Сценарий внеклассного мероприятия разработан для обучающихся старших классов. Мероприятие проводится в рамках Всероссийской акции "Блокадный хлеб". В сценарий включены стихи, фонограммы музыкальных произведений, рассказы людей, переживших блокаду. Материал сценария воспитывает чувство сострадания к людям, оказавшимся в жесткой блокаде, также воспитывает чувство гордости за людей, которые с достоинством, неимоверной выдержкой, силой воли и духа переносили все тяготы блокады. Минута молчания в конце мероприятия - обязательна!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приглашённые: Н.А. Кипа – заместитель директора по ВР.
Подготовила и провела
воспитатель 10б класса :
Л.Н.Магомедова
Гуково
2023г
Внеклассное мероприятие
«Хлеб блокадного Ленинграда».
(для 10—11классов )
27.01.2023г.
Подготовила
воспитатель 10б класса
Л.Н.Магомедова
Цель:
-Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
ЗАДАЧИ:
-Пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
-Развивать познавательного интереса к данному историческому факту.
-Учить умению высказывать свои мысли и суждения.
Ход мероприятия
Воспитатель:(слайд 1)
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день, в 1944 г., была снята блокада города Ленинграда (Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие.
(слайд 2) Сколько лет прошло с тех пор? (79 лет)
79 год отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
(слайд № 3-звучит голос Левитана о начале войны,
затем песня “Священная война”)
Воспитатель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
(Слайд №4- плакат времен войны «Родина-мать зовет!») И днем и ночью шла бомбежка, И днем и ночью шел обстрел. На клумбах - не цветы, росла картошка: Защитник есть хотел. Воспитатель:
А кто из вас знает, что такое блокада? (ответы детей)
( читаем ответ в словаре Ожегова)
(слайд № 5 – карта Блокадного Ленинграда)
Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.
Воспитатель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.
(слайд № 6 –люди в Ленинграде)
(слайд № 7- голод в Ленинграде)
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов.
(слайд № 8- нормы хлеба)
Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь 250 г, а служащие, иждивенцы и дети по 125 г.
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.
( Взвешиваем хлеб на весах).
Военная хроника отрывок из видео фильма «Неизвестная война». Часть I. Блокада Ленинграда,
Воспитатель:
Видео ролик «Корочка хлеба»
(Слайд 10 – хлебная карточка). Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.
Рассказ Лены Сытниковой:
«В страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Все, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».
(Слайд 11-люди умирали от голода)
900 дней в условиях вражеской блокады находился город.
Сколько это примерно месяцев и лет? (примерно 30 месяцев, 2,5 года. - Если быть точнее - 871 день).
Немцы даже представить не могли, сколько у ленинградцев силы, мужества и стойкости. Однажды стала выходить из строя одна из печей. Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный вовремя хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь . Воспитатель : - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.
(Слайд 13 -дети учатся). Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.
Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.
Читает Лена Сытникова:
Дети и учителя умирали во время уроков.
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
Ю. Воронов.
(Слайд 14 - Уроки в бомбоубежище)
Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда.
Как вы думаете какая? (Хлеб и продукты)
(Слайд 15-дети у станков)
В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет. Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом.
Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно.
(Слайд 17 –оркестр исполняет 7 симфонию Шостаковича)
– Что значило это исполнение? – Что измученный голодом город не сдается.
. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. (Слайд 18 ,19- Дорога жизни).
(Слайд 20,21 –тонущие на Ладоге машины)
Часто лед трескался и машины тонули.
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. Изаменить нам его ничто не может.
Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод».
Воспитатель:
641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда...»
(Слайд 23, 24 – памятники погибшим ленинградцам и Пискаревское кладбище)
Давайте встанем и почтим память погибших в Ленинграде минутой молчания.