Сценарий мастер-класса «Проектирование индивидуального маршрута развития учителя»
Сценарий мастер-класса «Проектирование индивидуального маршрута развития учителя»
Мастер-класса «Проектирование индивидуального маршрута развития учителя»
1. актуализация знаний педагогов к использованию в опыте работы индивидуального подхода к деятельности как необходимого условия развития познавательной активности;
2. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий мастер-класса «Проектирование индивидуального маршрута развития учителя»»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Балаково Саратовской области
Межмуниципальный методический семинар
«Приоритетные направления деятельности ШМО
как средство повышения профессионализма педагогов
в условиях реализации ФГОС общего образования»
Сценарий мастер-класса
«Проектирование индивидуального маршрута развития учителя»
Составители:
учителя ШМО естественнонаучного цикла:
учитель первой квалификационной категории
Хусанов С.А.
Панфёрова М.Я.
Соколова Н.Ю.
2019-2020 учебный год
Цели:
1. актуализация знаний педагогов к использованию в опыте работы индивидуального подхода к деятельности как необходимого условия развития познавательной активности;
2. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса.
1.Организационный момент и актуализация знаний педагогов.
Хусанов С.А.
Слайд 1-2.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Проектирование индивидуального маршрута развития учителя». Пусть эпиграфом нашей работы станут слова Альберта Эйнштейна: «Главное – не переставать задавать вопросы» и слова Антуана де Сент-Экзюпери «Цель без плана – это просто мечта». Индивидуальный план развития педагога в образовании занимает центральное место в современной школе.
Слайд 3
Цели мастер-класса:
1. актуализация знаний педагогов к использованию в опыте работы индивидуального подхода к деятельности как необходимого условия развития познавательной активности;
2. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса.
2.Основной этап деятельности.
Слайд 4
Современный учитель - личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом, стремящаяся с самосовершенствованию.
Профессиональное самосовершенствование педагога — это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
Исходную базу самосовершенствования личности педагога образуют осознание им своей профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность и готовность к самоконтролю и саморазвитию.
Слайд 5
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) учителя – этоличный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:
изменения, происходящие в образовании;
запросы и потребности участников образовательного процесса.
Панферова М.Я.
Слайд 6
Задание 1 «Кластер».
В центре листа написано слово «мотивация». Участники на листе записывают ассоциации, связанные с понятием мотивация. Обсуждение. Вопросы:
- Какой метод мотивации, на Ваш взгляд, распространен в школе чаще всего?
- В чем заключается метод «кнута» и «пряника»?
- Работает ли он для повышения мотивации? Есть ли у него побочные эффекты? Если да, то какие? Что Вы чувствуете, когда к Вам применяют такие методы мотивации?
Соколова Н.Ю.
Слайд 7
Этапы работы педагога по самообразованию:
Хусанов С.А.
Слайд 8-10
Формы и методы самообразования педагога:
Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Панферова М.Я.
Слайд 11
Самообразование будет продуктивным, если:
1. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
2. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации.
3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии, которая является атрибутом учителя-профессионала.
4. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
7. В процессе самообразования реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию.
Хусанов С.А.
Таким образом, профессиональное самосовершенствование педагога не может происходить иначе, как через самопреобразование своей личности, развитие аутопсихологической компетентности, выступающей основой профессионального саморазвития, позволяющей преподавателю активизировать свой профессионально-педагогический потенциал и эффективно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социально-педагогической среды с наименьшими затратами на пути к вершинам профессионализма.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его творческой личности, выход на новый профессиональный уровень.
Слайд 12.
Соколова Н.Ю.
Как можно проектировать индивидуальный маршрут развития? Схема может иметь такой вид:
Направление
Мероприятие
Сроки
Расширение образование
Посещение дистанционных курсов и различных семинаров
В течение года
Повышение педагогической компетентности
Работа в творческих группах, консультация психолога
апрель
Самовоспитание
Организация и проведение различных мероприятий
Каждый год
Развитие творческого потенциала
Принимать участие в конкурсах
В течение года
Хусанов С.А.
В педагогическом коллективе важна организация работы по самосовершенствованию, так как коллектив объединяется, развивается уровень профессионального мастерства педагогов и всего коллектива в целом.
Итак, в заключении можно сказать, что саморазвитие это одна из наиболее важных потребностей человека. Профессионально-личностное самосовершенствование возможно при условии понимания человеком, что все возникающие затруднения, это возможность самопреодоления, и успех неминуем. Самореализация – это взятие на себя ответственности за свой профессиональный рост. Личность способная к саморазвитию получает удовлетворение от профессиональной деятельности, открыта новому жизненному опыту и достигает успехов в своей деятельности. Реализация профессионального роста осуществляется посредством индивидуального образовательного маршрута учителя и умением эффективно управлять своим временем.
3.Практическая часть
Хусанов С.А.
Для реализации ИОМ учителя, необходимо овладеть технологией управления временем. Одним из способов планирования времени как эффективный инструмент управление временем, нужно проектировать план индивидуального развития.
Мы предлагаем проверить умение управлять временем, научится видеть поглотители времени и расставлять приоритеты.
Слайд 13
Соколова Н.Ю.
Планирование времени
Один из самых важных принципов управления временем. Планировать нужно не только рабочее время, но и личное. Для этого необходимо всё записывать либо в бумажном, либо в электронном варианте. Однако для того, чтобы уметь грамотно планировать своё время, необходимо его чувствовать.
Задание 1. «Чувство времени»
Участники смотрят разное по времени видео. Задача участников интуитивно определить сколько шло времени каждое видео.
Длительность видеороликов: 24 с, 14 с, 36 с
Слайд 14
Борьба с поглотителями времени
Это те факторы, которые не приносят никакой пользы и отнимают много времени. По-другому их ещё называют хронофаги.
Задание 2.
В данном упражнении используется мягкая игрушка или любой другой предмет. Она передается по кругу, каждый при получении меча называет “свой хронофаг”.
ПРИМЕРЫ:
Телефонные звонки
Исправлена ошибок
Незапланированные визиты
«Перекуры» и перерывы на чай или кофе
Нерешительность деловых вопросах
Проблемы с компьютером
Плохая организация дел
Навязанные извне дела
Внезапная перемена очередности дел
Отвлекающие факторы на рабочем месте
Недостаток планирования планирование
Бюрократия
Неумение слушать других
Бесполезные разговоры
Одно интересное исследование показало, что для выработки полезной привычки у человека уходит три недели. Поэтому придётся потрудиться некоторое время, чтобы окончательно избавиться от всех «поглотитлей времени».
Слайд 15
Расстановка приоритетов
Свои планы необходимо расставлять в порядке приоритета. Первыми нужно ставить те дела, которые можно охарактеризовать как важные и срочные. Затем, те, которые являются срочными, но не очень важными, за ними - важные, но не срочные и, наконец, не важные и не срочные. Задание 3 «Распределение задач»
Задача распределиться на группы и в течение 3 минут прийти к единому решению.
Задачи:
Заполнение ЭДЖ МЭШ
Проверка тетрадей
Проверка ВПР
Общение с родителями ученика
Участи в конкурсах
Выступление на МО
Просмотр вебинаров
Подготовка к урокам
Сдача отчетов
Сбор документов к сдаче портфолио
Посещение городских мероприятий
Решение проблем с учениками
Помощь в выполнении чужих дел
Просмотр ТВ
Бесполезный разговор по телефону и соцсетях
Матрица Эйзенхауэра
Важность дел /Срочность дел
Срочные
Не срочные
Важные
Не важные
Слайд 16
Важные дела
Не важные дела
Срочные дела
1.
Сделать сейчас (завтра уже здать)
3.
Сделать позже
Не срочные дела
2.
Сделать самому сейчас (сдать через 2 недели)
4.
Делегировать, забыть, забить
Слайд 17
Важность дел /Срочность дел
Срочные
Не срочные
Важные
Заполнение ЭДЖ МЭШ
Проверка тетрадей
Проверка ВПР
Общение с родителями ученика
Просмотр вебинаров
Подготовка к урокам
Сдача отчетов
Решение проблем с учениками
Участи в конкурсах
Выступление на МО
Сбор документов к сдаче портфолио
Посещение городских мероприятий
Не важные
Помощь в выполнении чужих дел
Просмотр ТВ
Бесполезный разговор по телефону и соцсетях
4.Рефлексия.
Слайд 18
Хусанов С.А.
Подведем итоги нашей работы. Мы выснили, что есть:
«Вредные» привычки-хронофаги:
Делать несколько дел одновременно
Не расставлять приоритеты
Начать дело и не довести его до конца
Откладывать дела «на завтра»
Жить без планов, целей и задач
Отсутствие самодисциплины
Долгое раскачивание
Неумение говорить «НЕТ!»
Активное пользование интернетом, смотреть ТВ
Слайд 19
Панферова М.Я.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Никогда не брать работу на дом.
Организовать быт так, чтобы он занимал минимум времени.
Планировать свободное время заранее. Сюда должно входить эмоциональное наслаждение (поход в кино, театр, концерт, музей). А также физическое (занятия спортом, танцами и т.п.).
Для отдыха использовать не только выходные, а хотя бы один день среди недели. К примеру, покататься на велосипеде после работы или пойти с друзьями в сауну.
Во время отпуска ограничить звонки, почту, интернет, чтобы отдохнуть по-настоящему.
Ранжирование дел: «горит» — «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать до следующей недели.
Планирование дня (рекомендую планировать следующий день накануне, а утром при необходимости внести соответствующие коррективы).
Рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек.
Соколова Н.Ю.
Мы разработали для вас буклеты, в которых собраны рекомендации по управлению временем для построения индивидуального маршрута учителя.