kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы

                                    (1831-1895)

14 ДЕКАБРЯ -  177  лет со дня рождения Акмуллы, башкирского

                                  поэта – просветителя

Акмулла – Белый мулла, светлый, Учитель, так нарекли в народе                                                        башкирского поэта.

Цель: - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством  великого башкирского поэта и просвятителя;

- показать через его стихи нравственные силы воспитания, мудрость;

Оборудование: портрет М.Акмуллы, на доске лозунг «учитесь делать из себя людей, и только в этом ваше оправдвнье».

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент.

 

  Вступительное слово учителя.

Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюрские народы. Он не только в совершенстве владел старотюрским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.

Даже те народы средней Азии, на земле которых Акмулле никогда не приходилось бывать, считают его близким себе поэтом и мудрецом. Профессор А.И.Харисов, много сделавший для изучения творчества и биографии Акмуллы, называл его первым башкирским поэтом после Салавата Юлаева, который до конца проникся болью и духом своего народа и обратился к нему с проникновенными словами.

     Мифтахетдин Акмулла стоит особняком и в смысле социального положения, и сферы своей деятельности, и по величине своего таланта. Никто не был так близок к народу, как Акмулла, нерасторжим от него, слит с ним воедино. Это был истинно народный сэсэн – поэт – импровизатор, мудрец, наставник. И в то же время его нельзя ставить в один ряд с другими известнейшими сэсэнами. Дело в том, что Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим арабским и персидским языками: это был философ, имеющий свою законченную концепцию жизни, свои твердо установившиеся взгляды на многие стороны общественного бытия. Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь поэта- труженика, поэта- борца.Его жизненный и творческий путь – это прекрасный пример  беззаветного служения народу, служение общественному прогрессу.

 

  2. Основная часть.

 

      Рассказ ученика о биографических сведения поэта.

   Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом  Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 27 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево бывшей Куль-иль-минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии, в состав который входила тогда Башкирия. В семье муллы Камалетдина  Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево  Миякинского района Башкортостана). Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указанным муллой Мухтасипом Ишкужина Ишбулдиным. Здесь под одним кровом жили сыновья со своими женами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек. Понятно, что в этих условиях нелегко было отцу и деду сводить концы с концами, тем более – дать образование и поставить на ноги  каждого из детей у внуков. Нелегко сложилась и жизнь любознательного, способного, жадного к знаниям мальчика Мифтахетдина. Начальное образование он получил в своей родной деревне и в медресе муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился он  в селе Менеузтамак и Асяново. Некоторое время был шакир-дом известного в те времена далеко за приделами Южного Урала медресе в селе Стерлибашево, что в 75-ти километрах от деревни Туксанбаево. Здесь он под влиянием поэта суфийского толка Шамсетдина Заки  пристрастил к поэзии. Каникулы свои проводил Мифтахетдин в отцовском доме, помогая родителям по хозяйству, Вскоре юноша отправляется в Оренбург, а оттуда в далекое Зауралье, становится шакирдом медресе в городе Троицке. Там Мефтахетдин продолжает свою учебу и сам начинает учительствовать, выезжая в летнее время в казахские степи. Да и в дальнейшем в течение многих лет, скитаясь по Башкирии и Казахстану, свои силы и знания отдает поэт блогородному делу народного образования. В эти же годы Мифтахетдин обнаруживает в себе способности к ремеслу: труд мастера на все руки, труд столяра, плотника, лудильщика, портного, становятся его любимым  занятием. Через многие годы вернулся Мифтахетдин в родное Туксанбаево. Но не суждено было ему осесть в отцовском доме.

Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин – отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.     

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»»











Внеклассное

Мероприятие


«Жизнь и творчество

Мифтахетдина Акмуллы»
























Тема: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы

(1831-1895)

14 ДЕКАБРЯ - 177 лет со дня рождения Акмуллы, башкирского

поэта – просветителя

Акмулла – Белый мулла, светлый, Учитель, так нарекли в народе башкирского поэта.



Цель: - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством великого башкирского поэта и просвятителя;

- показать через его стихи нравственные силы воспитания, мудрость;


Оборудование: портрет М.Акмуллы, на доске лозунг «учитесь делать из себя людей, и только в этом ваше оправдвнье».


Ход урока:

  1. Организационный момент.


Вступительное слово учителя.

Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюрские народы. Он не только в совершенстве владел старотюрским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.

Даже те народы средней Азии, на земле которых Акмулле никогда не приходилось бывать, считают его близким себе поэтом и мудрецом. Профессор А.И.Харисов, много сделавший для изучения творчества и биографии Акмуллы, называл его первым башкирским поэтом после Салавата Юлаева, который до конца проникся болью и духом своего народа и обратился к нему с проникновенными словами.

Мифтахетдин Акмулла стоит особняком и в смысле социального положения, и сферы своей деятельности, и по величине своего таланта. Никто не был так близок к народу, как Акмулла, нерасторжим от него, слит с ним воедино. Это был истинно народный сэсэн – поэт – импровизатор, мудрец, наставник. И в то же время его нельзя ставить в один ряд с другими известнейшими сэсэнами. Дело в том, что Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим арабским и персидским языками: это был философ, имеющий свою законченную концепцию жизни, свои твердо установившиеся взгляды на многие стороны общественного бытия. Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь поэта- труженика, поэта- борца.Его жизненный и творческий путь – это прекрасный пример беззаветного служения народу, служение общественному прогрессу.


2. Основная часть.


Рассказ ученика о биографических сведения поэта.

Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 27 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево бывшей Куль-иль-минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии, в состав который входила тогда Башкирия. В семье муллы Камалетдина Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево Миякинского района Башкортостана). Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указанным муллой Мухтасипом Ишкужина Ишбулдиным. Здесь под одним кровом жили сыновья со своими женами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек. Понятно, что в этих условиях нелегко было отцу и деду сводить концы с концами, тем более – дать образование и поставить на ноги каждого из детей у внуков. Нелегко сложилась и жизнь любознательного, способного, жадного к знаниям мальчика Мифтахетдина. Начальное образование он получил в своей родной деревне и в медресе муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился он в селе Менеузтамак и Асяново. Некоторое время был шакир-дом известного в те времена далеко за приделами Южного Урала медресе в селе Стерлибашево, что в 75-ти километрах от деревни Туксанбаево. Здесь он под влиянием поэта суфийского толка Шамсетдина Заки пристрастил к поэзии. Каникулы свои проводил Мифтахетдин в отцовском доме, помогая родителям по хозяйству, Вскоре юноша отправляется в Оренбург, а оттуда в далекое Зауралье, становится шакирдом медресе в городе Троицке. Там Мефтахетдин продолжает свою учебу и сам начинает учительствовать, выезжая в летнее время в казахские степи. Да и в дальнейшем в течение многих лет, скитаясь по Башкирии и Казахстану, свои силы и знания отдает поэт блогородному делу народного образования. В эти же годы Мифтахетдин обнаруживает в себе способности к ремеслу: труд мастера на все руки, труд столяра, плотника, лудильщика, портного, становятся его любимым занятием. Через многие годы вернулся Мифтахетдин в родное Туксанбаево. Но не суждено было ему осесть в отцовском доме.

Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин – отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.

После этого его часто видели в юге Башкирии … Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая их аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них – казахский бай Батуч Исянгильдин – оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмуллы сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений.

Учитель:

Главная тема, которой поэт посвятил свое творчество – человек в мире и мир в человеке. Он осмысленно подходит к очень большим и важным философским проблемам: человек и ми, смысл человеческой жизни, проблема «отцов» и «детей», свободы.


Ученик:


Стихотворение «Письмо отцу»


Из Оренбурга мы письмо вам отослали –

Его из страны просвещенных мы писали:

Отцу сто тысяч благостных поклонов

От соколенка, чью вы душу обломали.

Отец, прими: незамутненный шлю привет я.

Своим пером, каким строчу, спеша, чуть свет я.

Грудь изнывает от тоски, и горечь гложет…

Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник божий.


Ты поступил не по-людски, отец, со мною-

Приехал я домой и с болью, и с тоскою,

Тринадцать долгих лет не знался я с родными-

Уж лучше смерть, чем жить с надорванной душою.

Немилосерден был ты!.. В том моя обида.

Мать – как чужая, хоть добра бывала с виду.

А мы на вас молились, вас боготворили,

Отец и мать!.. И вот с тех пор все позабыто.


Что вам сказать еще?.. Вы ненасытны были

На скот, добро… Добросердечность позабыли.

Пришел, тоскуя,- но не к двору пришелся!

Вперед путь заказан к вам – во мне вы все убили.


Мне непонятен холод ваших отношений.

Мог жить и я без бед своих и без лишений.

Ведь был наследником я вам – не сиротою,

А ты – отцом был; где отцовские решения?


Жизнь продлится день иль месяц, может статься.

Тут бы печься о душе – не о богатстве.

Для тебя я был не лучше подлой клячи,

Стригунка не стоил – что ж тут обижаться?


Пусть же конь твой не проскочит мост Сирата,

Чрез чрево огнедышащего ада.

Знай: тогда и ты не стоишь лошаденки…

Мы – мужчины, нам одна с тобою плата.


Обделен почетом всюду мрачноликий.

Если светел ты душой, то - и великий.

Будет конь, и будет шуба – нас не будет…

Час придет – верну коня! Не надо крика.


Ты ж коня того поставил выше сына,

В нем – твоих желаний, видимо, вершина.

Для меня добра крупицу пожалел ты,

Я же – сын твой, не калмык,- вот что обидно


За тринадцать лет впервые посетил я

Отчий дом, родной очаг в тоске бессильной.

Даже тут не проводили при прощанье –

В горле встали слезы зла и обожанья.


С нажитым да будьте вы благословенны!

С ним вы счастье обретете непременно…

Коль есть золото, цены ему не знаешь,

Если нет - таньга и та имеет цену.


Будь почетной головой в почтенном стане.

Пусть ученость к голове той не пристанет.

Соловей жить рядом с вороном не может –

Бестолковым о мужском судить ли сане?

(перевод Г.Шафиков).


Учитель задает вопросы по стихотворению


  1. Что побудило Акмуллу обратиться к отцу с этим письмом?

  2. Найдите в стихотворении строфы об обидах поэта.

  3. О чем говорят строки:

«Ведь был наследником я вам – не сиротою,

А ты - отцом был; где отцовское решенье?»


Учитель: Человек должен постоянно подвергать свою жизнь сомнениям. Думая о смысле жизни, поэт определяет свое отношение проблемам дружбы между людьми. У Акмуллы есть прекрасное стихотворение о дружбе, которое мы сейчас услышим:

Дружба

Пусть твой друг красив не будет, был бы честен он с тобой,

Был бы он душой свободен, хоть и притеснен судьбой.

Пусть разделит дни удачи и не бросит в час беды,

Пусть в делах его не будет гнусной подлости следы.

Друга мелких недостатков в раздраженье не заметь,

Пусть и он не смеет к мелким недостаткам зла иметь.

Если друг тебе соратник, льстит ему в словах нельзя:

Не унизь из-за лохмотьев человека никогда –

Может, он не из вороньих – из шункаров? Что тогда?

Тот, кто жив, имеет право доли счастья своего.

Не зови ослом другого: из тулпаров род его.

Обязательно ль за счастьем в Хлеб ехать и Богдад?

Пусть ты булгаром зовешься, будь своей отчизне рад.

Пусть узнают: Акмуллою эта песнь сочинена.

Пусть хулят меня, но песня в наре сгинуть не должна.


(перевод Д.Даминова)

Учителя: Свобода поступков и мыслей. Откуда она у не очень образованного поэта одежде.

- Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье,

Ее цени, в ней черпай вдохновенье,

Как проведешь ее, так и пройдет,

Не забывай: она твое творенье


Эти строки великого персидского поэта Омар Хайяма.

Кто оценил человеческую жизнь? Это дано другим, которое отражает тебя, живут, радуются, печалятся с тобой.

(Учащиеся читают рубаи Омар Хайяма наизусть).


Невежество и назначение приносят человеку не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людям открыть тайны мироздания.

Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью.

Нет без пользы в твоем просвещенье.

(Перевод Г.Шафиков)


Совершенство человека в современную ему эпоху Акмулла видит в просвещении, духовном развитии, умении трезво и здраво воспринимать события и явления жизни. И, убеждая в необходимости грамоты и просвещения, он становится проникновенным агитатором, голос его звучит отечески наставительно:

Башкиры всем нужно просвещенье!

Невежд немало, редкость – обученье.

Страшней медведя – шатуна незнанье.

Усилим, братья, к знанью влеченье!

(Перевод М.Гафурова)



Акмулла одним из первых поднял голос против насилия и гнева, против порабощения человеческого духа и достоинства. Его стихи – кровоточащая рана, совесть народа, душераздирающий крик его гнева и отчаяния. Тысячи верст по родной башкирской земле и немереным солончаковым степям Казахстана. Десятки, а может быть, сотни поэтических дуэлей, бескомпромиссных словесных поединков с башкирскими и казахскими сэсэнами и акынами. Всюду восторженный прием простых людей; везде – проповедь знаний, добра, человечности; страстная отповедь носителям зла и невежества. Язык Акмуллы меток, точен, метафоричен. Его прямота сокрушает и воодушевляет. Он признает только честность в дружбе, в делах, в жизни.

Акмулла резко выступает против тех, кто обучение заменяет слепой зубрежкой, проповедует фанатическую веру в бога, а телесное наказание считает самым лучшим средством достижения успехов в учебе. Он призывает к чуткому и внимательному отношению к детям, простого и доступного изложения изучаемого предмета.

Не шарахайтесь прочь от ученых людей,


В них – потребность великая ваша.


Воздавайте им должное!


Только злодей и глупец


Им на двери укажет.


Муллы!


Палки отбросьте свои и хлысты,


Будьте с детства душой осторожны.


От серьезных наук не бегите в кусты,


Все другое – и пусто, и ложно.


Ничего нет грустнее невежества мулл,


Пустозвонов под тогой ученых.


Будьте бдительны,


Дабы никто не задул Детский разум, мечтой увлеченный!

(Перевод Г.Шафикова)


Знакомясь со стихотворениями Акмуллы, а они, как правило, велики по размеру и многомерны по мысли, постигаешь его воззрения на жизнь, воспитание, мораль, этику и эстетику, которые отразили не только личные позицтт Акмуллы, но и позиции самых передовых людей его времени Вот почему творчество этого поэта имеет столь широкое общественно – политическое значение и звучание.


Акмулла любит давать советы, назидания, наставления. Но они у него никогда не приобретают характер высокомерного поучения – они учат и помогают; это – советы доброго друга.

Не беда, хоть заблудился – лишь бы шел своим путем,

Лишь бы за свои ошибки не винил других потом.

А начнешь валить на прочих то, в чем по уши виновен,

Гнев людской тебя достанет справедливым острием.

Или вот еще:

Дурного и слабого знак –

Смятенье и страх перед силой.

Преступно стоять,

Если враг Бесчестит родимых и милых.

(Перевод Г.Шафикова)


Перечень таких строк можно продолжить. Акмулла поистине неисчерпаем в мудрости и полете мысли. Иногда его речь обретает парадоксальный оттенок, который не сразу доходит до читательского сознания. Это идет от аллегорического, можно даже сказать, эзоповского языка славных предшественников – сэсэнов.


Что спрашивать меня? Удел мой тяжек:

Куда не гляну – там воронья стража.

Мир узок. Лишь горит в кромешной мгле

Мозг в черепе, как золото в земле.


Замечательный сын башкирского народа Мифтахетдин Акмулла является неисчерпаемым духовным источником национальной культуры. И источник этот не меркнет с годами. Такова участь подлинно народной поэзии и истинно народной души, вобравшей в себя всю боль и радость родного народа, родимой земли.

В бренном мире все извилисты дороги – нет прямых;

Все тернисты, но усердно люди мнут и топчут их,

Так иди по ним, надежду не теряя ни на миг,

Мертвецом себя не чувствуй, коль идешь среди живых!

(Перевод Г.Шафикова)


Так писал Акмулла в одном из последних своих стихотворений «Надежда». И он идет вперед во времени, живой среди живых, и таковым останется навсегда.


Вывод:


Итог по уроку.


Ребята, назовите одним предложением ту истину, которую вы для себя открыли, прослушав стихотворения М.Акмуллы.

Объясните эпитет, который вы видите на доске.

Как вы понимаете эти строки?















Использованная литература:



  1. Созидатели. Справочное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Уфа, полиграфкомбинат, 2000. – 256 стр.

  2. Акмулла Мифтахетдин. Стихотворения. Перевод с башкирского. – Уфа: Китап, 2006. – 192 стр.

  3. Хрестоматия по ИКБ для учащихся 9 – 11 классов. МДС 1997г.

  4. Учебник КБ для 8 класса, Уфа – Китап _ 2008г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»

Автор: Ахметова Гульназ Рафаизовна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства