kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий педагогического совета "Технологические методы и приёмы формирования функциональной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой одну из форм работы методического сопровождения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета "Технологические методы и приёмы формирования функциональной грамотности"»






Сценарий

педагогического совета







«Технологические методы и приёмы формирования функциональной грамотности обучающихся»













Разработан

ответственным за работу

инновационной площадки

Афанасьевой М.Н.















Сценарий педагогического совета

«Технологические методы и приёмы формирования функциональной грамотности обучающихся».


Цель педсовета:

Организация работы по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

Задачи педсовета:

1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность».

2. Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.

3. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.




1.Вступление

-Коллеги, сегодня наш педсовет пройдет в форме круглого стола. Тема педсовета «Технологические методы и приёмы формирования функциональной грамотности обучающихся».

Мы уже говорили о профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся. Актуализировали знания по данной теме. В течение учебного года был проведен ряд мероприятий практической направленности: открытые уроки, внеклассные мероприятия, конкурс методических разработок, мастер-класс. Учащиеся систематически участвуют в мероприятиях по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности. Вы самостоятельно изучали данную тему, готовили сообщения, проходили обучение на курсах повышения квалификации. Все педагоги нашей школы приняли участие в анкетировании по теме «Функциональная грамотность».

2.Результаты анкетирования. Выступление ответственного за работу инновационной площадки.

Анкета по выявлению профессиональных затруднений педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся

  1. Понимаете ли Вы, что такое функциональная грамотность и зачем ее
фор мировать?

А) Да, очень хорошо понимаю. Функциональная грамотность-это… 86 %

Б) Имею некоторое представление, но затрудняюсь дать определение 14%

В) Нет



  1. Для формирования какого компонента функциональной грамотности в большей степени имеет возможности преподаваемый Вами предмет?

А) Читательская грамотность 62%

Б) Математическая грамотность 36%

В) Естественнонаучная грамотность 43%

Г) Финансовая грамотность 43%

Д) Креативное мышление 28%

Е) Глобальные компетенции 14 %



  1. Можете ли Вы охарактеризовать особенности каждого компонента функциональной грамотности?

А) Да, могу охарактеризовать все компоненты 60%

Б) Могу, но не все, затрудняюсь охарактеризовать 28%

В) Не могу четко охарактеризовать 12%



  1. Каково Ваше мнение: метапредметные результаты и функциональная грамотность – это синонимы?

А) Да, эти понятия означают одно и то же 21%

Б) Нет, отличия заключаются в том, что 71%

В) Затрудняюсь ответить 8%



  1. Знаете ли Вы, какого типа задания способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся?

А) Да, это …83%

Б) Затрудняюсь ответить 17%

В) Нет



6.Укажите, какие формы методического сопровождения Вы бы предпочли (се минары, курсы повышения квалификации, мастер-классы и др.)



се минары


, мастер-классы-71%, курсы повышения квалификации-29%







7.Способствуют ли содержание и методический аппарат учебника по предмету, который Вы преподаете, формированию функциональной грамотности?

А) Да, учебник содержит много заданий практико­ориентированного, проблемно­ го характера, позволяет формировать у обучающихся умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, в том числе в сферах общения и социальных отношений. 78%

Б) Содержание и методический аппарат учебника не позволяют вести эффективную работу по формированию функциональной грамотности обучающихся. Учебник практически не содержит заданий практико­ориентированного, проблемного характера, не позволяет формировать у обучающихся умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, в том числе в сферах общения и социальных от­ ношений

В) Затрудняюсь ответить 22%



8.Понимаете ли Вы, какие приемы и способы работы, современные педагогические технологии позволяют осуществлять работу по формированию функциональной грамотности?

А) Да, я хорошо понимаю, как организовать работу по формированию читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций (подчеркнуть нужный вид грамотности), владею необходимым арсеналом приемов, способов, технологий. Могу делиться опытом. 40%

Б) Имею представление лишь о некоторых приемах, способах и технологиях по формированию читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций (подчеркнуть нуж ный вид грамотности), но этого недостаточно для эффективной работы, нуждаюсь в методической помощи. 60%

В) На данный момент не понимаю, как осуществлять работу по формированию функциональной грамотности обучающихся .



9.Испытываете ли Вы затруднения в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся?

А) Нет, я справлюсь с этим самостоятельно 33%

Б) Имею небольшие затруднения, не откажусь от помощи 67%

В) Имею серьезные затруднения в этом вопросе, нуждаюсь в помощи

-Коллеги, исходя из результатов анкетирования, можно сделать выводы, что тема активно внедряется. Но есть потребность и в обучающих семинарах , мастер-классах, методической помощи.

Приступим к практической работе. Надеюсь, что работа пройдет в плодотворном сотрудничестве, активном диалоге.



3.Работа в группах.

Работу в группах я предлагаю начать с толкования терминов.

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.

-Что такое «функциональная грамотность»?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

(Участникам педсовета предлагается выполнить задания.)

Задание для 1 группы: 

Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

(2 мин, высказывают своё мнение)

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность

 Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность  — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

 (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

-Так что же такое функциональная грамотность?

«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.


- А сейчас я предлагаю вам принять участие в мозговом штурме.

Мозговой штурм

  1. Когда появился термин «функциональная грамотность»?

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

  1. Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

  1. Как определяют термин «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

4. Какие формы функциональной грамотности существуют?

1.Общая грамотность.

2.Компьютерная грамотность.

3.Информационная грамотность.

4.Коммуникативная грамотность.

5.Грамотность при овладении иностранными языками.

6.Бытовая грамотность.

7.Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8.Общественно-политическая грамотность.

5. Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

7. Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

1.Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2.Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3.Cпособность учиться всю жизнь.

8. Вкаких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированности функциональной грамотности?

9.Какие основные составляющие функциональной грамотности существуют?

- математическая грамотность,

-читательская грамотность,

-естественно-научная грамотность,

-финансовая грамотность,

-глобальные компетенции,

- креативное мышление.



-Очень важным становится понимание, кто будет передавать знания, и кому мы будем прививать функциональную грамотность.

Как изменились обучающиеся с точки зрения «теории поколений»?

  1. Выступление психолога.

Теория поколений — это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, также взглядов людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. 
Знание теории будет является полезным инструментом для коммуникации с коллегами по работе, родителями или детьми. Будет понятно, кто передает знания, и кому мы будем передавать знания.

Х, У, Z и остальные, по годами:

- величайшее поколение (1901 – 1925);

-молчаливое поколение (1925 – 1944);

- поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);

- поколение Х (1967 – 1984);

- поколение У – миллениалы (1984 – 2000);

- поколение Z – зумеры(2000 – 2011);

- поколение альфа (с 2011).

Каждое изменение в определенном хронологическом интервале, воздействует на формирование взглядов молодых людей на жизнь. Однако, система ценностей предыдущего поколения остается, почтинеизменной.

Молчаливое поколение | 1925 – 1944

Молчаливое поколение / по названию можно догадаться, что они отличаются от своих потомков тем, что лишний раз стараются не высказываться на различные темы, особенно про политику или экономику, в связи с их неблагоприятным опытом в жизни. Также они верят в продуктивность нашей медицины и отличаются способностью грамотно распределять свой бюджет, для того, чтобы были сбережения на «черный день».

Слово «семья» для них — на первом месте. Только в узком кругу родных, такой человек может делиться своим мнением на любые темы. 

Поколение бэби-бумеров | 1944 – 1967

Бэби-бумеры / в отличие от предшественников, данная категория людей очень любит порассуждать на тему проблем в нашем государстве или мире. Верят в светлое будущее нашей страны, следовательно, готовы работать без продыху, во блага государства. Из-за постоянных переработок, они мало уделяли время своим вторым половинам и детям. Поэтому, в их временной период был повышенный показатель разводов и их дети выросли самостоятельно, воспитываясь «улицей» или вожатым в летнем лагере.

Поколение Х (икс) | 1967 – 1984

Иксы / насмотревшись на, так называемые, недочеты родителей, они сделали определенные выводы и в корне поменяли свои взгляды и приоритеты. Они также отличаются повышенной трудоспособностью. Однако, тратить все свои силы и время на работу, они готовы, уже не во благо родины, а своего благополучия и своей семьи. Основная задача поколения X — дать своим детям все то, чего не было у них: хорошую одежду, современные гаджеты, высшее образование, машину, квартиру и все то, что поможет чувствовать себя комфортно и независимо. Не верят, в помощь от государства, полагаются исключительно на себя. Любят четкие временные договоренности и рамки в жизни и работе.

