Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Колокола Чернобыля"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 7»
Разработка внеклассного мероприятия:
«Колокола Чернобыля»
Разработал: учитель русского языка
и литературы ГОУ ЛНР СГ № 7
Решетняк Богдан Викторович
Стаханов, 2022
Ведущий 1: Каждый год 26 апреля люди вспоминают одну общую трагедию и общую боль – взрыв на Чернобыльской атомной электростанции.
Ведущий 2: Этот день в истории нашего народа отмечен знаком беды. Авария на Чернобыльской АЭС жестоко напомнила о том, что люди еще не научились пользоваться той могучей энергией, которую сами вызвали к жизни.
(звук колокола)
Выход учеников
Ученик 1: Тревогой и болью наполнены звуки этого колокольного звона. Болью – за нашу землю, орошаемую смертоносными кислородными дождями, за отравленные химическими отходами реки, за погибающий Арал, за небо с озоновыми дырами, за вырубленные леса. Тревогой – за будущее наших детей и внуков.
Ученик 2: Звенит, гудит, стонет колокол. И самые горькие звуки в его стоне – голоса Чернобыля, катастрофы, которая потрясла весь мир, заставила вздрогнуть все человечество, память о которой до сих пор незаживающей раной остается в душе нашего народа. Ученик 3: Когда на землю приходит весна, когда природа будто оживает после зимы, когда начинают петь птицы и распускаться цветы, мы вспоминаем маленький украинский городок, название которого давно уже знает весь мир – Чернобыль.
(легкая музыка)
Ученик 4: Чернобыль. Небольшое, милое, провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени, все в вишнях и яблонях. Летом здесь любили отдыхать многие киевляне, москвичи, ленинградцы. Приезжали сюда основательно, часто на все лето, с детишками и домочадцами, снимали "дачи", то бишь комнаты в деревянных одноэтажных домишках, готовили на зиму соленья и варенья, собирали грибы, в избытке водившиеся в здешних лесах, загорали на ослепительно чистых песчаных берегах Киевского моря, ловили рыбу. И казалось, что удивительно гармонично и неразрывно ужились здесь красота полесской природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС, распложенной неподалеку к северу от Чернобыля.
Ученик 5: Кто мог подумать за день до катастрофы, что нависла над этой цветущей землей ядерная смерть? Что обрушится на Украину, Беларусь и многие районы России беда, которая заставит содрогнуться весь цивилизованный мир?
Ученик 6: Для всех тех, кто прямо или косвенно причастен был к трагедии Чернобыля, время словно бы раскололось на две неравные части: до 26 апреля 1986 года…. и после
Сценка «За минуты до взрыва»
Кто -то возвращался с работы, после трудового дня (выход человека….)
Маленькие дети гуляли на улице…(выход детей)
Молодая семья только что узнали, что станут родителями (выход счастливых родителей)
Первое свидание….(выход влюбленных)
Кто-то получил зарплату и спешил порадовать себя новой покупкой…(выход работника)
Немая сцена.. все замерли. (Взрыв). Друг на друга переглянулись и дальше пошли. На экране Надпись «РАДИАЦИЯ. ОБЛУЧЕНИЕ»
Выход учеников
Ученик1: Взрыв на Чернобыльской АЭС спровоцировал утечку радиоактивных веществ, которые не имеют цвета, запаха, их невозможно увидеть или услышать. Однако при попадании таких веществ в организм человека могут возникнуть воспаления и язвы, а при значительном поражении – лучевая болезнь, которая является одной из самых страшных на земле и может привести к смерти. Ученик 2: Радиоактивные вещества, попадая в почву, воду, продукты питания, организм человека и животных, задерживаются в нём на десятки лет, причиняя неисправимый ущерб всему живому.
Ученик 3: Человек и природа — это единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения, не прощает ошибок и промахов. Наша Земля неизлечимо больна. Земля... ... В этом коротком слове — история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в земле.
Ученик 4:Окунемся беглым взором в минувшие 50-е годы. И что же мы увидим?
(Выходят ученики с плакатами. На экране фотографии катастроф)
Ученик1: 1951. Детройт. Авария исследовательского реактора. Загрязнение воздуха радиоактивными газами.
Ученик3: 1961. Айдахо-Фолс. США. Взрыв на АЭС. Погибло трое.
Ученик4: 1979. Крупнейшая авария на АЭС Тримайл Айленд (США). Тысячи людей получили облучение.
Ученик5: 1982. Чернобыль. Разрушение центральной топливной сборки на первом блоке. Переоблучение персонала.
Ученик6: 1985. Балаковская АЭС. Авария на первом блоке. Погибли 14 человек.
Ученик7: 1986. 26 апреля. Чернобыльская АЭС. Взрыв на 4-м энергоблоке. Радионуклидами заражена значительная часть Европейской территории страны — площадью более 100 тысяч кв.км., на которой проживает около 4,5 млн. человек.
Ученик8: 2011. 11 марта. Техногенная катастрофа на АЭС Фукусима — Япония. Мир, кажется, сошел с ума от нового страха.
Выходит Земля, читает стих. Медленная музыка на фоне
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет. Я так устала. Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело И яды травят воды чистых рек, Всё то, что я имела и имею Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идёт моя руда! А что мне стоит только штат Невада, Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой Земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем, Я против сил безумных восстаю. И, сотрясая твердь землетрясеньем, На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы Выплескивают с лавой боль Земли… Очнитесь, люди! Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти.
Земля остается на сцене. Выход ученика
Ученик: На Земле человек — Царь Природы! Человек, что же сделал ты с ней? Опьянел человек от свободы, И рабом стал свободы своей. И за что ты на свете не брался? Что на свете ты не штурмовал? И в глубины морей опускался И на высях земных ликовал. Но на снежных вершинах познанья Наконец-то предела достиг… Ослепительно вспышка блеснула… Оглушительно гром загремел… Содрогнулся от света и гула Весь, обжитый доныне предел… Мир накрыло уродливой тенью, Вырос призрак, похожий на гриб, И толпились в тени привиденья, Примеряя светящийся нимб…
Ведущий1: Чернобыль — незаживающая рана на теле нашей Земли.
Ведущий2: Что рассказывают очевидцы. Вот некоторые свидетельства. «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел потом через одну — две секунды. Тот уже был, как один длинный удар. Посмотрел на приборы — картина была плохая. Стало понятно — произошла авария крайней степени тяжести. Пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная…»
Ведущий1: «Раздался удар. Потом опять удар. Пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения. Я подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».
Ведущий2: «Вижу — ребята несут обожженного человека, это оказался Володя Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Володю вынесли на руках облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там Валера…» и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи.
Ведущий1: Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга Валерия Ходемчука не найдут. Похороненный реактор стал его могилой.
(Звучит скорбная музыка.)
Ведущий2: Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.
(На экране показываются слайды тушения пожара на ЧАЭС. Звучит «Аве, Мария!» Франца Шуберта.)
Девушка в черном: Спи. Да будет твой сон спокоен, Спи, мой старший, мой вечный мальчик, Худенький, русоволосый воин, Над тобой я дождями плачу Не дойти до тебя ногами, Не обнять мне тебя руками. Я укрою тебя снегами, Белой птицей спущусь на камень. Я так долго живу на свете! Матерям суждено от Бога Жить за вас, погибшие дети, Задыхаясь от слез и боли.
(На сцену выходят учащиеся с фото погибших. Звучит скрипка.)
Ученик1: Герой СССР лейтенант Владимир Павлович Правик.
Ученик2: Герой СССР лейтенант Виктор Николаевич Кибенок.
Ученик3: Сержант Николай Васильевич Ващук.
Ученик4: Сержант Владимир Иванович Тишура.
Ученик5: Старший сержант Николай Титенок.
Ученик6: Старший сержант Василий Иванович Игнатенко.
Ученик7: Они спасали атомную станцию.
Чтец: Мертвый город… Город — призрак Плачет небо над тобой… За обыденности призмой Умирает чья-то боль. Не слышны чужие стоны И рыданья не слышны… Пострадали миллионы, Хоть и не было войны. Был жестокий и незримый— Уничтоживший покой — Техногенный выстрел в спину Среди радости людской. Этот ад напомнит многим Очень многим о себе… Через горе — к Богу в ноги И к молитве… о судьбе Страшным жизненным уроком Ожила чужая боль… Помолчим же все немного… Помолчим же… над собой…
Ведущий1: 30 лет миновало со дня чернобыльской катастрофы, и большинства из тех, кого с тех пор именуют ликвидаторами, уже нет в живых. Конструкторов и солдат, врачей и пожарных, физиков и вертолетчиков, шоферов и шахтеров, и просто добровольцев. Спасая жизни других, они подвергали собственные смертельной опасности, хотя степень этой опасности до конца понимал не каждый. Почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать.
(Включить метроном.)
(Минута молчания)
Презентация с фото Чернобыля под музыку «Реквием» Моцарта фортепьяно
Ведущий1: Итог Чернобыльской трагедии печален. Радиации хватит не одному поколению: высокую дозу облучения получили 20 млн человек; погибли десятки тысяч от лучевой болезни; нанесен материальный ущерб 5 млн человек; перемена места жительства коснулась 200 тысяч человек; заражена территория на 130 тыс. квадратных км.
(Сценка «Больной и врач».)
Больной: Скажите, доктор, что со мной? Я загорел, как в летний зной.
Врач: Да это — ядерный загар: Не солнечных лучей дар.
Больной: А еще у меня тошнота и рвота Будто съел я с утра гадкое что-то.
Врач: Гамма-лучи и нейтроны Вызывают такие симптомы.
Больной: Волосы клочками выпадают, Нервные расстройства возникают. Мучают боли во всем теле — Долго ли осталось на самом деле?
Врач: Лучевая болезнь очень опасна. Небольшая доза бывает достаточна, Чтобы вызвать рак — лейкемию, А также эпиляцию и анемию. Радиочувствительны половые клетки. И не будут у них здоровыми детки. Лечится долго, упорно, с трудом — Вот такая опасность с лучом.
Больной: Спасибо, доктор, я все понял.— Радиоактивный атом счастье отнял. Держаться буду до конца И вытру слезы я с лица.
Врач: Радиация — наш друг и враг В экономике без него никак. И может лечить, и может убить, И может весь мир в прах превратить (к залу) Вы, молодые люди, будущие ученые, Может, предложите новые мнения? Чем заменить нам атомную энергию, Чтоб сохранить родную экологию?
(Выходит ученый, ходит по сцене.)
Ученый: Так, так. Надо искать выход! Безвыходных ситуаций не бывает. Должны же существовать нетрадиционные источники энергии. А ну-ка, коллеги, помогите же мне. Какие же новые перспективные виды энергии вы можете мне предложить? (Ждет ответы зала: солнца, ветра…)Да! Да! Выход есть!
Ведущий1: Чернобыль… Звучит это страшно… Душа холодеет и вспомнить ужасно Те дни, когда мир потрясло известие… Что началось радиоактивное бедствие. Мы, жители хрупкой планеты Земля Хотим, чтоб она цветущей была. Нам черные пятна на ней не нужны И бережно к ней относиться должны.
Танец. (на экране картинки Припяти и Чернобыля)
Ведущий2: Добрые люди, не превращайте нашу Землю в каменную пустыню, потому что это ваш дом! Это наш дом!