Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Формирование профессиональных компетенций у обучающихся через систему самостоятельных работ на уроках спецдисциплин»»
ОГАПОУ
«Алексеевский агротехнический техникум»
Из опыта работы
«Формирование профессиональных компетенций у обучающихся через систему самостоятельных работ на уроках спецдисциплин»
Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, с другой - формы проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения. При выполнении студентом учебного задания, которое в конечном счете, приводит студента либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия
. уже полученных знаний.
Систему самостоятельных работ вполне можно использовать при изучении предмета «детали машин». При решении расчетных задач студентам предлагается сначала задача на расчет, а затем дается задания (РГ3) для самостоятельной работы. Студенты в процессе решения такой задачи повторяют весь материал по данной теме, выбирают основные формулы, необходимые для выполнения расчета, учатся использовать табличные данные.
Например: при выполнении РГ3: 'Рассчитать ведущий вал цилиндрического косозубого редуктора и проверить его усталостную прочность. 3аданны: передаваемая мощность Р=10кВт; угловая скорость Wl= 100рад/с (п1= 955мин-1); материал вала - нормализованная сталь 45 (δв= 616мПа, δт= 360 мПа); размеры шестерни d1 = 110мм, LCТ1= 80мм; угол наклона зубьев β=100; неуравновешенная составляющая силы, передаваемой муфтой. s=0,3Ft21. При выполнении задания, на расчет редуктора, студенты повторяют формулы момента силы, вспоминают понятия сил: радиальной,осевой, используют данные различных таблиц,
.
определяют расстояния между серединами подшипников, опорные
реакции в различных плоскостях и т.д.
Такие расчетно-графические задания формируют фундамент для прочного усвоения полученных знаний.
Методологической основой самостоятельной работы студентов является компетентностныйподход при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знания конкретной дисциплины.Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, разрешая которые, онипод руководством преподавателя активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода строиться в несколько хэтапов. На первых этапах обучения формируется способность к рефлексии и ориентировании в представляемом учебном материале, готовность к его осмысленному восприятию и оценке, осознанию целей обучения и практической значимости приобретаемой информации, проводить сравнительный анализ различных концепций.
Например: шпилька крепления головки блока цилиндров подвергается деформации кручения при её ввертывании в блок цилиндров контролируемым моментом Мк=24Н. Вместе с тем в процессе работы двигателя шпилька крепления головки блока цилиндров испытывает деформацию растяжения. Проблемная ситуация: какой из двух вариантов напряжения является более опасным, т.е. нужно установить при каком из этих двух вариантов нагрузки напряжения возникающие в ней будут более опасными.
Конкретно берем двигатель автомобиля ГА3 3307. Устанавливаем по технической характеристике этого двигателя Рз эффективное давление при такте расширения, dn - диаметр поршня.
Для данной проблемной ситуации существует две гипотезы:
Вероятность разрушения больше при действии скручивающего момента;
Вероятность разрушения принагрузке силой давления газов в момент расширения;
1 Доказательство (1) По условию прочности при кручении Ιk=Мк/WpIк]
Полярный момент сопротивления определяем по формуле Wр=пd3/16=
О.2dЗ
Где d- диаметр сечения шпильки. Определяем JK с допускаемым касательным напряжением [Ik] и определяем диаметр сечения шпильки.
2 Доказательство (2) Сила давления газов Fr =Рe х А; А=пd2/4; где dп - диаметр
поршня
Силу давления газов делим на 4 шпильки, получаем растягивающую силу на одну шпильку (F). Используя условия прочности на растяжение
F
δР - для детали 45ХН
АСЕЧ
[δ]= 192 Н /мм2(берем по таблице)
АСЕЧ =пd2m/4, где dШП – диаметр шпильки
Вывод. Профессиональная компетенция формирует специалиста как личность способную занять активную жизненную позицию. Преподаватель используя в своей работе проблемное обучение, различные виды самостоятельных работ имеет значительные возможности в подготовке профессиональных кадров, а это значит, что самостоятельные работы можнои надо использовать в преподавании спецпредметов.