kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология личностно-ориентированного обучения. Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол в рамках школы молодых специалистов "Технологии личностно-ориентированного обучения. Основыне требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса"

Знакомство преподавателей с основными требованиями к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

Разработка плана круглого стола. Основной круг вопросов. Презентация по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология личностно-ориентированного обучения. Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса »

Л ИЧНОСТНО-  ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ     Великая цель образования -  это не знания, а действия   Герберт Спингер

Л ИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спингер

«Технология»      techne - искусство, мастерство   logos - наука, закон   «Технология - наука о мастерстве»

«Технология» techne - искусство, мастерство logos - наука, закон «Технология - наука о мастерстве»

Педагогическая   (образовательная)   технология -    упорядоченная система действий, выполнение которых приводит  к гарантированному достижению поставленной цели

Педагогическая (образовательная) технология - упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению поставленной цели

Исследовательская (проблемно-поисковая) ТЕХНОЛОГИИ Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели

Исследовательская (проблемно-поисковая)

ТЕХНОЛОГИИ

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Коммуникатив-ная (дискуссионная )

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения .

Психологичес-кая (самоопределен-ческая) ТЕХНОЛОГИИ Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.  Деятельностная  Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом  Рефлексивная  Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом .

Психологичес-кая (самоопределен-ческая)

ТЕХНОЛОГИИ

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом .

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Мои ученики - будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи

Мои ученики - будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи"

Мои ученики - будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи

Мои ученики - будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи"

Сущность технологии   Специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО позволяет ученикам  в коллективном поиске ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ

Сущность технологии Специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО позволяет ученикам в коллективном поиске ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие .  Скуки, принуждения и лени, Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,  Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.  «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее  Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие .
  • Скуки, принуждения и лени,
  • Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
  • Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
  • «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ  МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ

КОЛЛЕКТИВНОЙ

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность технологии   развить ученика, его потребности,  способности и тем самым учить жить   в окружающем мире   свободно и самостоятельно

Сущность технологии развить ученика, его потребности,

способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ПРОЕКТОВ совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,  значимой для учащихся  и оформленной в виде некоего конечного продукта.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

совокупность приемов, действий учащихся

в их определенной последовательности

для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,

значимой для учащихся

и оформленной в виде некоего

конечного продукта.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ ПРОЕКТОВ Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.   Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ ПРОЕКТОВ

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.

Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода

Использование исследовательских методов:

определение проблемы,

вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования,

оформление конечных результатов,

анализ полученных данных,

подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

ПРОЕКТ -    замысел, план;  разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст  какого-либо документа

ПРОЕКТ - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа

ВИДЫ ПРОЕКТОВ межпредметный монопредметный  надпредметный

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

межпредметный

монопредметный

надпредметный

Сущность технологии    Стимулировать интерес ребят  к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой  знаний и через проектную деятельность , предусматривающую решение проблем, показать практическое применение
  • Сущность технологии Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность , предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний
Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо  и где и как я могу эти знания  применить -   основной тезис понимания метода проектов

Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов

ТЕХНОЛОГИЯ  МОДУЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения   ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает  конкретных  целей учебной познавательной деятельности  в процессе работы с модулем

Сущность модульного обучения ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ «Развивающее обучение – тип обучения,  в котором развитие человека является  не побочным продуктом,  а прямой и главной целью.  Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

«Развивающее обучение – тип обучения,

в котором развитие человека является

не побочным продуктом,

а прямой и главной целью.

Основные особенности развивающего обучения:

учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти.

Познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения – учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий”.

Познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве

эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания;

основа процесса обучения –

учебная деятельность учащихся

в ходе выполнения учебных заданий”.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ группы учащихся формируются учителем, при этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся);  группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; группы учащихся формируются учителем, при этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся);  группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; группы учащихся формируются учителем, при этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся);  группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

группы учащихся формируются учителем, при этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый

(если группа состоит из трех учащихся);

группе дается одно задание,

но при его выполнении предусматривается распределение ролей

между участниками группы;

  • группы учащихся формируются учителем, при этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся); группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
  • группы учащихся формируются учителем, при этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся); группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;

оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);  учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);  учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.  оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);  учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);

учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

  • оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.
  • оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”), но не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”), но не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

«ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА» «Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

«ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА»

«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика,

рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА» Самооценка результатов (промежуточных, итоговых)  Систематичность и регулярность самомониторинга  Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА»

Самооценка результатов

(промежуточных, итоговых)

Систематичность и регулярность самомониторинга

Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность

всех письменных пояснений.

Аккуратность и эстетичность оформления портфеля  Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов  Наглядность и обоснованность презентации портфеля воспитанника

Аккуратность и эстетичность оформления портфеля

Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов

Наглядность и обоснованность презентации портфеля воспитанника

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ для включения материалов сети в содержание урока,  т.е. интегрирования их в программу обучения;  для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;  для самостоятельного изучения,  углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;  для включения материалов сети в содержание урока,  т.е. интегрирования их в программу обучения;  для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;  для самостоятельного изучения,  углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;  для включения материалов сети в содержание урока,  т.е. интегрирования их в программу обучения;  для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;  для самостоятельного изучения,  углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

для включения материалов сети

в содержание урока,

т.е. интегрирования их в программу обучения;

для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

для самостоятельного изучения,

углубления первого или второго

изучаемого иностранного языка,

ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

  • для включения материалов сети в содержание урока, т.е. интегрирования их в программу обучения; для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом; для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • для включения материалов сети в содержание урока, т.е. интегрирования их в программу обучения; для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом; для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;  для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;  для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;  для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;  для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;  для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;

  • для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;

для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ Четкое понимание того факта, что Интернет  не может заменить собой педагога  Организация деятельности учащихся в сети  Подготовка учащихся к работе в Интернет, с его информационными ресурсами.  Культура коммуникации, сетевого общения

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ

Четкое понимание того факта,

что Интернет

не может заменить собой педагога

Организация деятельности учащихся в сети

Подготовка учащихся к работе в Интернет,

с его информационными ресурсами.

Культура коммуникации, сетевого общения

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Характеристики образовательных моделей Инновационная «Способностная» педагогика Традиционная «Знаниевая» педагогика №  Особенности Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности Цель 1. Интегральная характеристика 2. «Школа развития» «Школа памяти» Преобладающий тип и характер взаимоотношений 3. Субъект - объектный Субъект - субъектный «Не навреди» 4. «Делай как я» Девиз педагога 5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность монологичность, закрытость Фронтальные, индивидуальные 6. Формы организации Групповые,коллективные

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

Характеристики образовательных моделей

Инновационная «Способностная» педагогика

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Особенности

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

Цель

1.

Интегральная характеристика

2.

«Школа развития»

«Школа памяти»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

3.

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

«Не навреди»

4.

«Делай как я»

Девиз педагога

5.

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность

Демократичность

диалогичность, открытость, рефлексивность

монологичность, закрытость

Фронтальные,

индивидуальные

6.

Формы организации

Групповые,коллективные

Характеристики образовательных моделей Инновационная «Способностная»  педагогика Традиционная «Знаниевая» педагогика №   Особенности  7. Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский Иллюстративно-объяснительные информационные Методы обучения «выращивания» «продавливания»  8. Ведущий принцип Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:  9. Продуктивный, Творческий, Проблемный Репродуктивный, воспроизводящий 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания  «Формула обучения»

Характеристики образовательных моделей

Инновационная «Способностная» педагогика

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Особенности

7.

Проблемные:

  • проблемного изложения
  • частично-поисковый, эвристический
  • исследовательский

Иллюстративно-объяснительные

информационные

Методы обучения

«выращивания»

«продавливания»

8.

Ведущий принцип

Ведущий тип деятельности

осваиваемый учеником:

9.

Продуктивный, Творческий, Проблемный

Репродуктивный, воспроизводящий

10.

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

«Формула

обучения»

Характеристики образовательных моделей. Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика №  Особенности Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Заучивание, деятельность по алгоритму  11. Способы усвоения 12. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Функции учителя Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Пассивность, Активность, 13. Позиция ученика наличие мотива к самосовершенствованию, отсутствие интереса,  наличие интереса к деятельности отсутствие мотива к личностному росту

Характеристики образовательных моделей.

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Инновационная «Способностная» педагогика

Особенности

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Заучивание, деятельность по алгоритму

11.

Способы усвоения

12.

Носитель информации, хранитель норм и традиций,

Функции учителя

Организатор сотрудничества, Консультант,

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Пассивность,

Активность,

13.

Позиция ученика

наличие мотива к самосовершенствованию,

отсутствие интереса,

наличие интереса к деятельности

отсутствие мотива к личностному росту


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старостина Наталья Анатольевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146620


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства