Учебно – исследовательская работа: "Влияние вежливых слов на взаимоотношение людей"
Учебно – исследовательская работа: "Влияние вежливых слов на взаимоотношение людей"
Учебно – исследовательскую работу: "Влияние вежливых слов на взаимоотношение людей" использовали при выступлении на конференции и в классе. Цель работы - изучение влияния вежливых слов на взаимоотношения людей. Исследование проводилось на базе школы № 16 с ноября 2015 года по февраль 2016 года. В ходе исследования использовался метод анкетирования. В декабре в анкетировании приняли участие 82 ученика из вторых классов. В феврале проведено наблюдение с целью изучения влияния вежливых слов на взаимоотношения людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно – исследовательская работа: "Влияние вежливых слов на взаимоотношение людей"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Учебно – исследовательская работа:
«Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Автор:
Козырев Андрей,
Ученик 2»Г» класса
«МБОУ СОШ № 16».
Руководитель:
Данилова Т. А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 16»
Кемерово, 2016
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......3
ГЛАВА I.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Модель эксперимента……………………………………....…3
ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
2.1. История происхождения вежливых слов ..………………….3
2.2. Как люди разных стран проявляют друг к другу вежливость..……………………………………………...…………….5
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Подведение итогов исследования ………………….……..…6
3.2. Результаты анкетирования………………………….……...…6
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………..…..10
Приложения……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С детства в семье и школе нас учат быть вежливыми. Меня заинтересовали вопросы: что значит быть вежливым? Что такое вежливые слова? Откуда они появились и что обозначают? Как вежливые слова влияют на настроение окружающих людей?
Цель моей работы – изучение влияния вежливых слов на взаимоотношения людей.
Задачи:
Изучить литературу по выбранной мною теме.
Провести наблюдение, как вежливые слова влияют на взаимоотношения людей.
Провести анкетирование во вторых классах «Вежливые слова».
Сделать вывод.
ГЛАВА I.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Модель эксперимента
Исследование проводилось на базе школы № 16 с ноября 2015 года по февраль 2016 года. В ходе исследования использовался метод анкетирования. В декабре в анкетировании приняли участие 82 ученика из вторых классов. В феврале я провёл наблюдение с целью изучения влияния вежливых слов на взаимоотношения людей.
ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
2.1. История происхождения вежливых слов
Знающего человека на Руси называли «вежа». От него произошло сначала слово «вежество», а потом слово «вежливость».
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
3
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры – это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
слова приветствия;
слова благодарности;
слова просьбы;
слова извинения;
слова похвалы;
Среди слов приветствий самое распространенное слово «здравствуй».
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен.
Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
Среди слов благодарности – наиболее употребляемое слово «спасибо».
4
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»).
Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо».
Среди слов просьбы самое распространенное - «пожалуйста».
Пожалуйста – вежливое обращение или вежливое выражение согласия.
Среди слов извинения самое распространенное слово «извините».
Извините – простить кого-либо за сравнительно небольшой проступок.
Наиболее распространенное слово похвалы - «молодец».
Молодец – слово для выражения одобрения, похвалы за какой-нибудь ловкий, отличный поступок, удачное действие.
2.2. Как люди разных стран проявляют друг к другу вежливость
При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.
-Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»
- Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.
-В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.
-Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
- Англичане при встрече обязательно похвалят погоду, даже если она дождливая, и назовут друг друга вежливо «сэр».
- Латиноамериканцы при встрече обнимаются.
- Французы целуют друг друга в щеку.
5
- Поляк обязательно при встрече поцелует руку даме.
- Молодой американец, приветствуя приятеля, похлопает его по спине.
- Есть и такой обычай – здороваться носами.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Результаты наблюдения
25 февраля и 26 февраля я провел наблюдение, как употребление вежливых слов и проявление вежливости к окружающим людям влияет на их взаимоотношения.
В первый день наблюдения я попросил у одноклассника Никиты ручку, не употребив слово «пожалуйста». Ручку он мне не дал. После завтрака в нашей столовой я не сказал «спасибо» повару. На перемене я нечаянно задел Якубенко Настю и не извинился. Настя назвала меня обидным словом.
Во второй день наблюдения я вежливо попросил у одноклассника Никиты линейку, употребив «волшебное» слово «пожалуйста». Никита не отказал мне в просьбе. На перемене я нечаянно задел Настю и извинился. Настя улыбнулась и простила меня.
Я сделал вывод: вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении и чуткости говорящего к собеседнику, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
3.2. Результаты анкетирования
Анкета «Вежливые слова»
Какие вежливые слова ты знаешь?
Кто такой вежливый человек?
А ты вежливый?
Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
Почему вежливые слова называют вежливыми?
В анкетировании приняли участие 82 обучающихся вторых классов.
Из анкеты выяснили, что 50 школьников (61 %) знают, что вежливый человек – это - человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
6
Большинство ребят (66 чел. – 80 %) считают себя вежливыми. 70 учеников (85 %) считают, что взрослые
обращаются с ними вежливо. У ребят наиболее распространённым словом среди вежливых слов является - «спасибо» (71 чел. – 87 %).
Вопросы анкетирования
Респонденты «А» класса
Респонденты «Б» класса
Респонденты «В» класса
Респонденты 2 «Г» класса
Кол-во человек
Кол-во чел. в %
Кол-во человек
Кол-во чел. в %
Кол-во человек
Кол-во чел. в %
Кол - во человек
Кол - во чел. в %
Какие вежливые слова ты знаешь?
- спасибо
- здравствуйте
- пожалуйста
Кто такой вежливый человек?
- человек, использующий в речи вежливые слова
- человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый
А ты вежливый?
– да
– нет
– не знаю
Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
– да
– нет
– не знаю
Почему вежливые слова называют вежливыми?
- добрые
- хорошие
17
12
18
4
16
15
6
14
3
3
2
85
60
90
20
80
75
30
70
15
15
10
17
9
14
12
5
14
4
16
2
6
5
89
47
73
63
26
73
21
84
10
31
26
19
10
14
3
16
15
3
19
1
3
3
95
50
70
15
80
75
15
95
5
15
15
18
14
20
6
13
22
1
21
2
4
3
78
60
87
26
56
95
4
91
8
17
13
Вывод.
Наиболее часто встречающиеся вежливые слова в анкете:
спасибо, здравствуйте, пожалуйста. Вежливым считают человека, соблюдающего правила приличия, воспитанного, учтивого.
Вежливые слова называют вежливыми потому, что они добрые и хорошие.
Результаты анкетирования показали, что ученики 2 классов мало знают вежливых слов, редко употребляют их в речи.
8
Поэтому я выступил во 2 «Г» классе с презентацией на тему: «Вежливые слова».
Моя учительница Татьяна Анатольевна подготовила для учителей начальных классов памятку на тему: «Воспитание вежливого человека в семье» для использования её на родительских собраниях.
Заключение.
Я уверен, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки, а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние . Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.
Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Татьяной Анатольевной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.
Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
Что себе не хочешь, не делай другим.
Ошибся - не бойся исправиться.
9
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Александрова О.В. Уроки вежливости для малышей [Текст] / О.В. Александрова. – М.: Ломоносовские энциклопедии – мини, 2015 г. – 68 с.
Детская энциклопедия (журнальный вариант) №11 2009 г., редактор В. Поляков.
Поддубская Л. Этикет от А до Я [Текст] / Л. Поддубская. - М.: Народное образование, 2008 г. – 128 с.
Яхнин Л.Л. Азбука вежливых слов [Текст] / Л.Л. Яхнин. – М.: Оникс,2013. – 20 с.
Портал о приветствие разных народов Мира URL: http://znayuvse.ru/
10
Правила
воспитания вежливого человека
Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Правила общения в семье.
Начинайте утро с улыбки.
Не думайте о ребенке с тревогой.
Умейте читать ребенка.
Не сравнивайте детей друг с другом.
Хвалите часто и от души.
Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.
12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.
13.Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.