

Профилактика негативных привычек:

  • Индивидуальные беседы.

  • Коррекционно-развивающие занятия.

  • Классные часы.

  • Проведение интерактивных игр (сотрудничество со службой профилактики хим. зависимостей г. Норильска).

  • Вовлечение в акции («Один день без наркотиков» и т.д.).

  • Беседы с родителями «Роль семейного общения в профилактике негативных привычек».

  • Цикл бесед на тему «В здоровом теле…»

1. Вредные привычки и как от них избавиться

2. Я умею ответить «НЕТ»

3. Гиподинамия в нашей жизни и ее последствия.

Становление у учащихся активно-отрицающей позиции по отношению к негативным привычкам.








Показать ребенку преимущества здорового образа жизни, преимущества возможностей человека без вредных привычек. Заинтересовать спортивными занятиями помимо уроков физической культуры.

9.

Психодиагностика уровня адаптации обучающихся 1, 5 классов:

  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

  • Групповые развивающие занятия.

  • Посещение уроков.

Определение уровня сформированности компонентов учебной деятельности, выявление детей группы риска.

10.

Наличие профессиональной направленности:

  • Диагностика склонностей и способностей в рамках профессионального самоопределения (9, 11 классы),

  • Изучение потребностей в рабочих местах для учащихся в летний период.

  • Проведение занятий «Мой выбор».

  • Участие в творческих конкурсах «Мир профессий».

Содействие социально-психологическому самоопределению учащимся, становлению коммуникативной компетентности.

11.

Консультирование:

  • Индивидуальное консультирование в решение актуальных проблем.

  • Семейное консультирование.

  • Консультирование классных руководителей и родителей по итогам диагностик.

  • Консультирование родителей учащихся, состоящих на разных формах учетах.

  • «Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми».

  • «Адаптация детей к классному коллективу».

  • «Взаимоотношения в коллективе».

  • «Преодоление трудностей в развитии и отклонении поведения».

Стили консультирования:

  • «внимающий»:

- закрытые,

- открытые вопросы,

- минимальное поощрение,

- парафраз,

- концентрация на чувствах,

- обобщение,

  • «влияющий»:

- указание.

- информативное сообщение,

- выражение собственных чувств,

- влиятельное обобщение,

- интерпретация.

12.

Права и обязанности учащегося:

1. Знакомство с Законом об образовании РФ

2. Знакомство со Школьным уставом

3. Разъяснительные беседы

Познакомить с требованиями к учащимся школы, соблюдение которых обеспечивает право на образование всех учеников школы; рассказать о службах, защищающих права учащегося, их местонахождении.

13.

Юридический «ликбез»:

Знакомство с основными законодательными документами, касающимися статуса ребенка, защиты его прав в Российской Федерации (Декларация прав ребенка, Конституция, Семейный кодекс, Административный кодекс, Жилищный кодекс, Кодекс законов о труде)

Обеспечивать понимание содержание статей; воспитывать гражданскую позицию учащегося

14.

Коррекция поведения:

  • Цикл бесед на тему: «Повседневная этика»:

1. Этика поведения

2. Этика дружеских отношений

3. Этика и этикет

4. Этика семейных отношений

5. Взрослые и дети

6. Этика гражданина

  • Обсуждение и оценка житейских событий и поступков.

  • Контроль за ролевым поведением.

  • «Нравственное закаливание» (упражнение в разных видах социально-ролевого поведения).

Использование в беседе ситуационных заданий даст возможность анализа и самоанализа поступков, спрогнозировать их последствия, выстроить линию поведения, предполагающую положительный результат.

Развитие навыков общения, адекватного поведения в конфликтных ситуациях.

15.

Способности:

1. «Мой добрый дом»

2. «Мой лучший друг»

3. «Любимый город»

4. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

5. «Моя любимая книга»

Выявлять творческие способности учащихся, побуждать их описывать свои умения понятно, ярко и образно, иллюстрировать создавать различные работы, которые потом демонстрируются на выставках и стендах школы.

16.

Коррекция социальных ценностей:

1. Тест на самооценку

2. Анализ понятий «добрый» - «злой» - «строгий».

3. Тренинг «Когда я стал учителем»

4. Творческое задание «Перевертыши» («перевести» и объяснить пословицы на определенную тематику)

5. Тренинг (группа) «Моя Родина (мой город, край, страна…)»

Дать возможность ребенку самостоятельно делать выводы о ложном и истинном, предложить привести собственные примеры, когда ложные понятия заменялись истинными, пояснить.

Обогащать знания детей русским народным творчеством, учить использовать в повседневном общении. Воспитывать чувство патриотизма

17.

Организация досуга через вовлечение в творческую деятельность школы:

1. Беседа о клубах, секциях, кружках, входящих в микросоциум МОУ «СОШ № 1». Выбор учащимся творческой деятельности.

2. Знакомство с руководителем выбранного вида деятельности, с результатами работы.

3. Постоянное посещение занятий, участие в творческих проектах.

4. Календарь будущего (составление плана на определенный период).

Показать ученику все творческие мастерские, относящиеся к школе, предложить выбор «по сердцу», поговорить с руководителем, детьми, занимающимися у него, рассмотреть работы детей, дипломы, полученные за них и т.д. Посетив несколько занятий ребенок получит возможность убедиться в правильном выборе деятельности, в доброжелательном настрое руководителя и товарищей, приступив к работе рассчитывать на компетентную помощь.

18.

Практический опыт активной жизненной позиции:

вовлечение в работу актива клуба (секции, кружка): привлечение к организационной работе, к рекламным акциям, к проведению традиционных мероприятий.

Постепенное расширение сферы активной деятельности:

Вовлечение в деятельность школьного актива

Получение положительного социального опыта в процессе участия в общественной жизни класса, школы. Приобретение опыта коммуникативного общения. Коррекция поведения в процессе общения со сверстниками. Обеспечение внеурочной занятости.

19.

«Вертикаль личностного роста»:

1. Тренинг «Мое будущее».

2. Психология «достигателя».

3. Мои успехи.

4. Оформление портфолио (по возможности).

Планировать и пристраивать свои поступки, ступени достижения цели (результата). Воспитывать целеустремленность

20.

Сотрудничество:

  1. Информация об успехах и достижениях учащегося для одноклассников (классный стенд).

  2. Информация об успехах учащегося для родителей.

  3. Информация об успехах учащегося в рамках города (СМИ).

  4. Материал в портфолио.

Повышать социальный статус учащегося среди учащихся, в семье, в микросоциуме.



Социальный педагог Н.А. Генералова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Коррекционный маршрут сопровождения учащегося, состоящего на внутришкольном учёте

Автор: Генералова Наталья Александровна

Дата: 18.05.2019

Номер свидетельства: 510820

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства