kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Толерантность друг к дркгу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у воспитанников установки на толерантное поведеениие, увважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей. На занятии использовала различные интересные методы и приемы воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Толерантность друг к дркгу»



Тема: «Толерантность друг к другу»

Цель: формирование у воспитанников установки на толерантное поведение, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Задачи:

-расширить представление о понятии «Толерантность»

-познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности

- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей

- воспитывать внимательное отношение к себе и другим

- развивать коммуникативные навыки

Эпиграф к занятию:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.

Ход занятия:

1.Упражнение «Коробка карандашей»

 (Коробка с цветными карандашами).

(Важно что бы в коробке были абсолютно разные по цвету, фактуре и качеству карандаши. После того, как дети рассмотрят коробку с карандашами, зачитываю небольшой рассказ):

- Некоторые — черные, некоторые — белые, есть коричневые и желтые. Но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни все время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди. Хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые — прямые и круглые, другие — заостренные. Но все знают, в чем состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых странные имена. Но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными. Но вместе способны создать произведение искусства. Как многому нас может научить коробка обычных карандашей… Детям предлагается подумать над вопросом: «Что хотел сказать автор данной притчи?» (ответы детей)

- Ребята, сейчас много средств массовой информации, и мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

- Сегодня в обществе происходит активный рост агрессивности и конфликтов. В последнее время в молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

- Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему занятию.






2.Притча

- Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
(дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…)
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом уже знакомым вам словом «толерантность».

- Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября отмечался Международный день толерантности.

- Ребята, мы уже с вами говорили о толерантности, давайте вспомним определение, что такое «Толерантность»? (ответы детей) 

Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (ответы записываю на доске)

- Толерантность в переводе с латыни означает – терпимость, это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Ребята, почему так актуальна толерантность в настоящее время? (ответы детей)









-Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

- Ребята, но в определении «Толерантности» речь идет не только о терпимости, но и о признании прав и свобод другого человека. 


- С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, Толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, отказ от причинения  вреда и насилия, способность ставить себя на место другого.

Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия с помощью общения, разъяснения и убеждения.

- Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность, свою точку зрения, отстаивая свое мнение, при помощи общения, не унижая и не оскорбляя .


- Ребята, как вы думаете, за что кроме умений и навыков, можно ещё себя уважать? И можно ли уважать окружающих, не уважая себя? (ответы детей)

3.Упражнение «Пять качеств»

- На отдельном листе обведите свою руку с растопыренными пальцами, а потом в контур каждого пальца впишите по одному своему качеству характера, которое вам нравится и, за которое вы можете себя уважать. (выполняют задание, зачитываю некоторые качества ребят)

- Конечно, не всегда человеку всё в себе нравится, есть в нас и такие качества, которые мы склонны признавать как отрицательные.

На ладони напишите– то, что хотелось бы изменить в себе. Хотя, при другом угле зрения, каждый недостаток может стать достоинством и человеку всегда есть к чему стремиться, что исправить в себе, над чем поработать.

- Вывод: если человек не уважает себя, нетерпим к своим недостаткам, он не сможет толерантно и с пониманием относиться к окружающим его людям.

- Ребята, мы с вами выяснили, что такое Толерантность, но есть ещё понятие – интолерантность. Как вы думаете, что такое Интолерантность? (Ответы детей)





- «интолерантность»- это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.


- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

6.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничать, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - что с вашей ногой.

- я сломал ее. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.






Вопросы к детям:

1. Почему молодой человек отказался помочь?

2. Как бы вы поступили в этом случае?

3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

- Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.



4.Задание «Толерантная и интолерантная личность»

- Распределите в две колонки: 1– черты, присущие толерантной личности, 2 – интолерантной личности.

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость.


5.ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
- Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения. Разделитесь на 2 группы. (Раздаю листы, на которых написано несколько правил, детям нужно дополнить этот список)

1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
3. Отстаивай своё мнение тактично.
4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
5. Стремись учитывать интересы других.



7.Рефлексия

Упражнение « В добрый путь».
-У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Запишите на этих следах качества которые относятся к толерантности: одно, которое у вас присутствует, а второе, которое вы бы хотели приобрести. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь».(Зачитываем эти качества)









8.Итог

- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина

«Попробуйте не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».


- Ребята, невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята были преданными друзьями. Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е быть толерантными. Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!













 

 

























КГБУ «Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»











Конспект занятия

на тему



«Толерантность друг к другу»







Подготовила: Колесникова В.С.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Толерантность друг к дркгу

Автор: Колесникова Вера Сергеевна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства