kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества на тему: " 27 января 2024года - 80 лет снятию блокады Лениграда".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

– показать мужество и героизм жителей и защитников города;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества на тему: " 27 января 2024года - 80 лет снятию блокады Лениграда".»



Классный час на тему:

" 27 января 2024года - 80 лет снятию блокады Лениграда".

( Иллюстрация взята из открытого источника в Интернете)

Цели:

Познавательные: – познакомить учащихся с одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;

Воспитывающие: – Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

– показать мужество и героизм жителей и защитников города;

Развивающие: – развивать интерес к историческому прошлому Родины;

– развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;

– развивать умение выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, выражать и аргументировать свою точку зрения

Участники: 10 и 5а класса

Оснащение: презентация « Блокадный Ленинград».

Ход классного часа

Блокадники, свидетели беды,

страданьями отмеченные лица…

В Неве так много утекло воды –

но прошлому вовеки не забыться.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой. (Ольга Бергольц).



Учитель: Сегодня наш классный час посвящён блокаде Ленинграда, событиям Великой Отечественной войны. В этом году 27 января 2024года 80- летие полного снятия блокады Ленинграда.

– Кто из вас был в г.Санкт – Петербурге? А как в годы Великой Отечественной Войны называли этот город? (Ленинград).

На рассвете, в воскресное утро 22 июня 1941 г. Германия перешла границы нашей страны без официального объявления войны. Началась Великая Отечественная Война.

Почему называется война Великой и Отечественной?

(Потому что, многие страны были втянуты в войну, а в нашем государстве весь народ сплотился и дружной семьёй разных народов встал на защиту своей страны).

Ученик: Город Ленинград называли и называют Северной столицей нашей страны. Это крупный промышленный, научный, культурный центр, как в годы Великой Отечественной Войны, так и в настоящее время.

Правительство города и страны приняло решение о вывозе (эвакуации) заводов, людей в безопасные районы. Многие жители Ленинграда не хотели уезжать. Люди не верили, что может случиться трагедия.

Ученик: В первой половине июля 1941года начались ожесточенные бои на дальних подступах к Ленинграду. На защиту родного города вышли военные части армии, морской флот, просто мирные жители и дети в том числе. Гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Ударная мощь налетов вражеской авиации была невиданная. Только за один заход бомбардировщиков на город сбрасывалось до 1000 зажигательных бомб. От немецкой бомбежки сгорали продовольственные склады, большое количество зданий, в том числе имеющих культурную ценность.

Учитель: Постепенно вокруг Ленинграда образовалось кольцо вражеских войск. Немцы «перерезали» железную дорогу Москва-Ленинград, город лишился железнодорожного сообщения. Адольф Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», – говорил он.

8 сентября 1941 года сообщение с Ленинградом полностью прекратилось. Началась блокада города. Это была самая страшная осада города военной истории человечества.

Ученик 1. Кронштадский злой, неукротимый ветер

В моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах уснули дети

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза….

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

О. Бергольц

Ученики 5 класса

  1. Что сейчас мы помним о блокаде?

Когда, зубы голодные сжав,

Жили люди в нашем Ленинграде,

Бились с немцем, что на них напал.

Ученик 2. Книги, и статьи, и кинофильмы

Передали всё нам, что могли,

Как страдали люди и как гибли,

Не сдавая северной земли.

Ведущий 3. Во главе обороны Ленинграда стояли маршал Леонид Александрович Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов.

Ведущий 1: Для того, чтобы противостоять фашистским самолётам, которые сбрасывали на город бомбы, использовали дирижабли. Их поднимали в воздух на верёвках, чтобы самолёты не могли пролететь над городом.

Ведущий 4: В городе действовали рабочие патрули.

Вопрос классу:

– Для чего создавали рабочие патрули?

- Они следили за порядком и за крышами домов. На крыши часто падали зажигательные бомбы. Жители города тушили такие бомбы. На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

– Почему такие маленькие дети оказались на фронте?

- Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов. Школьники сражались наравне со взрослыми и награды за свой труд получили такие же, как и у всех защитников Ленинграда.

– Как можно было сохранить памятники?

- В городе постарались сохранить памятники архитектуры. Скульптуры обкладывали мешками с песком, прятали под фанерными щитами. За годы войны архитектурным памятникам был нанесён большой вред. Многие оказались разрушенными, вывезена в Германию знаменитая янтарная комната.

Ведущий 2: Жизнь в городе становилась всё тяжелее. Взрослое население уходило на фронт, защиту границ города. Для армии нужны были снаряды. На заводы пошли работать женщины, старики – пенсионеры, подростки. Некоторым даже делали специально подставки под ноги, чтобы могли доставать до станков.

– Как вы думаете, а учились дети или нет в то время?

Ведущий 1 : Школы продолжали работать. Хотя не хватало бумаги, школьных принадлежностей. Учителя и дети могли упасть в обморок от голода. И всё равно люди находили в себе силы, чтобы не потерять самообладание, постараться выжить в очень трудных условиях. Во время обстрела ночью люди вставали и шли в бомбоубежища. Это могли быть просто подвалы зданий или подземные переходы, метро. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

Ведущий 2: В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.

Учитель: Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941 г. было не более чем на 30 – 60 суток. Почти не было картофеля и овощей. А в Ленинграде, кроме коренного населения, находились десятки тысяч беженцев. Выдача хлеба только строго по нормам. Резко сократилась выдача других продуктов.

Ведущий 1 :– Что вы можете сказать по этой фотографии о жизни в городе? Хватало ли этого кусочка хлеба? С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ведущий 2: – Что вы видите на этой фотографии? Почему люди набирают воду из ручья? Легко ли было добывать воду? А сколько надо воды человеку в сутки? (По современным данным в нашем городе на 1 человека приходится 90л воды).

Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках, узеньких, смешных,

В ведерках воду ледяную возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот женщина с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Волковское кладбище везет…

Везет, качаясь, к вечеру добраться б!

Глаза упрямо смотрят в темноту…

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту!

Время – лекарь. И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает людская боль,

Над которой не властно время…

Вот опять – через столько лет

Эта женщина в день Победы

Не венок, не цветы, а хлеб

Принесла на могилу деду.



Учитель: В городе сложилась критическая обстановка.

– Как вы понимаете слово критическая?

Необходимо было наладить связь с внешним миром, и это было возможно только воздушным путём и по Ладожскому озеру. Снабжение Ленинграда топливом и продовольствием было налажено к середине сентября 1941 года благодаря ледоставу на Ладожском озере. Эту дорогу назвали Дорогой жизни. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу.



Ведущий 3 : 22 ноября 1941 года по льду пошли первые грузовики с мукой. По Дороге жизни вывозили население, детей, промышленное оборудование, а доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Ведущий 4: Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.Весной стало легче. Появилась первая трава и меню ленинградцев стало «очень богатым»:
– щи из подорожника,
– биточки из лебеды,
– котлеты из свекольной ботвы.

Была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Ведущий 1: Блокада… страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. Но даже в это страшное время город продолжал жить и бороться.

Многие ребята убегали, прорывались на передовую, на фронт, он был рядом, рукой подать.

Ведущий 2: Сохранился дневник Тани Савичевой. Её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Девчонка руки протянула,

И – головой на край стола…

Сначала думали – уснула,

А, оказалось,  – умерла.

Ее ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…

Никто не произнес не слова.

Лишь тихо, сквозь метели стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья, после похорон.



19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Учитель: В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. Но окончательное освобождение наступило только через год.

13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Ведущий 3: В день памяти о блокаде Ленинграда в домах зажигают свечи, как напоминание о тех страшных днях.



Учитель : Роберт Рождественский.

Люди,

Покуда сердца

Стучат, -

Помните!

Какою ценою

Завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

О тех,

Кто уже никогда не споет,

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили.

Детям детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже

Запомнили!

Во все времена

Бессмертной земли!

Помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите

Через года

И жизнью наполните!

Но тех

Кто уже не придет

Никогда,

Заклинаю:

Помните!

Роберт Рождественский.

Подведение итогов.

- Сколько дней и ночей продолжалась блокад Ленинграда.?

- Когда началась и завершилась блокада Ленинграда? Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 900 дней. 27 января 1944 года – завершение блокады Лениграда.

- Что означают слова «Дорога жизни»?

Закончим наш классный час минутой молчания, чтобы вспомнить всех, кто погиб, защищая нашу Родину от фашизма.



















Помним



гордимся

и чтим


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок мужества на тему: " 27 января 2024года - 80 лет снятию блокады Лениграда".

Автор: Боярских Елена Николаевна

Дата: 08.06.2024

Номер свидетельства: 652391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства