Проблема – мостик от известного к неизвестному
Гордеева Е.Н., руководитель НОУ; Бердникова Е.Г., зам. директора по УВР
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы проводим очередное занятие НОУ «Открытие».
Прежде всего, вспомним, какой теме было посвящено наше предыдущее занятие?
(ответы)
Задание 1 поможет включиться в работу.
Закончите предложения (слайд 2, раздаточный материал).
Процесс выработки новых знаний – _________________
Последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта – _______________.
______________ проект направлен на решение актуальных проблем, существующих в обществе.
Проверьте правильность выполнения задания (слайд 3).
Иссле́дование— поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.
Проект – последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта.
Проект - целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
Определите, какая из иллюстраций, приведённых на слайде 4, соответствует проектной, а какая учебно-исследовательской деятельности.
На сегодняшнем занятии вам предстоит работать в группах. Прошу вас распределить обязанности: «капитан», секретарь, «дизайнер», …
Давайте вспомним этапы выполнения учебного исследования, проекта.
Задание 2. Двум группам предлагается вспомнить этапы выполнения учебного исследования и проекта.
Перед командами на столах находятся листы с обозначением этапов проекта и исследования. Разложите в нужном порядке стадии каждого из названных видов работы.
Третья группа сформулирует, что общего и чем отличаются проектная и учебно-исследовательская деятельность, используя приём «даймонд».
Этапы работы над проектом:
Проблематизация
Целеполагание
Выдвижение вариантов решения
Поиск информации
Подготовка материалов для выполнения проекта
Уточнение направления действий
Осуществление проектного замысла
Защита (испытание) проекта
Рефлексия
Этапы работы над исследованием:
Определение проблемы,
Постановка целей и задач исследования
Изучение теоретического материала
Формулировка рабочей гипотезы
Сбор собственного экспериментального материала
Обработка материала
Обобщение, анализ, выводы
Оформление документации исследовательской работы
Представление исследовательской работы
Давайте ещё раз повторим:
Чем различаются проект и учебно-исследовательская работа?
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат.
Что общего имеют эти виды творческой работы школьников?
Являются формами творческой деятельности учащихся
Формируют самостоятельность в добывании знаний
Воспитывают научное мировоззрение
Развивают личность школьника, его творческие и интеллектуальные возможности
Способствуют самопознанию
Этапы работы похожи
Отправной точкой как проектной, так и исследовательской работы является определение проблемы. На бытовом уровне все мы понимаем, что такое проблема.
Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам приходилось сталкиваться с какой-либо проблемой.
На слайде приведены изображения. Как вы думаете, как в каждом случае можно сформулировать проблему?
Что же такое проблема? Попробуйте сформулировать определение.
Проблема – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту, уровня знания и является стимулом открытия новых фактов или связей, появления таких новых запросов общественной практики и т.д., которые с необходимостью требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию».
Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»
Выскажете предположение: какова тема сегодняшнего занятия?
Формулируем цель: овладеть умением выявлять и формулировать проблему в заданной ситуации, планировать пути ее решения.
Задачи:
Научиться выделять и формулировать проблему на примере модельных ситуаций.
Видеть основные причины возникновения проблемы.
Осознать взаимосвязь проблемы и причин её возникновения с целями и задачами проектной (исследовательской) работы.
Выявление проблемы, её формулирование, определение причин являются отправной точкой как в проектной деятельности, так и про выполнении исследования.
Это достаточно сложная задача.
Проблема возникает в том случае, если человек оказывается в проблемной ситуации. Как научиться выявлять и формулировать проблему?
Предлагаю вам поработать над проблемными ситуациями.
Задание 3. Проблемные ситуации. Сейчас вам предстоит
проанализировать предложенные проблемные ситуации;
определить и сформулировать проблему;
выявить возможные причины возникновения проблемы.
Что нужно сделать для выполнения задания? (Прочитать текст. Определить основную мысль текста. Сформулировать проблему, заданную в тексте. Определить основные причины возникновения проблемы).
Представьте работу в форме кластера. Подготовьте информацию о работе на 1-2 минуты.
1 группа.
Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы.
Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно (куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники, а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на улицах посёлка.
2 группа.
Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Пострадает всемирно известный Макарьевский монастырь. Под водой исчезнут значительные территории сельхозугодий. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке.
3 группа.
Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад.
В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Как выдумаете, как можно сформулировать цель работы, посвященной разрешению предложенной вам проблемной ситуации?
Какие задачи предстоит решить в ходе работы?
Назовите возможные пути решения предложенных вам проблем.
Подводя итоги подчеркнём, что цель работы вытекает из формулировки проблемы, а задачи – из вызвавших её появление причин. Но это тема следующего занятия.
В завершении работы прошу ответить на вопросы
- Был ли понятен вам смысл работы (для чего мы это делали?)
- Сможете ли вы теперь сформулировать, над проектом вы начали работу или над учебным исследованием?
- Поможет ли вам материал занятия организовать самостоятельную работу над проектом или учебным исследованием?
- Что трудно было на уроке?
Оцените свою работу на занятии (карточки разного цвета)
7