Семинар «Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования»
Семинар «Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования»
семинар. Цель: создать единое педагогическое пространство для обмена педагогическим опытом и повышением профессиональной компетентности и мастерства педагогов детского сада и начальной школы по развитию речевых умений детей.
Задачи:
Выявить проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Раскрыть примерные технологии и приемы работы по развитию речевых умений детей
Определить содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков.
Семинар практико-ориентированный. Получил высокую оценку экспертной группы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар «Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования» »
Семинар
«Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования»
Цель: создать единое педагогическое пространство для обмена педагогическим опытом и повышением профессиональной компетентности и мастерства педагогов детского сада и начальной школы по развитию речевых умений детей.
Задачи:
Выявить проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Раскрыть примерные технологии и приемы работы по развитию речевых умений детей
Определить содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков.
№
Мероприятие
ФИО высту-
пающего/
ответствен.
Время
1
Регистрация участников семинара
до 10 ч 00
2
Вступительное слово заместителя директора по УМР
Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития связной речи детей как одно из условий обеспечения качества образования
Зарипова О.М
Кабанец М.И.
10.05-10.10
10.10-10.25
3
Приемы и технологии развития связной речи детей дошкольного возраста
Воспитатели
10.25-11.05
4
Приемы и технологии развития устной речи детей младшего школьного возраста:
Мастер-класс: «Выразительные возможности человека. Внеурочная деятельность»
О.М. Зарипова
11.05-11.35
Развитие связной речи детей младшего школьного возраста. Урочная деятельность.
М.И. Кабанец
11.35-12.05
5
Кофе-пауза
М.И. Кабанец
12.05-12.25
6
Документальный фильм «Я – развиваю речь»
О.М. Зарипова
12.25-13.05
7
Деловая игра: «Наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста »
О.М. Зарипова
13.05-13.20
8
Рефлексия
М.И. Кабанец
13.20-13.30
9
Слово экспертной группе. Отзывы о семинаре.
13.30-13.40
Лист регистрации участников семинара по развитию речи: «Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития связной речи детей как одно из условий обеспечения качества образования»
№
ФИО участника семинара
Место работы, должность
Роспись
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста
№
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС
Спасибо за работу!
Наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста
№
Тема: НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ НАШЕЙ
Спасибо за работу!
Наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста
№
Тема: ЗНАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ
Спасибо за работу!
Какую форму работы по преемственности Вы предпочитаете: семинар, мастер-класс, круглый стол, отчет творческих групп и т.д. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть в перспективе?
Какую форму работы по преемственности Вы предпочитаете: семинар, мастер-класс, круглый стол, отчет творческих групп и т.д. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть в перспективе?
1 ч. Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития связной речи детей как одно из условий обеспечения качества образовани
Зарипова О.М.
Добрый день, уважаемые участники и гости семинара по развитию речи детей. Позвольте представить вам экспертную группу, которая будет оценивать нашу деятельность сегодня:
а на ваших столах находится план работы семинара, в котором вы можете увидеть последовательность работы.
Предлагаю начать работу семинара.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ. Одна из проблем – это отсутствие преемственности между дошкольным и начальным образованием. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.
Мы считаем, что успешная преемственность образовательных учреждений двух ступеней возможна тогда, когда существует понимание проблемы, заинтересованность всех сторон и наличие тесного контакта между педагогами, а так же родителями – полноправными участниками образовательного процесса.
Сегодня мы хотели бы поговорить об очень серьезной проблеме – проблеме развития речи детей. Данная тема всегда актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, не умеющими построить даже простое предложение, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.
Кроме того, в свете последних изменений в современном образовании, в связи с переходом на ФГОС не только младшего школьного, но и дошкольного образования, и когда формирование универсальных учебных действий становится обязательным условием, мы не можем не говорить о развитии речи, так как ее развитие - одно из главных составляющих в формировании коммуникативных УУД. (расшифровать коммуникативные ууд)
Мы предположили, что если педагоги двух ступеней образования совместно с родителями детей будут работать в едином ключе, то уровень развития речи наших воспитанников станет на несколько ступеней выше.
Кабанец М.И.
А значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Действительно, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Именно поэтому педагогам двух коллективов необходимо систематически работать над проблемой развития связной речи.
Цель встречи сегодня состоит в повышении качества работы по развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста через раскрытие примерных приемов и технологий, имеющихся в арсенале педагогических коллективов детского сада № 14 и школы № 17 и определении содержания и наиболее эффективных путей развития речевых умений и навыков.
Сегодня мы будем говорить об устных видах речевой деятельности, направлениях ее развития и, конечно, об условиях развития речи.
И мы передаем эстафету коллегам из детских садов.
2 ч. Выступление педагогов детского сада № 14
3.ч. Мастер-класс: «Выразительные возможности человека. Внеурочная деятельность».
О.М. Зарипова
Если мы хотим, чтобы нас понимали, мы должны хорошо говорить: четко, ясно, точно, выразительно. Но как этого добиться, когда не хватает слов, когда все чаще мы слышим фразу «недоразвитость речи ребенка», когда речь воспитанника не просто обедненная, а скудная? С чем это связано? Причин этому немало: это и ухудшение здоровья детей, увеличение дефицита общения родителей с детьми (мы забываем разговаривать с собственными детьми, до безобразия опекаем их, а дети – потребители), плохая речевая среда (фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити – шоу; кроме того отсутствие речевой культуры в семьях и во дворе), недостаточная работа по развитию речи в учебных заведениях (в школу приходят дети, которым необходимо ставить звуки….)
Какие виды проблем есть у детей? Литературные и технологические.
Сегодня мы с вами поговорим о технике речи, для чего это важно и как можно улучшить ее. А заниматься техникой речи не поздно никогда. Развивать ее можно в любом месте, возрасте. Для этого не надо никаких финансовых вложений.
Итак, мы говорим о проблемах речи. С какими проблемами речи мы встречаемся?
Скороговорение
Замедленная речь
Заикание
Звукопроизношение и т.д.
Специалисты говорят, что чем раньше, еще в дошкольном детстве, будет замечена проблема, тем легче ее устранить.
К сожалению, в школьной программе очень мало уделяется времени технике речи. Мы на уроках литературного чтения занимаемся техникой речи, но не в полном объеме. Хотя дети идут очень слабые, с плохо развитым речевым аппаратом. Поэтому данный вид работы мы переносим во внеурочную деятельность: на классные десятиминутки, классные часы, в кружковую работу. Так у нас в 4 классе есть театральная студия «Театр миниатюр».
Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам и взрослым: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
Речевая разминка направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
Речевая разминка состоит из следующих этапов.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:
Упражнения для снятия мышечных зажимов
Вибрационный массаж
Речевое дыхание
Артикуляционные упражнения
Упражнения для звучания
Упражнения по дикции
Работа со словом, фразой, предложением
К сожалению, мы не можем сегодня из-за временных ограничений уделить каждому этапу речевой разминки. Но я вам потом расскажу о том, где можно посмотреть материалы на данную тему.
Упражнения на снятие мышечных зажимов.
Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:
Голова, шея:
Плечи, грудная клетка:
Пояс, тазобедренная часть:
Ноги, руки.
Итак, сели все удобно на середину стульчика, на спинку стула не опираемся. Спина прямая, плечи назад вниз, ноги – упор на внутреннюю часть стопы, пятку, держим лимон. Это основное положение, на котором строится весь комплекс.
1. Голова, шея
1 упр. На три точки: ямка, серединка, грудь.
2 упр На 4 точки ямка, серединка, грудь, пупок
3 упр С отягощением. Руку на голову. Голову с сопротивлением кладем на плечо.
2. Плечи, грудная клетка:
4 упр.
И.П.: стоя, мышцы максимально расслаблены.
1 поднять плечи вверх.
2 вывести плечи вперед.
3 опустить вниз.
4 отвести назад.
Повторить четыре раза.
3. Пояс, тазобедренная часть:
И.П.
Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.
4. Ноги, руки.
“ Пальма”
Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.
Коллективные упражнения
Робот или Буратино, Железный Дровосек…
Муравей или вошка (стряхиваем вошку со всех частей тела)
Дождь пошел, руки вверх, руки размягчаются и падают….
Песок – камень
Мокрые котята… и т.д.
Вибрационный массаж.
Это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц
Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.
Растираем до обжига. Расслабление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание от середины лба к вискам; 2) поглаживание от бровей к волосистой части головы; 3) поглаживание от линии лба вокруг глаз; 4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; 5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; 6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; 7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; 8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру; 2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру; 3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); 4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); 5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; 6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); 7) легкое постукивание губ пальцами.
Лоб от по середины к вискам
Под глазами от переносицы
Носогубные складки
Подбородок к груди
Уши: мочки теребим, по гребешку – лепим пельмени,
Улитка – внутрь ушка
Козелок потереть большим пальцем
Слушаем тишину……….
Руками раковину уха вперед – И-И-И-И- МАМА и т.д.
Гримаса
Поколачивания подушечками пальцев по кости, но не переносице и не по виску: ММММММММММ
Над губой – ВВВВВВВВВВВВВВ
Под носом промять
Под нижней губой ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
Под нижней губой промять
По груди кулачками ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
Поколачивание соседа по спине вниз-вверх кулачками
Речевое дыхание
По Константину Станиславскому
Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны.
Берём за исходное положение природное, «сонное» дыхание человека. Дыхание человека засыпающего, отдыхающего. Проверим по элементам поведение нашего организма. Проверяйте, читая эти строки, все на себе практически. Устройтесь поудобнее в кресле, на стуле у стола или лучше всего лежа в удобной позе утром, перед тем как вставать. Когда носоглотка здорова, нос в порядке, горло не болит, весь наш организм ритмично и спокойно вдыхает и выдыхает. Вдох—выдох. Вдох — через нос и выдох — через нос (пока!).
Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: ССССССС... Шумит лес: ШШШШШШШ... Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ. Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ. Звенит комар: 3333333.
Вот зазвучала с силой речь —
И выдох изменяется:
Перестаёт наш воздух «течь»
Он «с силой выгоняется».
Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних рёбер грудной клетки).
Третий вид дыхания обслуживают эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.
Упражнение «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движение рук звукоподражателями: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! ….
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФФФФФФФФ!...).
Ведь надо только захотеть,
И приложить старание.
Чтоб ловко и легко уметь
«Переключать» дыхание.
Лишь в нужный ритм «переключишь» —
И ты свободно зазвучишь.
Непременно придумайте сами подобные упражнения, как это с увлечением елают все занимающиеся тренингом:
«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй типы дыхания).
«Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! (первый, второй виды дыхания).
«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).
«Косить траву косой» на звуке «С»: СССС! СССС! ССС! (второй вид дыхания).
«Натирать пол щеткой» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ-ШШ! (второй вид дыхания).
«Выключающийся пылесос» ЖЖШШШШШ… Когда пылесос выключается, получается «запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).
«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид дыхания).
Упражнение «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» острый, короткий, как движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС…ССССС…ССССС…
Упражнение «Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! Р…РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬРЬ…
Упражнение «Звонок». Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…
Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указано ей природой.
Упражнения на артикуляцию
«Окошко»
Широко открыть рот – "жарко". Закрыть рот – "холодно".
«Месим тесто»
Улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя...". Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
«Чашечка»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
«Дудочка»
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
«Заборчик»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Маляр»
Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
«Киска»
Губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык, горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Поймаем мышку»
Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
«Лошадка»
Вытянуть губы. Приоткрыть рот. Процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
«Пароход гудит»
Губы в улыбке, открыть рот. С напряжением произнести долгое "ы-ы-ы...".
«Слоник пьёт»
Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника". "Набирать водичку", слегка при этом причмокивая.
«Индюки болтают»
Языком быстро двигать по верхней губе – "ба-ба-ба-ба...".
«Орешки»
Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики – "орешки".
«Качели»
Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхние зубы. Кончик языка за нижние зубы.
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
«Блинчик»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
«Гармошка»
Улыбнуться. Сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу). Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Барабанщик»
Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ...".
«Парашютик»
На кончик носа положить ватку. Широким языком, в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
«Загнать мяч в ворота»
"Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота). Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).
Разогрев мышцы дыхательного и речевого аппаратов, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Упражнения для звучания.
Звуки речи представляют собой «природную материю» языка. Без звуковой оболочки не существует языка слов. Звуки речи сами по себе не имеют значения, но они являются тем средством, при помощи которого выражаются все значения.
Верно рожденный и правильно направленный звук неизбежно поможет и правильному произношению того или иного гласного или согласного. Никакая артикуляция не может содействовать правильному звукообразованию, как бы мы ни старались. Но верное звукообразование подразумевает собой и свойственное ему правильное артикуляционное выражение.
Необходимо вырабатывать каждую букву – и гласную и согласную – на едином принципе звукообразования и дыхания. «Когда все буквы запоют,– тогда начнется музыка в речи»,– говорит К.С. Станиславский, особо подчеркивая необходимость ставить звук не только на гласных, но и на согласных, что также несет в себе элемент нового в деле постановки голоса.
Гласные и согласные зачаты в дыхании, в голосе. Будучи целиком в зависимости от содержания, от действия, от подтекста, от мысли, они не превращаются в некую дикционную и голосовую подробность, а незаметно переливаясь из одного тона в другой, как бы являются сквозным тональными стержнем, на котором покоится разговорная изменчивая и подвижная речь действующего актера. Вне буквы нет звука в речи, буквы – ноты для речи.
С чего же начинать тренировочную работу над голосом и дикцией?
1. Постановка голоса заключается прежде всего в развитии дыхания и звучании тянущихся звуков.
2. Ставить голос необходимо не только на гласных, но и на согласных. Согласные нуждаются в работе по дикции.
3. Упражнения по технике речи нужны для выработки естественной, красивой, внутренне насыщенной речи.
4. Необходима тесная взаимосвязь учителя-логопеда и преподавателя по развитию речи.
И Э А О У Ы
НАЗОВЕМ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: И! Э! А!...
ПО ДВА-ТРИ ГЛАСНЫХ ЗВУКА ИИИ! ЭЭЭ! ААА!
ПОДСТАВЛЯЕМ ЗВУКИ
КАША ВАРИТСЯ НА ПЛИТЕ (КОРОТКИЕ ЗВУКИ)
ВСТАВАТЬ НА КАЖДЫЙ ЗВУК
ВСТАТЬ И СКАЗАТЬ ФРАЗОЙ , спеть с нарастанием голоса к концу фразы, середине фразы, с затуханием голоса к концу и середине
ПО ДВА ЗВУКА С УДАРЕНИЕМ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК
ПОДСТАВЛЯЕМ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ПО ДВА И ТРИ ЗВУКА (ПТИ-ПТЭ…)
БИБИБИП…….БЭБЭБЭП………
Работа со словом.
Тексты надо брать небольшие: стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.
Прорабатываем каждое слово, каждую фразу:
Кудрявая рябина
Посадка
Назови согласные звуки…… встаем на каждый звук, на одном вставании
Назови гласные звуки. Короткие, на одном вставании
Проговорить сложные для проговаривания места: др, ая
Скажи фразу полностью
Ты в шкафу, я тебя не слышу
Ты подсказываешь на уроке так, чтобы ученик тебя понял, но учитель не услышал
Говорим с ударением, помогая себе рукой
Интонируем: вопросительно, я не верю, верю, восклицательно
Можно работать и со сложными названиями цветов: ВУИЛСТЕКЕАРА, ГЕОГЕНАНТУС, ДИПЛАДЕНИЯ, ГОМАЛОКЛАДИУМ,ГИМНОКАЛИЦИУМ
М. Яснов
Елена Акселерон
Ая Эн
Сергей Белорусец
Марина Бородицкая
Анна Гамазкова
Людмила Петрушевская
Григорий Кружков
Кушнер Александр
Вадим Левин
Маша Лукашкина
Усачев Андрей
Махотин Сергей
Эдуард Успенский
Собакин Тим
Олег Григорьев
Марина Бородицкая
Виктор Галявкин
Даниил Хармс
Джулия Дональдс
Борис Заходер
Людмила Фадеева
Юлий Ким
М. И. Кабанец
Когда вчерашний дошкольник приходит в начальную школу, работа по развитию речи, которую начали педагоги дошкольной ступени обучения, не прекращается.
Современная начальная школа строится на новых эффективных педагогических технологиях, использует учебные программы, в частности начальная школа № 17 работает по УМК «Перспектива», направленные на быстрое развитие детей, максимальную активизацию мыслительной деятельности и всех психических функций младших школьников.
Работа над развитием речи, конечно, предусмотрена в школьной программе. Но развивать речь следует не только на уроках литературы и русского языка, как уже сегодня говорилось, но и на остальных предметах тоже.
Развитие устной речи, а мы с вами говорим о том, что без развития устной речи, письменную речь развить не возможно, проходит в трех направлениях: работа над словом, предложением и фразой, работа над текстом.
Итак, первое звено – словарная работа. Цель этого вида работы заключается в обогащении, расширении активного словаря школьника.
Оказывается, понимаем мы в 10 тысяч раз больше слов, чем употребляем. (Взрослые – около 35000 слов). Слова, которые человек только понимает, но в речи не использует – это его активный словарный запас слов. А вот если не лениться, а заглядывать в словарь, да разобраться в значении слова, да вслушаться в него, да запомнить – оно станет словом активного запаса!
А затем необходимо научить детей выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным, выразительным.
Словарная работа включает в себя следующие разделы:
Толкование слова: здесь уместно сказать, что когда дети умеют читать, надо приучать их работать со словарной статьей. Это могут быть специально подготовленные дети к уроку, а когда дети свободно ориентируются в словаре, могут находить словарную статью без предварительной подготовки. И, конечно, творческий вариант работы с толковыми словарями – это умение составить словарную статью самостоятельно.
Происхождение (этимология) слова: представление о происхождении слова способствует общему развитию и вызывает интерес к языку. Этот вид работы может иметь продолжение и во внеурочной деятельности. Так в третьих классах дети составляли свои этимологические словари на разные темы.
Орфоэпическая правильность речи: Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи. И этот вид работы так же должен состоять из нескольких разделов:
общеупотребительные слова с трудным ударением (звонИть, кОмпас,…),
заимствованные слова (антенна, шинель,…),
слова с трудным звукосочетанием (скучно, трамвай, велосипед,…),
слова с неподвижным ударением (торт-тортов, бант – бантов,…),
имена существительные с подвижным ударением (шкаф – шкафы, суп – супы,….),
форма родительного падежа множественного числа (полотенец, апельсинов, килограммов,…).
Работа с однокоренными словами. Работа с однокоренными словами позволяет не только обогатить активный словарный запас детей, но и провести наблюдение над единообразным написанием в них корня. Существует множество интересных упражнений, которые учат находить однокоренные слова. Но я сегодня остановлюсь на некоторых упражнениях. У детей вызывает особенный интерес упражнение «вырасти дерево из одного корня». Это задание можно и усложнять, добавляя соревновательный момент: кто быстрее вырастит дерево из одного корня? У кого выше дерево из одного корня? И т.д.
Сочетаемость слов. Чтобы слово стало активным в словаре ребенка, необходимо понаблюдать: с какими словами, сочетаниями слов можно использовать изучаемое слово, когда уместно употреблять его в своей речи, а когда не уместно.
Работа с синонимами, антонимами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения:
Детализация и конкретизация представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях, метафорах, перифразах. Если мы хотим, чтобы речь ребенка была красочной, выразительной, нельзя не говорить о выразительных возможностях языка. Любое речевое высказывание складывается из слов или их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом. Чем богаче словарь языка человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи. Так вот развитию речи детей может способствовать использование изобразительных средств языка, в частности перифразы. Перефраза – оборот речи, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. Например: лев – царь зверей, снег - белая скатерть и т.д.
Переносное и многозначное значение слов. Наблюдение за словами с переносным и многозначным значением, знакомит и приучает понимать, что некоторые слова имеют несколько смысловых значений. Переносное и многозначное значение слов.,где изучаемые слова даны в контексте, очень важны в эмоциональном плане. Л.П. позволяют укреплять навыки литературной речи
Кроме того дети с удовольствием сами вливаются в творческий процесс, выполняя такие задания, как:
Подбери рифму к слову
Сочини загадку
Сочини свое слово-перевертыш, слово-добавлялку
Развитие фонетико-фонематического восприятия слова.
Второе звено работы над развитием устной речи – работа над предложением, фразой, словосочетаниями.
К сожалению, приходится отметить, что многие дети, которые приходят в первый класс школы, не умеют строить предложения,
На вопросы отвечают односложно, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с неразличением значений слов, с неправильным произношением
Работа над словосочетанием (словосочетание - это момент в процессе создания текста, момент творческого процесса):
составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетаний заданного типа;
выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
введение, включение словосочетаний в предложение и текст;
обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.
3. Работа над предложением:
составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов - по теме сочинения, рассказа;
составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
распространение предложений, перестройка их структуры;
построение предложений по вопросам;
выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;
интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
свободное составление предложений, фраз;
редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении;
восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста;
деление текста на предложения;
распространение предложений;
соединение 2-3 предложений в одно сложное;
восстановление пословиц или поговорок и т.д.
творческий уровень работы над предложением включает в себя задания следующего типа:
составление предложений по данной теме
составление предложений по сюжетной картинке
составление предложения по 1-3 опорным словам
составление предложений с использованием устойчивых фраз
перевод на русский язык пословиц и поговорок
сочинение загадок
словесное рисование
подбор фраз и предложений к иллюстрации
сочинение синквейнов
составление предложений на заданную тему
постановка вопросов к изучаемой теме (к тому что я знаю, к тому что я не знаю)
и следующий, не менее важный этап – работа над текстом. Сегодня мы будем говорить о составлении устных текстов, но без этой работы, развивать навыки письменной речи невозможно.
Вспомним, что текст обладает единством темы и замысла, относительной завершенности, определенной внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри и между ними.
В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений: по образцу, коммуникативные и коммуникативно-творческие.
Пересказ прочитанного, знакомого текста в разных вариантах.
Различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории:
развернутые, обобщающие сообщения;
доклады,
диалоги (работа в парах, группах);
обсуждения;
различные виды драматизации,
инсценировка рассказов, стихотворений и т.д.;
импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц, загадок;
словесное рисование (к прочитанному тексту или услышанному музыкальному произведению)
Деловая игра: «Наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста »
Итак, уважаемые коллеги. Сейчас мы поработаем в группах. Мы просим экспертную группу присоединиться к группам участников-семинара. Каждая группа должна выбрать выступающего, который познакомит нас в дальнейшем с результатами работы группы.
Наша задача:
на определенных темах, показать наиболее эффективные приемы и технологии развития речевых умений и навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста, стимулирования коммуникативно-познавательной потребности учащихся, мотивирования детей к речевому действию.
У вас на столах имеется лист, в котором написана тема. Ваша задача: написать, какие, по-вашему мнению, вы видите наиболее эффективные пути развития речевых умений детей в этой конкретной теме. У каждой группы 10 минут.
Выступление от групп.
Итак, все три группы представили свои наработки. Мы смогли определить путь развития устной речи ребенка от детского сада до начальной школы, раскрыть содержание, примерные приемы и технологии по развитию речи, имеющиеся в арсенале двух педагогических коллективов. Посмотрите, как правильно, последовательно вы подобрали упражнения, которые помогают развивать и речевой аппарат, и дикцию, и словарный запас, и умение говорить связно.
рефлексия:
Семинар по развитию речи подошел к концу. И сейчас мы должны сказать, на сколько полезным было сегодняшнее действо. Есть ли необходимость в подобных встречах в дальнейшем. У вас на столах лежат маркеры трех цветов.
Зеленым цветом раскрасьте яблочки, если считаете, что материалы семинара для вас полезны, что необходимо проводить такие встречи в дальнейшем.
Раскрасьте желтым цветом яблочки, если считаете, что семинар был полезен, но нового вы для себя не нашли.
И красным цветом раскрасьте яблочки в то случае, если считаете, что необходимости в проведении подобных семинаров нет никакой, и сегодня вы провели время зря.
Подведение итога рефлексии.
Слово экспертной группе.
На этом работу семинара закрываем, а вас, уважаемые участники семинара, каждого, просим отставить свой отзыв о работе сегодня в Книге отзывов.
Литература:
Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
Начальная школа плюс до и после. № 10 2007.
Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
Начальная школа. № 5 2001.
Начальная школа. № 6 2001.
Начальная школа. № 6 2007.
Начальная школа. № 12 2007.
Начальная школа. № 10 2008.
Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М.: «Владос», 1999.
сост. Грушников П.А. «Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах» М.: «Просвещение», 1973.
Страхова Л.Л. «Изложения для младших школьников» СПб.: «Литера», 2006.
1 ч. Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития связной речи детей как одно из условий обеспечения качества образовани
Зарипова О.М.
Добрый день, уважаемые участники и гости семинара по развитию речи детей. Позвольте представить вам экспертную группу, которая будет оценивать нашу деятельность сегодня:
а на ваших столах находится план работы семинара, в котором вы можете увидеть последовательность работы.
Предлагаю начать работу семинара.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ. Одна из проблем – это отсутствие преемственности между дошкольным и начальным образованием. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - это одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования - это обеспечение необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.
Мы считаем, что успешная преемственность образовательных учреждений двух ступеней возможна тогда, когда существует понимание проблемы, заинтересованность всех сторон и наличие тесного контакта между педагогами, а так же родителями – полноправными участниками образовательного процесса.
Сегодня мы хотели бы поговорить об очень серьезной проблеме – проблеме развития речи детей. Данная тема всегда актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, не умеющими построить даже простое предложение, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.
Кроме того, в свете последних изменений в современном образовании, в связи с переходом на ФГОС не только младшего школьного, но и дошкольного образования, и когда формирование универсальных учебных действий становится обязательным условием, мы не можем не говорить о развитии речи, так как ее развитие - одно из главных составляющих в формировании коммуникативных УУД.
Мы предположили, что если педагоги двух ступеней образования совместно с родителями детей будут работать в едином ключе, то уровень развития речи наших воспитанников станет на несколько ступеней выше.