Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час «Вредным привычкам скажем:«Нет!».»
МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи
Открытый классный час
«Вредным привычкам скажем:«Нет!».
Классный руководитель
Мулява Нина Борисовна.
Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, борьба с негативными явлениями в подростковой и молодежной среде.
Задачи:
Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека
Помочь осознать масштабы вредных привычек для здоровья человека
Способствовать развитию умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками.
Предварительная подготовка:
Задание учащимся: подобрать материал о проблеме вредных привычек
Анкетирование учащихся, родителей
Конкурс рисунков, плакатов, листовок.
Подбор музыки, изготовление оформления.
Звучит музыка «Земля прекрасна» – муз. и сл. Н. Юрловой. (выходят участники).
Учитель: Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам: «Здравствуйте!», а это значит, что я всем вам желаю доброго здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему люди желают друг другу прежде всего именно здоровья?
Наверное потому, что для человека самая главная ценность – это здоровье! Не случайно народная мудрость гласит: «Здоровье за деньги не купишь!»
– А вы с этим согласны?
(Не знаем! Может быть! Согласны!)
– Но все, что нас окружает, часто тоже бывает причиной плохого здоровья. Наша экология, порой больно бьет по здоровью человека. А нам всем хочется, чтобы, как в сказке, и дуб зеленый был, и синее море, и белые лебеди радовали нас своей красотой. Но увы! Сегодня и деревья чахнут, и синее море покрывается огромными мазутными пятнами, и птичий грипп гуляет по планете, и белые лебеди с трудом ищут себе чистые пруды, а о человеке и говорить не приходится!
1-й:
– Вы правы! 21 век начал свой разбег И кислотным стал уж давно человек!
2-й: – Чистой нету воды, натуральной еды!
3-й: – Мяса нет в колбасе, аспирина в упсе!
4-й:
– Ножки Буша съел – сразу позеленел, А кусочком «Дуры» – шею мыл до дыры!
5-й: – В атмосфере – жара, на экране – мура!
6-й: – на уроках – облом!
Все: Депрессивный синдром!
Учитель: – Значит, здоровье – это не просто отсутствие болезней – это состояние физического, психического и социального благополучия человека. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. «Что же делать?», « Как же быть?», «Как здоровье сохранить?» Но, к сожалению, есть факторы, которые ухудшают наше здоровье.
В класс входит группа ребят, играющих роли «вредных привычек». На каждом из них фрагмент костюма или табличка с надписью.
Учитель: Ой, кто вы такие? Как вы здесь оказались?
Ленивка: Кто мы? Да мы дружные ребята, правда, немного ленивые, но всегда ходим друг за другом. Вообще-то, мы прогуливались по коридору и подслушали, что вы вспоминаете нас. Вот и заглянули к вам. Что, пустите?
Учитель: Впустим, но только на этот классный час. (Обращаясь к ученикам) Ребята, давайте послушаем этих странных гостей и постараемся доказать им, что в нашем классном коллективе им не место.
Ленивка: Как не место? Да я почти с каждым из вас утром рано просыпаюсь, отговариваю мыть по утрам уши, чистить зубы, приводить в порядок свои вещи. А убираете свою комнату или выполняете поручение родителей вы разве не со мной? Это я вас учу долго лежать в кровати или на диване около телевизора, вместо прогулок на свежем воздухе и занятий физкультурой. Это от меня вы учитесь ходить неряшливо и неопрятно, ведь это круто
Сладкоежка: А я тоже ваша любимая подружка! Именно со мной вы не соблюдаете режим питания, много едите сладкого, увлекаетесь пирожным. Ведь это я вас учу питаться всухомятку, клянчить у родителей конфетки, шоколадки и всякие жвачки.
Привычечка: А я вроде бы и не заметная, но постоянно сижу в ваших карманах. Ага, вспомнили. Это я вам подсказываю, когда надо полезть пальцем в нос, когда ручку пососать, когда на стенках пописать или школьный стол поцарапать. Да как вы без меня обойдетесь, если не будете через каждое слово говорить: «Короче», «Блин» ?
Учитель: Ну, теперь нам совсем понятно, кто вы такие. Мы предоставим вам места у входа в класс, потому что в класс мы вас все-таки не пустим.
(«Гости» присаживаются на стульях у двери.)
Учитель: Ребята, наверное, кому-то из вас стало стыдно? Неужели вот эти вредные привычки могут с вами дружить? О каких подростковых пороках они поведали нам? (Возможные рассуждения ребят.)
Учитель: А теперь, нежданные гости, мы хотим доказать вам, что вам нет места в нашем дружном коллективе семиклассников. Ребята, я постараюсь охарактеризовать эти вредные привычки подростков, а вы дополните меня. Договорились?
Итак, ты, Ленивка. Именно обычная лень приводит к следующим последствиям:
Отсутствию потребности в ежедневной чистке своей верхней одежды и обуви, принятию прохладного душа.
Нежеланию быстро и в срок исполнять поручения родителей или старших членов семьи.
Неисполнению в срок домашних заданий, надеясь «авось завтра на уроке меня не спросят» или «если надо будет, спишу задание у товарищей».
• Бесцельному проведению свободного времени у телевизора, компьютера, вместо занятий физическими упражнениями, посещения спортивных секций, библиотек, •Поиску «приключений», и, как следствие, к бродяжничеству.
Ребята, дополните меня, к чему еще может привести обыкновенная человеческая лень, особенно в подростковом возрасте?
(Возможные рассуждения ребят.)
Учитель: А теперь ты, Сладкоежка. Несоблюдение правильного режима питания в подростковом возрасте может привести:
к нарушению обмена веществ в организме, что, в свою очередь, может привести к потере аппетита;
к излишнему весу и, как следствие, к неуклюжести, нерасторопности, пассивности, одышке, безразличию;
к заболеванию зубов, излишнему выделению слюны и употреблению жидкости. Ребята, дополните меня, к чему еще может привести излишнее употребление сладостей и несоблюдение режима питания? (Возможные рассуждения учеников.)
Учитель: Очередь дошла и до тебя, Привычечка. Именно в тебе собрались все мелкие привычки подростков. Именно они, на первый взгляд безобидные, приводят к появлению страшных пороков человечества — алкоголизму, курении и преступности. Многие подростки, стремясь быть похожими на старшеклассников или героев кинобоевиков, желая почувствовать себя независимыми, самостоятельными и взрослыми, незаметно для себя привыкают употреблять в своей речи слова-паразиты или нецензурную брань. Не задумываясь о последствиях, некоторые подростки исписывают стены домов, портят мебель и школьное имущество, мусорят, без повода пристают к слабым ребятам. Да, да! Именно от самого незначительного противоправного поступка, не замеченного старшими или работниками милиции, вырабатывается чувство безнаказанности, вседозволенности, перерастающее в привычку совершать хулиганские поступки. Незначительные привычки могут привести к правонарушениям. Ребята, предложите меры борьбы с этими вредными привычками. Как уберечь себя от вредных привычек?
(Возможные рассуждения учеников.)
Учитель: Думаю, теперь вам понятно, наши нежеланные гости, что вам в нашем коллективе не место? Привычечка: Я убедилась, что все эти незначительные привычки не по мне. Прошу вас вновь превратить меня в обычного семиклассника.
Сладкоежка: Думаю, что после такого разговора и я буду стремиться выработать в себе только одни хорошие привычки: соблюдать режим дня и правильный режим питания.
Ленивка: Даю честное слово, что с сегодняшнего дня буду регулярно бороться с ленью и стремиться не совершать необдуманных поступков.
Учитель: Ребята, думаю, что пришло время наших нежданных гостей превратить вновь в обыкновенных семиклассников. Внимание! Превращения начинаются.
Заклинаем! Раз, два, три —
Прочь, привычка, уходи!
Превращаем вас опять
В добросовестных ребят!
Ленивка, Сладкоежка и Привычечка срывают с себятаблички (элементы костюмов) и «превращаются»в учеников.
Учитель: Мы рады, что превращения удались, и теперь мы сможем продолжить разговор уже более серьезно.
Ребята, мы убедились, что незначительные привычки, на которые вы порой не обращаете внимания, могут не только серьезно повлиять на здоровье человека, но и привести его на путь правонарушений или преступлений.
Демонстрируется сценка: на уроке обществознания.
Ученик 1(читает в учебнике обществознания): Любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, называется правонарушением.
Ученик 4: Неужели среди правонарушителей есть учащиеся нашего класса? (обращается к классу, ему отвечают: «Есть») Не могу поверить! Ребята наверное не знают, что это опасно!
Ученик 1: Давайте, скорее, познакомим их с информацией о последствиях правонарушений!
Жизнь без сигарет — это реально?
Учитель: В век информационных и космических технологий человечество хочет чувствовать себя независимым от окружающего мира. Огромное количество людей на всей планете стремится через употребление никотина, алкоголя, допинга и наркотиков почувствовать себя свободным, «современным» и независимым.
Одними из самых страшных вредных привычек в современном мире является курение, подростковый алкоголизм и наркомания. Повсюду пишут, что по подростковому курению Россия занимает чуть ли не первое место в мире. По данным, в возрасте 15—19 лет у нас курит около 40 % мальчиков и 7 % девочек.
• Курение и ваше здоровье.
Даже ребенок знает о том, что курить вредно. В детском организме даже от двух-трех выкуренных сигарет формируются необратимые процессы, влияющие на рост и формирование детского организма.
Презентация (Почему подростки курят)
(Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями.!
. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.
• Курение и запах.
Курильщика всегда сопровождает специфический запах. И здесь никакие жевательные резинки не помогут. Запах от сигарет на несколько часов остается в волосах человека. А подобный запах не всем приятен. Запах от табака непройдет, пока вы не бросите курить.
(Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями.)
Курилка. Он, выпуская дым пахучий, Себе солидность придает. А запах от него вонючий, Но он того не признает. Твой дым, курилка, неприятен, Я не боюсь тебе сказать! Опомнись! Ты же одурачен, Невинных можешь наказать! И чтоб не ждал тебя могильщик И чтоб не звали дураком,
Одумайся быстрей, курильщик, И кончи дружбу с табаком!
Ведущий: Во все времена люди заботились о своем здоровье, боролись с вредными привычками. Об этом ярко свидетельствуют дошедшие до нас легенды о великих людях древности. Давайте послушаем их.
1-й ученик: Однажды Пифагор услышал, как красиво одетый человек сквернословит. Философ сказал ему:
– Или говори речи, соответствующие твоей одежде, или оденься соответственно твоим речам.
2-й ученик: Как то за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущенные гости принялись бранить философа.
Диоген сказал:
– Если бы я выпил это вино, оно все равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А теперь оно все равно не досталось вам, но и мне не причинило вреда.
3-й ученик: Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи (Абу ль Фарадж).
4-й ученик: Как то Тимофей покинул в самом разгаре пышную трапезу и отправился в Академию Платона. Вернувшись домой, он сказал:
– У Платона угощение скромное, зато духовная пища прекрасна, его гости на следующий день чувствуют себя превосходно. У вас все наоборот: не в меру объедаются, зато обмениваются глупыми мыслями, а на следующий день страдают от вчерашнего обжорства.
5-й ученик: Еще Л. Н. Толстой писал, что человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни.
Ведущий: Вредные привычки вредны для здоровья. Давайте посмотрим еще одну сценку и подумаем о том, что такое курение и насколько оно опасно для нашего здоровья.
Сценка о встрече двух друзей
– Привет, Мишка! Я тут недавно такое слышал!!! Узнаешь – упадешь!!!
