kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья НРАВСТВЕННЫЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Л.Н. ТОЛСТОГО

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       Отчего дети нравственно выше большинства людей?
                                Оттого, что разум их не извращен ни обманами, нитсоблазнами, ни грехами. 
                                На пути к совершенству у них ничего не стоит.
                                                                                                 Л.Н.Толстой

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья НРАВСТВЕННЫЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Л.Н. ТОЛСТОГО»

НРАВСТВЕННЫЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Л.Н. ТОЛСТОГО


Наурызбаева Гульнар Елтаевна

Енбекшинская средняя школа

Атыраусая область

Курмангазинский район

Село Жумекен

«Нравственное воспитание школьников средствами народной педагогики Л.Н. Толстого»

Отчего дети нравственно выше большинства людей?
Оттого, что разум их не извращен ни обманами, ни

соблазнами, ни грехами. 
На пути к совершенству у них ничего не стоит.
Л.Н.Толстой

В современном мире вопрос о нравственном воспитании детей стоит наиболее остро. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, дети овладеют элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Полтора века назад Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Поэтому рассказы Толстого актуальны до сих пор. Меняется жизнь, развивается технический прогресс, а слова писателя понятны детям во все времена.

Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым.[5]

Проблемы нравственного воспитания современных школьников связаны с тем, что разрушены традиции воспитания нравственности в семье, а педагогические системы находятся в поиске оптимальных подходов воспитания нравственной позиции и общечеловеческих ценностей формирующейся личности ребенка.
Цель работы: Возрождение педагогического наследия Л.Н. Толстого как инновационного средства нравственного воспитания детей. 

В каждом рассказе есть и мораль, …притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе, а потому так и просится в душу ребенка и глубоко западает в ней. Д.Д.Семенов

На уроке, по мнению Л.Н. Толстого, учитель должен использовать методику разнообразного эмоционального воздействия на детей. Эмоции обогащают психику детей, способствуют развитию их творчества, заставляют глубоко чувствовать и переживать, что повышает качество усвоения знаний. В целях эмоционального воздействия и нравственного воспитания Л.Н. Толстой рекомендовал использовать творческие сочинения, вечерние уроки и прогулки с детьми, художественное рассказывание: «Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет тоже самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика было поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.[4]

Данная работа ставит своей целью познакомить педагогов с педагогическим наследием Л.Н. Толстого и возможностями его использования на уроке.

Л.Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей

И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».[1]

В творчестве Льва Николаевича Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?

«В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя», -писал Л. Н. Толстой.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Мы с шестиклассниками на уроке внеклассного чтения прочитали и проанализировали некоторые произведения Толстого.

Детям было предложено послушать маленькие рассказы и назвать положительные и отрицательные черты характера героев. Также были предоставлены иллюстрации к рассказам. Затем была проведена беседа по содержаниям рассказов. После этого каждый ребенок мог бы сказать свое мнение по вопросу, какое желание главной героини он считает самым важным...[6]

Проанализировав эти рассказы, мы выявили, что произведения Л.Н.Толстого имеют воспитательный и поучительный характер.

Исследовав эти произведения, мы узнали, что каждый несет в себе нравственный урок. 1.Л.Н.Толстой. «Чашка» Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». 

Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

2.Л.Н.Толстой «Муравей и голубка»
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.


3. Л.Н.Толстой. «Гроза» Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше не было слышно, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты трус.

4.Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному прутику. Они легко переломили прутья по-одиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет: а если будете ссориться да все в рознь - вас всякий легко погубит».
5.Л.Н.Толстой. «Бестолковый мужик» Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук. Другой сук был ещё выше. Мужик влез на сук и, чтобы короче срубить, сел на него лицом к дереву. Он рубил не много, и стал сук трещать. Мужик был рад и сказал: «Вперед все так буду рубить».[2]

Но сук сломался, и мужик сорвался. 

Литературное произведение

Нравственное назначение

Постулаты и заповеди народной педагогики в изложении Л.Н. Толстого

«Чашка»

Позволяет быть честным, правдивым.

Правда светлее солнца.

«Муравей и голубка»

Позволяет к совершению доброго, милосердного поступка.

Сам погибай, а друга выручай. Друзья познаются в беде.


«Гроза»

Позволяет задуматься о своем поступке.

Паникер да трус - хуже нет обуз. Страхов много, а жизнь одна.

«Отец и сыновья»

Помогает жить в дружбе и согласии.

Один добрый пример - лучше ста слов.

«Бестолковый мужик»

Помогает понять, что рассудительность и ум помогают найти выход из трудной ситуации

Вырос, а ума не вынес. Птице крылья, а человеку разум.

Результат работы мы показали в таблице. Проанализировав эти рассказы, мы выявили, что произведения Л.Н.Толстого имеют воспитательный и поучительный характер.Исследовав эти произведения, мы узнали, что каждый несет в себе нравственный урок. Нравственный урок, мораль, каждого рассказа мы решили предоставить в виде пословицы, ведь это народная мудрость.
В результате работы пришли к выводу, что простые, понятные и увлекательные рассказы Л.Н.Толстого интересны и в наше время. Ненавязчиво и деликатно писатель учит нас жить в мире людей. Каждая история показывает жизненную ситуацию, а мы сами делаем выводы. Эти выводы и есть уроки жизни. Они остаются полезными всем детям и в современном мире.

Уроки на нравственные темы должны строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Чтобы вывести детей на анализ таких актуальных для детской жизни проблем, мы подбираем литературные произведения Л.Н. Толстого, которые связаны с нравственной ситуацией.Такие уроки способствуют учащимся анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло, что помогает определить тему и содержание урока. 

Основываясь на содержание произведения, формируется критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников; развиваются у учащихся такие качества, как умение признавать свои ошибки, учиться прощать, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. 

Толстой считал, что основная задача школы заключается в том, чтобы ученик учился хорошо. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужно: чтобы то, чему учат ученика было занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.»[3]
Особое внимание обращал он на язык произведений. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, «языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт». Ожидаемые результаты:

1.Проявление познавательного и читательского интереса у школьников к литературному наследию Л.Н. Толстого.

2. Осознание и понимание школьниками нравственных категорий, например: доброта и злоба, добродетель и порок, свобода и ответственность, совесть и вина, счастье и несчастье, справедливость и несправедливость, достоинство и долг. 3. Наличие гуманистических черт характера и поведения, проявление уважительного и доброжелательного отношения к людям и нравственной требовательности к себе.

В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л.Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Л.Н. Толстого и его педагогический опыт оказали огромное влияние на многих педагогов-гуманистов. 



Список используемой литературы


1. Л.Н.Толстой «Детям» М: «АСТ» 2001г.
2. Л.Н.Толстой «Рассказы. Сказки. Басни. Были» М: «Стрекоза» 2007г.
3. В.Морозов «Яснополянская школа» М: «Детская литература» 1997г.
4. Толстой Л.Н. Мысли о деятельности учителя .
5. Соловков И.А. Опыт Яснополянской школы Л.Н.Толстого
6. Степанова А.И. Мир Толстого и образование младших школьников.



 

 

.

 

 

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Наурызбаева Гульнар Елтаевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства