Авторская программа по домоводству для глубоко умственно отсталых детей 5 -9 классов, находящихся на индивидуальном домашнем обучении.
Авторская программа по домоводству для глубоко умственно отсталых детей 5 -9 классов, находящихся на индивидуальном домашнем обучении.
Учитель-дефектолог индивидуального обучения при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а именно с глубоко умственно отсталыми, вынужден составлять свою программу, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Данная рабочая программа составлена с учетом опыта работы с данной категорией обучающихся, исходя из советов и желаний родителей учеников, которые находятся со своим ребенком-колясочником один на один всю свою жизнь, а также нормативные документы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по домоводству для глубоко умственно отсталых детей 5 -9 классов, находящихся на индивидуальном домашнем обучении. »
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа№10 VIIIвида»
Авторская программа по домоводству для глубоко умственно отсталых детей 5 -9 классов, находящихся на индивидуальном домашнем обучении.
Абашева Расима Сагитовна, учитель-дефектолог надомного обучения первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании методического совета Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10». Протокол№ 13 от 01.02 2014г.
Пояснительная записка.
В специальной коррекционной школе VIII вида на индивидуальном домашнем обучении занимаются учащиеся с глубокой умственной отсталостью с сочетанными дефектами развития.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью имеют стойкое, выраженное недоразвитие познавательной сферы, обусловленное диффузным поражением центральной нервной системы вследствие разнообразных вредностей, которые могли иметь воздействие на формирующийся мозг во внутриутробном периоде, природах, в раннем возрасте от 0 до 2 лет.
Глубокое нарушение интеллектуального развития сочетается с грубыми нарушениями работоспособности, нейродинамическими расстройствами, двигательными нарушениями, у некоторых обучающихся только частично сохранны двигательные функции, с ДЦП, с атрофированными верхними и нижними конечностями, которые вынуждены постоянно передвигаться и находиться в инвалидной коляске. Как правило у учащихся с глубокой умственной отсталостью игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная деятельности не сформированы из – за глубоких интеллектуальных нарушений, выраженных недостатком зрительного восприятия, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: зачастую не умеют мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, не могут самостоятельно надеть пальто, куртку, шапку, ботинки, зашнуровать и завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Обычно родители стремятся оградить своего ребенка от простейших видов домашнего труда из-за его моторной неловкости, неуклюжести, непонятливости. В настоящее время типовой программы по домоводству для таких детей не существует, реализация которая была бы доступной, простой и понятной каждому такому обучающемуся. Учитель-дефектолог индивидуального обучения при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а именно с глубоко умственно отсталыми, вынужден составлять свою программу, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Данная рабочая программа составлена с учетом опыта работы с данной категорией обучающихся, исходя из советов и желаний родителей учеников, которые находятся со своим ребенком-колясочником один на один всю свою жизнь, а также нормативные документы. Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МОРФ№ 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МОРФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ№ 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
Возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) .
Данная рабочая программа является частью общей программы по домоводству в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель рабочей программы «Домоводство» — формирование у учащихся с глубокой умственной отсталостью знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи – учить детей с ограниченными возможностями здоровья правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным самообслуживанием и с обслуживанием себя и членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, нормы этики в ближайшем (семейном) окружении.
Рабочая программа рассчитана на 3,5 часа ,по 1 часу в неделю в 5 классе, по 0,5 час в неделю в 6 , 7, 8 классах , по 1 часу в неделю в 9 классе.
Рабочая программа по домоводству предполагает 8 разделов:
Личная гигиена
семья
здоровье
домашняя аптека
здоровье и красота
правила этики
цветоводство
жилище.
В основе системы планирования этих разделов лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач развития речевых и нравственных навыков, который учитывает то, что глубоко умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Учащиеся должны знать и уметь:
• содержание и уход за городским и сельским жилищем (дачным домом);
• индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки;
• ремонтные работы в доме;
• одежда, обувь, белье; уход за ним;
• организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки;
• охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи;
• праздники в семье;
• правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ ДОМОВОДСТВО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ.
№
Раздел
Кол.часов
Темы
Кол.часов
Практическая работа
1
Вводное занятие.
1
Беседа о труде.
1
2
Мои руки не для скуки.
2
1. Подготовка рук для работы с использованием инструментов ручного труда.
2. Вырезание геометрических фигур – дидактический материал для уроков математики (квадраты, треугольники, кружочки, прямоугольники разных размеров).
1
1
Правильная посадка во время работы (положение рук, ног, корпуса).
Вызов экстренной помощи по телефонам (01, 02, 03, 04).
Сухая и влажная уборка пыли.
3
Техника безопасности при работе с электрическими и газовыми приборами.
1
Служба 112.
1
Правила техники безопасности при работе с электрическими и газовыми приборами.
4
Химия в быту.
6
1.Средства защиты от бытовых насекомых, от гнуса и техника безопасности работы с ними (дихлофос, карандаш «Машенька», «Тайга» и др.)
2. Средства для мытья и чистки посуды (губка, щетка, горчица, питьевая сода).
3.Применение удобрений для комнатных цветов.
2
2
2
Правила безопасности при применении химических средств защиты, удобрений.
5
Приготовление пищи.
6
1.Повторение и закрепление санитарных и гигиенических требований к приготовлению пищи.
2.Виды круп и их хранение.
3.Приготовление манной каши.
4.Хранение хлебобулочных изделий.
5.Работа с соленым тестом (панно, муляжи).
1
1
2
1
1
Правила пользования режущими инструментами. Правила безопасной работы при приготовлении пищи.
Изготовление панно, муляжа из соленого теста.
6
Кладовая солнца.
6
Работа в саду.
1.Пересаживание комнатных цветов.
2.Выращивание рассады огурцов, помидоров, цветов.
3.Знакомство с садовым инвентарем.
2
2
2
Правила техники безопасности при работе с садовым инвентарем.
Мытье рук после работы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ ДОМОВОДСТВО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ.
№
Раздел
Кол часов
Темы
Кол часов
Практическая работа
1
Личная гигиена.
7
1.Самостоятельное выполнение в необходимой последовательности этапов утреннего и вечернего туалета.
2.Правила пользования моющими средствами личной гигиены (мыло, шампунь).
3.Косметические средства (кремы для рук, лица, дезодоранты, духи, одеколон).
4.Профилактика простудных заболеваний.
5.Просушка намокшей одежды и ее чистка.
6.Уход за обувью (мытье, сушка, чистка кожаной обуви щеткой).
7.Мой внешний вид.
1
1
1
1
1
1
1
Сушка и чистка – домашней, школьной формы . верхней одежды, обуви.
Правильный уход за лицом и волосами.
Мытье, сушка, чистка кожаной обуви щеткой.
2
Уход за жилищем.
5
1.Утепление окон.
2.Уход за комнатными растениями (рекомендации).
3.Правила пользования техническими средствами (телевизор, телефон, холодильник, видео, музыкальный центр).
4.Вызов экстренной помощи (01, 02, 03, 04).
5.Раскрой кухонных занавесок в миниатюре.
1
1
1
1
1
Сухая и влажная уборка помещения.
Мытье полов.
3
Приготовление пищи.
9
1.Техника безопасности при работе со столовыми приборами (нож, вилка, терка) .
2.Элементарные правила поведения за столом
3.Сервировка стола к чаю(назначение и правила пользования предметами во время приема пищи).
4. Соблюдение санитарно-гигиенических правил на кухне.
5.Хранение продуктов (мясо, рыба, масло, хлеб).
6. Значение витаминов в питании, содержание их в употребляемой продукции.
7. Нарезка хлеба, чистка картофеля, овощей.
1
1
3
1
1
1
1
Правила пользования режущими инструментами.
Правила безопасности при приготовлении пищи, мытья посуды.
Правильно вести себя за столом.
Сервировка стола необходимыми приборами для приема пищи.
4
Выращивание рассады овощей, цветов.
6
Оформление газонов, посадка кустарниковых и уход за саженцами.
6
Правила безопасности при применении химических средств защиты растений, удобрений.
5
Книжкина больница.
2
Ремонт учебников .
2
Ремонт учебников в библиотеке.
Изготовление дидактического материала по математике.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ ДОМОВОДСТВО ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ.
№
Раздел
Кол часов
Темы
Кол часов
Практическая работа
1
Личная гигиена.
8
1.Выполнение утреннего и вечернего туалетов.
2.Типы кожи и соответствующие крема.
3.Типы волос и соответствующие шампуни, лак и гель для волос.
4.Антистатики.
2
2
2
2
Упражнения в протирании кожи лица. Подбор лосьона, отвара из трав. Нанесение крема, пудры с учетом состоянии кожи.
2.
Моя помощь школе.
1
Участие в озеленении класса и территории школы.
1
Подбор семян и комнатных цветов для школьного участка.
2
Уход за одеждой и обувью.
.
6
1.Вешалки, их назначение. 2.Способы хранения шерстяных и меховых изделий.
3.Способы хранения сезонной обуви.
2
2
2
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности при использовании порошка.
3
Ремонт одежды.
5
1.Подготовка белья и одежды к ремонту (стирка, глажение, подбор ремонтного материала) 2.Соединение краев разрыва ткани.
3.Пришивание пуговиц разного вида.
4.Наложение заплатки.
5.Раскрой по шаблону и пошив прихваток и др.
1
1
1
1
1
Стирка, глажение белья.
Подбор ремонтного материала.
Пошив прихваток.
4
Питание.
1
Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья.
1
Приготовление манной каши.
5
Охрана здоровья .
8
Помоги себе сам.
1.Применение местных трав при лечении:
а) кашля;
б) насморка;
в) небольших ран и трещин;
г) общеукрепляющие.
2.Проявление авитаминоза.
3.Роль лука и чеснока в профилактических целях.
4.Заваривание чая из трав (липа, зверобой, душица).
5.Приготовление яиц вкрутую.
6.Овощные салаты, бутерброды,
7.Оладьи.
8.Оформление блюд разными видами нарезок овощей.
1
1
1
1
1
1
1
1
Сбор с родителями лекарственных трав.
Правила пользования режущими инструментами.
Заваривание чая.
Нарезка кубиками овощей для салата.
Приготовление омлета.
6
Транспорт.
6
1.Назначение остановок и движение городского транспорта, виды городского транспорта.
2.Правила посадки и выхода, обход транспорта.
3.Мой маршрут: дом – школа – дом.
4.Правила поведения на транспорте.
5.Дорожные знаки.
6.Деловая игра с использованием макетов дорожных знаков.
1
1
1
1
1
1
Экскурсия на автобусную остановку или станцию.
Правила поведения в транспорте.
Изготовление дорожных знаков из картона.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ ДОМОВОДСТВО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ.
№
Раздел
Кол.час
Темы
Кол.час
Практическая работа
1
Ассортимент и назначение средств бытовой химии.
10
Из истории появления средств бытовой химии.
1.Стирка х/б, льняных тканей, моющие средства.
2.Стирка шерстяных, шелковых и синтетических тканей.
3.Универсальные моющие средства, знаки на тканях.
4.Отбеливание тканей, антистатическая обработка.
5.Выведение пятен различного происхождения (полезные советы).
6.Уход за мебелью (полезные советы).
7.Чистка и мытье оконных стекол и зеркал.
8.Полезные советы о средствах против замерзания оконных стекол.
9.Удаление накипи (практические занятия).
10.Чистка мытье и дезинфекция ванн, раковин, унитазов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Правила пользования режущими инструментами.
Правила безопасности при приготовлении пищи, мытья посуды.
Стирка одежды.
Мытье полов, чистка зеркал.
Чистка и мытье ванны.
2.
Цветоводство.
2
Цветы в доме
1. Сохранение букетов.
2. Защита от вредителей комнатных растений
1
1
Подбор семян и комнатных цветов для школьного участка.
2
Химия в огороде.
.
6
1.Химические средства защиты растений.
2.Стимуляторы роста, удобрения.
3.Писектициды , репеленты и др.
4.Борьба с бытовыми насекомыми.
5.Борьба с грызунами (полезные советы).
6.Средства защиты от гнуса.
1
1
1
1
1
1
Правила пользования химическими средствами.
Мытье рук с мылом после каждого пребывания в огороде.
3
Химия и личная гигиена.
3
1.Средства для ухода за кожей.
2.Уход за волосами (типы волос).
3.Уход за обувью.
1
1
1
Упражнения в протирании кожи лица, подбор лосьона, отвара из трав .нанесение крема, пудры с учетом состоянии кожи.
4
Ремонт одежды.
3
1.Штопанье. 2.Пришивание пуговиц (на ножке, без ножки).
3.Пришивание петель -воздушные петли.
1
1
1
Штопка носков.
Пришивание пуговиц на ножке.
Пришивание петель.
5
Техника безопасности при работе с эл/бытовыми приборами.
1
Замена перегоревших лампочек.
1
Меры предосторожности при работе с газовыми и с эл/бытовыми приборами .
6
Здоровье .
3
Помоги себе сам (по рекомендации врачей).
1.Лечение насморка.
2.Лечение кашля.
3.Без витаминов нет здоровья (проявление недостатков витаминов).
1
1
1
Заваривание настоев из трав.
Влажная уборка комнаты.
Проветривание.
7
Витамины на столе.
3
Посев и уход за зеленью.
1.Укроп, зеленый лук, петрушка.
2.Чистка картофеля и нарезка (нож, фигурные приспособления).
3.Лук – чистка, нарезка (репчатый, порей).
1
1
1
Посев зелени. Полив и прополка грядок в огороде.
Мелкая нарезка лука и укропа.
8
Приготовление и оформление салатов.
3
1.Морковный салат.
2.Свекольный салат.
3.Капустный салат.
1
1
1
Правила пользования режущими инструментами.
Правила безопасности при приготовлении пищи.
Мытье посуды с использованием химических моющих средств.
9
Первые и вторые блюда.
3
Приготовление бульонов.
Нарезка хлеба, хранение хлеба.
Бутерброды.
1
1
1
Приготовление бульонов.
Приготовление бутербродов.
Ожидаемые конечные результаты реализации рабочей программы.
Программа по домоводству для глубоко умственно отсталых детей обучающихся на индивидуальном домашнем обучении была написана и опробирована в течении 3 лет.
Программа постоянно дополнялась ,чтобы выбрать именно тот максимум знаний, умений и навыков, чтобы выпускать подготовленного к самостоятельной жизни и умеющего обслуживать себя ученика. Исходя из опыта работы можно сказать что эта рабочая программа является самой доступной для глубоко умственно отсталых , находящихся на индивидуальном домашнем обучении учащихся , позволяющая выпускать с хорошими результатами по обслуживанию себя учащихся. Все это видно на примере ученицы 6 класса индивидуального обучения на дому Фатыховой Кати.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося по предмету домоводство
ГБС(К)ОУ «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида» Фатыховой Екатерины Наилевны.
5 класс 6 класс
№ п/п
Формируемые навыки и умения
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
По предмету домоводство
1
Подготовка рук для работы с использованием инструментов ручного труда.
3
4
3.8
4.5
2
Правильная посадка во время работы (положение рук, ног, корпуса).
3.5
3.8
3.4
4.0
3
Работа с ножницами(разрезание, вырезание).
3
3.5
3.4
4.0
4
Привитие навыков соблюдения личной гигиены
3
3.6
3.5
4.0
5
Умение мытья рук, чистки зубов
3
3.7
3.6
4
6
Умение причесываться
2
2.5
2.4
3
7
Умение стирать мелкие вещи – белье, носки, платки.
2
2.8
2.5
3
8
Развивать знания и умения о необходимости смены одежды и обуви по сезону.
2.6
3
2.9
3.8
9
Раскрой и пошив сезонной одежды для куклы по шаблону.
3
3.9
3.9
4
10
Выполняет задание самостоятельно.
3
3.8
3.6
3.9
11
Выполняет изделие с частичной помощью учителя.
3
4
4
4
12
Придерживается плана при выполнении изделия.
2
2.9
2.9
3
13
Самостоятельно ориентируется на листе бумаги.
3
3.7
3.6
3.9
14
Несложные объемные изделия из бумаги.
3
3.8
3.8
4
15
Уборка квартиры (как правильно мести пол, протереть пыль, поливать цветы).
3
3.6
3.9
4
16
Кухня: последовательность в обработке овощей (картофель, лук, свекла, морковь).
2.8
3
2.8
3.6
17
Приготовление салатов из моркови, свеклы.
3
3.6
3.8
3.9
18
Вызов экстренной помощи по телефонам (01, 02, 03, 04).
2
2.6
2.8
3
19
Правила пользования техническими средствами (телевизор, видео, холодильник).
3
3.7
3.9
4
Итого
3.2
3.6
3.5
4
Предполагаемые конечные результаты реализации рабочей программы:
Коррекция личности умственно отсталого ребенка.
2.Формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя.
3. Успешная подготовка глубоко умственно отсталого ученика к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.
4. Внедрение в практическую деятельность доступных для глубоко умственно отсталых , находящихся на индивидуальном домашнем обучении учащихся, форм работы по домоводству.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривать вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделять повторению учебного материала.
В заключение хочется сказать, что каждый учащийся коррекционной школы должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в сфере самообслуживания. И я очень надеюсь , что данная программа поможет ему в этом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
4. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МОРФ№ 220/11-13 от 20.02.1999);
5. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МОРФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ№ 199/13 от 28.03.2002);
6.Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
7. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
Возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) .
9.«Программа для глубоко умственно-отсталых детей»,
Издательство «Москва» 1984г. Академия наук дефектологии.
10. «Справочник-лечебник»,
Пайков В.Л. доктор медицинских наук, профессор,
Санкт-Петербург РЕСПЕКС, 1998г.
11. «1000+1 совет хозяйке на кухне», Н.Лебедев., Минск ООО «Кузьма» 1999г.