kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для педагогов "Фортунология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение психологической грамотности педагогов. Задачи: познакомить педагогов с понятием успех, успешность; сформировать знания о способах достижения успеха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Фортунология"»

Семинар для педагогов «Фортунология, или Как поймать удачу за хвост»

По книге: Владимир Львович Леви. Вагон удачи.

Цель: повышение психологической грамотности педагогов.

Задачи: познакомить педагогов с понятием успех, успешность; сформировать знания о способах достижения успеха.

Материалы: рабочие листы, бумага, клей, картинки, нитки, пуговицы.

Форма работы: проектная деятельность с использованием диагностического материала, сказкотерапевтических технологий, приёмов позитивной психологии.

Ход семинара

1. Вступление. Фортуна: автопортрет.

Степень своей везучести-невезучести, как и счастливости-несчастливости, лучше всего никогда не оценивать, даже если “балл” представляется вполне очевидным. Почему так? — Потому что судьба по природе своей переменчива, наши оценки — тоже, и любая односторонняя установка (а самооценка всегда есть и установка — самопрогноз, самопрограмма) опасна: все равно как предпочесть стоять на одной ноге вместо другой. Если кто-то спрашивает тебя о твоем везении или счастье и настаивает на ответе, то беспроигрышный ответ: “Наверное, как и вы (как и ты...)”.

Другое дело — конкретные факты и их взаимосвязи. Исследование. Изучение действительности и возможной действительности.

Задача: создание науки фортунологии.

2. Определение. Что такое фортунология. Работа с рабочими листами №1.

Рабочий лист №1. Определение фортунологии.

Задании: ниже предложен материал для анализа понятий “удача” и “фортуна”. На базе этих определений создайте определение “фортунологии”.

Согласно сухому определению, удача – это позитивно воспринимаемое событие, возникшее в результате случайного, непредсказуемого или не учитываемого стечения обстоятельств.

Также может обозначать желательный исход какого-либо события или действия, особенно в ситуациях, когда он не (полностью) зависит от действий или решений затронутой личности. Другое слово, используемое для обозначения удачи – везение.

Так что же все-таки такое удача? Везение, не зависящее от нас? Или удача – это продукт целенаправленного действия? И все внешне случайные благоприятные для нас события на самом деле подготовлены людьми, их верой и волей.

Мир – отнюдь не стихия хаоса, и удача не так слепа, как её себе многие представляют. Люди на земле получают разное количество успеха, потому что по разному воспринимают реальность, по разному ощущают мир.

Большой Энциклопедический словарь - "ФОРТУНА"

ФОРТУНА, в римской религии богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах. В переносном смысле ''колесо Фортуны'' - слепой случай, удача.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ФОРТУНА"

Фортуна [Фортуна] ж. 1) Богиня судьбы, удачи, счастливой случайности (в древнеримской мифологии). 2) Употр. как поэтический символ счастливой случайности, удачи.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ФОРТУНА"

фортуна [фортуна] ж. 1) Счастье, удача, успех. 2) разг. Доля, судьба, участь.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "ФОРТУНА"

ж. лат.счастье; судьба, рок. Фортунка ж. азартная лотерейная игра: ящик с колесом, для сего устроенный. Фортунщик, содержатель фортунки.

3. Диагностика. Как диагностировать уровень успешности, удачливости. Работа с рабочими листами №2.

Рабочий лист №2. Диагностика успешности.

Задание: ниже предложены два способа диагностики успешности. Выберите наиболее интересный или правильный, по-вашему. Обоснуйте свой выбор.

Способ 1. Карта наблюдения за собой.

Вся наша жизнь — поле наблюдения за поведением нашей Фортуны. Сопоставим события не только ближайшие, но все обозримые, все, что помнится, все пути-дорожки, случайности и неслучайности... Выявим, насколько сумеем, соотношения разных сторон и слоев своей жизни... И постараемся быть повнимательней и пообъективней — как настоящий исследователь, как хороший врач.

  • В чем и когда мне больше везет?

  • В чем и когда везет меньше?

  • В чем и когда совсем не везет?..

  • С чего начинается полоса неприятностей?..

  • Когда дела спорятся?..

  • Когда все застопоривается?..

При каких сопутствующих событиях, обстоятельствах, людях и/или моих действиях и настроениях Фортуна всего чаше устраивает мне подлянки?..

Когда, при каких обстоятельствах, с какими сопутствиями чаше бывают сюрпризы приятные?..

(Хорошо бы, кстати, заодно научиться получше их замечать — и пользоваться!..)

Может быть, понадобятся всего полчаса сосредоточенности, а может, неделя-другая, месяц- другой...

Пусть не будет точности и полноты, пусть где-то слабо мерцают лишь вопросительные знаки — не важно; главное — приобщиться к своему опыту, и положительному, и отрицательному, опыту всяческому.

Чтобы научиться кое-чему — у себя же! Для удобства можно составить табличку. Возьмем в одну руку карандаш, в другую — себя за шкирку и начнем вспоминать и думать.

Способ 2. Простейший способ фортунологического самоанализа.

  • “ — ” чему-то или всему препятствует, тормозит...

  • “ + ” чему-то или всему способствует, помогает...

  • “?” кажется нейтральным или неопределенным...

Две чаши у судьбовесов: плюс и минус.

Встречный ветер или попутный... Или затишье...

“Всему” — самое общее, глобальное везение-невезение. “Чему-то” — жизненная конкретизация (любовь, здоровье, работа, дети, финансы, игра, спорт, лотерея, рыбалка, охота... духовный поиск...). Завис – Независ.

4. Как поймать удачу. Анализ жизни и деятельности успешных людей.

Задание: группам предлагается из предложенных кратких биографий и фотографий успешных людей выбрать наиболее интересные для них. Прочесть, скомпоновать на листе, разместив по своему усмотрению, приклеить. Рассказать всем, обосновав свой выбор.

5. Лекция психолога. В.Леви. Великая Трехходовка.

Тот, кто реалистично определится в этих трех пунктах, имеет шанс стать соавтором своей судьбы.

Войдя во вкус самоработы, откроем вскоре, что некоторые данности из “не зависит” начинают перемещаться в “зависит”. Из “иногда” — в “часто”... И тем вероятнее, чем точнее определим то и другое.

— Так как же преодолеть, перевернуть черную полосу, если она уже обозначилась?

Хотя бы — как пережить?. .

Кто пережил несчастье, тот победил его.

Продержаться поможет памятование, что проходит все. И черная полоса — пройдет... Если, пройдя, не сотрет тебя — значит, сотрешь ее ты.

Надо выжить, не более...
Так испокон:
день чернеет, а ночь
превращается в альбиноса,
и скрежещет коростами
старый закон:
не высовывай носа...

...Теперь кое-что о том, как приближать победу. Универсальная, применимая к самым разным ситуациям и масштабам, трехшаговая стратагема — сформулирована может быть, например, вот так:

замри - отомри - нос утри
или так:
не делай ничего - делай что-нибудь - делай что надо
или так:
пропуск хода - промежуточный ход - ход-ответ
или так:
упал-прижался - отжался-встал - сдачи дал

Поясняю пошагово.

ПЕРВЫЙ ШАГ (замри, не делай ничего, пропуск хода, молчи, упал-прижался...) кажется самым легким... На самом деле — труднейший.

Вот от этого и зависит в роковые секунды (дни, месяцы, годы...) возможность самоспасения.

Мобилизованное, внимающее, себя держащее сознание — оно, и только оно, либо четким расчетом ума, либо молнией интуиции словит миг, когда следует делать...

ВТОРОЙ ШАГ (отомри, делай что-нибудь, промежуточный ход, отжался-встал...)

В жизни — это любое действие, не относящееся к проблеме, к твоей зависимости, к заботе, к предмету твоего невезения. Прибило тебя, прижало — а ты полежал тихо и понял, что жив; теперь начинай шевелиться, попросту шевелиться... Исследуй свое положение и нащупывай возможности, мобилизуй силы...

А если еще конкретнее, то предположим, в некий черный понедельник у вас угонят машину, вас бросит любимый человек, в этот же день известят, что вы уволены с работы, а в поликлинике поставят неприятный диагноз...

Так вот, на этот черный понедельник вы замираете, ну на вторник еще, на среду... Все, хватит: в четверг пора начать отмирать. Возьмите себя за шиворот, сделайте мощную зарядку, яростно помассируйтесь, побейте себя больно и долго, поорите до хрипоты, вволю поплачьте, поколотите посуду... Или все это тихо и нежно, самовлюбленно — а лучше контрастом и то, и другое, и туда, и сюда... Сходите куда-то, куда вам совершенно точно не нужно идти. Устаньте любым способом, чем бесполезней, тем лучше.

На пятницу очень сгодится великая уборка во всем доме, перестановка мебели. В субботу и воскресенье переклейте обои, потолок побелите...

— Издеваетесь?

— Пошлый характер рекомендации принимают, когда с личного уровня вылазишь на общий — или наоборот... Продолжать?..

— Обязательно!

— Весь следующий (месяц, квартал, год, всю дальнейшую жизнь..) в лес ходите почаще, в баню, в сауну, в тренажерный зал, если позволяет здоровье...

Продайте (шубу, компьютер, дачу...), купите (компьютер, собаку, мороженое...). Встретьтесь разок-другой-пятый с хорошим другом или подругой, где-нибудь в уютном местечке доставьте себе доступные удовольствия, но осторожнее с алкоголем: заливать свежую рану спиртом — можно и продырявиться!..

Съездите в путешествие, сходите в поход...

Поменяйте (прическу, платье, квартиру, жену, мужа...). Поступите учиться, поставьте себе задачу овладеть (компьютером, языком, автовождением, танцами, гитарой...). Развивайте новые увлечения и умения, идите навстречу новым работам, проектам, знакомствам...

Короче: придайте своей жизни характер потока!

Так — неизбежно и невзначай этот самый второй шаг, скрытый смысл коего — возврат вдохновения жить — перейдет в...

ТРЕТИЙ ШАГ (нос утри, ход-ответ, сдачи дал...)

Здесь нужно оставить место для непредвидимого...

Как слезть с карусели невезенья.

Вырваться из круговорота невезения” в подобных случаях можно только двумя способами.

1. Оставить НЕ СВОЕ (область творчества, деловую сферу, круг общения, местожительства, человека...).

2. Учиться и переучиваться - в надежде перемениться, обновиться, прозреть, прорвать внутренние преграды, открыть себя... Оставив стремление к “результату” - постараться стать снова чистым листом, прорастающим зерном, открытым всему любопытным ребенком...

Итак, вопрос твой следует ставить не “как вырваться” — а как прочистить свой ум и душу?

6. Метафорическая игра. Золушка.

Разделиться на две группы. Можно произвольно. Играем в сказку “Золушка”.

  1. Вспомнить содержание сказки.

  2. Одна группа – выбирают – 1 - Золушка (прообраз – человек который смог преодолеть неуспешность). Другая - 2 – мачеха, сестры (неуспешные люди). Третья – 3- принц, король (успешные люди).

  3. Задание  вопрос 1 - метафорический для каждой команды:

    1. Чем отличается от других?

    2. Почему вызывает неприязнь?

    3. Почему вызывает симпатию?

  4. Процедура 10-минутное обсуждение вопроса. Создание – образов – ответов на ватмане. Презентация своих ответов.

  5. Ведущий – сравнение ответов (что совпало, что не совпало).

Определение практической ценности, соотнесение с проблемой: как надо вести себя, чтоб стать успешным? Чтобы поймать удачу за хвост?

Упражнение “Пуговица удачи”. Практическое применение символов удачи.

Задание: все предлагается выбрать себе пуговицу и цветную веревочку. Вдеть веревочку в пуговицу не завязывая. Визуализация. На несколько минут сжать пуговицу в руках, вспомнить самый удачный или удачные моменты в жизни. Передать их в пуговицу. Завязать узелки на веревочки (сколько захочется). Использовать как талисман удачи.

Заключение. Создание проекта: образа – символа Фотунологии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Семинар для педагогов "Фортунология"

Автор: Борисова Г.Л.

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства