от _________ прот. № ________
№ п/п | Коррекционное мероприятие | Цель |
1. | Методика социально-педагогического исследования: 1. Физическое состояние и развитие ребенка: особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики, особенности работоспособности, координация движений. 2. Особенности и уровень развития познавательной сферы: внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное), память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, механический), мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ригидность мышления), речь (грамотная, неграмотная, внятная, невнятная, богатый, бедный словарный запас), воображение (развито, творческий подход к деятельности, слабо развито), восприятие (форма, цвет, пространственное расположения предметов, времени), любознательность (преобладающие интересы) 3. Особенности эмоционально-личностной сферы: способность к волевому усилию (выполнение неинтересной работы, преодоление трудностей, упорство в достижении цели, самостоятельность), преобладающие настроение, внушаемость (подверженность чужому влиянию, ведомый), аффективные вспышки (упрямство, легкомысленные поступки, постоянные пререкания, стремление обратить на себя внимание любым путем, бравирование угрозами самоубийства), фобические реакции (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества, наказания, страшных снов, высоты, воды, огня, крови, уколов, боли), Самооценка (правильно оценивать свои достоинства, недостатки, стремится стать лучше, излишне самокритичен), Отношение к окружающим (общителен, участвует в делах коллектива, готов идти на помощь, уважительно относится к людям старшего поколения), особенности поведения (положительные, отрицательные поступки, отношение к своим поступкам, как относится к педагогическим воздействиям, правонарушения, состоял ли на учете), Вредные привычки. 4. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: Определение школьной мотивации (познавательный интерес, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников), Успеваемость, Отношение к учению («+», «-», нейтральное, равнодушное), Интеллектуальные возможности (высокие, средние, низкие), 5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков: осведомленность в кругу бытовых понятий знаний о себе и окружающем мире (всестороннее, одностороннее развитие, начитан, грамотен, кругозор узкий, развитие не соответствует программе школы, с трудом усваивает общие понятия, новые знания), 6. Отношение к труду: Выполнение общественных поручений (добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом), Отношение к трудовым делам класса (принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается), Отношение к общественному имуществу (бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества). 7. Социально-бытовые знания и умения: 8. Направленность интересов: Склонности (музыкальные, литературные, артистические, спортивные, интеллектуальные, художественные), В каких кружках и секциях состоит (состоял)? | Собрать наиболее полную информацию о ребенке для выявления причин девиаций, постановки задач. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. |
2. | Диагностика личности учащегося и его социальных связей: | Позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка. Выявление наиболее развитых черт характера. Выявление жизненных ценностей. Выявить предпочтения учащегося в значимости личностных качеств. Позволяет определить потребности ребенка Размышление о смысле жизни Позволяет получить информацию о характере межличностных отношений в классе |
3. | Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка: | Жесткое пресечение и ограничений действий и поступка ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку. Устранение отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния. Для снятия неблагоприятного состояния с разрешением на проявление какого-либо состояния, отклоняющегося от социальных норм (грусть, апатия, скука). Научить саморегуляции, самоконтролю, установление равновесия между внутренним состоянием и формами поведения. Для обретения удовлетворенностью жизнью на данный момент. Активизация стремления заявить о себе, как о значимой личности. Поддержка подростка в глазах окружающих. Психологическая поддержка. |
4. | Положение в классном коллективе: Позиция в коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный), С кем из класса наиболее близок, Взаимоотношение с одноклассниками (дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается), Манера, стиль общения: - доминантный (уверен в себе, стремится навязывать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебивать себя, нелегко признает свою неправоту); - недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре); - экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим); - интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен), - активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания); - пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет), - безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведение), - негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет), - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями, - грубость, хамство, - бестактность, - ложь, - доброжелательность, - полное взаимопонимание и т.д. | Помощь детям вступать в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты. |
5. | Изучение особенностей социально- психологической атмосферы семьи и ее воспитательного потенциала: Сбор сведений о родителях и др. членов семьи, Посещение семьи (тип семьи, жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, отклонения поведения кого-то из членов семьи), Cтиль отношений: - попустительски-снисходительный; - позиция круговой обороны; - демонстративный; -педантично-подозрительный; - увещевательный; -отстраненно-равнодушный; - воспитание по типу «кумир в семье»; - непоследовательный. - между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные), - между взрослым и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, бесконтрольность), - положение ребенка в семье (соответствует норме, его интересы никого не касаются, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган, не уверен в себе, избегает общения с родителями, ощущает себя заброшенным, чувствует себя идолом, служит «яблоком раздора» для взрослых, каждым из которых стремится привлечь его на свою сторону), - отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, авторитет родителей непререкаем, относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает разлад семье, тяготеет к одному из членов семьи). Культурный уровень членов семьи: (наличие домашней библиотека, посещение к/р, театры, выставки, концерты, увлечения), Воспитательный потенциал семьи: - интерес родителей к литературе по воспитанию, - отношение родителей к организации учебы, труда, свободного времени ребенка, - осуществление контроля за ребенком, наличие у ребенка режима дня, - единство требований к ребенку, форма поощрения и наказания, - включение ребенка во «взрослые» заботы (информированность о трудностях и успехах взрослых на профессиональном поприще, участие в решении семейных проблем) | Собрать наиболее полную информацию о семейных взаимоотношениях и выяснить их влияние на развитие ребенка. Знакомство с условиями жизни в семье. |
6. | Посещение семьи: Посещение учащихся уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин Посещение учащихся, состоящих на разных формах учета. Посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, а также требующих повышенного внимания со стороны школы. Посещение учащихся, оставленных на осень, повторный год обучения. | Знакомство с социально-бытовыми условиями проживания детей, постановка на бесплатное питание нуждающихся. Знакомство с социально-бытовыми условиями проживания семей, выявление социального неблагополучия. Контроль за соблюдением гарантий прав ребенка. Уведомление родителей, знакомство с условиями обучения ребенка Выполнение Закона РФ «Об образовании» Контроль за подростком, выполнение Закона РФ «Об образовании» Контроль за семьей, условиями проживания ребенка Оповещение родителей |
7. | Творческое задание: «История моей семьи». «Семейные традиции». «Генеалогическое древо моей семьи». 4. «Придумываем герб моей семьи» | Повышение статуса семьи, родителей в глазах ребенка и общества: побудить ребенка к поиску интересных событий, хороших традиций своей семьи, рассказу о них. |
8. | Профилактика негативных привычек: Индивидуальные беседы. Коррекционно-развивающие занятия. Классные часы. Проведение интерактивных игр (сотрудничество со службой профилактики хим. зависимостей г. Норильска). Вовлечение в акции («Один день без наркотиков» и т.д.). Беседы с родителями «Роль семейного общения в профилактике негативных привычек». Цикл бесед на тему «В здоровом теле…» 1. Вредные привычки и как от них избавиться 2. Я умею ответить «НЕТ» 3. Гиподинамия в нашей жизни и ее последствия. | Становление у учащихся активно-отрицающей позиции по отношению к негативным привычкам. Показать ребенку преимущества здорового образа жизни, преимущества возможностей человека без вредных привычек. Заинтересовать спортивными занятиями помимо уроков физической культуры. |
9. | Психодиагностика уровня адаптации обучающихся 1, 5 классов: | Определение уровня сформированности компонентов учебной деятельности, выявление детей группы риска. |
10. | Наличие профессиональной направленности: Диагностика склонностей и способностей в рамках профессионального самоопределения (9, 11 классы), Изучение потребностей в рабочих местах для учащихся в летний период. Проведение занятий «Мой выбор». Участие в творческих конкурсах «Мир профессий». | Содействие социально-психологическому самоопределению учащимся, становлению коммуникативной компетентности. |
11. | Консультирование: Индивидуальное консультирование в решение актуальных проблем. Семейное консультирование. Консультирование классных руководителей и родителей по итогам диагностик. Консультирование родителей учащихся, состоящих на разных формах учетах. «Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми». «Адаптация детей к классному коллективу». «Взаимоотношения в коллективе». «Преодоление трудностей в развитии и отклонении поведения». | Стили консультирования: - закрытые, - открытые вопросы, - минимальное поощрение, - парафраз, - концентрация на чувствах, - обобщение, - указание. - информативное сообщение, - выражение собственных чувств, - влиятельное обобщение, - интерпретация. |
12. | Права и обязанности учащегося: 1. Знакомство с Законом об образовании РФ 2. Знакомство со Школьным уставом 3. Разъяснительные беседы | Познакомить с требованиями к учащимся школы, соблюдение которых обеспечивает право на образование всех учеников школы; рассказать о службах, защищающих права учащегося, их местонахождении. |
13. | Юридический «ликбез»: Знакомство с основными законодательными документами, касающимися статуса ребенка, защиты его прав в Российской Федерации (Декларация прав ребенка, Конституция, Семейный кодекс, Административный кодекс, Жилищный кодекс, Кодекс законов о труде) | Обеспечивать понимание содержание статей; воспитывать гражданскую позицию учащегося |
14. | Коррекция поведения: 1. Этика поведения 2. Этика дружеских отношений 3. Этика и этикет 4. Этика семейных отношений 5. Взрослые и дети 6. Этика гражданина Обсуждение и оценка житейских событий и поступков. Контроль за ролевым поведением. «Нравственное закаливание» (упражнение в разных видах социально-ролевого поведения). | Использование в беседе ситуационных заданий даст возможность анализа и самоанализа поступков, спрогнозировать их последствия, выстроить линию поведения, предполагающую положительный результат. Развитие навыков общения, адекватного поведения в конфликтных ситуациях. |
15. | Способности: 1. «Мой добрый дом» 2. «Мой лучший друг» 3. «Любимый город» 4. «Мы в ответе за тех, кого приручили» 5. «Моя любимая книга» | Выявлять творческие способности учащихся, побуждать их описывать свои умения понятно, ярко и образно, иллюстрировать создавать различные работы, которые потом демонстрируются на выставках и стендах школы. |
16. | Коррекция социальных ценностей: 1. Тест на самооценку 2. Анализ понятий «добрый» - «злой» - «строгий». 3. Тренинг «Когда я стал учителем» 4. Творческое задание «Перевертыши» («перевести» и объяснить пословицы на определенную тематику) 5. Тренинг (группа) «Моя Родина (мой город, край, страна…)» | Дать возможность ребенку самостоятельно делать выводы о ложном и истинном, предложить привести собственные примеры, когда ложные понятия заменялись истинными, пояснить. Обогащать знания детей русским народным творчеством, учить использовать в повседневном общении. Воспитывать чувство патриотизма |
17. | Организация досуга через вовлечение в творческую деятельность школы: 1. Беседа о клубах, секциях, кружках, входящих в микросоциум МОУ «СОШ № 1». Выбор учащимся творческой деятельности. 2. Знакомство с руководителем выбранного вида деятельности, с результатами работы. 3. Постоянное посещение занятий, участие в творческих проектах. 4. Календарь будущего (составление плана на определенный период). | Показать ученику все творческие мастерские, относящиеся к школе, предложить выбор «по сердцу», поговорить с руководителем, детьми, занимающимися у него, рассмотреть работы детей, дипломы, полученные за них и т.д. Посетив несколько занятий ребенок получит возможность убедиться в правильном выборе деятельности, в доброжелательном настрое руководителя и товарищей, приступив к работе рассчитывать на компетентную помощь. |
18. | Практический опыт активной жизненной позиции: вовлечение в работу актива клуба (секции, кружка): привлечение к организационной работе, к рекламным акциям, к проведению традиционных мероприятий. Постепенное расширение сферы активной деятельности: Вовлечение в деятельность школьного актива | Получение положительного социального опыта в процессе участия в общественной жизни класса, школы. Приобретение опыта коммуникативного общения. Коррекция поведения в процессе общения со сверстниками. Обеспечение внеурочной занятости. |
19. | «Вертикаль личностного роста»: 1. Тренинг «Мое будущее». 2. Психология «достигателя». 3. Мои успехи. 4. Оформление портфолио (по возможности). | Планировать и пристраивать свои поступки, ступени достижения цели (результата). Воспитывать целеустремленность |
20. | Сотрудничество: Информация об успехах и достижениях учащегося для одноклассников (классный стенд). Информация об успехах учащегося для родителей. Информация об успехах учащегося в рамках города (СМИ). Материал в портфолио. | Повышать социальный статус учащегося среди учащихся, в семье, в микросоциуме. |
Социальный педагог Н.А. Генералова