Воспитательное мероприятие "Этика и добропорядочность в нашей жизни"
Воспитательное мероприятие "Этика и добропорядочность в нашей жизни"
Воспитательное мероприятие "Этика и добропроядочность" направлено на формирование у учащихся понятий "этика" и "добропорядочность", воспитание у учащихся таких качеств, как "честность", "порядочность", "совестливость", "ответственность". Для активизации мыслительной деятельности учащихся организована самостоятельная работа по составлению кластеров, работа с пословицами, обсуждение различных ситуаций. В ходе мероприятия демонстрируется тематическая презентация. Данное мероприятие могут проводить социальные педагоги, классные руководители.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Этика и добропорядочность в нашей жизни"»
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 города Павлодара»
Воспитательное мероприятие
«Этика и добропорядочность в нашей жизни»
Составила: социальный педагог Тулебаева А.Д.
2021-2022 учебный год
«Этика и добропорядочность в нашей жизни»
Цель:
Формирование представлений об этике и добропорядочности и их значении в жизни человека.
Задачи:
1. Дать определение понятиям «этика», «добропорядочность».
2. Привить этические нормы общения и межличностных отношений, культуры поведения в обществе.
3. Показать значение добропорядочности и этики для формирования личности человека.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята!
Вы живёте среди многих людей и каждый день вам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые влияют не только на вас лично, но и на окружающих вас людей: родителей, одноклассников, друзей.
Иногда так трудно сделать выбор и принять правильное решение!
Задумывались ли вы, ребята, почему одни совершают добрые и честные поступки, а другие творят зло себе и окружающим? Как не совершать плохих поступков? Как стать добрее и лучше? Как научиться правильно общаться с окружающими?
Сегодня мы с постараемся найти ответы на эти вопросы.
Слайд 1 «Этика и добропорядочность в нашей жизни»
А помогут нам в этом такие понятия как «этика» и «добропорядочность», мы узнаем об их значении в нашей жизни.
Слайд 2 ЭТИКА – это наука, которая рассматривает все поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, наука о морали, о правилах порядочного, приличного, вежливого поведения человека с окружающими его людьми, о нравственных принципах и жизненных общечеловеческих ценностях. Основателем науки этики был древнегреческий ученый-философ Аристотель.
Вот что говорили об этике известные люди.
Слайд 3 Персидский философ, математик, поэт Омар Хайям писал:
«Не рождается зло от добра и обратно.
Различать их нам взгляд человеческий дан».
Слайд 4 Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой отмечал: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука - есть наука о том, как жить, делая как меньше зла, как можно больше добра».
Слайд 5 Вот что говорил об этике известныйпедагог Василий Александрович Сухомлинский: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»
На тему этики и взаимоотношений людей, о добре и зле есть много пословиц.
Предлагаю выполнить задание «Собрать пословицы из двух частей» и прочитать что получилось.
(Учащимся раздаются листы с пословицами, в которых пословицы разделены на две части и перемешаны. Надо правильно собрать пословицы из двух частей.) ЗАДАНИЕ «Собери пословицы из двух частей»
ПОСЛОВИЦЫ
На добрый привет
то и пожнёшь
Как мы к людям
добро и пожинать
Добро сеять
так и люди к нам.
Добрым быть
так и откликнется
Как аукнется
добрый ответ
Что посеешь
такую и самому пить.
Чего себе не хочешь
сам в неё попадёшь.
Какую другу чашу налил
того другому не желай.
Не рой другому яму
добрым и слыть
После выполнения читаем пословицы. Слайд 6
ПОСЛОВИЦЫ
На добрый привет
добрый ответ
Как мы к людям
так и люди к нам.
Добро сеять
добро и пожинать
Добрым быть
добрым и слыть
Как аукнется
так и откликнется
Что посеешь
то и пожнёшь
Чего себе не хочешь
того другому не желай.
Какую другу чашу налил
такую и самому пить.
Не рой другому яму
сам в неё попадёшь
Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, сделать нравственный выбор, учит людей жить в обществе, не мешая и не доставляя вреда друг другу, проявляя взаимоуважение.
Слайд 7 Существует золотое правило этики:
«ПОСТУПАЙТЕ С ДРУГИМИ ТАК,
КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ.»
А как любой из нас хочет, чтобы поступали с ним? Давайте поговорим об этом (ответы ребят, обсуждение).
Да, ребята, каждый человек хочет, чтобы к нему относились с уважением, по-доброму, оценивали его поступки и действия по совести, справедливо. Все люди хотят жить в обществе в мире и согласии, чтобы всем было хорошо и комфортно, чтобы окружающие соблюдали культуру и этику в общении и поведении, вели себя честно и добропорядочно.
А что такое «добропорядочность»? как вы понимаете это слово? Учащимся предлагается составить кластер (Реализация кластера).
Слайд 8 ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ – культурное, этически правильное поведение человека в обществе, основой которого является гуманное отношение к чувствам и поступкам человека, не теряя при этом честности и справедливости. Это последовательное соблюдение общепризнанных правил поведения, приоритет общественных интересов над личными, ответственность за последствие своих действий.
Слайд 9 Казахский философ-мыслитель, учёный, писатель, поэт Шакарим Кудайбердиев говорил такие слова о добропорядочности:
«Основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.»
Слайд 10 Пример добропорядочности в школьной жизни: когда учитель добросовестно обучает детей, а ученики честно учатся.
Ребята, выполните задание «Обсудите ситуации и ответьте по совести» (Учащимся раздаются отдельные листы, с описанием разных жизненных ситуаций).
ЗАДАНИЯ: ОБСУДИТЕ СИТУАЦИИ И ОТВЕТЬТЕ ПО СОВЕСТИ
1.Друг пригласил Вас в гости. Вы не хотите идти, но у Вас нет повода отказаться. Скажете ли Вы: «Я бы с удовольствием пошел, но у меня сильно болит голова»?
2.Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернете ли Вы их?
3.Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-Вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам нравится?
4.Вы обещали провести субботний вечер с друзьями. Но за несколько часов до этого кто-то другой приглашает пойти на мероприятие, которое Вам очень нравится. Скажете ли Вы друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы использовать время по своему желанию, а не обещанию?
5.Вы хотите задержаться у друга и прийти домой позже, чем просили родители. «Я просто скажу им, что автобусы плохо ходят, и мы застряли в пробке. Они всегда верят мне, и я ведь не собираюсь делать ничего плохого, просто им так будет спокойнее»
6. «Я расскажу подруге Вере о проблемах другой подруги Тани. А что в этом плохого? Может она и сама уже рассказала».
- «Я расскажу другу Мише о проблемах другого друга Марата. А что в этом плохого? Может он и сам уже рассказал».
7.Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив ее, или попытаетесь найти хозяина.
Слайд 11Добропорядочность - проявляется, когда поступаешь правильно, даже когда никто не смотрит.
Чему нас учат этика и добропорядочность?
Задание «Выберите из предложенных высказываний соответствующие понятиям «этика» и «добропорядочность» (учащимся предлагаются бланки с высказываниями (отдельные листы)
ЭТИКА:
- СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
- ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ОНИ ЗАСЛУЖИВАЮТ
- ПРОЯВЛЯТЬ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ
- ВЕСТИ СЕБЯ КУЛЬТУРНО ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, А ДОМА НЕОБЯЗАТЕЛЬНО
- ПОСТУПАТЬ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧУ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ КО МНЕ
- ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ МОЖНО СОБЛЮДАТЬ ПО-РАЗНОМУ
- СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ
- НАУЧИТЬСЯ САМОКОНТРОЛЮ
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ:
- СТАВИТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ НА ПЕРВОЕ МЕСТО
- БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ
- ПОСТУПАТЬ ПО СОВЕСТИ
- ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ТОЛЬКО В СВОЮ ПОЛЬЗУ
- УВАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ
- БЫТЬ ДОБРОСОВЕСТНЫМ
- ПОСТУПАТЬ СОГЛАСНО СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ
- ЕСЛИ НИКТО НЕ ВИДИТ, МОЖНО И НЕ СТАРАТЬСЯ
- БЫТЬ ЧЕСТНЫМ С САМИМ
СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМИ
Слайд 12 Чему учат «этика» и «добропорядочность»
ЭТИКА:
- СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
- ПРОЯВЛЯТЬ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ
- ПОСТУПАТЬ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧУ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ КО МНЕ
- СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ
- НАУЧИТЬСЯ САМОКОНТРОЛЮ
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ:
- БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ
- ПОСТУПАТЬ ПО СОВЕСТИ
- УВАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ
- БЫТЬ ДОБРОСОВЕСТНЫМ
- БЫТЬ ЧЕСТНЫМ С САМИМ
СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМИ
Рефлексия. Работа с сигнальными карточками (разноцветные листы в виде ладони):
- зелёная «Мне было интересно, я узнал(а) много полезного и нового»;
- жёлтая - «Достаточно интересно, я принимал(а) участие…»;
- красная «Пользы я получил(а) мало, не очень понял(а) о чём шла речь.
Ребята, вы - подрастающее поколение, которое делает свои первые шаги в обществе, учится жить и взаимодействовать с окружающими людьми. Этика и добропорядочность играют большую роль в становлении вашей личности. Знание этики поведения, культуры общения, основ добропорядочности поможет научиться делать нравственный выбор и принимать решения, не причиняя вред другим, совершать справедливые и добрые поступки.
Желаю вам найти в жизни правильный путь и вырасти достойными людьми.