Характеристика географического и социокультурного окружения
Село Орто-Сурт Горного улуса расположено на центральной Якутии, находится рядом
с федеральной дорогой «Вилюй». В селе имеется фельдшерско-акушерский пункт – 3 раб., детский сад – 21 раб., ОПС «Почта России» - 2 раб., ветеринарный пункт – 2 раб., центр досуга – 4 раб., сельская модельная библиотека – 2 раб., спортзал – 2 раб., чайное заведение- 2 (18 раб.), магазин –3 (11 раб)., филиал ГУП ЖКХ Горного улуса- 12 раб., маслоцех – 3 раб., администрация Маганинского наслега –14 раб., музей – 2 раб., АЗС – 2 (8 раб.), крестьянское хозяйство – 8, кадровые охотники – 5, индивидуальные предприниматели – 7, общественные организации - 5
В селе проживает 599 жителей, из них пенсионного возраста 130 человек, бюджетные работники – 94, рабочие – 102, учащиеся – 92, воспитанники ДОУ – 50, детей до 3-х лет – 45, студентов – 51, безработные – 35 человек, число хозяйств – 107, количество семей – 168 (малообеспеченные – 110, неполных семей – 27, неблагополучных семей нет
Этно-культурные показатели
Этнический состав населения:
якуты – 587
русские - 5
эвены- 7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маганинская средняя общеобразовательная школа им.С.И.Тимофеева-Кустуктаанап» является образовательным учреждением, реализующим программу среднего общего трехуровневого образования:
1-я ступень (уровень) – 1- 4 классы, 37 учащихся
2-я ступень (уровень) – 5- 9 классы, 42 учащихся
3-я ступень (уровень) – 10 -11 классы, 13 учащихся.
Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном
уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися.
В школе оборудован компьютерный класс, создана медиатека. Школа распо-
- проведение наслежных праздничных мероприятий трудовыми коллективами.
- конкурсы «Две звезды»
- акция милосердия для ветеранов тыла и труда, инвалидов, круглых сирот.
- мероприятия общественных организаций – родкомитета, женсовета «Кубэйэ», совета ветеранов «Алаьа», совета отцов «Аартык», объединение молодых матерей «Нарыйаана», молодежная организация «МЭДИРОС».
- выставки прикладного искусства:
- рукоделия – нац. шитье, изделия из меха, кожи, изделия из конной гривы, вышивка, макраме, бисероплетение;
Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий.
Анализ образовательных проблем.
Последние 4-5 лет наблюдается численность роста мальчиков, который свидетельствует об объективности выбранного нами проекта.
Диагностика учета численности учащихся на 5 лет
Поступление выпускников
2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.
МБОУ «Маганинская СОШ им. С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»
№
Учебный год
Количество выпускников
Поступили
ВУЗ
ССУЗ
Общий показатель поступления
%
Военная служба
в рядах РА
Другие причины
Количество
Показатель
%
Количество
Показатель
%
1
2008-2009
10
9
5
50
4
40
90
-
1-послеоперационный период
2
2009-2010
13
12
6
50
6
50
92,3
1
-
3
2010-2011
8
8
2
25
6
75
100
-
-
4
2011-2012
8
6
2
25
4
62,5
87,5
2
-
5
2012-2013
7
7
3
43
4
57
100
-
-
6
2013-2014
12
11
4
36,3
7
63,6
91,6
1
-
1.1 Определение различных жизненных проблем:
• Экологические – массовая вырубка лесов для отопления, затяжные дожди последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – затопляются сенокосные угодья, увеличиваются болота, топи, загрязняются водоемы, редкие леса и крупные лесные пожары.
• Социальные – безработица, частичная неплатежеспособность населения.
•Коммуникативные – удаленность от центра, ограниченное подключение населения к ресурсам Интернет сети создают проблему.
• Управленческие – нехватка кадров с современным менеджерским образованием.
• Семейные – увеличение неполных семей – матерей-одиночек - 26, отцов-одиночек – 1 против 141 полных семей.
• Духовные – отсутствие культуры здоровья, здорового образа жизни среди отдельной группы людей ведет к низкой мотивации к улучшению условий жизни.
Трудовые - с учетом пенсионного возраста механизаторов наслега нужны высококвалифицированные специалисты сельского хозяйства.
1.2 Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.
• Средний уровень подготовки выпускников к итоговой аттестации;
• Решение проблемы воспитания конкурентноспособной личности;
• Привитие традиционных трудовых навыков;
• Внедрение инновационных технологий в обучении;
• Выявление ранней одаренности, обеспечение участия одаренных детей в различных интернет – конкурсах, олимпиадах;
• Повышение уровня сотрудничества между учителем и родителем;
Повышение культурного уровня родителей;
1.3. Проблемы в образовательной области.
• средняя мотивация к получению качественного образования у обучающихся;
недостаточная подготовленность учителей в техническое образование;
• невозможность получения развитие технического направления в дополнительном образовании.
2. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения:
2.1. Запросы родителей (респондентов – 94):
Качественная подготовка к поступлению в ВУЗы и ССУЗы технического направления - 94
Доброжелательное отношение к ребенку - 94
Обеспечение безопасности детей - 94
Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности - 87
Помощь школы в решении воспитательных проблем- 85
Обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам (информатика, робототехника, конструирование)- 94
В связи с возрастанием численности мальчиков, повышение уровня технического образования -90
2.2. Итоги опроса общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега, начальников микрорайонов-туолбэ, руководителей предприятий, – (25 респондент):
• Воспитание организаторских способностей у учащихся, людей, способных организовать частные предприятия. - 15
• Умение применять на практике знания, полученные в школе - 7
• Подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село-18
• Внедрять в школу технические, экономические и юридические знания - 25
• Нехватка кадров для сервисных услуг (мастерских, слесарей, сварщиков) - 25
• Использование возможностей социума для привития трудовых навыков-15
• Подготовка кадров с высшим образованием – 15
• Ориентация на сельскохозяйственные профессии – 25
• Привитие трудовых и рационализаторских навыков – 25
• Воспитание активной жизненной позиции – 19
2.3. Итоги опроса учащихся школы (респондент – 55):
• Качественная подготовка к техническому направлению - 45
• Побольше кружков по интересам - 55
• Интересные мероприятия и конкурсы – 55
Выставки (технические, поделки из природных материалов) – 55
Экскурсии, походы и туризм - 55
2.4. Итоги опроса учителей (респондент – 25):
• Повышение материального, морального стимулирования труда педагога - 25
• Повышение познавательного интереса обучающихся - 25
• Воспитание добросовестного отношения, ответственности к делу - 25
• Создание условий для укрепления технического, нравственного, духовного развития обучающихся - 25
• Разработка программ развития по естественно - техническим направлениям - 25
• Усиление внутришкольного контроля за качеством образования -25
• Повышение уровня пед.всеобуча для родителей – 25
Повышение мастерства педагога с пользованием инновационных образовательных педагогических технологий – 25
3. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования:
3.1. Образовательные проблемы: жизненные проблемы, которые могут быть решены с помощью образования:
- успешное поступление в выбранные технические ВУЗ-ы, ССУЗ-ы;
- воспитание этических норм поведения в окружающем мире ,
- воспитание активной жизненной позиции, патриотов своего села;
- привитие технических и рационализаторских трудовых навыков;
- выбор оптимальной образовательной программы;
- разработать комплексный план развития по естественно-техническому направлению
- внедрение естественно-технического образования с привлечением образовательного, воспитательного потенциала социума;
3.2. Противоречия:
- недостаточность материально-технической базы школы;
- частичное снижение жизненного уровня значительной части населения;
- воспитание конкурентоспособной, морально и физически здоровой личности, устойчивой к разным жизненным ситуациям, способной адаптироваться и найти свой путь выживания и процветания в условиях глобальных финансово-экономических трудностей.