Просмотр содержимого документа
«тренинговое занятие "Умеешь ли ты общаться?"»
Тренинг "Умеем ли мы общаться?"
МБОУ «Масловопристанская СОШ» Цыганкова Е.Н.
Цель:
формирование у обучающихся основных приемов общения
Задачи:
Образовательные: формировать представление о культуре общения, способах ухода от конфликтов; способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии; формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.
Развивающие: расширять кругозор о культуре общения, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные: развивать у участников уважение к другим и самоуважение, научить преодолевать внутреннее беспокойство, поддерживать друг друга, доверять и доверяться;
Планируемые результаты:
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающим
Метапредметные: ставить учебные задачи, оценивать собственную деятельность и умение практически применять полученные знания
Формирование УДД:
Личностные действия: развитие познавательных интересов, формирование позитивного отношения к окружающим
Регулятивные действия: определять и формулировать цель и задачи своей деятельности; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу и работу одноклассников
Познавательные действия: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать выводы
Коммуникативные: развивать умение учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками, понимать позицию одноклассников в дискуссии, умение
общаться в классном коллективе
Методы и методические приёмы обучения: словесный, наглядный, оценивание, рефлексивный.
Технология обучения: обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Ход занятия:
Ведущий. Здравствуйте, позвольте вас поздравить с началом нового учебного года, я желаю вам всем здоровья, успехов в новом учебном году.
Тема нашего занятия: «Умеем ли мы общаться?». «Единственная настоящая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. Человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако всё это происходит благодаря тому, что обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.
Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.
Ребята, скажите, с чего начинается общение? Возможно, с умения человека приветствовать другого так, чтобы тому захотелось общаться с ним.
(ответы детей). Я попрошу выйти в круг несколько человек, новенькие давайте приобщайтесь к нашему коллективу.
Мы — группа. Нам предстоит работать вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга. У каждого из вас есть сильные стороны, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что даёт вам чувство уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту.
Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам...
Меня зовут Елена Николаевна, я работаю социальным педагогом в Масловопристанской школе, люблю справедливость (ведущий передает мягкое сердечко самому ближнему участнику группы, который называет свое имя и передает сердечко другому).
Сердечко вернулось ко мне. Я уверена, что наше занятие будет очень полезным и интересным. Эпиграфом к занятию я выбрала отрывок из стихотворения Булата Окуджава «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова». Лучше его никто не скажет цель нашего мероприятия. Для того, чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять некоторые правила.
Нужно:
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
- Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, я думаю.
- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или о его проступках за пределами группы).
- Шуметь, когда кто-то говорить.
- Врать.
- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.
- Перебивать.
Ведущий. Мы сейчас разделимся на 2 группы. За 1 минуту вы должны будите придумать приветствие противоположной группе. Но условие: приветствие должно быть безмолвным, при помощи мимики и жестов. (Участники выполняют задание).
Ведущий. А кто скажет - что значит общаться хорошо или, как говорят, эффективно? (ответы участников).
Ведущий. Оказывается, есть кое-какие правила эффективного общения, приёмы эффективного общения, принципы общения. Одни из них мы стихийно соблюдаем. Другим нужно учиться. Некоторые соблюдать очень даже непросто. Есть истинные мастера общения. Каждый контакт с такими людьми – событие, развитие, радость, – что и нужно нашим детям. И нам, если хотим сохранить контакт с ними. Общение – наш основной инструмент. От его совершенства зависит судьба всех нас. Каковы же секреты успешного общения?...Например, Даниил Карнеги создал следующие правила общения:
• Искренне интересуйтесь другими людьми.
• Улыбайтесь.
• Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
• Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.
• Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
• Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
• Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
• Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.
• Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,
• Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.
• Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
Ведущий. Всем хочется быть чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова. Я приглашаю двоих желающих – мальчика и девочку. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?
(Весь класс внимательно слушает, когда мальчик и девочка выходят и встают друг напротив друга, говорят комплименты. Выигрывает тот, кто больше и красивее говорит комплименты. Ведущий благодарит ребят, поощряет их комплиментами).
Ведущий. Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т. е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется “Культурная беседа”. Два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник, и какое мнение у него сложилось об этом фильме. (Ведущий формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога – 4 мин). Пока ребята пишут на бумаге тему и цель разговора, ведущий с обучающимися проводит физкультурную минутку для дыхания (приглашаются два учащихся, которые показывают выполнение упражнений “Кучер” - на вдохе произносите “но-но-но…”, делаете добор воздуха и на выдохе “тпру”. “Насос” – 1 человек качает “насос”, при этом говорит “ш-ш-ш…” резко выдыхая, а 2 надувается как шар, поднимая руки и набирая воздух, затем на выдохе произносит “с-с-с…”, опуская руки.
Ведущий. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в “Речевой этикет”.
Выскажите просьбу. ( Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас…Не могли бы вы?.. Будьте так любезны… Будьте добры!)
Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
Как принято извиняться в культурном обществе? ( Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
Есть ли у тебя запас слов благодарности? ( Благодарю вас…Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)
Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь увидеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
Молодцы, хорошо постарались. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.
Ситуация 1.
Л е н а (обижена). Вчера ты, Андрей, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.
А н д р е й (удивлен). А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.
Ведущий. Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.)
Ситуация 2.
К а т я. Вовсе необязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?
Ведущий. Права ли Катя?
Ситуация 3.
Ведущий. Тебя обозвали. Твоя реакция? (Не придам значения. Отделаюсь шуткой, демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за “хорошие” слова, отблагодарю тем же, обзову, пожалуюсь старшим).
Ведущий. Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Давайте создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся. (В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества, использую которые учащиеся создают коллективный портрет.) Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректгость, неподкупность, патриотизм.
Ведущий. А теперь я предлагаю всем серьезное задание. В течение 5 минут 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, а кто-то – советы психологов…
Законы, о которых идет речь, можно обобщить и записать, например, так.
Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.
Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.
Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.
Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.
Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.
Не спорьте по мелочам.
Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.
Избегайте категоричности, особенно в возражениях.
Ищите возможность согласиться, а не возразить.
Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
Ведущий: Молодцы, справились с этим заданием. А теперь я предлагаю выполнить ещё несколько упражнений.
Упражнение в парах «Слушаю – не слушаю».
Участники рассаживаются попарно лицом друг к другу на всём игровом пространстве. В парах – первые и вторые номера. Ведущий собирает в стороне вторые номера и даёт им тайную инструкцию: активно слушать собеседника (кивать поддакивать, улыбаться, открыто смотреть в глаза, уточнять непонятое и т.п.) – до сигнала ведущего (хлопок в ладоши или на секунду – громкая музыка), и игнорировать собеседника после сигнала. Изображать скуку равнодушие, отвлекаться, зевать, отворачиваться, встревать невпопад и т.п.
Вторые номера рассаживаются по местам, ведущий даёт задание: «Первые номера в течение 4-х минут рассказывают вторым, как бы они провели идеальный отпуск. Приготовились! Начали!
Через 2 минуты ведущий подаёт условный сигнал.
Через 4-5 минут разворачивает участников для общего разговора.
Первые номера рассказывают, эффективно ли было их общение. Что они чувствовали до сигнала и после сигнала.
Итоговый вопрос: Так с чего же начинается эффективное общение? (С внимания к собеседнику).
Ты не слушаешь меня – значит, не уважаешь, не любишь, я тебе не нужен.
Упражнение «Интонация»
Вы помните выражение, что часто бывает важным не то, что сказано, а то, как сказано. То есть, надо уметь владеть интонацией. Сейчас проверим, насколько развито это умение у вас. Каждый получает карточку, на которой надо будет его сказать.
ПТИЧКИ ПОЮТ.
ласково
с угрозой
ехидно
радостно
с завистью
с грустью
А все остальные должны назвать произнесённую интонацию.
Группы – команды получают ещё по одной карточке с общим для всех выражением и заданием произнести его.
СКОРО В ШКОЛУ
как сказку
как секрет
как весёлую историю
как рекламу или агитацию
как странную историю
как приговор
Ведущий. В заключение хочу дать вам несколько рецептов поведения:
Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.
Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.
В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.
Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.
Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к близким нам людям.
Рефлексия. Наше занятие подходит к концу. Я буду очень рада, если вы что-то получили от занятий для себя и эти знания используете в своей жизни.
Продолжите мои предложения:
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Что унесёте с собой сегодня?
Заключение. Наше занятие, я хочу закончить словами Кота Леопольда из песни «Ребята, давайте жить дружно!»
Спасибо за внимание!
Литература:
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с.
Классному руководителю. Учеб.- метод. Пособие / Под ред. М. И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 280 с.
Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост. Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.
Правила эффективного общения по Д.Карнеги:
• Искренне интересуйтесь другими людьми.
• Улыбайтесь.
• Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
• Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.
• Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
• Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
• Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
• Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.
• Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,
• Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.
• Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
Рецепты поведения
Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.
Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.
В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.
Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.
«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова»