kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимоотношения "родитель-подросток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектная работа содержит оописание проблем, с которыми сталкивается подросток, при вступлении в пубертатный период, а также рекомендации по налаживанию взаимоотношений с подростками для учителей и родителй

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимоотношения "родитель-подросток"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Хабаровск «ШКОЛА МЧС»











«Взаимоотношения родитель-подросток»

Индивидуальный проект












Выполнила: Букреева Милана

кадет 9.2 взвода


Руководитель:

Казарова Ирина Александровна,

учитель химии







Хабаровск, 2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

  1. Особенности подросткового возраста……………………………………5

    1. Социально психологические особенности подросткового возраста......5

    2. Пубертатный период……………………………………………………...5

    3. Основные черты личности………………………………………………..7

  2. Взаимоотношения родителей с подростком……………………….…....9

Заключение………………………………………………………………..…….16

Список источников……………………………………………………………..17

Приложение…………………………………………………………………… 18































Введение


Психологическое состояние человека в разные периоды онтогенеза может иметь свои особенности. Внешние и внутренние факторы влияют на эмоциональное состояние и когнитивные способности. Особенно важны периоды гормональных перестроек, влияющие на развитие личности и психологические реакции. Именно в эти периоды часто возникает манифестация различных заболеваний. Подростковый возраст может быть показанием для работы с психологом в случае появления определенных симптомов, таких как: снижение самооценки или суицидальные мысли.

В подростковом возрасте проблема взаимоотношений с родителями актуальна. Дети растут, у них появляются проблемы, пусть они могут быть не сильно значимыми, но они есть, и им требуется поддержка от самых близких людей - родителей.

Именно в подростковом возрасте могут возникать проблемы в отношениях с окружающими людьми, в том числе со взрослыми и, в частности, с родителями.

Среди моих сверстников мною было проведено анкетирование с целью выяснения характера взаимоотношений с родителями. Вопросы анкеты приведены в приложении. Анкетирование проводила через Google формы сервис. В анкетировании приняло участие 25 человек. (Приложение 1 - графики по тексту).

В результате анкетирования мы выяснили, что 56% подростков считают их отношения с родителями хорошими, 20% считают, что они очень хорошие, также 20% считают их не очень хорошими, а 4% считают их плохими.

Выяснили, что 52% удовлетворены общением с родителями, 44% частично, 4% не удовлетворены.

44% могут доверить родителям свою тайну, 28% не могут, 28% могут, но не всегда.

У 52% на данный момент есть проблемы, а у 48% нет.

28% при принятии решения посоветуются с друзьями, 28% посоветуются с родителями, а 44% примут самостоятельно.

У 96% есть секреты от родителей, у 4 % нет.

56% родители доверяют, 40% доверяют не всегда, 4% не доверяют.

Таким образом, актуальность темы исследования и результаты анкетирования позволили мне определить

Цель работы:

Изучить характер взаимоотношений «родитель-подросток».

Задачи:

  1. Изучить особенности подросткового возраста.

  2. определить вероятные проблемы взаимоотношений родителей и подростков и их причины.

  3. Разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений родителей и подростков.

Теоретическая значимость - расширение представлений о проблеме исследования.

Практическая значимость проекта - разработка рекомендаций родителям и подросткам по улучшению взаимоотношений, возможность использования материала при проведении родительских собраний.

Методы исследования:

Теоретический - изучение литературных источников.

Практический – анкетирование, разработка методических рекомендаций.





1 глава. Особенности подросткового возраста.


В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;

  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью;

  • показная независимость граничит с ранимостью;

  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами. (3)


Пубертатный период.

Половым созреванием называют период физиологических изменений, характеризующихся подготовкой организма к выполнению репродуктивной функции. В более широком понимании пубертатом можно назвать взросление, поскольку именно на этот период приходится закладывание фундамента личности человека. Процессы физиологических и психологических изменений происходят параллельно из-за влияния гормонов и реакции подростка на собственное состояние. В среднем пубертат может начинаться в 11-13 лет и заканчиваться в 18-19 лет. У девочек половое созревание обычно начинается раньше.

Аспекты психологических особенностей пубертата могут зависеть от следующих факторов:

  • Наследственность. Признаки, передающиеся от родителей, влияют на развитие нервной системы.

  • Питание. Во время пубертатного периода организму требуется большое количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ для развития органов, включая головной мозг.

  • Влияние общества, включая взаимоотношение со сверстниками и родителями.

В период пубертата возникают резкие изменения телосложения. Мальчики и девочки обращают внимание на непропорциональное развитие тела, вроде длинных конечностей, сутулости и большой головы. Все эти временные особенности влияют на самооценку человека. При этом гормональный фон лишь усиливает влияние рефлексии на психику. У некоторых подростков эти факторы приводят к формированию стойких черт личности, вроде тревожности и избегающего поведения. В связи с этим важно начать работу с психологом как можно раньше.

Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств человека.

Основные черты личности в период пубертата

  • Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.

  • Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.

  • Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.

  • Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.

  • Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются в период пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.


Социально психологические особенности подросткового возраста.

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей. Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. (2)


Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.

Вывод: Подростковый возраст называют переходным, что в ряде случаев связано с процессами полового созревания. социальная ситуация развития определяет направление психического развития подростка.
























Глава 2. Взаимоотношения родителей с подростком.


Одной из ведущих проблем во взаимоотношениях подростков и взрослых является эмоциональная нестабильность подростков. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. В этом случае могут наблюдаться определенный поведенческие нарушения.(1)

Агрессия.

Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции. 

Фрустрационная теория агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению.

Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы.

Существует несколько внутрисемейных причин проявления агрессии:

— Гиперопека. В подростковом возрасте ребенок хочет, чтобы ему давали как можно больше свободы. Конечно не нужно пускать все на самотек, но и давить и опекать не нужно.

— Попытка привлечь к себе внимание. Мама и папа часто заняты на работе, а в подростковом возрасте совершенно по-другому ощущается чувство одиночества и ненужности.

— Переключение внимания, уход от проблем. Проблемы в школе, с учителями, конфликты дома, неумение выстраивать отношения со сверстниками, первая несчастная любовь? Простой способ переключиться (или переключить внимание другого человека на свое агрессивное поведение).

— Появление второго ребенка. Ревность.

— Насилие в семье, как физическое, так и психическое. Встречаются семьи, где все должно быть четко так, как говорит один из родителей, он использует авторитарный стиль воспитания, говорит, как стоит делать, как одеваться, куда поступать учиться, но не понимает, что ребенок достигший подросткового возраста может этого не хотеть.

— Нехватка/отсутствие денежных средств в семье. В подростковом возрасте ребенок особенно зависит от мнения окружающих, а отсутствие у него нового мобильного, красивых вещей и мощного компьютера, приводит к сильным внутренним конфликтам. Обратная сторона такой причины агрессии — богатство, которое сопровождается вседозволенностью, и также может провоцировать нарушения поведения. (1)

Чувство взрослости

Через чувство взрослости подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией — их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных неблагоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, самостоятельности.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность — в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.

Недовольство своим отражением в зеркале

Внешность становится эмоционально значимым фактором в жизни подростков. Переживаниями по поводу своей внешности нелегко поделиться, и особенно — с родителями. Ребенок отмалчивается, грустит или злится, срывается на каждое слово. Любое суждение о его внешнем виде может его ранить.

Характерные для этого возраста множественные угревые высыпания, жирные волосы, перхоть на одежде мешают полноценному общению подростка со сверстниками и снижают его самооценку.

Взаимоотношения родителей и подростка совсем непростые и переменчивые.

Вообще, проблем с подростком может и не быть. А вот трудности у самого подростка уже есть, и подчас они столь значительны (для него самого), что могут появиться мысли о суициде. Мысли, которые иногда приводят к прыжку с многоэтажки или вскрытым венам в теплой ванне…

Важно! Первое, что должны уяснить родители: ребенку в подростковом возрасте тяжело. Он может это тщательно скрывать, особенно если между подростком и взрослыми нет доверительных отношений. (2)

Что делает подросток, чтобы решить свои проблемы? Типичными способами

  • Погружении в интернет «с головой»;

  • Входом в новую компанию, зачастую полукриминальную или асоциальную;

  • Увлечении чем-то новым, интересным и непознанным, особенно если это идет вразрез с мнением старших бывших авторитетов;

  • Увлечении субкультурой.


А как родители реагируют на подростковые проблемы? Увы, но в массе своей не менее типично:

  • Отправить в кадетский корпус, военизированный лагерь, иную жестко иерархическую структуру;

  • Попытаться подавить личность подростка введением множества запретов;

  • Оказать меры психического или даже физического воздействия вплоть до насилия;

  • Отказаться от воспитания подростка с мыслью, что «само все образуется» или «это проблемы школы».

Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

В связи с этим возникает предположение, что поведение сына (дочери) с родителями и их поведение с друзьями слишком отличаются друг от друга, т. е. существует «двойная жизнь».

Бесспорно, такое двуличие негативно сказывается на развитии личности.

Вывод: Социальная ситуация развития в подростковом возрасте определяется основным новообразованием – возникновением чувства взрослости. Эмоциональная сфера подростка характеризуется «подростковым эмоциональным комплексом», который выражается в наличии перепадов настроения подростков в диапазоне полярных чувств. Для подросткового возраста характерны повышенная возбудимость, импульсивность и резкая смена настроений и переживаний.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно. Вот пример некоторых таких возможных путей решения проблемы.

Первый и самый важный пункт – это создание доверительных отношений между вами и вашим ребёнком.

Это базис, который не только сблизит вас с вашим сыном или дочерью, но и поможет ему или ей в дальнейшей жизни, придавая сил и уверенности в себе. Доверительные отношения остаются даже во время посторонних конфликтов, так как они доказаны временем и взаимовыгодны. Для того чтобы между вами взросли первые ростки доверия, необходимо научиться полагаться на ваших детей, верить в них, быть честными перед ними и минимизировать попытки любого открытого манипулирования.

Сотрудничество.

Наилучшим поведением в период, когда появляется напряжение между вами и подростком, будет сотрудничество и поиски компромисса. Не старайтесь во всём доказывать свою правоту, напирая на собственный опыт, возраст и социальный статус. Ваш ребёнок тоже хочет участвовать в принятии важных решений, связанных со своей судьбой и дальнейшим саморазвитием. Подарите ему возможность высказывать собственное мнение, не боясь быть обсмеянным. Вместе ищите пути решения и рассматривайте разные возможности. Сотрудничество распространяется не только на совместное принятие решений, но и на образование, на домашний быт и т.п. Обязанности по дому всегда можно обсудить и прийти к общему решению, так же, как и оценки в школе, новые хобби.

Уважайте личную свободу.

В этот сложный период любому подростку необходимы определённые личные свободы. Например, возможность общаться с теми людьми, которые ему интересны, возможность распоряжаться своим личным пространством так, как он этого хочет и т.п. Это не означает то, что подростку стоит позволять делать абсолютно всё, и если какие-то ваши взгляды на действия вашего сына или дочери радикально отличаются от тех, проявления которых вы видите, то вам стоит подумать о компромиссе. Главное – не давить на ребёнка собственным авторитетом, исходя только из личных желаний. Если подросток захотел научиться играть на электрогитаре и стал общаться с «нехорошей компанией», то это не значит, что его развитие идёт по кривой дорожке. Ребёнок ищет себя, и ему крайне необходима ваша поддержка и ваша мудрость. Обладание такими личными свободами, как своей комнатой, карманными деньгами, личным временем, ускоряет процесс становления самостоятельной личности.

Не будьте безразличными.

Безразличие – главный враг любых отношений. Избегайте безразличия и старайтесь проявлять интерес к тому, что происходит в жизни ваших детей, даже если с первого взгляда это не пробуждает у вас никакого любопытства. Хорошие взаимоотношения – это тяжёлая работа, которая требует многочисленных усилий, поэтому порой требуется перешагивать через свои желания для поддержания крепких семейных уз. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами.

Помимо понимания и уважения к себе, как к личности, каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям.

Не подавляйте сына или дочь своим авторитетом. Пусть они почувствуют себя личностями.

Убедите ребенка, что он может доверять вам, что вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации и его проблемы не кажутся вам смешными.

Как можно чаше проявляйте живую заинтересованность делами своего сына (дочери), чтобы он (а) постоянно чувствовали поддержку и заботу.

Воспитание подростка — это совместный труд педагога и родителей. Только тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива даст хороший результат в воспитательной работе.

Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте метод убеждения.

Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители больше других склонны бояться за своих детей. (3)

Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.

Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.










Заключение


Проработанный мною материал дает возможность поделиться своими знаниями с окружающими и помочь в установлении эффективных контактов, которые представлены в виде рекомендаций, изложенных выше. Чтобы не испытывать трудности в подростковом возрасте, и родителям, и подросткам, нужно точно знать, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх.




















Список источников.


                  1. https://www.plotnitskiy.com/blog/roditeli_i_podrostki

                  2. https://amakids.ru/about_us/blog/semya-i-otnosheniya/kak-naladit-vzaimootnosheniya-mezhdu-roditelyami-i-podrostkami/

                  3. http://pms-centr.spb.ru/materialy-spetsialistov/502-polozhenie-podrostka-v-seme-i-otnosheniya-s-roditelyami
























Приложение.


  1. https://docs.google.com/forms/d/1yAIXAldNZutxajJPFhu_Qlkc_PPS4lfHLRAAgE85rQ4/edit

https://docs.google.com/forms/d/15uahtsGK25ArKDVyNldBIsfXnyocxEFd7k2b-pjsS6U/edit

  1. Анкета:

Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

  1. Очень хорошими

  2. Хорошими

  3. Не очень хорошими

  4. Плохими

Удовлетворены ли Вы общением с родителями?

  1. Да

  2. Частично

  3. Нет

Можете ли вы доверить родителям свою тайну?

  1. Могу

  2. Не всегда

  3. Не могу

у вас есть проблемы в данный момент?

  1. Да

  2. Нет

При принятии важного для вас решения с кем вы посоветуетесь?

  1. С друзьями

  2. С родителями

  3. Приму решение самостоятельно

есть ли вы у вас секреты от родителей?

  1. Да

  2. Нет

Ваши родители вам доверяют?

  1. Да

  2. Не всегда

  3. Нет


  1. Результат анкетирования:

Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

Удовлетворены ли Вы общением с родителями?

Можете ли вы доверить родителям свою тайну?


у вас есть проблемы в данный момент?

При принятии важного для вас решения с кем вы посоветуетесь?

есть ли вы у вас секреты от родителей?


ваши родители вам доверяют?

24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимоотношения "родитель-подросток"

Автор: Букреева Милана, Казарова Ирина Александровна

Дата: 17.02.2023

Номер свидетельства: 625908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства