kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-экологический проект как инструмент реализации
экологического просвещения и воспитания студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов»

В наступивший век высоких темпов всех видов материального производства проблема охраны природы приобрела на нашей планете исключительное значение. В России она стала одной из важнейших государственных задач. Практическое осуществление идей охраны природы во многом зависит от природоохранительного просвещения населения. Особая ответственность за его выполнение ложится и на образовательные учреждения. Вносимые человеком изменения в природу приобрели настолько крупные масштабы, что они превратились в серьезную угрозу нарушения существующего в природе относительного равновесия. Долгое время человек смотрел на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для него материальных благ. Но, сталкиваясь с отрицательными результатами своего воздействия на природу, он постепенно приходил к убеждению в необходимости более разумного ее использования и охраны. В равные времена понятие «охрана природы» имело различный смысл. В конце XIX-начале XX в. охрана природы рассматривалась как охрана отдельных оскудевающих объектов природы путем изъятия их из хозяйственного пользования. И формы охраны природы сводились к созданию заповедников, запрету добывания редких животных, охране памятников природы. В настоящее время под «охраной природы» принято понимать систему международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнений и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Вместе с тем проблема охраны природы, загрязнения окружающей среды все больше становится не только естественнонаучной, но и острейшей социальной и политической проблемой. [1]. С каждым годом в мире растет понимание того, что, какими бы ни были различия между государствами и народами, мы все живем в одной общей Среде. В городе или поселке, в пустыне или в лесу мы зависим от состояния воды, воздуха, почвы. И когда этим общим для всех нас основам жизни угрожает беда, опасности подвергается все человечество. Напряжение в системе человек — окружающая среда достигло сегодня такого уровня, когда даже малый экологический дисбаланс со временем способен раскачать всю планету. От того, как будут решаться эти проблемы, будет зависеть наше будущее. Эти вопросы волнуют весь мир, всю страну. Именно поэтому педагогическим коллективом колледжа было принято решение о создании социального проекта «Чистый город» на базе СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж». Теоретические аспекты социального проекта По опыту проведения экологических мероприятий мы убедились, что одним из эффективных инструментов реализации экологического просвещения и воспитания в соответствии с принципами устойчивого развития является привлечение студентов к социально-экологическим исследовательским проектам. Это позволяет через работу педагогов, студентов и их родителей над решением важных локальных и региональных проблем познакомиться с идеями устойчивого развития и осознать, что каждый может сделать свой посильный маленький вклад в сохранении благоприятной окружающей среды. Для осуществления социально-экологического проекта используется прогрессивная форма организации образовательной деятельности — проектно-исследовательская. В соответствии с ФГОС в учебном заведении преподается предмет «Экологические основы природопользования», в рамках которого проектно-исследовательская деятельность наиболее эффективна. Учебная исследовательская деятельность студентов получила в последние годы достаточно широкое распространение. Однако даже при грамотном руководстве она позволяет лишь подтвердить наличие тех или иных экологических проблем, но не предполагает их преодоление. Здесь и кроется одна из проблем экологического образования: результаты исследования не являются основанием для разработки стратегии улучшения экологического состояния окружающей среды, так как для этого необходимо учесть решение проблем экономических и социальных. Социально-экологический проект на основе проектно-исследовательской деятельности является попыткой создания условий для актуализации комплекса социальных, экономических, экологических проблем знакомой местности в сознании студентов в контексте изучения, поиска подходов для решения и предупреждения экологических проблем своей местности. Социально-экологический проект — это: -        совместные активные действия разновозрастной группы студентов, в которую входят желающие участвовать в проектно-исследовательской работе; -        исследовательская работа на уроках и во внеурочное время в течение целого года и более, что дает накопление знаний, опыта; -        исследовательская работа в полевых условиях в течение теплого времени года, что дает накопление экспериментальных данных, необходимых для дальнейшего анализа, осмысления, обсуждения, презентации; -        массовые мероприятия, экологические акции, в которых участвует колледж. Социально-экологический проект обладает такими чертами, как: -        продолжительность; -        широта охвата территории; -        массовый характер участия; -        большой круг рассматриваемых проблем; -        комплексный подход; -        работа по единому плану; -        возможность получения консультаций специалистов; -        использование новых эффективных педагогических приемов; -        донесение результатов деятельности до населения; -        освоение навыка работы в коллективе. На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий формируется активная жизненная позиция, воспитывается человек, обладающий гражданской и профессиональной ответственностью, способный реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, способный преобразовывать и улучшать существующие условия во имя здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе. [3]. Каждый педагог, принявший на себя ответственность координировать и консультировать деятельность участников проекта, имеет право корректировать выбор целей, содержание и педагогические технологии на каждом этапе. Главное, чтобы они отражали: 1)      психофизиологические особенности обучающихся данного возраста, такие как уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности; 2)      содержание экологического образования в интеграции с параллельно изучаемыми традиционными и предметами; 3)      возможность и необходимость выхода на практическую деятельность по решению изучаемых проблем совместно с местным сообществом. Педагог может выбрать для выполнения только те этапы проекта, которые наиболее привлекательны с точки зрения возраста студентов, работающих по проекту, времени года, местных условий, опыта руководителя и др. Коллективу из нескольких педагогов разных специальностей (педагоги –организаторы, классные руководители, преподаватели экологии, географии, биологии, химии, истории, литературы и др.) и группе студентов, состоящей из обучающихся разных курсов, по силам выполнить комплексный большой проект и получить настоящий целостный образовательный продукт. Педагогу важно помнить, что задачи проекта и исследования должны лежать в зоне ближайшего развития и соответствовать возрасту обучающихся, то есть организация работы в рамках проекта требует учета возрастных психофизиологических особенностей студентов. Важно особое внимание уделить мотивационному компоненту проектной деятельности. Успех проектной деятельности определяется интересом к работе и ее посильностью. Поэтому темы работы выбираются исходя из содержания учебных предметов, изучаемых студентами. Освоение нового знания обучающимися происходит только в момент его востребованности, поэтому необходимо создать педагогическую ситуацию перевода рассматриваемых экологических проблем в личностно-значимые. Для этого нужно в самом начале педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Проблематика исследований, представленная в их содержании, обеспечивает мотивацию включения студентов в самостоятельную работу и находится, во-первых, в области познавательных интересов обучающегося, во-вторых, в зоне его ближайшего развития. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно, деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студента возможности выбора индивидуальной формы работы. Серьезное внимание, уделяемое созданию команды и ее работе, объясняется рациональным содержанием проектной деятельности. Ясно, что общественные проблемы, даже малые, в одиночку решить сложно, так как только группе заинтересованных единомышленников (состоящей хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию. Работа команд состоит из нескольких стадий: -        подготовка к работе над проектом; -        выбор и осмысление проблемы; -        сбор информации; -        разработка собственного варианта решения проблемы; -        реализация плана действий команд; -        подготовка к защите проекта; -        презентация проекта; -        рефлексия (анализ). Эффективность деятельности по проекту требует следующих ресурсов: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонды и каталоги библиотеки, Интернет, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и информационно-технологические (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки). Результатом учебного социально-экологического проекта выступает приобретение опыта новой деятельности, главным в котором является способность создавать и защищать собственный результат проектной деятельности. В образовательном процессе практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии. Социальный, точнее, социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности. При его выполнении важным результатом является достижение понимания подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных социально-экологических проблем на уровне своего поселка, района, города, попытки найти и предложить свои варианты решения этих проблем. Не менее важным является умение грамотного привлечения внимания различных общественных организаций, властных структур к их решению [2]. Кроме всего вышеперечисленного, результатом социально-экологического проекта является: -        опыт проектирования обучающимися деятельности для решения выявленных (подтвержденных) исследованиями экологических проблем; -        опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем; -        разработка стратегии по предотвращению ухудшений и улучшению состояния окружающей среды. Социальный экологический проект «Чистый город» на базе СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» Целью работы педагога в рамках этого проекта является помощь: -        в осознании всеми участниками проекта существования одной из самых актуальных современных проблем (для всех уровней: глобального, регионального, локального) — экологической проблемы; -        в понимании того, что решение проблемы возможно только согласованными совместными действиями; -        в освоении приемов «принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущих поколений»; -        в содействииустойчивому развитию. Цели и задачи проекта: -        Привлечение внимания общественности к территории Фрунзенского района. -        Мониторинг экологической обстановки во Фрунзенском районе. -        Поиск проблемных и загрязненных участков района. -        Воспитание экологической культуры среди студентов СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж». -        Пропаганда и популяризация экологически сознательного поведения среди молодежи. -        Вовлечение активной молодежи в экологическое движение. -        Участие в экологических проектах и акциях, направленных на защиту окружающей среды. Деятельность в рамках проекта предполагает его реализацию в течении всего учебного года. Формы реализации проекта: просветительская работа, трудовые десанты и акции. Участники социального проекта: студенты 1–4 курсов, педагоги, родители, жители МО «Волковское» и в целом Фрунзенского района, администрация СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» и администрация Фрунзенского района.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Кириллова, В. В. Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО / В. В. Кириллова, О. А. Петкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 342-347. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15273/ (дата обращения: 19.02.2023).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Прокопьева Ольга Владимировна

Дата: 19.02.2023

Номер свидетельства: 626147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства