РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОСТРОМСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОСТРОМСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
Необходимость внедрения современных инновационных педагогических технологий в систему образования диктуется временем, репродуктивный подход является мало эффективным, поэтому необходимы такие технологии подготовки профессионалов, которые за достаточно короткое время могут выполнить задачи подготовки современных квалифицированных рабочих
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОСТРОМСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА »
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОСТРОМСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
Реализация сформированных направлений развития образования требует решения ряда принципиальных проблем и активных позиций по их выполнению. Одна из них - разработка профессиональных стандартов. В России отсутствуют профессиональные стандарты практически во всех профессиональных областях, кроме такой области, как туризм. Отдельные профессиональные стандарты разрабатываются для внутрифирменной подготовки специалистов (СибАлюминий, Норильский никель и ряд других предприятий).
Как известно, подготовка персонала в экономически развитых странах ведется на основе профессиональных стандартов, разработанных различными профессиональными ассоциациями и объединениями при участии работодателей. Например, профессиональные стандарты для подготовки специалистов сварочного производства всех уровней разработаны Европейским обществом сварщиков, логистов - Европейской логистической ассоциацией и Советом логистического менеджмента (США), банковских служащих-Ассоциацией банков (Великобритания).
Наличие профессиональных стандартов позволяет определить квалификационные требования к каждому уровню подготовки специалистов: квалифицированных рабочих, техников, бакалавров и магистров; создать систему непрерывного образования, которая логически связана и преемственна для каждого уровня подготовки специалистов.
На основе профессиональных стандартов и квалификационных требований к каждому уровню подготовки специалистов разрабатываются образовательные стандарты, которые утверждаются органами управления образованием, такими как Министерство образования, национальный совет профессионального образования и т.п. Квалификационные требования и содержание обучения формируются в соответствии с модульным принципом, что обеспечивает гибкость системы обучения и преемственность учебных программ.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к переходу от репродуктивной системы обучения к креативной. То есть от обучения, когда обучаемому сообщается сумма фактов, которые он должен запомнить и, связав логически, представить в какой-либо информационной форме, к системе, когда перед обучаемым ставится задача, и он сам отбирает и обрабатывает информацию, необходимую для ее решения.
Репродуктивная система обучения, несмотря на то, что она не отвечает большинству современных требований, просуществует достаточно долго в силу своей привычности, простоты реализации в учебных заведениях и инерционности педагогического персонала.
Перестройка учебно-педагогической деятельности базируется по-прежнему на традиционной для России репродуктивной системе. Это связано с невозможностью вовлечь в данный процесс преобразования требуемых интеллектуальных ресурсов.
Многие применяемые методики подготовки специалистов исходят из принципа универсальности (одинаковости, близости) способностей обучаемых. Предполагается, что обучаемые в равной мере или с незначительными отличиями могут усваивать материал, представленный им без дифференциации единым образом. Однако, высокие современные требования к компетентности специалистов и жесткая конкурентная борьба на рынке труда обуславливают потребность в использовании принципиально новых подходов к обучению, основанных на выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся.
В связи с этим в стратегии развития образования необходимо предусматривать возможность реализации персонифицированных программ подготовки и обучения кадров с созданием необходимых в таких случаях процедур предварительного тестирования, отбора в соответствии с требованиями будущих сфер их профессиональных приложений. Дифференцируемый подход к обучению давно декларируется, но не получил пока необходимого правового, финансового, методического и организационного оформления.
Рассмотрим процесс организации профессиональной подготовки, как некую систему с входными и выходными параметрами и обратной связью (См. рис. 1)
Рис.1. Система профессиональной подготовки
Примем за критерий успешности ее функционирования экономическую эффективность и результативность обучения. [ 12,С.32]
Обучение может считаться экономически эффективным, если оно выполнено в соответствии с требованиями профессиональной подготовки в установленные сроки с привлечением минимально необходимого количества ресурсов.
Результативность обучения характеризуется степенью соответствия умений и знаний, приобретаемых обучаемыми, социально-экономическим потребностям общества.
Таким образом, параметры данной системы должны отражать социально-экономическое состояние общества, а система в целом - обеспечить своевременное и непрерывное удовлетворение его потребностей.
Основными входными параметрами системы являются определенные группы населения, подлежащие обучению по различным направлениям профессиональной деятельности в соответствии с социально-экономическими требованиями общества. Такие группы обычно называются целевыми. Кроме того, в систему вводятся:
- педагогический и административно-управленческий персонал: руководители программ обучения, методисты, преподаватели и т.д.;
- учебно-материальные ресурсы: здания и сооружения, оборудование и инструменты, средства обучения и расходные материалы;
- ресурсы фискального характера: денежные средства, предназначенные для оплаты персонала системы обеспечения образовательных учреждений материально-техническими ресурсами; законодательные акты, образовательные стандарты и федеральные и региональные программы развития.
Выходным параметромсистемы, т.е. результатом ее функционирования являются работники квалифицированного труда (рабочие, специалисты и служащие), прошедшие подготовку по различным направлениям профессиональной деятельности.
Система должна предусмотреть наличие механизмов управления и обратной связи, что позволит ей оперативно реагировать на изменения входных и выходных параметров системы.
Изменения входных параметров системы могут быть вызваны:
- появлением острых потребностей в предоставлении обучения отдельным видам целевых групп населения, например, переобучение квалифицированных граждан, оказавшихся безработными в связи со спадом производства в отдельных отраслях экономики;
- внедрением новых технологий, требующих внесения изменений в действующие программы обучения;
- введением в действие нового производственного оборудования, а, следовательно, возникновением потребности в подготовке технического персонала по его эксплуатации и ремонту.
На рис. 2 представлена типовая схема применения системного подхода к профессиональной подготовке.
Рис.2. Применение системного подхода к профессиональной подготовке
Как видно из схемы, система профессиональной подготовки представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур (подсистем). Рассмотрим их основные характеристики.
Предпосылкой для выполнения оценки потребностей в обучении являются потребности различных отраслей экономики в совершенствовании рабочей силы. Основными результатами этой процедуры являются:
-профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым необходимо предоставлять обучение;
- количество человек, подлежащих обучению;
- приоритеты и продолжительность обучения.
В ходе анализа профессиональной деятельности для каждой из установленных профессий составляется спецификация работы.
В ходе выполнения оценки потребностей в обучении и подготовки спецификации работы необходимо принимать во внимание требования квалификационных стандартов и государственных образовательных стандартов.
Непрерывная взаимосвязь между этими четырьмя компонентами системного подхода является основным условием достижения результативности обучения.
Для обеспечения должного уровня профессиональной подготовки системой предусматривается проведение некоторых контрольных процедур. Прежде чем приступить к подготовке программы обучения необходимо провести предварительную оценку квалификации (компетентности) потенциальных обучаемых посредством выполнения процедуры входного контроля (собеседование, тестирование, вступительные экзамены). Результаты контроля оформляются в виде спецификации обучаемого.
На основе сравнительного анализа спецификации обучаемого и спецификации работы разрабатывается спецификация обучения, которая включает в себя перечень знаний и навыков, подлежащих освоению обучаемым в ходе выполнения программы обучения.
Содержание программ обучения формируется на основе полученных спецификаций обучения.
Подготовка к выполнению программ заключается в определении стратегий исредств обучения: входных параметров системы (персонал, учебно-материальные ресурсы и ресурсы фискального характера), форм обучения, методик обучения, места проведения обучения (на предприятиях или в учебных заведениях).
Обучение завершается выполнением процедуры выходного контроля (выпускные квалификационные экзамены, государственные экзамены, выпускные квалификационные работы) и сертификацией выпускников (выдача соответствующих документов Государственного образца об уровне квалификации).
Процедура оценки выходных параметров системы, выполняемая независимыми квалификационными комиссиями, позволяет получать оперативные сведения о том, обеспечивает ли она своевременное и непрерывное удовлетворение потребностей общества в квалифицированной рабочей силе.
Система не сможет эффективно функционировать, если не будет оснащена действенным механизмом обратной связи (коррекции учебной деятельности), сигнализирующим об отклонениях производимых выходных параметров от требуемых. В свою очередь механизм обратной связи эффективен лишь в том случае, если система в целом и ее подсистемы имеют механизмы управления, вырабатывающие управляющие воздействия на основе информации обратной связи.
Системы профессиональной подготовки во многих странах со сложившимися традициями в обучении часто характеризуются наличием неоперативных и малоэффективных механизмов обратной связи и управления. Это объясняется тем, что создавались они в условиях малоподвижных социально-экономических сред, когда изменения структуры экономики и занятости не были столь динамичны, как в современном мире.
Органы управления образованием различных уровней зачастую бюрократизированы и инерционны. Поэтому подчас достаточно сложно модернизировать давно сложившиеся системы профессионального обучения в соответствии с новыми социально-экономическими потребностями общества.
Другим обстоятельством, не позволяющим системе адекватно реагировать на потребности рынка труда, является жесткий метод проектирования программ обучения, ориентированный на длительный и строго регламентированный учебный процесс. Программы зачастую нацелены на выполнение устаревших требований образовательных стандартов и не обеспечивают современный уровень содержания обучения.
Международная организация труда, являясь структурой в системе Организации Объединенных Наций, наделенной особой ответственностью за создание схем профессионального обучения, ориентированных на обеспечение занятости, затратила значительное время (около 10 лет) и средства на разработку эффективного системного подхода к организации профессионального обучения, который обладал бы высокой степенью гибкости и был бы применим к учебным ситуациям различных стран.
Результатом этих усилий явилась всесторонне разработанная модульная технология профессионального обучения с использованием Модулей трудовых навыков (Modules of Employable Skills),которая сегодня широко известна как «МТН» (MES) и в настоящее время успешно применяется во многих странах. Подход к обучению с использованием модулей трудовых навыков, далее МТН-подход, аналогичен традиционному системному подходу к профессиональному обучению. Однако характеристики отдельных его компонентов позволяют проектировать гибкие модульные программы обучения в соответствии с потребностями любой социально-экономической среды.
Основой МТН-концеппии является:
- системный подход к организации профессионального обучения с ясными целями обучения, установленными на основе анализа профессиональной деятельности специалистов, и действенными механизмами обратной связи;
- пошаговое обучение, ориентированное на обучаемого, и учебная документация с хорошо иллюстрированным учебным текстом, доступная пониманию широкого круга обучаемых;
- чрезвычайно гибкая модульная структура программ обучения, отвечающая как потребностям местных рынков труда, таки способностям отдельного обучаемого;
- предварительная оценка образовательного уровня обучаемых и трехступенчатая система оценки результатов обучения (текущий, промежуточный и итоговый контроль).
Рассмотрим основные характеристики МТН-подхода к профессиональной подготовке в сравнении с характеристиками традиционных методов обучения.
Традиционные программы, являясь программами блочного типа, как правило, строго регламентированы и отражают требования национальных профессиональных профилей. МТН-концепция предусматривает создание гибких модульных программ обучения, отражающих содержательные параметры общих профилей профессиональной деятельности и способных выполнить требования национальных и частных профилей.
Содержание модульных программ формируется на основе анализа профессиональной деятельности, в ходе которого выявляются конкретные задачи такой деятельности и выстраивается ее определенная структура.
За структурную единицу деятельности в рамках конкретной работы принимается модульная единица:
модульная единица (ModularUnit)- относительно самостоятельная единица профессиональной деятельности, выполняемая в рамках конкретной работы; выделяется логическим путем, имеет четко обозначенные начало и окончание. Результатом выполнения модульной единицы является создание какого-либо изделия, оказание услуги или принятие значимого решения.
В профессиональных областях, где технологии и приемы работ стандартизированы, модульные единицы носят общий характер, и могут быть приложены к широкому диапазону учебных ситуаций. В таких случаях выполнение частных профессиональных требований достигается посредством незначительной модификации содержания модульных единиц и учебно-программной документации.
Спецификация работы согласно МТН-концепции заключается в подготовке описания работы и перечня и описания модульных единиц деятельности, выполняемых в рамках профессии, специальности.
Совокупность модульных единиц деятельности, которые специалист выполняет в рамках своей работы, составляет Модуль трудовых навыков (МТН).
МТН может состоять из одной или нескольких модульных единиц и охватывать как отдельные виды работ, так и профессию в целом.
В отличие от традиционных учебников, объемных и ориентированных, в первую очередь, на передачу знаний, основным средством МТН-обучения является учебный элемент.
Учебный элемент (LearningElement)- автономный учебный материал, предназначенный для освоения отдельных навыков или знаний и используемый для самообучения или обучения под руководством преподавателя.
Каждый учебный элемент включает в себя:
- четко сформулированную цель обучения;
- перечень необходимого оборудования, материалов и вспомогательных средств;
- перечень сопутствующих учебных элементов и пособий;
- страницы с иллюстрированным учебным текстом;
- практические задания, необходимые для отработки формируемых навыков;
- проверка достижения целей обучения в виде контрольных вопросов и заданий (тестов).
Структура и форма изложения учебных элементов такова, что они могут быть использованы как для самостоятельного изучения, так и для изучения под руководством преподавателя. Учебные элементы содержат в себе все те сведения, которые хороший преподаватель должен изложить на лекциях и продемонстрировать на практических занятиях.
Комбинации учебных элементов деятельностного, информационного и теоретического типа позволяют формировать программы различного назначения: от общепрофессиональных до специальных.
Учебные элементы общеобразовательного характера могут быть использованы для предварительной подготовки потенциальных обучаемых, чей образовательный уровень не соответствует требованиям выбранной ими программы.
Один и тот же учебный элемент может быть включен в различные программы профессиональной подготовки, поскольку навыки и знания, на формирование которых нацелен учебный элемент, элементарны и могут быть востребованы для обучения различным профессиям, специальностям. Например, учебные элементы, содержащие информацию о принципах действия, устройстве и применении универсального юнтрольно-измерительного инструмента могут быть использованы для подготовки токарей, фрезеровщиков, штамповщиков и электросварщиков ручной сварки.
В случае отсутствия отдельных учебных элементов, планирование и проведение обучения осуществляется с использованием инструктивных единиц.
Инструктивная единица (InstructionalUnit)представляет собой план занятия в его современной форме, может быть использована как опора для последующей разработки учебных элементов.
Для формирования у обучаемых профессиональных навыков создается пакет учебных материалов на модульной основе.
Пакет учебных материалов (TrainingPackage)предназначен для освоения модульной единицы деятельности; включает руководства для преподавателя и обучаемого, перечень оборудования, необходимого для выполнения программы, набор учебных элементов согласно спецификации обучения и комплект тестов для оценки результатов обучения.
Квалификационные испытания для каждой модульной единицы, разрабатываемые в соответствии с требованиями квалификационных стандартов, могут послужить основой для выполнения традиционных процедур выходного контроля и сертификации выпускников.
Совместимость учебных элементов обеспечивается стандартными требованиями к их составлению и оформлению.
Принципиальным отличием МТН-подхода от традиционных является использование некоторых новых мобильных входных параметров, таких как:
- перечни модульных единиц (профессиональных задач), отражающих содержательные параметры общих профилей профессиональной деятельности в рамках профессий, специальностей; представляют информационную базу для выполнения анализа профессиональной деятельности.
