Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6-х классов коррекционной школы
Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6-х классов коррекционной школы
Данная программа составлена на 1 год. Обучающиеся продолжат работу по освоению материала занятий социально-бытовой ориентировки, опираяясь на ранее изученные в 5-м классе сведения. Базисный план по программе - 2 часа в неделю. Содержание программы имеет большую практическую наравленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6-х классов коррекционной школы »
Социально-бытовая ориентировка в 6 классе
Учитель: Ивако М. Н.
Учитель: Прилуцкая Н. П.
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения социально-бытовой ориентировки, которые определены программой.
Цель программы - практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи программы:
- систематизировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем социуме;
- учить организации труда, экономному и бережному отношению к продуктам, строгому соблюдению правил безопасности и гигиены труда, творческому отношению к домашнему труду, развитию обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, смекалки, фантазии, интереса к национальным традициям;
- практически ознакомить с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые придётся обращаться учащимся по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;
- формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, связи, медицинской помощи;
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры.
Коррекционная работа включает следующие направления:
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
• Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
• Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Адаптированная программа составлена таким образом, что изучаемый материал опирается на ранее усвоенные сведения, а также подготавливает детей к изучению последующих тем.
Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Обучающиеся должны продолжить знакомство с новым материалом по представленным в 5-м классе разделам и получить достаточно прочные знания по социально-бытовой ориентировке, которые позволят им адаптироваться в окружаемом мире и быть, насколько это возможно, самостоятельными.
Специальная задача предмета, социальная адаптация школьников с психическим недоразвитием, является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе работы на уроках социально-бытовой ориентировки у учащихся развивается речь, формируются практически значимые навыки, воспитывается самостоятельность и развивается интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать. Все это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.
Элементарный курс социально-бытовой ориентировки направлен на коррекцию высших психических функций, обучающихся с целью практической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.
Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки учащихся является урок.
Технологии обучения:
●перспективно-опережающее обучение
●проблемное обучение
●тестирование и программированные опросы
●создание занимательных ситуаций
●дифференцируемые задания
●познавательные игры
●информационно-коммуникативные технологии
●эвристические беседы
●работа со схемами-опорами
●самостоятельная работа
●личностно ориентированная коллективная творческая деятельность
●элементы технологии уровневой дифференциации
●элементы технологии коммуникативного обучения
●элементы технологии совместной продуктивной деятельности
●элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр
●практические методы учения
●технологии сотрудничества
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающихся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации
У детей идет формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и навыков ориентировки в социуме. Они учатся пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта, связи, медицинской помощи, учреждений и организаций. Вырабатывают морально-этические нормы поведения и навыки общения. Усваивают знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о культуре питания учатся следить за своим здоровьем и соблюдать гигиенические нормы. А также воспитывают в себе трудовую культуру, навыки безопасной работы.
При подборе учебного материала учитывалась мотивация изучения учебной дисциплины, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.
Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.
Базисный учебный план для 6А класса по программе - 2 часа в неделю, 68 часа в год.
В 2015-2016 учебном году: 68 часов.
Основное оборудование.
Доска • Столы • Стулья • Телевизор • Компьютер • Раздаточный дидактический материал • Таблицы • Мебель• Бытовая техника • Кухонная посуда и инструменты •. Столовая посуда •
Содержание школьного курса
уроков социально - бытовой ориентировки в 6А классе
3. Приготовление собственного блюда, составление рецепта.
4. Мытьё посуды с применением моющих средств.
Экскурсия
Выбор доброкачественных продуктов.
Планируемые результаты:
1. Уметь пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности.
2. Чтение рецептов и приготовление каш, омлета, картошки, запеканок.
3. Приготовление блюд без тепловой обработки.
4. Приготовление собственного блюда, составление рецепта.
5. Мытьё посуды с применением моющих средств.
Личная гигиена
1. Закаливание, правила приёма воздушных ванн, водных процедур, солнечных.
2.Уход за руками и ногами, профилактика грибковых заболеваний.
3. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ.
Практические работы
Уход за руками и ногами.
Выполнение утренней зарядки
Просмотр фильма о вреде алкоголя, курения.
Планируемые результаты:
1.Знать правила закаливания организма.
2.Знать правила личной гигиене.
3.Закаливать организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться испробовать наркотики, токсические вещества, папиросы, проявив силу воли, настойчивости.
4.Ухаживать за руками и ногами, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук и ногами.
1. Знать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при стирке, пользовании электронагревательными приборами.
2. Правила стирки из х/б, шёлковых тканей.
3. Стирать изделия из х/б, шёлка
4. Гладить изделия.
Семья
1. Место работы каждого члена семьи.
2. Права и обязанности каждого члена семьи.
Планируемые результаты:
1. Знать место работы, деятельность каждого члена семьи.
2. Знать, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семей.
3. Знать свои права и обязанности в семье.
Культура поведения
1. Поведение в общественных местах (кинотеатре, библиотеке, музее, дискотеке), способы ведения разговора со старшими.
2. Поведение при посещении массовых мероприятий.
Экскурсия
Посещение кинотеатра.
Планируемые результаты:
1.Знать правила поведения в общественных учреждениях.
2.Правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
3.Уметь культурно вести себя в театре, залах, музее, читальном зале, тактично и вежливо вести себя со сверстниками и старшими.
4.Правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
Жилище
1. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
2. Повседневная сухая и влажная уборка помещения. Использование в уборке пылесоса.
3. Уход за мебелью.
Практические работы
1. Уборка помещения с использованием пылесоса.
2. Чистка мягкой мебели
Экскурсия
Посещение магазинов мебели и бытовой химии.
Планируемые результаты:
1. Знать правила и последовательность сухой и влажной уборки
2.Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электроприборами
3.Чистить пылесосом ковры, батареи, чистить мебель, соблюдать технику безопасности с электропылесосом, кипятильником, химическими средствами.
Транспорт
1. Городской транспорт. Оплата на всех видах транспорта
2. рациональные маршруты передвижения от дома к школе.
3. Пригородные поезда, приобретение билетов.
Экскурсия
Знакомство с работой вокзала.
Планируемые результаты:
1.Знать основные транспортные средства и виды междугородного транспорта.
2.Порядок приобретения билетов и талонов, стоимость проезда на всех видах транспорта (разового, единого, проездного).
3.Уметь ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, автобусов.
4.Пользоваться кассой-автоматом при покупке билета на пригородные поезда.
Торговля
1. Магазины промышленных товаров (ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьные принадлежности, хозяйственные товары)
2. Специализированные товары
3. Порядок приобретения товаров, оплата. Хранение чека, возможность обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Экскурсии
1. Экскурсия в магазины. Знакомства с отделами, видами товаров, ценой, гарантийным сроком
2. Приобретение товара, проверка чека и сдачи
Планируемые результаты:
1.Знать виды магазинов, их отделы.
2.Знать правила поведения в магазине
3.Правила покупки товаров
4.Стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и т.д.)
5.Уметь выбрать нужный товар.
6. Выяснить срок гарантии.
7. Оплатить, проверить чек и сдачу.
8. Хранить чек в течение срока гарантии.
9. Вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя
Средства связи
1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефоны, компьютер). Их назначение.
2. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма)
3. Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением)
4. Порядок отправления письма. Стоимость пересылки.
5. Телеграф. Виды телеграмм. Тарифы.
Практические работы.
1.Написание адреса на конвертах, открытках «уведомления» и телеграмме.
2. Составление текста телеграмм.
Экскурсии
Знакомство с работой почты, телеграфа.
Планируемые результаты:
1. Знать основные виды связи.
2. Виды почтовых отправлений и их стоимость.
3. Находить в справочнике индекс предприятий связи и правильно записывать адрес.
4. Составлять тексты телеграмм и заполнять бланки.
Медицинская помощь
1. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная
2. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи.
3. Работники медицинской помощи: врачи, медсёстры, лаборанты, регистраторы, фармацевты.
4. Виды врачебной помощи: скорая помощь, амбулаторный приём, госпитализация.
5. Меры предостережения глистных заболеваний.
6. Аптека и ее назначение.
Экскурсии
Экскурсия в аптеку.
Планируемые результаты:
1.Знать виды медицинской помощи.
2.Функции основных врачей-специалистов.
3.Уметь вызывать врача на дом;
4. Приобретать лекарства в аптеке.
Учреждения и организации
1. Дошкольные учреждения
2. Экскурсия в Дом творчества
Планируемые результаты:
1. Уметь обращаться к работникам ДДТ.
2. Правильно вести себя на занятиях.
3. Соблюдать правила поведения в общественных местах.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Устав ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией В. В. Воронковой
Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, авторы Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова и др. издательство Владос, Москва – 2004г.
Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, авторы В. В. Воронкова, С. А. Казакова, издательство Владос, Москва – 2006 г.
Практический материал к урокам Социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, пособие для учителя, автор С. А. Львова, издательство Владос, 2005 г.
Учебно-тематическое планирование уроков по социально – бытовой ориентировке в 6А классе (68 ч)
Значение закаливание организма для общего состояния здоровья человека, способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных, водных, солнечных процедур, физических упражнений.
1
2.
Практическая работа: Выполнение физических упражнений - утренняя зарядка, принятие воздушных и солнечных ванн.
1
3.
Правила и приемы ухода за руками. Косметические средства по уходу за руками.
1
4.
Практическая работа: Уход за руками. (мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук)
1
5.
6.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения — контактные линзы, линзовые коррекционные очки, хирургическое вмешательство.
Практическая работа: Уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста
1
1
7.
Уход за ногами. Профилактика грибковых заболеваний.
1
8.
Практическая работа: Уход за ногами (мытьё ног, стрижка ногтей, уход за кожей ног).
1
Одежда
8ч.
1.
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Т/б при работе с колющимися, режущимися предметами.
1
1
2.
Практическая работа: Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде.
Личностные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.
1
Культура поведения
2ч.
1.
Правила поведения в общественных местах. Сюжетная игра «Посещение театра».
1
2.
Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
1
Жилище
6ч.
1.
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка помещения, использование в уборке пылесоса. Комнатные растения.