– Салют, Пашка! Ерунда всё! Мои новости в сто раз интереснее.
– Нет, ты сначала послушай! Представляешь, оказывается, чем больше людей курит, тем больше болезней прибавляется в мире.
– Это само собой, ведь в табаке содержится 1200 вредных веществ.
– Да?!! Тогда понятно, почему агрономы используют смесь с никотином, чтобы опрыскивать растения от всяких вредителей.
– Серьезно? Теперь, прежде чем есть овощи и фрукты, придётся их хорошо мыть.
– А ты что, раньше не мыл?
– Да всякое было. Есть то хочется. А еще я слышал, что курящие тинэйджеры в 15 раз чаще, чем некурящие, начинают впадать в панику безо всякой причины.
– Естественно, к тому же хуже слышат, мало запоминают и вообще тормозят капитально.
– Да. А если вспомнить, что при этом происходит с легкими, кожей, зубами…
– Стоп, не говори. (Обращается к одноклассникам.) Может, кто сам знает или догадывается? Кто хочет ответить?
Презентация о курении
Учитель: « Похититель рассудка»- так именуют алкоголь с давних времён. Больше всего алкоголя поглощает ткань головного мозга. Человек, употребляющий спиртные напитки, не может точно и быстро мыслить, становится невнимательным. У него снижается скорость двигательной реакции, ухудшается точность движений, учащается пульс и дыхание. В состоянии опьянения человек теряет контроль над собой, ведёт себя развязно, способен совершить правонарушение и преступления. Среди причин смертности людей, алкоголизм и связанные с ним болезни, занимают 3 место вслед за сердечно- сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Ежегодно погибает по этой причине 3,5 млн. человек.
Учитель: Ребята! Вы скоро станете взрослыми и замените своих родителей у станка, встанете у руля правления
страной, будете обучать детей, защищать часть страны в спортивных состязаниях, издавать законы. А для этого надо быть физически и духовно здоровыми. А если здоровы дети, то будет здоровой и страна. Что же для этого
надо сделать? (Беседа с учащимися.)
.
Эксперимент 2. Нередко мы слышим, что водка помогает пищеварению и усвоению еды. Так ли это? Давайте проверим. Возьмем немного хлеба, колбасы, сыра и поместим в три пробирки, куда добавим воду. Продукты размокают, растворяются и переходят в раствор.
А в три другие пробирки прильем спирт. Продукты не растворяются, не размокают, как бы консервируются. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся: Спирт и вода не способствуют перевариванию и усвоению питательных веществ.
Эксперимент 3. Как влияют вода и спирт на состояние мозга человека? Возьмем пробирку и прильем яичный белок, затем нальем воду. Белок хорошо растворяется в воде. Теперь добавим спирт. Белок свернулся, и клетки погибли. Какой вывод можно сделать по опыту?
Учащиеся: Алкоголь убивает и разрушает мозг. Поэтому про пьяниц говорят, что «они пропили свой ум». Водка губит мозг, лишает человека возможности говорить, ходить, думать, чувствовать, мозг высыхает.
90% умственно отсталых детей – это дети алкоголиков;
в пьющих семьях 45% детей недоразвитые и больные;
в пьющих семьях мертворожденные дети появляются чаще, детская смертность в 3 раза выше;
одна рюмка водки снижает работоспособность на 30%;
в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.
И самое ужасное, что алкоголь требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство.
Презентация
Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека.
Учитель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство того, чтобы я сломал свою жизнь?”
Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь?
Ребята, помните, что здоровье – бесценный дар, который преподносит нам природа. Знаете ли вы, что 10% здоровья заложено в нас генетически, еще 5% дает медицина, а 85% зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Поэтому без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. И часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть очень и очень трудно. Лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным. Лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Навыки здорового образа жизни столь необходимы, как воздух, вода и пища!
Призывы- обращения.
Песня « Дорогая добра» (муз. М.Минькова, сл. Ю. Энтина)