kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный мониторинг развития кадет как средство управления качеством образования в училище

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стаья о комплексном мониторинге развития кадет в условиях закрытого учебного заведения, об адаптивной образовательной модели из обучения, об управления качеством образования в училище через мониторинг

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный мониторинг развития кадет как средство управления качеством образования в училище»

ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище»



Старостина Наталья Анатольевна,

заведующий учебным отделом,

заместитель руководителя высшей

квалификационной категории


Комплексный мониторинг развития кадет как средство управления качеством образования в училище


Адаптивная образовательная модель — модернизированное общеобразовательное учреждение для детей со смешанными способностями.

Становление адаптивного обучения позволяет раскрыть сущность термина «качество образования» с позиций индивидуализации учебного процесса. Принимая за основу точку зрения М.М. Поташника о том, что «образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика», необходимо под качеством образования понимать индивидуальные достижения воспитанника.

Позволю себе напомнить еще одно высказывание Поташника. В своей книге «Управление качеством образования» он приводит такое определение: «Качество образования – это совокупная, комплексная, системная, целостная характеристика, включающая в себя, кроме качества обученности еще целую группу параметров». Имея на входе в адаптивную систему определенные данные на каждого кадета, мы учимся строить образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник на выходе приобрел те качества, которые помогут ему ориентироваться в сложнейшей социальной действительности. Он должен быть здоровым, образованным, социально-успешным. Это и есть критерии результативности образовательного процесса. Одним из основных критериев считаю уровень интеллектуального развития кадет и их изменения как показатель достижений в ходе обучения. Учет индивидуальных особенностей в свою очередь невозможен без организации комплексного мониторинга развития кадет под воздействием образовательного процесса.

Понятие «мониторинг» (лат. Моnitor – тот кто напоминает, предупреждает, англ. Моnitoring – осуществление контроля, слежения – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы). Это современное средство контроля с целью диагностики, которая по-другому позволяет взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Целью мониторинга является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в училище, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития. Таким образом, в образовательном учреждении, строящим адаптивную систему обучения, в качестве критериальной базы результативности учебного процесса могут выступать такие показатели, как уровень развития интеллектуальных способностей кадета, так и уровень его общекультурного развития (уровень образованности).

Уровень развития интеллектуальных способностей следует рассматривать как потенциальную предрасположенность ребенка к обучению, так как именно от качеств внимания, памяти и мышления зависит освоение учебного материала. И, наоборот, изменение в учебном материале, постоянное увеличение и усложнение информации неизбежно ведут к попыткам ее упорядочивания и систематизации. Следовательно, уровень интеллектуальных способностей и уровень образованности находятся в корреляционной зависимости и являются отличительными особенностями индивидуальности кадета. Показатели изменения этих двух уровней личностного развития ребенка в совокупности и предлагаю принять за характеристику качества образования. Мониторинг развития кадет включает в себя параллельные и независимые экспертизы.

С одной стороны - психологическое тестирование (параметры тестирования: внимание, память, мышление), а с другой стороны- педагогическое тестирование (параметры отслеживания: гностические умения, словарный запас, владение информацией в предметных областях, осведомленность об окружающем мире). Психологическое тестирование проводится по стандартизированным методикам, а педагогическое тестирование – по разработанной в училище методике, где заложены единые принципы и подходы. В основе педагогического тестирования лежит рейтинговая система оценки знаний.

В результате тестирования будут получены количественные показатели, которые являются объективной стандартизированной мерой уровня знаний. Качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.

Основными характеристиками тестов являются валидность и надежность. Валидность указывает, что тест измеряет и насколько хорошо он выполняет эту функцию. Под надежностью понимается устойчивость результатов тестирования при повторном контроле. Название тестов «вводный», «промежуточный», «тематический», «итоговый» указывают на системность контроля.

Проследим, как используются результаты мониторинга на разных уровнях управления.

Управление качеством образования осуществляется при помощи следующего механизма.

Параллельная психолого-педагогическая диагностика позволяет вовремя выявить пробелы, дает преподавателю четкие ориентиры в коррекции учебной работы по их устранению в рамках урочного времени или на индивидуально- групповых занятиях. Используя результаты психолого-педагогической диагностики, он составляет календарно-тематическое планирование, корректирует и анализирует урок по разработанной модели проектирования урока с адаптивных позиций. Результаты итогового тестирования (1 раз в конце года) доводятся до классного руководителя. Классный руководитель, имея результаты тестирования по основным предметам, делит кадет на группы. Таких групп три: низкая и ниже нормы, норма, выше нормы и высокая. Эти результаты сравниваются с пятью уровнями интеллектуальных способностей.

Результаты диагностического исследования первоначально заносятся в таблицу, а потом строятся отдельно графики уровня интеллектуального развития (в качестве потенциальных способностей кадет к обучению) и графики уровня обученности кадет. Методом наложения строятся графики соответствия уровня интеллектуальных способностей уровню обученности. Сравнительный анализ одних и тех же групп кадет проводится на разных этапах обучения, по каждому классу отдельно и сравнительно по параллелям. Эти материалы сначала передаются председателям предметно-методических комиссий для проведения мониторинга по параллелям и предметам. Затем заведующий учебным отделом анализирует эти данные с целью организации общего мониторинга кадет училища.

Полученная информация используется на всех уровнях управляющей системы для анализа, планирования, организации, коррекции и контроля.

Например, классный руководитель и заведующий учебным отделом разрабатывают систему внеурочной деятельности с учетом индивидуально-групповых особенностей кадет.

Руководители предметно - методических комиссий используют их при проведении олимпиад, ученических научно-практических конференций, предметных недель и т.п.

Методисты учебного отдела разрабатывает с учителями разноуровневые контрольные работы, тесты, новые технологии с целью совершенствования образовательного процесса, заместитель начальника училища по учебной работе и заведующий учебным отделом формируют профильные классы на третьей ступени обучения.

Психолог разрабатывает методические рекомендации по коррекции нарушений в развитии кадет.

Заместитель директора по учебной работе совместно с медицинским работником проводит сравнительный анализ уровня здоровья кадет в классах нормы и профильных классах.

Социальный педагог работает совместно с психологом для выявления ребят группы риска и проведения коррекционно-развивающих занятий. Они проводят мероприятия по формированию здорового образа жизни и собирают данные для мониторинга социальной успешности выпускников.

Начальник училища владеет всей перечисленной информацией и принимает управленческие решения по развитию образовательной системы и в частности ее материальной базы.

Планирование работы училища предлагаю осуществлять по блокам «Здоровье», «Воспитание», «Базовое образование», «Дополнительное образование», «Работа с кадрами», «Социально-психологические вопросы», «Обеспечение управления».

Один из основных показателей работы училища – качество образования. Он вычисляется как процент кадет, занимающихся на «4» и «5».

Внедрение адаптивных технологий образования, организация комплексного мониторинга развития обеспечивает более высокое умственное развитие кадет, а так же формирование мобильной социально-адаптивной личности за счет сохранения и развития ее потенциальных возможностей; здоровья, интеллекта, общего кругозора, коммуникативных навыков.


Литература


  1. Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы», Москва. Издательство «АСАDЕМА». 2001

  2. Личностно адаптированная система обучения // Педагогика . –

2003 . - № 7 . – С. 66-71

  1. Поташник М. Управление качеством образования на муниципальном уровне // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 56.

  2. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах // Народное образование. - 2002. - № 1. - С. 86, № 2. – С. 80.

  3. Шамова Т.И., ДовыденкоТ. М. «Управление образовательным процессом в адаптивной школе», Москва. Центр - «Педагогический поиск».

  4. Ямбург Е.А. Проектирование управляющей системы адаптивной школы (опыт школы №109 г.Москвы) // Проектирование систем внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений и терроториальных образовательных систем / под ред. А.М. Моисеева. – М., 2001. – с.251 – 265.

Тюмень, 2016г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старостина Наталья Анатольевна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства