Рефлексия как один из этапов контрольно-оценочной деятельности
Рефлексия как один из этапов контрольно-оценочной деятельности
Рефлексия является процессом и результатом самооценки субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия - то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как один из этапов контрольно-оценочной деятельности»
Рефлексия как один из этапов контрольно-оценочной деятельности
К сожалению, в традиционной модели обучения уделяется недостаточно внимания механизму самооценки, рефлексии. Поэтому развитие самооценки большинства учащихся находится на низком уровне – когда ученик не умеет, не пробует и не имеет потребности в оценке своих действий. И только некоторые ученики имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ученик может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Поэтому постоянное использование рефлексии на занятиях, на уроках, позволяет создать условия эффективного развития самооценки учеников.
Все, что делается на занятиях по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Понятие рефлексии (от лат. "обращение назад, отражение) рассматривается в философии, психологии, педагогике.
Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдении, самоанализе собственных действий, мыслей, эмоций. Рефлексия - это всегда порождение нового знания в сознании индивида.
Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, как ими воспринимается. Это способность мысленного отражения позиции другого с его точки зрения.
Рефлексия является процессом и результатом самооценки субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия - то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.
В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Хотя по сути своей, педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается "вчувствоваться" в воспитанника, понять его эмоциональное состояние. Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.
Что же рефлексия в педагогическом процессе?
Структура рефлексии в педагогическом процессе.
Известно, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.
Сущность развития в педагогическом процессе понимается, прежде всего, как последовательные изменения его участников: смену состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений и т.д.
Так как развитие - процесс внутренний, судить о нем может, прежде всего, сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, самооценку, самоанализ, т.е. через рефлексию.
Таким образом, рефлексия - это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Заканчивается процедура рефлексии оценкой участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Под оценкой имеется в виду мнения самого субъекта педагогического взаимодействия о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, педагогических технологий, общения и др.); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.
Критериями оценки при этом являются компоненты состояния развития (т.е. эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.).
Классификация рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Целесообразно проводить такую рефлексию в начале занятия с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
Что можно применять?
карточки с изображением лица;
«весёлый мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;
показ большого пальца вверх или вниз;
Рефлексия деятельности
Это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что учащийся умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать в разных режимах.
Что можно применять?
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«дерево успеха» - зелёный лист – я доволен собой, жёлтый лист – нужно еще постараться, красный лист – не получилось ничего.
Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное, главное.
Приемы:эффективен приём незаконченное предложение, выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, отношение к проблеме, умозаключение.
Варианты:
"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
"На этом занятии меня порадовало…";
"Я бы похвалил себя за…";
"Особенно мне понравилось…";
"После занятия мне захотелось…";
"Сегодня мне удалось…".
В конце занятия можно дать ребятам небольшуюанкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.