Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День Независимости Казахстана"»
Внеклассное мероприятие:
«День Независимости Казахстана»
Цель:
Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа.
Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину – Республику Казахстан.
Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине: ее природе, обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.
Задачи:
Закрепить знания детей о Казахстане, его жителях, быте, культуре, традициях, о празднике День Независимости.
Углубить знания о лидере казахстанского народа, Первом Президенте Республики Казахстана Н. А. Назарбаеве.
Оборудование и реквизиты: гос. символы РК, костюмы для танца и инсценировки, композиция «Мен қазақпын» Ербол, гимн РК, флажки, фишки, мячик или кегля, шашу.
Ход мероприятия:
Звучит гимн Казахстана
Ведущий: Здравствуйте! Сәлеметсіз бе! Сегодня у нас праздник – День Независимости Казахстана. 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахской ССР принял закон о государственной независимости Республики Казахстан! И мы приглашаем Вас на День рождения молодого, свободного, независимого государства — Казахстан!
С праздником Вас! С днем Независимости! Мерекелеріңізбен! Тәуелсіздік күнімен!
Дети исполняют танец «Қара – жорға» под композицию «Мен қазақпын»
Ученик №1
Бiздiн Казакстан Анамыздай тiлеуi ак. Отан бiзге бiреу-ак! Ол бiздiн Казакстан! Жастан суйе анасаган Таттi куймен каусар ан Ол бiздiн
Ведущий: В нашей стране, как и в любомнезависимом государстве, есть символы. Назовите их.
Ответы детей. Демонстрация государственных символов Республики Казахстан. (гимн, герб, флаг)
Ну и конечно же, у нашего независимого государства, есть президент. Это Нурсултан Абишевич Назарбаев. И сейчас, я предлагаю Вам совершить путешествие в детские и юношеские годы Нурсултана Абишевича Назарбаева»
Ученик №2
24 апреля 1990 году Н.А. Назарбаев избран первым президентом Казахской ССР. По сегодняшний день он возглавляет нашу республику. Благодаря Н.А. Назарбаеву мы с вами живём в мире, дружбе и согласии. Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 году в селе Чемолган Каскеленского района Алма–Атинской области в семье крестьянина.
Отец Нурсултана – Абиш Назарбаев( 1898 – 1971годы) очень рано потерял отца (1901году). Свою первую трудовую закалку и первые профессиональные навыки он получил в зажиточной русской семье Никифоровых, куда нанялся батраком. И благодаря, своему трудолюбию и тяге к знаниям Абиш выучил русский язык, научился пахать землю и управлять мельницей, освоил сапожное дело, овладел азами садоводства и торговли, что было довольно редким в его среде. Отец Нурсултана Абиш не смог получить образование. Суровой и основательной школой для него стала сама жизнь. В молодости Абиш был разнорабочим, вёл единоличное хозяйство, возглавлял полеводческую бригаду. В 1940 году, спасая от пожара колхозный скот и имущество на одном из горных зимовий, получил сильные ожоги и травму руки. Но несмотря на инвалидность продолжал работать бригадиром в колхозе. Мать Нурсултана – Альжан Назарбаева (1904 – 1977 годы) – родилась в ауле Касык, ныне село Талапты Кордайского района Жамбылской области, в семье муллы. Всю жизнь она проработала рядовой труженицей колхоза и вела домашнее хозяйство. Абиш и Альжан поженились в 1934 году. В первые 6 лет брака у них не было детей, поэтому рождение долгожданного наследника было воспринято с безграничной радостью. Бабушка Татебала нарекла младенца именем Нурсултан. В кругу семьи и домочадцев, друзей и сверстников имя Нурсултан произносили в непринужденной и упрощенной форме Султан.До 5-летнего возраста Нурсултан безвыездно жил в Ушконыре, где во главе животноводческой бригады его отец пас колхозную отару.
В 1948 году Нурсултан Назарбаев пошел в первый класс казахско-русской средней школы имени Д. А. Фурманова. Первые два класса Нурсултан проучился, проживая в доме своего родного дяди по отцу Умбета, поскольку у его родителей в то время не было собственного жилья в Чемолгане.
Впоследствии родители приобрели здесь дом и окончательно осели в этом месте. Здесь же Нурсултан хорошо освоил русский язык. . С этого момента мать создала вокруг Нурсултана атмосферу культа знаний, строгой дисциплины и добросовестного выполнения им своих новых обязанностей. В часы, когда Нурсултан учил уроки, в доме воцарялась тишина, и обычно бывало так, что приятелей Нурсултана по детским забавам не впускали в дом, пока тот не закончит свои школьные приготовления. Даже наигравшись с друзьями, жадный до знаний мальчик часто просиживал при свете керосиновой лампы с вечера и до самого утра, что для его родителей было сродни подвигу: из всех членов семьи жечь в доме свет в неурочное время разрешалось только Нурсултану. Так родители, в силу жестокого безвременья сами не сумевшие получить элементарного образования, старались, чтобы их мальчик мог получить все, что может дать ему маленькая сельская школа. К 12 годам Нурсултан уже хорошо играл на домбре и гармони, исполняя казахские и русские песни, чем приводил в восторг окружаюших.
Чтобы завести собственную гармонь, Нурсултан как-то проработал все лето у соседа, изготавливая для него саманные кирпичи, а на заработанные деньги приобрел гармонь. Заметив тягу сына к музыке, позднее отец заказал у местного мастера домбру, искусство игры на которой Нурсултан совершенствовал под началом своего родственника А. Копжасарулы. В летние месяцы он помогал отцу на зерновом клине, либо матери на свекловичных полях. Будучи старшим ребенком в семье, Нурсултан, стремясь помочь родителям поскорее выбраться из нужды и поднять на ноги младших братьев и сестру, после окончания седьмого класса решил бросить школу и пойти работать. Но выслушав доводы сына, сокрушенный Абиш уговорил его отказаться от столь опрометчивого шага и продолжить учебу.
В 1957 году из-за недобора учеников 10-й класс Чемолганской школы был закрыт, и для продолжения учебы Нурсултану в числе шестерых однокашников пришлось перевестись в Каскеленскую среднюю школу имени Абая, находившуюся в районном центре – селе Каскелен. Учителя и воспитатели очень быстро полюбили прибывшего из Чемолгана юношу, поскольку для них он стал не только лучшим учеником и гордостью коллектива, но и надежным помощником по внеклассной и общественной работе.
Нурсултан после окончания школы отправился в Алма-Ату, где подал документы на химический факультет Казахского государственного университета имени С.М.Кирова. Он успешно сдал вступительные экзамены, но в конце его ждала неудача: оказалось, что для зачисления на факультет он недобрал одного балла. Он временно устроился охранником в банке, где проработал три месяца. Тем же летом 1958 года там же в Алма-Ате он успешно поступил в Киевский институт гражданской авиации. Но неожиданно для него семейный совет, на который были приглашены и старейшины рода, не одобрил его инициативы, воспротивившись его отъезду на чужбину. Воспитанный в уважении к старшему поколению, Нурсултан покорно принял этот вердикт и, съездив в столицу, забрал свои документы. И в сентябре 1958 года Нурсултан отправился в Темиртау, где началось строительство Казахстанской Магнитки – Карагандинского металлургического завода. Поступил в Днепродзержинское техническое училище.
Впереди Нурсултана Назарбаева ждали новые испытания и новые дороги, на которых достойный сын своих родителей стал достойным сыном своего народа.
Ученик №3
Свободен, величав и первоздан Звезде подобный средь земель и стран, Кюй счастья ты нагреваешь звонко, Родной мой, лучезарный Казахстан.
Она велика От Алтая да Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же — Европа, Она же и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша.
Ученик №4
Родная земля —
Молодая и древняя, Пою о тебе И тобою живу! На север взгляну — Вижу зелень деревьев я, На юг посмотрю —
Ветры сушат траву.
Есть все у тебя: И леса, и озера, И синие глуби Натруженных рек, Бескрайние степи, Высокие горы, И я — твой хозяин, И твой человек!
Ведущий: Поистине велика казахстанская земля. От Каспия — на западе до Алтайских хребтов — на востоке, от березовых перелесков — на севере до хребтов Заилийского Алатау — на юге. Здесь в мире и согласии живут уже целое столетие более 120 национальностей. Но сколько бедствий и страданий довелось испытать народу!
Ученик №5
Знай о крае своем родном, Знай про степи, реки, хребты. О давно ушедшем, былом, Знай о том, что не видел ты.
Знай о том, как много веков Край родной был в оковах тьмы, Как, теряя последний кров, Мерзли и голодали мы.
Знай о том, что мечтал народ, Избавленья искал от бед. Как в надежде, что ночь пройдет, Замирая, встречал рассвет.
Ученик №6
Сегодня стал ты независим Казахстан!!!
Ты сделал многое для своего народа
В защиту подставлял могучий стан
И обходили стороной невзгоды
Ты нам раскрыл простор своих степей
Как золотою, вытканной дорогой...
Указываешь путь к родным полям
И ноги движутся к домашнему порогу
Ты домом стал, для тех, кто в нем нуждался
Ты свой народ, жить в мире научил
И трудностей тяжелых не боялся
На все хватало замысла и сил
Ты бережно хранишь свою культуру
Мой Казахстан!!! С тобою твой народ!!!
И каждый казахстанец гордо скажет...
Своей Родной Земли я патриот!!!
Я руку приложу свою на сердце...
И прозвучат от всей души слова...
Расти мой Казахстан!!! Не стой на месте!!!
Любите Родину!!! Она у нас одна!!!
Инсценировка
Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал диких верблюдов, коров, лошадей, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына — верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: «Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство».
Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде, чем выйти из юрты, обратились с вопросом: «Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли понят твой наказ?»
Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части, кому же ты оставляешь 4 часть?» Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля». Миновали века, и многое переменилось с тех пор, но во все времена, годы и дни крепок степной обычай — гостеприимство! Кто бы ни зашел средь дня или ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрые хлебосольства. По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Казахская мудрость гласит: «Не напоив гостя чаем, не спрашивай о деле».
Ведущий:По казахскому обычаю в каждом доме должна быть домбра, и люди, пришедшие в гости, сидят за достарханом, играют на домбре, поют песни, так как жизнь казахского народа всегда сопровождает песня: «Мы воспеваем в своих песнях собственную жизнь, свои собственные чувства и стремления», — говорит народ.
Песня на мотив «Песенка мамонтенка»
1. Нам трудно поверить, и словно во сне, Живем мы в счастливой, прекрасной стране, В счастливой прекрасной стране, В счастливой прекрасной стране.
2. В стране Казахстана сейчас солнце светит Здесь с доброй улыбкой всегда тебя встретят. В стране, где всегда солнце светит, С улыбкой, конечно, вас встретят.
3. Вот праздник настал и пора веселиться. Мы будем играть, и, конечно резвиться. Мы будем играть, веселиться И дружно смеяться, резвиться.
4. Здесь солнце сияет, смеются все дети. Ведь лучшего праздника нету на свете. Ведь лучшего праздника нету, Нет больше нигде на планете!
Ведущий: Ребята, а сейчас мы проверим, что вы знаете о нашей Республике. Проведем небольшую викторину, проверим ваши знания.
Викторина
Государственные символы республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)
Национальная валюта (Тенге)
Состязание акынов (Айтыс)
Первый летчик-космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок (Алдар Косе)
Национальное жилище казахов (Юрта)
Священная книга мусульман (Коран)
Национальный напиток (Кумыс)
Первый Президент Республики Казахстан (Н. Назарбаев)
Национальные спортивные игры (Байга, кокпар)
День Конституции Республики Казахстан (30 августа)
Вереница верблюдов (Караван)
День республики Казахстан (25 октября)
Праздник единства народов Казахстана (1 мая)
Казахская баба — яга (Жалмауз-кемпир)
Самая длинная река Казахстана (Иртыш 4248 км)
Что символизирует шанырак (Шанырак — сердце герба. Это очаг, семья)
Где был найден Золотой человек (Иссыкульский курган)
Моря на территории Казахстана (Каспийское, Аральское)
В каком году наша страна стала независимой?( 1991 )
Ведущий:
Казахские национальные игры в жизни казахского народа играли большую роль. Игры поднимали настроение, развивали выдержу, ловкость, силу. Казахские национальные игры имеют большое содержание. Они тесно связаны с искусством народа. Именно здесь были замечены и выделены много способных и талантливых людей. Казахские национальные игры – это традиция и наследие народа.
И сейчас, я предлагаю Вам поиграть.
Игра «Ушты-Ушты»
Дети делятся на две или три команды. Ведущий произносит название той или иной птицы, прибавляя «ұшты-ұшты» (т.е. «летит-летит»), и одновременно машет руками. Все играющие повторяют его движения. Один раз, другой, третий... но ведущий вдруг произносит, к примеру, «баран» Если кто-то, поддавшись на его уловку, опять замахал руками, выбывает из игры. Команда, в которой останется больше игроков, считается победителем.
Игра «Балтам тап»
Это очень веселая казахская детская игра. Для игры необходимо около 20-30 человек. Все участники встают в круг в плотное кольцо. Определяют одного водящего, который находится внутри круга. Участники, стоящие в кругу, держат руки за спиной и передают друг другу какой – нибудь, небольшой предмет, например мячик или кеглю. По сигналу передача предмета прекращается. Игрок находящийся внутри круга пытается угадать, у кого из участников находится предмет, как только он угадывает, тот у кого оказался предмет встает в круг и игра продолжается.
Игра «Мой любимый Казахстан»
Участники встают в кружок и берутся за руки - делают юрту ( по 2 команды, каждый возле своего флажка). В середине круга – маленький флажок нашей Родины. Участники команд, бегают вокруг флажка и по сигналу, поочередно, поднимает флажок, машет и говорит:
«Казахстан любимый мой, Буду я всегда с тобой! Здесь и мама и друзья, Это Родина моя!»
Та команда, участник которой, вперед поднял флажок, получает фишку.
В конце игры – соревнования подводятся итоги. Подсчет фишек. Чествование победителей. Награждение всех детей за участие.
Ведущий:
У казахов есть хороший обычай: любое хорошее событие сопровождается «Шашу» (разбрасывание конфет на счастье, благополучие).
Давайте пожелаем всем :
«Денсаулык зор болсын! Бакыт болсын! Достык болсын! Счастья! Здоровья!