Дополнительная образовательная программа элективного курса по французскому языку "Грамматист"
Дополнительная образовательная программа элективного курса по французскому языку "Грамматист"
Пояснительная записка
Концепция программы
Основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является программа, составленная в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей, изложенными в Письме Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г, № 06-1844, а также в соответствии с рекомендациями к деятельности объединений художественно-эстетического направления, изложенными в различных методических источниках. Данная программа разработана на основе «Примерной программы по французскому языку», рекомендованной Министерством образования РФ 2004г., методического письма о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта начального общего образования согласно приказу Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1312.
Программа предназначена для занятий с обучающимися 9 класса, желающими научиться лучше говорить по-французски, и направлена на более глубокое изучение школьниками раздела школьной программы «Французский язык». Знания и умения, приобретенные за период обучения, могут пригодиться и при выборе будущей профессии. В основе программы - изучение предмета по дополнительным учебным пособиям.
Основная цель программы:
способствовать формированию творческой и компетентной в области языкознания личности в процессе обучения французскому языку.
Цели обучения
В результате обучения французскому языку реализуются следующие цели:
формирование умений общения на французском языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения школьника; мотивации к дальнейшему овладению французским языком;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования французского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на французском языке;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием французского языка: знакомство школьников с миром французских сверстников, с французским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа элективного курса по французскому языку "Грамматист" »
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рекомендована УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор __________
Протокол № _____ сентября 2013 г.
от _____ сентября 2013 г.
Дополнительная образовательная программа
Обучения грамматике французского языка
«Грамматист»
для учащихся 9 класса
Срок обучения – 1 год
Составитель:
Драгун Людмила Ивановна,
учитель французского языка
г. Усинск
2013 г.
Пояснительная записка
Концепция программы
Основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является программа, составленная в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей, изложенными в Письме Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г, № 06-1844, а также в соответствии с рекомендациями к деятельности объединений художественно-эстетического направления, изложенными в различных методических источниках. Данная программа разработана на основе «Примерной программы по французскому языку», рекомендованной Министерством образования РФ 2004г., методического письма о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта начального общего образования согласно приказу Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1312.
Программа предназначена для занятий с обучающимися 9 класса, желающими научиться лучше говорить по-французски, и направлена на более глубокое изучение школьниками раздела школьной программы «Французский язык». Знания и умения, приобретенные за период обучения, могут пригодиться и при выборе будущей профессии. В основе программы - изучение предмета по дополнительным учебным пособиям.
Основная цель программы:
способствовать формированию творческой и компетентной в области языкознания личности в процессе обучения французскому языку.
Цели обучения
В результате обучения французскому языку реализуются следующие цели:
формирование умений общения на французском языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения школьника; мотивации к дальнейшему овладению французским языком;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования французского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на французском языке;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием французского языка: знакомство школьников с миром французских сверстников, с французским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
Основные задачи:
- повышение уровня компетентности детей в данной области;
- обучение видам речевой деятельности;
- обучение правильному выполнению заданий;
- формирование навыков применения знаний и умений в различных языковых ситуациях;
- формирование у обучающихся компетенций личностного самосовершенствования,формирование навыков самоконтроля и самоанализа, формирование потребности в выражении активной гражданской позиции.
Задачи обучения:
– развитие познавательного интереса, формирование и закрепление основных знаний, умений и навыков, формирование нравственных основ поведения.
- совершенствование умений и навыков, овладение специальной лексикой, выполнение авторских работ; приобретение навыков самоконтроля, самопознания, коммуникативности.
Характеристика программы
Тип программы – дополнительная программа.
Вид программы – модифицированная программа.
Направление – образовательное.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с подростками 14-16 лет, имеющими желание научиться лучше говорить по-французски и успешно сдавшими входящие зачетные требования вводного занятия по данной программе.
Для организации работы формируются группы из учащихся общеобразовательных школ. Количество занимающихся в группе – 10-15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часа.
Основные формы работы с обучающимися:
- групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному расписанию;
- воспитательная работа среди занимающихся (проводится как по плану воспитательных мероприятий объединения, так и в процессе занятий в группе).
Основные формы учета знаний и умений:
- зачет по основам знаний;
- зачет по практическому применению навыков.
Требования к образовательным результатам
Современное качество содержания образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Изучая программу «Говорим правильно по-французски», обучающийся постепенно сможет овладеть некоторыми соответствующими компетенциями,включающими его личностное отношение к ним как к предмету деятельности.
Компетентности
Значимые действия и умения
Предметные компетенции
- Владение определенным багажом знаний в данной области.
- Владение основными умениями и навыками.
- Представление практических работ.
Учебно-познавательные компетенции
- Владение знаниями и умениями, направленными на организацию целеполагания, на самооценку учебно-познавательной деятельности.
- Владение креативными навыками продуктивной деятельности в практике речи.
- Владение приемами действий в различных ситуациях, в том числе нестандартных.
Компетенции личностного
самосовершенствования
- Владение навыками самоконтроля и самоанализа.
- Владение навыками и умениями, связанными с основами безопасности жизнедеятельности.
- Наличие навыков активной жизненной позиции, направленной на саморазвитие и самореализацию.
- Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях.
- Наличие необходимых современному человеку личностных качеств: порядочности, ответственности, работоспособности,
коммуникабельности.
- Забота о сохранении своего здоровья.
Ценностно-смысловые компетенции
- Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Способность эффективно применять знания и умения в различных ситуациях (в том числе и нестандартных).
Информационные компетенции
- Умение добывания знаний, связанных с предметом деятельности, непосредственно с помощью методической литературы, Интернета, телепередач.
Социально-трудовые компетенции
- Владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения: умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате изучения учебного материала программы «Изучение французского языка» обучающиеся приобретут определенные знания, умения и навыки, в основе которых предусмотрено:
- владение основами терминологии в данной области;
- правильное выполнение основных видов деятельности;
- умение самостоятельно применять знания и умения в различных ситуациях; умение создавать собственные авторские работы;
- владение компетенциями личностного самосовершенствования: наличиенавыков самоконтроля и самоанализа, потребности в выражении активной гражданской позиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Говорим правильно по-французски»:
- зачет по основам знаний в области вязания крючком;
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Рабочая программа соответствует требованиям государственных стандартов, виду и типу образовательного учреждения и обеспечивает преемственность учебных программ по ступеням образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и рассчитана на применение широкого спектра учебно-методических материалов, а также имеющихся наглядных и технических средств обучения.
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Французский язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Изучение французского языка способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
В данной программе по французскому языку выделяются три содержательные линии: коммуникативные умения; языковые знания и навыки оперирования ими; социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения французским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Французский язык».
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Среди них: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычным словарем учебника.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих центр и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание
Предметное содержание речи 1 Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом/ квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья) –35% учебного времени.
Времена года, погода. Любимое время года.Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникула. Моя школа/ классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы. Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки). Речевые умения2
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться ; диалог-расспрос - уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы алфавита. Буквы с диакритическими знаками (accent aigu, accent grave, cedille, tréma). Апостроф. Буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков французского языка. Соблюдение норм произношения согласных и гласных звуков (отсутствие их смягчения, оглушения, редукции и т.д.). Долгота и краткость, открытость и закрытость гласных звуков. Правильное ударение в изолированном слове, ритмической группе, фразе. Членение предложений на смысловые ритмические группы. Фонетическое сцепление (liaison) и связывание (enchaînement) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двухстороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру франкоговорящих стран. Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (-ième, -ment, -eur, -euse, -teur, -trice), словосложение. Интернациональные слова: photo, télévision.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова comment, o`u, quand, pourquoi, qui, combien, вопросительные обороты est-ce que и qu’est-ce que. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Отрицательная части-ца ne…pas. Простые предложения с простым глагольным (Je vais à l’école.), составным именным (Ma famille est grande. Il est absent.) и составным глагольным (Je sais danser.) сказуемым. Безличные предложения (Il neige. Il fait beau.). Конструкции c’est, ce sont, il faut, il y a. Нераспространенные и распространенные предложения. Сложносочиненные предложения с союзом et.
Грамматические формы изъявительного наклонения (l’indicatif): présent, futur immédiat; passé composé. Особенности спряжения в présent глаголов I и II групп, наиболее частотных глаго-лов III группы (avoir, être, aller, faire). Форма passé composé наиболее распространенных регулярных глаголов (преимущественно рецептивно). Модальные глаголы (vouloir, pouvoir, devoir). Неопределенная форма глагола (l’infinitif). Повелительное наклонение регулярных глаголов (impératif).
Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным / неопределенным / частичным / слитным артиклем. Прилагательные мужского и женского рода, единственного и множественного числа. Согласование прилагательных с существительными. Личные местоимения в функции подлежащего. Указательные и притяжательные прилагательные. Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 10). Наиболее употребительные предлоги:`a, de, dans, sur, sous, près de, devant, derrière, contre, chez, avec, entre).
Требования к уровню подготовки обучающегося
В результате изучения французского языка обучающийся должен
знать/понимать
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
уметь
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями французского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
преодоления психологических барьеров в использовании французского языка как средства общения;
ознакомления с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на французском языке;
более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
Тематическоепланирование
I год обучения
1 занятие в неделю
Дата
Корректировка
№ занятия
Кол-во
занятий по теме
Темы по грамматике
13.09.13
2
1
1
-Повторение артиклей.
-Единственное и множественное число существительных.
20.09.13
2
2
1
-Активизация употребления числительных.
-Числительные больше 100.
27.09.13
2
3
1
-Спряжение глаголов I, II, III групп в настоящем, ближайшем и простом будущем времени.
-Систематизация грамматических навыков употребления спряжения глаголов во временах изъявительного наклонения.
1
2 Все речевые умения развиваются во взаимосвязи, но их удельный вес в учебно-воспитательном процессе различен: устная речь (говорение и аудирование) – 50%, чтение – 35%, письмо – 15% учебного времени.