Цель: формирование у воспитанников установки на толерантное поведеениие, увважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей. На занятии использовала различные интересные методы и приемы воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Толерантность друг к дркгу»
Тема: «Толерантность друг к другу»
Цель: формирование у воспитанников установки на толерантное поведение, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
-расширить представление о понятии «Толерантность»
-познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим
- развивать коммуникативные навыки
Эпиграф к занятию:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу.
Ход занятия:
1.Упражнение «Коробка карандашей»
(Коробка с цветными карандашами).
(Важно что бы в коробке были абсолютно разные по цвету, фактуре и качеству карандаши. После того, как дети рассмотрят коробку с карандашами, зачитываю небольшой рассказ):
- Некоторые — черные, некоторые — белые, есть коричневые и желтые. Но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни все время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди. Хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые — прямые и круглые, другие — заостренные. Но все знают, в чем состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых странные имена. Но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными. Но вместе способны создать произведение искусства. Как многому нас может научить коробка обычных карандашей… Детям предлагается подумать над вопросом: «Что хотел сказать автор данной притчи?» (ответы детей)
- Ребята, сейчас много средств массовой информации, и мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…
- Сегодня в обществе происходит активный рост агрессивности и конфликтов. В последнее время в молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
- Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему занятию.
2.Притча
- Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже. - Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Дети: любовь, терпение, прощение. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…) - Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом уже знакомым вам словом «толерантность».
- Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября отмечался Международный день толерантности.
- Ребята, мы уже с вами говорили о толерантности, давайте вспомним определение, что такое «Толерантность»? (ответы детей)
Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (ответы записываю на доске)
- Толерантность в переводе с латыни означает – терпимость, это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
- Ребята, почему так актуальна толерантность в настоящее время? (ответы детей)
-Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
- Ребята, но в определении «Толерантности» речь идет не только о терпимости, но и о признании прав и свобод другого человека.
- С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, Толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, отказ от причинения вреда и насилия, способность ставить себя на место другого.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия с помощью общения, разъяснения и убеждения.
- Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность, свою точку зрения, отстаивая свое мнение, при помощи общения, не унижая и не оскорбляя .
- Ребята, как вы думаете, за что кроме умений и навыков, можно ещё себя уважать? И можно ли уважать окружающих, не уважая себя? (ответы детей)
3.Упражнение «Пять качеств»
- На отдельном листе обведите свою руку с растопыренными пальцами, а потом в контур каждого пальца впишите по одному своему качеству характера, которое вам нравится и, за которое вы можете себя уважать. (выполняют задание, зачитываю некоторые качества ребят)
- Конечно, не всегда человеку всё в себе нравится, есть в нас и такие качества, которые мы склонны признавать как отрицательные.
На ладони напишите– то, что хотелось бы изменить в себе. Хотя, при другом угле зрения, каждый недостаток может стать достоинством и человеку всегда есть к чему стремиться, что исправить в себе, над чем поработать.
- Вывод: если человек не уважает себя, нетерпим к своим недостаткам, он не сможет толерантно и с пониманием относиться к окружающим его людям.
- Ребята, мы с вами выяснили, что такое Толерантность, но есть ещё понятие – интолерантность. Как вы думаете, что такое Интолерантность? (Ответы детей)
- «интолерантность»- это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.
- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
6.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничать, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - что с вашей ногой.
- я сломал ее. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к детям:
1. Почему молодой человек отказался помочь?
2. Как бы вы поступили в этом случае?
3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
- Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
4.Задание «Толерантная и интолерантная личность»
- Распределите в две колонки: 1– черты, присущие толерантной личности, 2 – интолерантной личности.
5.ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ - Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения. Разделитесь на 2 группы. (Раздаю листы, на которых написано несколько правил, детям нужно дополнить этот список)
1. Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чём говорят другие. 3. Отстаивай своё мнение тактично. 4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 5. Стремись учитывать интересы других.
7.Рефлексия
Упражнение « В добрый путь». -У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Запишите на этих следах качества которые относятся к толерантности: одно, которое у вас присутствует, а второе, которое вы бы хотели приобрести. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь».(Зачитываем эти качества)
8.Итог
- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина
«Попробуйте не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить».
- Ребята, невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята были преданными друзьями. Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е быть толерантными. Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным мир!!!
КГБУ «Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»