Слайд 1: Усадьба площадью около гектара расположена на склоне – дом вписан в ландшафт, он стоит на вершине склона с высокой, опирающейся на два каменных столба, верандой. Несмотря на небольшую площадь, дунинская усадьба обладает всеми приметами классической русской усадьбы: липовая и еловая аллеи, яблоневый сад, луг, дорожки, цветники, скамейки. | Знакомятся | По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ |
Слайд 2: Информация о теме и авторе экскурсии. М.М.Пришвин мыслит о себе так: Иные глупцы говорят, что пишут от своего имени, от того что ношусь со своим «я», и что нужно писать не «субъективно», а «объективно». Вот именно затем и пишу от своего «я», из-за правды. Какое же счастье написать такой рассказ, чтобы в нем созвучно дрожали общие струны души следопыта-охотника и человек, искушенного довольно близким соприкосновением с мировой культурой. Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин годы жизни 1873-1954 | Слушают внимательно | По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ, беседа |
Слайд 3: Он написал первый рассказ «Сашок» и опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги М.Пришвина – путевые записи-очерки. В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки М.М.Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названием «Календарь природы». От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших произведений М.Пришвина, повесть Женьшень (первоначальное название «Корень жизни» 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику Пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая весна, и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940). М.М.Пришвин был одним из тех людей, чья сознательная жизнь началась с детского побега в дальние страны. | | |
Первая наша станция называется «Первое произведение», здесь мы узнаем, как М.М.Пришвин назвал свою первую книгу. И вы мне ответите, повлияли ли путешествие на произведение М.М.Пришвина. Слайд 4: В 1885 году двенадцатилетним гимназистом, начитавшись Майн Рида, Миша Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое в жизни путешествие, которое в дневнике называет, «побегом в Азию». Их быстро поймали: «Я помню эту горечь, что «Азии нет», то есть дали нет, и некуда бежать». Тогда они назвали свое путешествие «В край непуганых птиц» – и кто бы мог подумать, что спустя много лет, в 1906 году, свое первое, настоящее путешествие М.М.Пришвин совершит в Азию, и свою первую книгу назовет так же – «В краю непуганых птиц». Слайд 5: Дореволюционные путешествия У Пришвина их было четыре: 1906 – в Олонецкую губернию, 1907 – в Карелию и Норвегию, 1908 – на Светлое озеро, 1909 – в Киргизию совершались по его собственному маршруту, пешком, верхом или на лодке. После каждого путешествия появлялась книга, а тетради путевого дневника присоединялись к архиву. Слайд 6: После революционных поездок было пять: 1931 – Уралмаш, 1931 – Дальний восток, 1933 – Беломор канал, 1935 – Пинега, 1938 – Кабардино-Балкария Командировки совершались по заданию газет или журналов; не всегда М.М.Пришвину удавалось что-то сразу в результате поездки написать – слишком сложной была жизнь, которая открывалась ему. Зато к тетрадками путевого дневника теперь присоединялись еще и отснятые в поездке пленки. Давайте подведем итог по первой станции. -Так все таки повлияло ли путешествие на произведение автора? -Как первую книгу назвал М.М.Пришвина? -Как вы думаете, сколько путешествий совершил М.М.Пришвин? | Варианты ответов детей | По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ, беседа |
Переходим на следующую нашу станцию: «Интересные факты из биографии писателя», здесь вы узнаете писательскую жизнь М.М.Пришвина, во время этой станции, какие произведения писателя вызовут у вас интерес? Слайд 7: Писательская жизнь Михаила Пришвина (1873-1954) хронологически совпала с вехами целой эпохи: в 1905 году он переезжает в Петербург и начинает свой путь «бродяги-писателя», а в январе 1954 года делает в своем дневнике последнюю запись. В советские годы сложился устойчивый миф о М.Пришвине как «певце природы», который только в настоящее время, благодаря публикации его тайного многолетнего дневника и произведений, которые не публиковались при жизни, преодолевается. Слайд 8 проза: Все произведения М.М.Пришвина: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» и т.д., разнообразны и по темам и по жанру, но ко всему, написанному Пришвиным, можно отнести его слова: «Дело человека - высказать то, что молчаливо переживается миром, от этого высказывания, впрочем, изменяется и сам мир» Художественные произведения М.Пришвина переведены на многие языки, включая японский и китайский - недаром он однажды отметил: «Радость жизни пришла ко мне с Востока и по мне переходит на Запад» Слайд 9: Детям Детские и охотничьи («собачьи») рассказы М.М.Пришвина широко известны, но «детское и простое» у М.Пришвина часто таит в себе неожиданную глубину, потому что обращается он не к детям вообще, а к тому «детскому», что каждый человек в себе знает Слайд 10: Человек и природа в произведениях Михаила Пришвина Главное действующее лицо в рассказах М.Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник – искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям. Слайд 11: «Лисичкин хлеб». Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным. Слайд 12: «Золотой луг». Свою лучшую детскую книгу «Золотой луг» М.Пришвин составил из вполне взрослых книг («Рассказы егеря», «Лесная капель», «Неодетая весна», «Календарь природы») и из дневников и в этой работе как-то особенно ясно увидел, как тонка грань между сказкой и реальностью, когда пишешь о природе, а думаешь о людях. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции – вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей. Слайд 13: Дневник Целая эпоха получила форму дневника, в котором записи о природе и литературе чередуются с философскими рассуждениями или размышлениями о происходящем в стране. Подводим итог второй станции. -Убедились в том, что автор работал в разных жанрах? Что вы узнали о М.Пришвине? В каких произведениях говорится про природу? | | По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ |
Продолжаем нашу экскурсию, следующая остановка «интересные фотографии», мы узнаем, как М.М.Пришвин стал увлекаться фотографией. Слайд 14: М.М.Пришвин увлекся фотографией во время своего первого путешествия на Север в 1906 году – тогда он фотографировал аппаратом случайного попутчика и этими фотографиями проиллюстрировал книгу «В краю непуганых птиц», изданную после поездки. В 1928 году ему удается купить фотоаппарат, и в первые дни, осваивая его, он записывает: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро». С этих пор фотография постоянно сопутствует художественному творчеству писателя – оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником. Ребята делаем вывод по третьей станции. Что вы узнали на этой остановке? Вам интересно? | Варианты ответов детей | По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ |
И теперь мы переходим на 4 станцию, называется «Увлечения писателя» Слайд 15: Охота привлекала М.М.Пришвина, в первую очередь, натаской собак, хотя в 20-е трудные годы это было подспорьем в жизни семьи. Охотничьи впечатления были для писателя источником творчества: «Природа любит пахаря, певца и охотника». Кроме того, охоту он рассматривает как сублимацию агрессии: «Считаю это убийство пустяками в сравнении с тем, что ежедневно все люди проделывают друг с другом». И все же он изживает свою охотничью страсть: «Вернулся домой не с убитыми птицами, а с букетом… утренний концерт лесных болот отвечает какой-то прекрасной жизни…» | | По характеру направленности: каузальная, специфический метод: рассказ |