Поколение Y (игрек) или миллениалы | 1984 – 2000

Игреки или миллениалы / простыми словами, избалованное поколение. Дети, которых обеспечивали всем желаемым. В отличие от всех предшественников, не спешат устраиваться на работу и заводить семью. Причина нежелания трудоустраиваться куда-либо в том, что есть мама с папой, которые будут обеспечивать до того момента, пока их чадо не найдет свою нишу. Поэтому «зачем куда-то спешить?», когда можно позаниматься самопознанием и подумать на тему того, кем в действительности хотелось бы работать. Первое поколение, способное управляться с гаджетами и современными способами коммуникации. В работе, их интересуют большие зарплаты, однако, помимо денег, также им требуются индивидуальные условия, подходящие для обеспечения их временного комфорта.

Поколение Z (зет) или зумеры | 2000 – 2015

Зеты / в отличие от всех предыдущих поколений, их не интересуют ни деньги, ни дорогие машины, ни квартиры. Они, своего рода, кочевники, рассуждающие так: «привязанность к всему материальному, не несет в себе ничего хорошего. Зачем покупать дом, когда можно снимать апартаменты или машину, когда существуют такси или каршеринг». Для них не важен материальный или финансовый показатель. Самый существенный критерий для них — это духовная составляющая. Почти ни к чему не проявляют интерес, кроме молодежных тусовок и событий, позволяющих испытать новые ощущения в жизни. К примеру, путешествия или новые гаджеты, с которыми они не были знакомы ранее.

Поколение A (альфа) | c 2011

Альфа / поскольку самые старшие представители данной категории людей, достигли возраста 9 – 10 лет, точной информации о них, крайне мало. Можно сказать, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию. Отличаются от предшественников неординарным мышлением и ранним развитием. Интересуются взрослыми вопросами, к примеру, кем именно работает мама или папа, сколько они зарабатывают, также проводят дальнейший анализ, хватает ли этих денег для обеспечения их потребностей, а в следствии, пригодна ли данная работа для них, в перспективе. Рождаются «с планшетом в руках» — некоторые из детей еще не умеют разговаривать, однако уже умеют включать родительский гаджет и самостоятельно устанавливать игры, через PlayMarket или AppStore.

Главная особенность этих детей – технологичность. Они не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту.

Другая их отличительная черта – наличие так называемого бесшовного мира. Это отсутствие разницы между условными составляющими реального и виртуального пространства. Находиться в интернете для них – естественная и базовая потребность.



Умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными, например навыки самообслуживания, связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями, для поколения Альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться. Им нужно научиться одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой, находиться в тишине.

Кроме того, быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того, что если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и монотонную работу. Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.

Современные взрослые не знают, к какому миру готовить поколение Альфа, поэтому пытаются дать все и сразу: на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков, в Монтессори-классах осваивают навыки глажки утюгом и выращивания помидоров, а в школе программируют на Python.

Как учить этих детей?

  1. Для этих детей виртуальная реальность не менее ценна, чем физическая.

  2. Альфа многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Живут в огромном потоке информации, что не позволяет им надолго удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией, зато они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные.

  3. Готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Ждут, что им не будут диктовать, что их будут слушать и слышать. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению - виртуальное.

  4. Альфа-дети - те, кого не наказывают, а награждают.

  5. К 2030 году, когда Альфа-поколение будет вступать во взрослую жизнь, существенно поменяется рынок труда, многие профессии окажутся невостребованными. Этому поколению нужно будет постоянно учиться и осваивать новые навыки, возможно, часто менять род деятельности. Это сделает необязательным получение классического высшего образования, переориентирует на самообучение, различные формы онлайн-курсов.

  6. Люди поколения Альфа скорее будут строить проектную карьеру, чем работать всю жизнь в одной фирме, они будут трудиться одновременно на двух и более работах. А еще им придется много вкалывать, чтобы содержать поколение своих родителей, ведь продолжительность жизни будет расти.


Мышление: Они эрудированны, быстро соображают, но при этом, как правило, не помнят ни одного термина, ни одной даты. Их мышление здорово отличается от нашего: им важно не знать имена и даты, а понимать, где искать нужную информацию, как ее классифицировать и использовать.

Мы разобрали, кто такие наши дети – дети поколения Альфа. Теперь, давайте попробуем сформулировать правила, как с ними жить, общаться и воспитывать. Кстати, большинство современных психологов придерживается мнения, что детей нужно не воспитывать, а РАСТИТЬ. В этом есть смысл. И даже доказательство эффективности. Ведь мы уже знаем, что поколение Альфа отличает то, что они менее агрессивны и более доброжелательны к окружающим, нежели мы и наши предшественники. И их же – Альфа – «воспитывают» меньше всего. Не бьют, не кричат, а только разговаривают и объясняют. Надо же – как только от детей отвязались с воспитанием, они сразу подобрели! ) Как жить с такими детьми?

Хотите, чтобы ребенок сделал что-то или выучил - объясните ему, зачем это надо. И не поверхностно, чтобы отвязался, а в деталях. Т.е. не просто «Не будешь чистить зубы – они все вывалятся». А покажите ему, как устроены зубы, как микробы на них поселяются, что происходит потом, и т.д. Не поленитесь – нарисуйте, купите книжку, посмотрите об этом фильм. Чем больше информации, тем лучше.

Почему к нему поколению Альфа стоит присмотреться прямо сейчас?

1. Люди А очень ценят персонализацию и индивидуальный подход.

2. Они не разделяют реальный и виртуальный миры.

3. Дети-альфа создают совершенно новый тип контента.

4. Они лучше ладят с родителями.

5. У них высокие моральные стандарты, и они тонко чувствуют фальшь.

6. Они не могут долго концентрироваться на чём-то одном.

7. Примерно 40 % детей не получат высшего образования.

8. Люди А будут долго жить. Возможно, до 100 лет.

9. Им придется развивать эмоциональный интеллект.

10. Они станут движущей силой прогресса.

Инструментарии формирования функциональной грамотности

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

  1. Практическая работа в группах. Задания для формирования функциональной грамотности.


-В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы. Предлагаю группам поделиться своими наработками.



Методы. (Выступление членов групп )

Практические задания. ( Проводятся с коллегами в виде мастер-классов)



Мастер-класс от методического объединения начальных классов.

-Дорогие друзья! Мы предлагаем вам пройти квест с заданиями . Выполнив каждое из них их, вы сможете открыть конверт с сюрпризом. В итоге вам откроется ключевое слово, зашифрованное в квесте. Таким образом, вы поможете герою квеста найти ответ на вопрос, что ему пригодится в жизни.

1.Главные герои нашей истории – семья Родионовых: мама, папа, сын Павлик и дедушка . Павлик учится в 4 классе средней школы. Самый трудный предмет для него - русский язык. Попробуйте выполнить задание, которое сегодня задали мальчику.(читательская грамотность)

2.Павел любит проводить свободное время с дедушкой. В среду они собрались на рыбалку. Выполните второе задание. Проанализируйте погоду в ближайшие дни и скажите, можно ли отправляться на рыбалку.(естественнонаучная грамотность)

3.Насколько удачным оказался улов, вы можете узнать из следующего задания. Рассмотрите таблицу и заполните диаграмму.(математическая грамотность)

3.Чтобы открыть четвёртую букву, давайте выполним задание, которое называется «Покупки». Задание по финансовой грамотности. Мама Павлика решила приготовить рыбу с овощами. Посоветуйте Павлику , в каком магазине выгодно сделать покупку.

4.Осталось открыть последний конверт! Самое время подключить креативное мышление. Представьте, о чем может идти речь. Используя окружности, дорисуйте предметы.

После ужина каждый занялся любимым делом:

Павел играл

Дедушка читал

Мама пела

Папа принёс

Итак ,финал! Соберите слово из букв.

Да. Это слово-наука!

А герою квеста вам напутствие : Наукам учиться в жизни пригодится!

Без наук,как без рук.



  1. Формирование финансовой грамотности.

В нашей школе активно ведется работа по формированию финансовой грамотности. подробнее нам расскажет Марина Владимировна Утина.



Заключение

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Рефлексия «Корзинка пожеланий»

-Коллеги, поделитесь своими мыслями по поводу работы круглого стола. Напишите на свитках бумаги пожелания, вопросы, свои идеи по формированию функциональной грамотности.





13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Марина Николаевна

Дата: 20.02.2025

Номер свидетельства: 665476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства