kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема - мостик от известного к неизвестному (занятие НОУ в системе проектно-дифференцированного обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение видеть проблему и планировать пути ее решения важно не только в исследовательской и проектной деятельности учащихся и особенно актуально при переходе нра обучение в условиях ФГОС. Приведена технологическая карта занятия, кейсы для работы групп, сопровождающая презентация.  Цель занятия: овладеть умением выявлять и формулировать проблему в заданной ситуации, планировать пути ее решения. Задачи: научиться выделять и  формулировать проблему на примере модельных ситуаций; видеть основные причины возникновения проблемы; осознать взаимосвязь проблемы и причин её возникновения с целями и задачами проектной (исследовательской) работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия НОУ в системе проектно»

Технологическая карта занятия НОУ в системе проектно-дифференцированного обучения.

МАОУ СОШ №53 Учитель: Гордеева Е.Н., учитель экономики высшей квалификационной категории

НОУ «Открытие»

Надпредметное занятие

Классы

Для учащихся 8– 9 кл.

Раздел


Тема занятия

Выявление проблемы, её причин. Планирование деятельности по решению проблемы.

Тип урока

Поэлементное формирование проектных компетенций


Научить учащихся выявлять и формулировать проблему проектной (исследовательской) работы

Образовательные цели:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Иметь представление о том, что такое проблема.

  2. Иметь представление о проблеме как о …

  3. Отработать умение решать проблемные ситуации

  1. Регулятивные:

  • Формирование умения ставить цель.

  • Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели

  • Умение планировать пути достижения цели

  • Умение контролировать своё время и управлять им.

  1. Познавательные:

  • Формирование умения ставить проблему, аргументировать её актуальность..

  • Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.

  • Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные:

  • Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Формирование умения устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать.

  • Формирование умения учитывать разное мнение, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Формирование умения осуществлять взаимный контроль и организовать взаимопомощь.

  1. Формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

  2. Формирование устойчивого познавательного интереса и познавательного мотива.

  3. Формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательного отношения к окружающим.

  4. Формирование адекватной позитивной самооценки «Я-концепция».




Основные понятия, изучаемые на уроке

Проект, учебно-исследовательская работа, проблема (цель, задача)

ФОПД

Фронтальная, групповая

Средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал

Методы обучения:

проектные

Организационная структура занятия

Этап урока


Деятельность

Примечание

учителя

учащихся

1

Проблематизация учебной ситуации

1.Описание учащимися своих индивидуальных познавательных знаний, умений




































Выявление границ «знания» – «незнания» в предметной области






Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы проводим очередное занятие НОУ «Открытие». Прежде всего, вспомним тему нашего прошлого занятия (какой теме оно было посвящено?)


Задание 1. поможет включиться в работу.

Закончите предложения (слайд 2, раздаточный материал).

  1. Процесс выработки новых знаний – __________.

  2. Последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта – __________.

  3. ______________ проект направлен на решение актуальных проблем, существующих в обществе.

Проверьте правильность выполнения задания (слайд 3).

Определите, какая из иллюстраций, приведённых на слайде 4, соответствует проектной, а какая учебно-исследовательской деятельности.


На сегодняшнем занятии вам предстоит работать в группах. Прошу вас распределить обязанности: «капитан», секретарь, «дизайнер», …

Задание 2. (Слайд 5) Двум группам предлагается вспомнить этапы выполнения учебного исследования и проекта.

Перед командами на столах находятся листы с обозначением этапов проекта и исследования. Разложите в нужном порядке стадии каждого из названных видов работы.

Третья группа сформулирует, что общего и чем отличаются проектная и учебно-исследовательская деятельность, используя приём «даймонд».


Отправной точкой как проектной, так и исследовательской работы является определение проблемы. На бытовом уровне все мы понимаем, что такое проблема.

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам приходилось сталкиваться с какой-либо проблемой.

Что же такое проблема? Попробуйте сформулировать определение.







Выполняют задания.












Выполняют само- (взаимо)проверку.

Выявляют границы своего знания (незнания).

Отвечают на вопрос.








Выполняют задание.










Осуществляют самопроверку (слайды 6 - 8).





Пытаются сформулировать понятие. Осознают недостаточный объем знаний, затруднение.


2.













3.

Целеполагание в учебной деятельности












Планирование учебной деятельности. Выполнение заданий по содержанию.


















Выявление проблемы, её формулирование, определение причин являются отправной точкой как в проектной деятельности, так и про выполнении исследования. Это достаточно сложная задача.



Формулируем цель: овладеть умением выявлять и формулировать проблему в заданной ситуации, планировать пути ее решения.


Проблема возникает в том случае, если человек оказывается в проблемной ситуации. Как научиться выявлять и формулировать проблему?


Сейчас вам предстоит проанализировать предложенные проблемные ситуации. Определить и сформулировать проблему, выявить возможные причины возникновения проблемы

Что необходимо сделать, чтобы научиться выявлять и формулировать проблему?

  • Прочитать текст.

  • Определить основную мысль текста.

  • Сформулировать проблему, заданную в тексте.

  • Определить основные причины возникновения проблемы.

  • Назвать возможные пути решения проблем.

  • Составить кластер.

  • Подготовить информацию о работе.

Формулируют с помощью учителя цель работы.












Планируют выполнение работы.
















Выполняют задание.


4

Создание образа изучаемого образовательного продукта.

Предлагает завершить работу составлением кластера по предложенной проблеме и зафиксировать их на магнитной доске.


Заканчивают работу над кластером.




5.

Презентация проектного продукта

Предлагает проговорить основные моменты – составляющие кластера и сформулировать связь между проблемой, причинами, задачами и целью проекта или исследования.

Демонстрация образовательного продукта.

Определяют его универсальность.


6.

Рефлексия.

В завершении работы прошу ответить на вопросы


- Был ли понятен вам смысл работы (для чего мы это делали?)

- Сможете ли вы теперь сформулировать, над проектом вы начали работу или над учебным исследованием?

- Поможет ли вам материал занятия организовать самостоятельную работу над проектом или учебным исследованием?

- Что трудно было на уроке?

Оцените свою работу на занятии (карточки разного цвета)


Отвечают на вопросы.











Наглядно демонстрируют (не)удовлетворённость от работы.



Задание. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Сформулируйте проблему, заданную в тексте. Определите основные причины возникновения проблемы. Назовите возможные пути решения проблемы.

1 группа.

Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы.

Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно (куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники, а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на улицах посёлка.


2 группа.

Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Пострадает всемирно известный Макарьевский монастырь. Под водой исчезнут значительные территории сельхозугодий. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке.


3 группа.

Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад.

В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«для кейсов к занатию НОУ»

1 группа. Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке.



2 группа. Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы.

Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно (куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники, а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на улицах посёлка.





3 группа. Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад.

В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.



Просмотр содержимого документа
«Выявление проблемы и её причин»

Проблема – мостик от известного к неизвестному


Гордеева Е.Н., руководитель НОУ; Бердникова Е.Г., зам. директора по УВР


Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы проводим очередное занятие НОУ «Открытие».

Прежде всего, вспомним, какой теме было посвящено наше предыдущее занятие?

(ответы)


Задание 1 поможет включиться в работу.

Закончите предложения (слайд 2, раздаточный материал).

  1. Процесс выработки новых знаний – _________________

  2. Последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта – _______________.

  3. ______________ проект направлен на решение актуальных проблем, существующих в обществе.


Проверьте правильность выполнения задания (слайд 3).


Иссле́дование— поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Проект – последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта.

Проект - целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.


Определите, какая из иллюстраций, приведённых на слайде 4, соответствует проектной, а какая учебно-исследовательской деятельности.


На сегодняшнем занятии вам предстоит работать в группах. Прошу вас распределить обязанности: «капитан», секретарь, «дизайнер», …


Давайте вспомним этапы выполнения учебного исследования, проекта.


Задание 2. Двум группам предлагается вспомнить этапы выполнения учебного исследования и проекта.

Перед командами на столах находятся листы с обозначением этапов проекта и исследования. Разложите в нужном порядке стадии каждого из названных видов работы.


Третья группа сформулирует, что общего и чем отличаются проектная и учебно-исследовательская деятельность, используя приём «даймонд».


Этапы работы над проектом:

  • Проблематизация

  • Целеполагание

  • Выдвижение вариантов решения

  • Поиск информации

  • Подготовка материалов для выполнения проекта

  • Уточнение направления действий

  • Осуществление проектного замысла

  • Защита (испытание) проекта

  • Рефлексия

Этапы работы над исследованием:

  • Определение проблемы,

  • Постановка целей и задач исследования

  • Изучение теоретического материала

  • Формулировка рабочей гипотезы

  • Сбор собственного экспериментального материала

  • Обработка материала

  • Обобщение, анализ, выводы

  • Оформление документации исследовательской работы

  • Представление исследовательской работы



Давайте ещё раз повторим:

  1. Чем различаются проект и учебно-исследовательская работа?


Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат.


  1. Что общего имеют эти виды творческой работы школьников?

  • Являются формами творческой деятельности учащихся

  • Формируют самостоятельность в добывании знаний

  • Воспитывают научное мировоззрение

  • Развивают личность школьника, его творческие и интеллектуальные возможности

  • Способствуют самопознанию

  • Этапы работы похожи



Отправной точкой как проектной, так и исследовательской работы является определение проблемы. На бытовом уровне все мы понимаем, что такое проблема.

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам приходилось сталкиваться с какой-либо проблемой.


На слайде приведены изображения. Как вы думаете, как в каждом случае можно сформулировать проблему?


Что же такое проблема? Попробуйте сформулировать определение.


Проблема – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту, уровня знания и является стимулом открытия новых фактов или связей, появления таких новых запросов общественной практики и т.д., которые с необходимостью требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию».

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»


Выскажете предположение: какова тема сегодняшнего занятия?

Формулируем цель: овладеть умением выявлять и формулировать проблему в заданной ситуации, планировать пути ее решения.


Задачи:

  • Научиться выделять и формулировать проблему на примере модельных ситуаций.

  • Видеть основные причины возникновения проблемы.

  • Осознать взаимосвязь проблемы и причин её возникновения с целями и задачами проектной (исследовательской) работы.


Выявление проблемы, её формулирование, определение причин являются отправной точкой как в проектной деятельности, так и про выполнении исследования.

Это достаточно сложная задача.


Проблема возникает в том случае, если человек оказывается в проблемной ситуации. Как научиться выявлять и формулировать проблему?


Предлагаю вам поработать над проблемными ситуациями.


Задание 3. Проблемные ситуации. Сейчас вам предстоит

  • проанализировать предложенные проблемные ситуации;

  • определить и сформулировать проблему;

  • выявить возможные причины возникновения проблемы.


Что нужно сделать для выполнения задания? (Прочитать текст. Определить основную мысль текста. Сформулировать проблему, заданную в тексте. Определить основные причины возникновения проблемы).

Представьте работу в форме кластера. Подготовьте информацию о работе на 1-2 минуты.

1 группа.

Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы.

Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно (куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники, а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на улицах посёлка.


2 группа.

Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Пострадает всемирно известный Макарьевский монастырь. Под водой исчезнут значительные территории сельхозугодий. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке.


3 группа.

Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад.

В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.



Как выдумаете, как можно сформулировать цель работы, посвященной разрешению предложенной вам проблемной ситуации?

Какие задачи предстоит решить в ходе работы?


Назовите возможные пути решения предложенных вам проблем.


Подводя итоги подчеркнём, что цель работы вытекает из формулировки проблемы, а задачи – из вызвавших её появление причин. Но это тема следующего занятия.


В завершении работы прошу ответить на вопросы


- Был ли понятен вам смысл работы (для чего мы это делали?)

- Сможете ли вы теперь сформулировать, над проектом вы начали работу или над учебным исследованием?

- Поможет ли вам материал занятия организовать самостоятельную работу над проектом или учебным исследованием?

- Что трудно было на уроке?

Оцените свою работу на занятии (карточки разного цвета)


7



Просмотр содержимого презентации
«НОУ 3-2»

Муниципальное  образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 53  НОУ «Открытие»   Занятие 3 Гордеева Е.Н. руководитель НОУ, учитель экономики высшей квалификационной категории

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 53

НОУ «Открытие» Занятие 3

Гордеева Е.Н.

руководитель НОУ, учитель экономики высшей квалификационной категории

Закончите предложения

Закончите предложения

  • Процесс выработки новых знаний, характеризующийся доказательностью, воспроизводимостью, точностью – _________________.
  • ___________ – набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых действий с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели.
  • ___________ проект направлен на решение актуальных проблем, существующих в обществе.
Проверьте себя

Проверьте себя

  • Процесс выработки новых знаний, характеризующийся доказательностью, воспроизводимостью, точностью - исследование .
  • Проект – набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых действий с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели.
  • Социальный проект направлен на решение актуальных проблем, существующих в обществе.
Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Этапы работы над исследованием

Этапы работы над исследованием

Исследование и проект Проект   – это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых действий с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Исследование (научное) — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью Виды проектов

Исследование и проект

Проект   – это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых действий с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели.

Исследование (научное) — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

  • поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью

Виды проектов

Исследование или проект? 1 2

Исследование или проект?

1

2

Компоненты (этапы) проекта

Компоненты (этапы) проекта

Компоненты учебного исследования Изучение  теоретического  материала Определение проблемы,  постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы  Представление исследовательской работы  Сбор собственного экспериментального материала Оформление документации исследовательской работы Обработка материала Обобщение, анализ, выводы

Компоненты учебного исследования

Изучение

теоретического

материала

Определение проблемы,

постановка целей

и задач

исследования

Формулировка

рабочей гипотезы

Представление

исследовательской

работы

Сбор собственного

экспериментального

материала

Оформление

документации

исследовательской

работы

Обработка

материала

Обобщение,

анализ, выводы

Проблема Проблема – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.  Ставя проблему , человек отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»

Проблема

  • Проблема – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Ставя проблему , человек отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»

ПРОБЛЕМА: МОСТИК  ОТ ИЗВЕСТНОГО  К НЕИЗВЕСТНОМУ

ПРОБЛЕМА: МОСТИК ОТ ИЗВЕСТНОГО К НЕИЗВЕСТНОМУ

Цели и задачи Цель : Научить учащихся выявлять и формулировать проблему проектной (исследовательской) работы Задачи :

Цели и задачи

Цель : Научить учащихся выявлять и формулировать проблему проектной (исследовательской) работы

Задачи :

  • Научиться выделять и формулировать проблему на примере модельных ситуаций.
  • Видеть основные причины возникновения проблемы.
  • Осознать взаимосвязь проблемы и причин её возникновения с целями и задачами проектной (исследовательской) работы.
Планирование работы Прочитать текст. Определить основную мысль текста. Сформулировать проблему, заданную в тексте. Определить основные причины возникновения проблемы. Составить кластер. Подготовить информацию о работе.

Планирование работы

Прочитать текст.

Определить основную мысль текста.

Сформулировать проблему, заданную в тексте.

Определить основные причины возникновения проблемы.

Составить кластер.

Подготовить информацию о работе.

Проблемные ситуации 1 группа . Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы. Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно (куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники, а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на улицах посёлка.

Проблемные ситуации

1 группа .

Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более

360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так

сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы.

Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую

часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно

(куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники,

а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на

улицах посёлка.

Проблемные ситуации 2 группа . Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Пострадает всемирно известный Макарьевский монастырь. Под водой исчезнут значительные территории сельхозугодий. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке.

Проблемные ситуации

2 группа .

Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Пострадает всемирно известный Макарьевский монастырь. Под водой исчезнут значительные территории сельхозугодий. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке.

Проблемные ситуации 3 группа. Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад. В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Проблемные ситуации

3 группа.

Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад.

В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Характерные признаки проблемы

Характерные признаки проблемы

Рефлексия Был ли понятен вам смысл работы (для чего мы это делали?) Сможете ли вы теперь сформулировать, над проектом вы начали работу или над учебным исследованием? Поможет ли вам материал занятия организовать самостоятельную работу над проектом или учебным исследованием? Что трудно было на уроке? Оцените полезность для себя  сегодняшнего  занятия. Полезно, узнал и научился новому Полезно, но многое уже было известно Бесполезно, почти всё знал

Рефлексия

  • Был ли понятен вам смысл работы (для чего мы это делали?)
  • Сможете ли вы теперь сформулировать, над проектом вы начали работу или над учебным исследованием?
  • Поможет ли вам материал занятия организовать самостоятельную работу над проектом или учебным исследованием?
  • Что трудно было на уроке?
  • Оцените полезность для себя сегодняшнего занятия.

Полезно, узнал и научился новому

Полезно, но многое уже было известно

Бесполезно, почти всё знал

Благодарю  всех за работу

Благодарю всех за работу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Гордеева Елена Николаевна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства