kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл внеклассных занятий как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников при изучении произведений М.М.Пришвина в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На таких путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл внеклассных занятий как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников при изучении произведений М.М.Пришвина в 4 классе»

Тема: «М.М.Пришвин - певец природы» 
Форма: экскурсия.

Цель: осознание учащимися бережного отношения к природе посредством знакомства c творчеством М.М.Пришвина.

Задачи:

Предметные:
1.Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2.Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
1.Готовность использовать полученную информацию в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
2.Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

УМО: Маршрутный лист, презентация.





М.М.Пришвин (1873-1954)

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ:


Остановка № 3

«Интересные фотографии»


Остановка № 1

«Первое произведение»






Остановка № 2

«Интересные факты из биографии писателя»


Остановка № 4

«Увлечения писателя»









Ход внеклассного занятия

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, цель нашей экскурсии осознание бережного отношение к природе посредством знакомства М.М.Пришвина.

Но сначала мы познакомимся с домом – усадьбой М.М.Пришвина в Дунино Московской области.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы коррекции

Слайд 1: Усадьба площадью около гектара расположена на склоне – дом вписан в ландшафт, он стоит на вершине склона с высокой, опирающейся на два каменных столба, верандой. Несмотря на небольшую площадь, дунинская усадьба обладает всеми приметами классической русской усадьбы: липовая и еловая аллеи, яблоневый сад, луг, дорожки, цветники, скамейки.


Знакомятся

По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ

Слайд 2: Информация о теме и авторе экскурсии.

М.М.Пришвин мыслит о себе так: Иные глупцы говорят, что пишут от своего имени, от того что ношусь со своим «я», и что нужно писать не «субъективно», а «объективно». Вот именно затем и пишу от своего «я», из-за правды.

Какое же счастье написать такой рассказ, чтобы в нем созвучно дрожали общие струны души следопыта-охотника и человек, искушенного довольно близким соприкосновением с мировой культурой.

Русский писатель

Михаил Михайлович Пришвин

годы жизни 1873-1954





Слушают внимательно

По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ, беседа

Слайд 3: Он написал первый рассказ «Сашок» и опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги М.Пришвина – путевые записи-очерки. В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки М.М.Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названием «Календарь природы». От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших произведений М.Пришвина, повесть Женьшень (первоначальное название «Корень жизни» 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику Пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая весна, и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940). М.М.Пришвин был одним из тех людей, чья сознательная жизнь началась с детского побега в дальние страны.



Остановка № 1 «Первое произведение»

Первая наша станция называется «Первое произведение», здесь мы узнаем, как М.М.Пришвин назвал свою первую книгу. И вы мне ответите, повлияли ли путешествие на произведение М.М.Пришвина.
Слайд 4: В 1885 году двенадцатилетним гимназистом, начитавшись Майн Рида, Миша Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое в жизни путешествие, которое в дневнике называет, «побегом в Азию». Их быстро поймали: 
«Я помню эту горечь, что «Азии нет», то есть дали нет, и некуда бежать». 
Тогда они назвали свое путешествие «В край непуганых птиц» – и кто бы мог подумать, что спустя много лет, в 1906 году, свое первое, настоящее путешествие М.М.Пришвин совершит в Азию, и свою первую книгу назовет так же – «В краю непуганых птиц».

Слайд 5: Дореволюционные путешествия

У Пришвина их было четыре:

1906 – в Олонецкую губернию,

1907 – в Карелию и Норвегию,

1908 – на Светлое озеро,

1909 – в Киргизию совершались по его собственному маршруту, пешком, верхом или на лодке.

После каждого путешествия появлялась книга, а тетради путевого дневника присоединялись к архиву.

Слайд 6: После революционных поездок было пять:

1931 – Уралмаш,

1931 – Дальний восток,

1933 – Беломор канал,

1935 – Пинега,

1938 – Кабардино-Балкария

Командировки совершались по заданию газет или журналов; не всегда М.М.Пришвину удавалось что-то сразу в результате поездки написать – слишком сложной была жизнь, которая открывалась ему. Зато к тетрадками путевого дневника теперь присоединялись еще и отснятые в поездке пленки.

Давайте подведем итог по первой станции.

-Так все таки повлияло ли путешествие на произведение автора?

-Как первую книгу назвал М.М.Пришвина?

-Как вы думаете, сколько путешествий совершил М.М.Пришвин?


































Варианты ответов детей

По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ, беседа

Остановка № 2 «Интересные факты из биографии писателя»

Переходим на следующую нашу станцию: «Интересные факты из биографии писателя», здесь вы узнаете писательскую жизнь М.М.Пришвина, во время этой станции, какие произведения писателя вызовут у вас интерес?

Слайд 7: Писательская жизнь Михаила Пришвина (1873-1954) хронологически совпала с вехами целой эпохи: в 1905 году он переезжает в Петербург и начинает свой путь «бродяги-писателя», а в январе 1954 года делает в своем дневнике последнюю запись.

В советские годы сложился устойчивый миф о М.Пришвине как «певце природы», который только в настоящее время, благодаря публикации его тайного многолетнего дневника и произведений, которые не публиковались при жизни, преодолевается.

Слайд 8 проза: Все произведения М.М.Пришвина: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» и т.д., разнообразны и по темам и по жанру, но ко всему, написанному Пришвиным, можно отнести его слова: «Дело человека - высказать то, что молчаливо переживается миром, от этого высказывания, впрочем, изменяется и сам мир»

Художественные произведения М.Пришвина переведены на многие языки, включая японский и китайский - недаром он однажды отметил:

«Радость жизни пришла ко мне с Востока и по мне переходит

на Запад»

Слайд 9: Детям

Детские и охотничьи («собачьи») рассказы М.М.Пришвина широко известны, но «детское и простое» у М.Пришвина часто таит в себе неожиданную глубину, потому что обращается он не к детям вообще, а к тому «детскому», что каждый человек в себе знает

Слайд 10: Человек и природа в произведениях Михаила Пришвина

Главное действующее лицо в рассказах М.Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник – искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.

Слайд 11: «Лисичкин хлеб». Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.

Слайд 12: «Золотой луг». Свою лучшую детскую книгу «Золотой луг» М.Пришвин составил из вполне взрослых книг («Рассказы егеря», «Лесная капель», «Неодетая весна», «Календарь природы») и из дневников и в этой работе как-то особенно ясно увидел, как тонка грань между сказкой и реальностью, когда пишешь о природе, а думаешь о людях. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции – вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей.

Слайд 13: Дневник

Целая эпоха получила форму дневника, в котором записи о природе и литературе чередуются с философскими рассуждениями или размышлениями о происходящем в стране.

Подводим итог второй станции.

-Убедились в том, что автор работал в разных жанрах?

Что вы узнали о М.Пришвине?

В каких произведениях говорится про природу?


По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ

Остановка № 3 «Интересные фотографии»

Продолжаем нашу экскурсию, следующая остановка «интересные фотографии», мы узнаем, как М.М.Пришвин стал увлекаться фотографией.

Слайд 14: М.М.Пришвин увлекся фотографией во время своего первого путешествия на Север в 1906 году – тогда он фотографировал аппаратом случайного попутчика и этими фотографиями проиллюстрировал книгу «В краю непуганых птиц», изданную после поездки.

В 1928 году ему удается купить фотоаппарат, и в первые дни, осваивая его, он записывает: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро».

С этих пор фотография постоянно сопутствует художественному творчеству писателя – оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.

Ребята делаем вывод по третьей станции.

Что вы узнали на этой остановке?

Вам интересно?











Варианты ответов детей

По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ

Остановка № 4 «Увлечения писателя»

И теперь мы переходим на 4 станцию, называется «Увлечения писателя»

Слайд 15: Охота привлекала М.М.Пришвина, в первую очередь, натаской собак, хотя в 20-е трудные годы это было подспорьем в жизни семьи. Охотничьи впечатления были для писателя источником творчества:

«Природа любит пахаря, певца и охотника». Кроме того, охоту он рассматривает как сублимацию агрессии: «Считаю это убийство пустяками в сравнении с тем, что ежедневно все люди проделывают друг с другом».

И все же он изживает свою охотничью страсть: «Вернулся домой не с убитыми птицами, а с букетом… утренний концерт лесных болот отвечает какой-то прекрасной жизни…»



По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ

Итог

Подведем итог нашей экскурсии.

Ребята вам интересно было?

Вы что-то узнали новое? А что же?

Какой вывод можете сделать нашей экскурсии?

Варианты ответов

Специфический метод: беседа



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Гобова Полина Юрьевна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413893


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства