Практикум по проблеме «Разрешение конфликтных ситуаций в ходе образовательного процесса».
Подготовила преподаватель БельгибаеваГ.А
г.Талгар
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон.
Конфликты могут возникать во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Имеют и свои характерные особенности и педагогические конфликты.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся(слайд4)
Конфликты деятельности возникают между преподавателем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Основные причины конфликтов между участниками взаимодействия:(слайд5)
Различия в ценностях. Участники деятельности всегда наделяют ее для себя определенным ценностным смыслом (зачем, ради чего, что главное). Возникающие противоречия часто касаются именно ценностей деятельности.
Различие в целях. Группы внутри одной организации или отдельные личности как известно могут преследовать собственные цели, не совпадающие с целями других участников деятельности.
Различия в способах достижения цели. Участники совместной деятельности могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения цели.
Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в педагогической среде часто связанны с неудовлетворительными коммуникациями («почему мне не сообщили вовремя?», «я не знал об изменениях в расписании» и т.д.). Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограниченны. Время, деньги, помещение, оборудование – все это ресурсы, необходимые для выполнения работы. Необходимость что-то распределять практически неизбежно ведет к конфликтам, потому что люди всегда хотят получить больше и собственные желания всегда кажутся более обоснованными.
Взаимозависимость. Возможность возникновения конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в решении какой-либо задачи.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любой из представленных способов может оказаться в разных ситуациях эффективным, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
В образовательной среде конфликты неизбежны, как и в любой другой деятельности. При этом необходимо отличать конфликты от противоречий и расхождений во взглядах.
В педагогической деятельности выделяются 2 группы конфликтов(слайд6):
Деловые – возникают на почве несовпадения мнений и поступков при решении проблем делового характера (режим работы, нагрузка). Они больше характерны для системы отношений педагог-педагог. Могут возникать между учителями (воспитателями), администрацией и педагогом. Исход зависит от того, какую стратегию поведения выберут участники конфликта.
Личностные конфликты - протекают на основе противоречий в личностных интересах (оценка людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы). Они более характерны для отношений «педагог-родитель». Исход так же зависит от выбора способа решения и стиля поведения в конфликте.
Причины конфликтов могут быть различны (любая из вышеперечисленных). При этом они часто носят субъективный характер.
Конфликты делового характера можно предупреждать и снимать следующим образом(слайд7):
- Прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе.
Необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации.
Конфликты личностного характера предупреждать и устранять труднее, чем деловые, т.к. они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связанны с чертами характера, взглядами на жизнь, установками и убеждениями. Данная группа конфликтов решается преимущественно уклонением или компромиссом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ
Преодоление конфликтов в системе отношений «Педагог - ученик».
В образовательном процессе существует несколько систем отношений, в которых могут возникать конфликты. Мы рассмотрим систему отношений «педагог-ученик». Данные отношения имеют свои отличительные особенности.
- Во-первых, возрастной критерий. В этой системе один всегда старше другого. Возможно, со стороны старшего возникает ожидания определенного поведения со стороны младшего.
- Во-вторых, ученик находится в зависимом положении от учителя.
- В-третьих, за учеником всегда стоит родитель, который своим влиянием может помочь разрешить конфликт, но и может, наоборот, усугубить его.
«Инструмент педагога – его собственная личность, и этот «инструмент» всегда должен быть настроен на ученика. Учитель обязан быть требовательным и терпимым, принципиальным и гибким, объективным и доброжелательным. Ответственность за негативные последствия конфликтов лежит на педагоге. Безусловное уважение к личности ученика, адекватный уровень самоуважения, самоанализ и самоконтроль – необходимые предпосылки формирования навыков эффективного конфликтного поведения педагога.
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации
(по М.М.Рыбаковой) (слайд 9).
Конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением учебных заданий, успеваемостью, вне учебной деятельностью;
Конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях;
Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.
Улучшаются отношения между людьми.
Способы регулирования конфликтов по К. Томасу(слайд10)
Стиль | Сущность | В каких ситуациях эффективен | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего, в ущерб другому. | Когда исход конфликта очень важен; Когда одна из сторон обладает или стремится обладать определенной властью; Необходимость срочного решения; | При поражении – неудовлетворенность При победе – чувство вины, испорченные отношения |
Уклонение | Уход от ответственности за решения. | Когда исход не очень важен; Отсутствие власти; Важно сохранить покой; Присутствует желание выиграть время; | Переход конфликта в скрытую форму |
Приспособление | Ущерб своих интересов в пользу другого. | Предмет разногласия более важен для другого участника; У одной из сторон имеется желание сохранить мир; Правда на другой стороне; Отсутствие власти; | Вы уступили. Решение откладывается. |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок. | Одинаковая власть у обеих сторон; Взаимоисключающие интересы; Нет резерва времени; Другие стили использовались и не принесли результата; | Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. | Есть резерв времени; Решение важно обеим сторонам; Четкое понимание точки зрения другого; Взаимное желание сохранить отношения; | Временные и энергетические затраты Негарантированность успеха. |
Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром (слайд11).
Суть ее в следующем:
- определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при
конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;
- выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
- определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.
Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит (слайд11):
1) ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;
2) создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;
3) уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
4) создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;
5) выбрать новые пути разрешения конфликта.
Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы (слайд12):
- хотите ли благоприятного исхода;
- что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
- как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
- нужен ли посредник для разрешения конфликта;
- -в какой атмосфере (ситуации) люди и могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения. Каждый из нас имеет определённый педагогический опыт. Но готовность педагога найти правильное решение у всех разная. Проверим себя.
МЕТОДИКА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ»
Предлагаю Вам методику «Педагогические ситуации» автора Роберта Семёновича Немова – известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика члена – корреспондента Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук. Перед Вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них. Необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения, наиболее правилен, по Вашему мнению. (Каждому лично вручается опросник)
Цель: методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все успокоились, и настала тишина, и вдруг в группе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивлённо посмотрели на учащихся, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий для словесной реакции ответ из числа предложенных ниже.
1.«Вот тебе и на!»
2.«А что тебе смешно?»
3.«Ну, и ради бога!»
4.«Ты что, дурачок?»
5.«Люблю весёлых людей».
6.«Я рад (а), что создаю у тебя хорошее настроение».
7. _____________________________________________________________
Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляют вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция.
1.«Твоё дело – учиться, а не учить учителя».
2.«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3.Может быть, тебе лучше перейти в другую группу или учиться у другого учителя?»
4.«Тебе просто не хочется учиться».
5.«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моём поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7. ____________________________________________________________
Ситуация 3. Учитель даёт учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» - Какой должна быть реакция учителя?
1.«Не хочешь – заставим!»
2.«Для чего же ты тогда пришёл учиться?»
3.«Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твоё поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4.«Ты отдаёшь себе отчёт в том, чем это может для тебя окончиться?»
5.«Не мог бы ты объяснить, почему?»
6.«Давай сядем и обсудим – может ты и прав».
7. _____________________________________________________________
Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят?» - Что должен на это ответить ему учитель?
1. «Если честно сказать – сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
7. _____________________________________________________________
Ситуация 5. Студент говорит учителю «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от колледжа)». Как нужно ответить ему?
1.«Попробуй только!»
2.«В следующий раз тебе придётся прийти в колледжс родителями».
3. «Это - твоё дело, тебе же сдавать зачет(экзамен). Придётся всё равно отчитываться за пропущенные занятия, потом тебя обязательно спрошу»
4.«Ты, мне кажется, очень несерьёзно относишься к занятиям».
5.«Может быть, тебе вообще оставить учебу?»
6.«А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение спортивных соревнований) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9. _____________________________________________________________
Ситуация 6. Ученик, увидев учителя, когда тот вошёл в аудиторию, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и очень утомлённым». – Как на это должен отреагировать учитель?
1.«Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2.«Да, я плохо себя чувствую».
3.«Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4.«Я сегодня плохо спал, у меня много работы».
5.«Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6.«Ты очень внимательный. Спасибо за заботу».
7. _____________________________________________________________
Ситуация 7. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведёте, не помогают мне, - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». - Как на это должен отреагировать учитель?
1.«Перестань говорить глупости!»
2.«Ничего себе, додумался!»
3.«Может быть, тебе найти другого учителя?»
4.«Я хотел (а) бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5.«А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6.«Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
7. _____________________________________________________________
Ситуация 8. Учащийся говорит преподавателю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими способностями? – Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя всё получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «излишняя самоуверенность вредит делу».
7. _____________________________________________________________
Ситуация 9. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не веришь в свои способности».
7. ____________________________________________________________
Ситуация 10. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». – Как следует на это реагировать учителю?
1. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьёзнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7._______________________________________________________________
Ситуация 11. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». – Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников».
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.______________________________________________________________
Ситуация 12. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чём причина этого и как мне быть дальше?» Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплект неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождём, поработаем и вернёмся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся её решить».
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в своё время ничего не получилось».
7. _____________________________________________________________
Ситуация 13. Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это – плюс».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твоё мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.______________________________________________________________
Ситуация 14. Учащийся, явно демонстрируя своё плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». – Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, всё равно придётся».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учится) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7 ______________________________________
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом (слайд13)
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов; при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений(слайд14);
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная
коммуникация между общающимися;
- главная проблема разрешения конфликта — "что делать?"
Конфликт между педагогом и учащимся, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда любого учреждения
Чаще всего конфликт возникает когда учитель думает о подростке несправедливо.
Думайте об учащихся справедливо — и конфликтов не будет.
Умение избежать конфликта — одна из составных частей мудрости учителя.
Ключ к методике «Педагогические ситуации» (слайд15)
Вывод:
педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
педагогические способности считаются среднеразвитыми.
способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаю Вам заполнить таблицу. Ваши чувства при проведении методики
Таблица чувств(слайд16).
Спасибо.
Дорогие коллеги!
Работа по воспитанию «БУДУЩЕГО» сложна. ……
Но, несмотря ни на что, будь красивым деревом на самой высокой горе.
Если не можешь быть деревом, будь кустиком в пустыне, но только самым красивым. Если не можешь быть кустиком, будь маленькой веточкой, но самой красивой, с замечательными плодами.
Будь океаном, наполняя просторы чистой и светлой водой. Если не можешь быть океаном, будь стремительной горной рекой с самой чистой и прозрачной водой.
Будь ручейком, в котором отражаются чистота неба и яркость солнца. Будь ярким солнцем на голубом небосклоне и свети ярко-ярко. Если не можешь быть солнцем, будь звездой на ночном небе, но свети ярко-ярко.
Будь маленьким лучиком, указывая дорогу заблудившемуся путнику.
РЕФЛЕКСИЯ.
Уважаемые коллеги!
Пора подводить итоги и дать вам рекомендации. Но их просто нет! Вы,преподаватели , кураторы сами размышляете о жизни, принимаете решения, выбираете пути и средства, определяете позицию сами и сами строите жизненную стратегию и тактику.
Я Вам желаю счастливого пути! До свидания! Спасибо ВСЕМ!
Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»
Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения (выполняется под музыку).
Ведущий. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом. Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.
Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту — какой-нибудь жест — и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.
Ведущему: читать текст нужно медленно, можно сопровождать упражнение музыкой. После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игры – релаксации. За 3-5 минут, потраченных на упражнения, Вы сможете снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.
Специальные психотерапевтические упражнения («психотерапевтический душ») очищают нашу психику.
Упражнение 1. «Настроение»
Несколько минут назад у Вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего Вам. В беседе с ней Вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведёт. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что «воспитывать должны в школе», что у неё на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.
Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите своё грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5 – 7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.
Вы хорошо отдохнули, можно продолжать работу.
Упражнение 2. «Пословицы»
Предлагаю упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение. Возьмём любую из книг, «Мысли великих людей», «Афоризмы». Читаем в течение некоторого времени (всё зависит от индивидуального состояния). Я предлагаю терапевтические сказки и подборку афоризмов.
НАПРИМЕР:
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии. (Абдул – Баха)
Во время урока, который на Востоке называют «мактаб», один ученик доставлял немало хлопот учителю. «скажи А! (по-персидски «алеф»). Мальчик только отрицательно качал головой и плотно сжимал губы. Учитель терпеливо упрашивал его: «Ты такой славный мальчик, скажи А! Ну что тебе стоит?» Однако взгляд ребёнка выражал явное нежелание отвечать. Наконец после нескольких попыток у учителя лопнуло терпение. «Скажи А! – закричал он. – Скажи А!» В ответ он услышал только: «Мм-мм». Тогда учитель послал за отцом.
Вдвоём они умоляли ребёнка, чтобы он сказал А. Наконец мальчик уступил и на удивление всем ясно и чётко сказал А. Учитель, обрадованный своим педагогическим успехом, воскликнул: «Слава аллаху! Как прекрасно! А теперь скажи В». Тогда мальчик бурно запротестовал и энергично ударил своими кулачками по столу: «Теперь всё! Я же знал, что меня ожидает, если я скажу А. Тогда вы все захотите, чтобы я сказал Б, потом мне придётся говорить на память весь алфавит, а потом – учиться читать, писать, считать. Я ведь знал, почему нельзя говорить А».