Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»
Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»
Тема: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы
(1831-1895)
14 ДЕКАБРЯ - 177 лет со дня рождения Акмуллы, башкирского
поэта – просветителя
Акмулла – Белый мулла, светлый, Учитель, так нарекли в народе башкирского поэта.
Цель: - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством великого башкирского поэта и просвятителя;
- показать через его стихи нравственные силы воспитания, мудрость;
Оборудование: портрет М.Акмуллы, на доске лозунг «учитесь делать из себя людей, и только в этом ваше оправдвнье».
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюрские народы. Он не только в совершенстве владел старотюрским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.
Даже те народы средней Азии, на земле которых Акмулле никогда не приходилось бывать, считают его близким себе поэтом и мудрецом. Профессор А.И.Харисов, много сделавший для изучения творчества и биографии Акмуллы, называл его первым башкирским поэтом после Салавата Юлаева, который до конца проникся болью и духом своего народа и обратился к нему с проникновенными словами.
Мифтахетдин Акмулла стоит особняком и в смысле социального положения, и сферы своей деятельности, и по величине своего таланта. Никто не был так близок к народу, как Акмулла, нерасторжим от него, слит с ним воедино. Это был истинно народный сэсэн – поэт – импровизатор, мудрец, наставник. И в то же время его нельзя ставить в один ряд с другими известнейшими сэсэнами. Дело в том, что Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим арабским и персидским языками: это был философ, имеющий свою законченную концепцию жизни, свои твердо установившиеся взгляды на многие стороны общественного бытия. Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь поэта- труженика, поэта- борца.Его жизненный и творческий путь – это прекрасный пример беззаветного служения народу, служение общественному прогрессу.
2. Основная часть.
Рассказ ученика о биографических сведения поэта.
Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 27 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево бывшей Куль-иль-минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии, в состав который входила тогда Башкирия. В семье муллы Камалетдина Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево Миякинского района Башкортостана). Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указанным муллой Мухтасипом Ишкужина Ишбулдиным. Здесь под одним кровом жили сыновья со своими женами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек. Понятно, что в этих условиях нелегко было отцу и деду сводить концы с концами, тем более – дать образование и поставить на ноги каждого из детей у внуков. Нелегко сложилась и жизнь любознательного, способного, жадного к знаниям мальчика Мифтахетдина. Начальное образование он получил в своей родной деревне и в медресе муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился он в селе Менеузтамак и Асяново. Некоторое время был шакир-дом известного в те времена далеко за приделами Южного Урала медресе в селе Стерлибашево, что в 75-ти километрах от деревни Туксанбаево. Здесь он под влиянием поэта суфийского толка Шамсетдина Заки пристрастил к поэзии. Каникулы свои проводил Мифтахетдин в отцовском доме, помогая родителям по хозяйству, Вскоре юноша отправляется в Оренбург, а оттуда в далекое Зауралье, становится шакирдом медресе в городе Троицке. Там Мефтахетдин продолжает свою учебу и сам начинает учительствовать, выезжая в летнее время в казахские степи. Да и в дальнейшем в течение многих лет, скитаясь по Башкирии и Казахстану, свои силы и знания отдает поэт блогородному делу народного образования. В эти же годы Мифтахетдин обнаруживает в себе способности к ремеслу: труд мастера на все руки, труд столяра, плотника, лудильщика, портного, становятся его любимым занятием. Через многие годы вернулся Мифтахетдин в родное Туксанбаево. Но не суждено было ему осесть в отцовском доме.
Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин – отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»»
Внеклассное
Мероприятие
«Жизнь и творчество
Мифтахетдина Акмуллы»
Тема: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы
(1831-1895)
14 ДЕКАБРЯ - 177 лет со дня рождения Акмуллы, башкирского
поэта – просветителя
Акмулла – Белый мулла, светлый, Учитель, так нарекли в народе башкирского поэта.
Цель: - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством великого башкирского поэта и просвятителя;
- показать через его стихи нравственные силы воспитания, мудрость;
Оборудование: портрет М.Акмуллы, на доске лозунг «учитесь делать из себя людей, и только в этом ваше оправдвнье».
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюрские народы. Он не только в совершенстве владел старотюрским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.
Даже те народы средней Азии, на земле которых Акмулле никогда не приходилось бывать, считают его близким себе поэтом и мудрецом. Профессор А.И.Харисов, много сделавший для изучения творчества и биографии Акмуллы, называл его первым башкирским поэтом после Салавата Юлаева, который до конца проникся болью и духом своего народа и обратился к нему с проникновенными словами.
Мифтахетдин Акмулла стоит особняком и в смысле социального положения, и сферы своей деятельности, и по величине своего таланта. Никто не был так близок к народу, как Акмулла, нерасторжим от него, слит с ним воедино. Это был истинно народный сэсэн – поэт – импровизатор, мудрец, наставник. И в то же время его нельзя ставить в один ряд с другими известнейшими сэсэнами. Дело в том, что Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим арабским и персидским языками: это был философ, имеющий свою законченную концепцию жизни, свои твердо установившиеся взгляды на многие стороны общественного бытия. Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь поэта- труженика, поэта- борца.Его жизненный и творческий путь – это прекрасный пример беззаветного служения народу, служение общественному прогрессу.
2. Основная часть.
Рассказ ученика о биографических сведения поэта.
Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 27 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево бывшей Куль-иль-минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии, в состав который входила тогда Башкирия. В семье муллы Камалетдина Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево Миякинского района Башкортостана). Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указанным муллой Мухтасипом Ишкужина Ишбулдиным. Здесь под одним кровом жили сыновья со своими женами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек. Понятно, что в этих условиях нелегко было отцу и деду сводить концы с концами, тем более – дать образование и поставить на ноги каждого из детей у внуков. Нелегко сложилась и жизнь любознательного, способного, жадного к знаниям мальчика Мифтахетдина. Начальное образование он получил в своей родной деревне и в медресе муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился он в селе Менеузтамак и Асяново. Некоторое время был шакир-дом известного в те времена далеко за приделами Южного Урала медресе в селе Стерлибашево, что в 75-ти километрах от деревни Туксанбаево. Здесь он под влиянием поэта суфийского толка Шамсетдина Заки пристрастил к поэзии. Каникулы свои проводил Мифтахетдин в отцовском доме, помогая родителям по хозяйству, Вскоре юноша отправляется в Оренбург, а оттуда в далекое Зауралье, становится шакирдом медресе в городе Троицке. Там Мефтахетдин продолжает свою учебу и сам начинает учительствовать, выезжая в летнее время в казахские степи. Да и в дальнейшем в течение многих лет, скитаясь по Башкирии и Казахстану, свои силы и знания отдает поэт блогородному делу народного образования. В эти же годы Мифтахетдин обнаруживает в себе способности к ремеслу: труд мастера на все руки, труд столяра, плотника, лудильщика, портного, становятся его любимым занятием. Через многие годы вернулся Мифтахетдин в родное Туксанбаево. Но не суждено было ему осесть в отцовском доме.
Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин – отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
После этого его часто видели в юге Башкирии … Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая их аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.
Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них – казахский бай Батуч Исянгильдин – оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмуллы сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений.
Учитель:
Главная тема, которой поэт посвятил свое творчество – человек в мире и мир в человеке. Он осмысленно подходит к очень большим и важным философским проблемам: человек и ми, смысл человеческой жизни, проблема «отцов» и «детей», свободы.
Ученик:
Стихотворение «Письмо отцу»
Из Оренбурга мы письмо вам отослали –
Его из страны просвещенных мы писали:
Отцу сто тысяч благостных поклонов
От соколенка, чью вы душу обломали.
Отец, прими: незамутненный шлю привет я.
Своим пером, каким строчу, спеша, чуть свет я.
Грудь изнывает от тоски, и горечь гложет…
Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник божий.
Ты поступил не по-людски, отец, со мною-
Приехал я домой и с болью, и с тоскою,
Тринадцать долгих лет не знался я с родными-
Уж лучше смерть, чем жить с надорванной душою.
Немилосерден был ты!.. В том моя обида.
Мать – как чужая, хоть добра бывала с виду.
А мы на вас молились, вас боготворили,
Отец и мать!.. И вот с тех пор все позабыто.
Что вам сказать еще?.. Вы ненасытны были
На скот, добро… Добросердечность позабыли.
Пришел, тоскуя,- но не к двору пришелся!
Вперед путь заказан к вам – во мне вы все убили.
Мне непонятен холод ваших отношений.
Мог жить и я без бед своих и без лишений.
Ведь был наследником я вам – не сиротою,
А ты – отцом был; где отцовские решения?
Жизнь продлится день иль месяц, может статься.
Тут бы печься о душе – не о богатстве.
Для тебя я был не лучше подлой клячи,
Стригунка не стоил – что ж тут обижаться?
Пусть же конь твой не проскочит мост Сирата,
Чрез чрево огнедышащего ада.
Знай: тогда и ты не стоишь лошаденки…
Мы – мужчины, нам одна с тобою плата.
Обделен почетом всюду мрачноликий.
Если светел ты душой, то - и великий.
Будет конь, и будет шуба – нас не будет…
Час придет – верну коня! Не надо крика.
Ты ж коня того поставил выше сына,
В нем – твоих желаний, видимо, вершина.
Для меня добра крупицу пожалел ты,
Я же – сын твой, не калмык,- вот что обидно
За тринадцать лет впервые посетил я
Отчий дом, родной очаг в тоске бессильной.
Даже тут не проводили при прощанье –
В горле встали слезы зла и обожанья.
С нажитым да будьте вы благословенны!
С ним вы счастье обретете непременно…
Коль есть золото, цены ему не знаешь,
Если нет - таньга и та имеет цену.
Будь почетной головой в почтенном стане.
Пусть ученость к голове той не пристанет.
Соловей жить рядом с вороном не может –
Бестолковым о мужском судить ли сане?
(перевод Г.Шафиков).
Учитель задает вопросы по стихотворению
Что побудило Акмуллу обратиться к отцу с этим письмом?
Найдите в стихотворении строфы об обидах поэта.
О чем говорят строки:
«Ведь был наследником я вам – не сиротою,
А ты - отцом был; где отцовское решенье?»
Учитель: Человек должен постоянно подвергать свою жизнь сомнениям. Думая о смысле жизни, поэт определяет свое отношение проблемам дружбы между людьми. У Акмуллы есть прекрасное стихотворение о дружбе, которое мы сейчас услышим:
Дружба
Пусть твой друг красив не будет, был бы честен он с тобой,
Был бы он душой свободен, хоть и притеснен судьбой.
Пусть разделит дни удачи и не бросит в час беды,
Пусть в делах его не будет гнусной подлости следы.
Друга мелких недостатков в раздраженье не заметь,
Пусть и он не смеет к мелким недостаткам зла иметь.
Если друг тебе соратник, льстит ему в словах нельзя:
Не унизь из-за лохмотьев человека никогда –
Может, он не из вороньих – из шункаров? Что тогда?
Тот, кто жив, имеет право доли счастья своего.
Не зови ослом другого: из тулпаров род его.
Обязательно ль за счастьем в Хлеб ехать и Богдад?
Пусть ты булгаром зовешься, будь своей отчизне рад.
Пусть узнают: Акмуллою эта песнь сочинена.
Пусть хулят меня, но песня в наре сгинуть не должна.
(перевод Д.Даминова)
Учителя: Свобода поступков и мыслей. Откуда она у не очень образованного поэта одежде.
- Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай вдохновенье,
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она твое творенье
Эти строки великого персидского поэта Омар Хайяма.
Кто оценил человеческую жизнь? Это дано другим, которое отражает тебя, живут, радуются, печалятся с тобой.
(Учащиеся читают рубаи Омар Хайяма наизусть).
Невежество и назначение приносят человеку не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людям открыть тайны мироздания.
Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью.
Нет без пользы в твоем просвещенье.
(Перевод Г.Шафиков)
Совершенство человека в современную ему эпоху Акмулла видит в просвещении, духовном развитии, умении трезво и здраво воспринимать события и явления жизни. И, убеждая в необходимости грамоты и просвещения, он становится проникновенным агитатором, голос его звучит отечески наставительно:
Башкиры всем нужно просвещенье!
Невежд немало, редкость – обученье.
Страшней медведя – шатуна незнанье.
Усилим, братья, к знанью влеченье!
(Перевод М.Гафурова)
Акмулла одним из первых поднял голос против насилия и гнева, против порабощения человеческого духа и достоинства. Его стихи – кровоточащая рана, совесть народа, душераздирающий крик его гнева и отчаяния. Тысячи верст по родной башкирской земле и немереным солончаковым степям Казахстана. Десятки, а может быть, сотни поэтических дуэлей, бескомпромиссных словесных поединков с башкирскими и казахскими сэсэнами и акынами. Всюду восторженный прием простых людей; везде – проповедь знаний, добра, человечности; страстная отповедь носителям зла и невежества. Язык Акмуллы меток, точен, метафоричен. Его прямота сокрушает и воодушевляет. Он признает только честность в дружбе, в делах, в жизни.
Акмулла резко выступает против тех, кто обучение заменяет слепой зубрежкой, проповедует фанатическую веру в бога, а телесное наказание считает самым лучшим средством достижения успехов в учебе. Он призывает к чуткому и внимательному отношению к детям, простого и доступного изложения изучаемого предмета.
Не шарахайтесь прочь от ученых людей,
В них – потребность великая ваша.
Воздавайте им должное!
Только злодей и глупец
Им на двери укажет.
Муллы!
Палки отбросьте свои и хлысты,
Будьте с детства душой осторожны.
От серьезных наук не бегите в кусты,
Все другое – и пусто, и ложно.
Ничего нет грустнее невежества мулл,
Пустозвонов под тогой ученых.
Будьте бдительны,
Дабы никто не задул Детский разум, мечтой увлеченный!
(Перевод Г.Шафикова)
Знакомясь со стихотворениями Акмуллы, а они, как правило, велики по размеру и многомерны по мысли, постигаешь его воззрения на жизнь, воспитание, мораль, этику и эстетику, которые отразили не только личные позицтт Акмуллы, но и позиции самых передовых людей его времени Вот почему творчество этого поэта имеет столь широкое общественно – политическое значение и звучание.
Акмулла любит давать советы, назидания, наставления. Но они у него никогда не приобретают характер высокомерного поучения – они учат и помогают; это – советы доброго друга.
Не беда, хоть заблудился – лишь бы шел своим путем,
Лишь бы за свои ошибки не винил других потом.
А начнешь валить на прочих то, в чем по уши виновен,
Гнев людской тебя достанет справедливым острием.
Или вот еще:
Дурного и слабого знак –
Смятенье и страх перед силой.
Преступно стоять,
Если враг Бесчестит родимых и милых.
(Перевод Г.Шафикова)
Перечень таких строк можно продолжить. Акмулла поистине неисчерпаем в мудрости и полете мысли. Иногда его речь обретает парадоксальный оттенок, который не сразу доходит до читательского сознания. Это идет от аллегорического, можно даже сказать, эзоповского языка славных предшественников – сэсэнов.
Что спрашивать меня? Удел мой тяжек:
Куда не гляну – там воронья стража.
Мир узок. Лишь горит в кромешной мгле
Мозг в черепе, как золото в земле.
Замечательный сын башкирского народа Мифтахетдин Акмулла является неисчерпаемым духовным источником национальной культуры. И источник этот не меркнет с годами. Такова участь подлинно народной поэзии и истинно народной души, вобравшей в себя всю боль и радость родного народа, родимой земли.
В бренном мире все извилисты дороги – нет прямых;
Все тернисты, но усердно люди мнут и топчут их,
Так иди по ним, надежду не теряя ни на миг,
Мертвецом себя не чувствуй, коль идешь среди живых!
(Перевод Г.Шафикова)
Так писал Акмулла в одном из последних своих стихотворений «Надежда». И он идет вперед во времени, живой среди живых, и таковым останется навсегда.
Вывод:
Итог по уроку.
Ребята, назовите одним предложением ту истину, которую вы для себя открыли, прослушав стихотворения М.Акмуллы.