- банк перекрестных справочных таблиц «Модульные единицы/ учебные элементы», содержащих перечень учебных элементов, необходимых для выполнения каждого шага работы в рамках модульной единицы; представляет полезный инструмент для разработчиков программ обучения.
- банк учебных элементов. Учебные элементы банка могут использоваться в ходе выполнения различных МТН-программ обучения.
- инструктивные единицы, заменяющие учебные элементы, которые были определены, но не разработаны.
- учебные элементы по подготовке МТН-персонала; предназначены для подготовки методистов, разработчиков программ обучения и учебных элементов, руководителей программ и преподавателей. В заключении перечислим основные характеристики системного подхода к профессиональной подготовке с использованием модулей трудовых навыков.
Он позволяет:
- проектировать систематизированные, всесторонние и гибкие схемы и программы профессионального обучения, способные удовлетворить социально-экономические потребности различных стран и учебных ситуаций;
- подготовить спецификации работы и программы обучения различной направленности в соответствии с социально-экономическими потребностями различных стран и учебных ситуаций;
- подготовить спецификации обучения и скомплектовать пакеты учебных материалов для каждого обучаемого, используя разработанные учебные элементы и учебные материалы из других источников;
- создавать обширный банк учебных элементов и пособий, которые могут быть легко адаптированы к требованиям различных программ обучения;
- выполнять программы профессионального обучения в образовательных учреждениях и на предприятиях, используя наиболее эффективным образом педагогический персонал и учебно-материальные ресурсы организации;
- осуществлять контроль за ходом выполнения программ обучения, управлять ими и оценивать их эффективность, модернизировать и совершенствовать программы обучения и учебные материалы, используя эффективные механизмы обратной связи;
- установить национальную систему выходного контроля и сертификации выпускников.
При этом квалификация (компетентность), приобретенная в ходе обучения, может оцениваться на различных этапах обучения и быть признана на региональном или даже на международном уровне.
Кроме того:
- МТН-программы обучения отражают непосредственно реальные требования социально-экономической среды, включая квалификационные стандарты на любые виды работы, и могут быть легко модифицированы в случае изменения этих требований;
- независимо от продолжительности обучения, программы всегда нацелены на формирование уобучаемых навыков, востребованных на рынке труда. Освоив выполнение модульной единицы в рамках программы обучения, обучаемый достигает выполнения определенных стандартов, приобретая тем самым возможность получить работу соответствующей квалификации, даже если он не приступает к изучению учебных материалов следующей модульной единицы.
- эффективность обучения достаточно велика, так как программа ориентирована на достижение обучаемым определенной компетентности, необходимой для выполнения конкретных заданий конкретной рабочей ситуации;
- программы обучения, представляющие собой структурированный набор учебных элементов, могут комплектоваться в виде пакетов учебных материалов в соответствии с различными потребностями в обучении. При этом состав программы будет отражать уровень каждого обучаемого; необходимое соотношение между теоретическим и практическим обучением согласно потребностям конкретного обучаемого, сложность обучения или какие-либо изменения в спецификации обучения, являющиеся результатом анализа профессиональной деятельности.
- процесс обучения ориентирован на потребности конкретного обучаемого. Каждому обучаемому предоставляется индивидуальный набор учебных материалов программы и обеспечивается возможность осваивать их в установленной последовательности и в удобном ему
темпе.
- достаточно полное и подробное изложение учебного материала обеспечивает высокое качество обучения и соответствие уровня компетентности преподавателей содержанию обучения;
- системный подход к организации профессиональной подготовки с использованием модулей трудовых навыков полностью совместим с системой общего и профессионального образования, поскольку формирование у обучаемых устойчивых навыков выполнения профессиональной деятельности - одна из компонентов любой образовательной программы;
- МТН-подход обеспечивает работнику возможность продолжить процесс обучения в любой момент времени, создавая благоприятные условия для развития системы непрерывного образования.