Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мое село – души моей частица» имеет важное значение для воспитания любви к своему родному краю, гордости за своих предков. Знание истории даёт возможность осознать взаимосвязь событий и явлений, учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Данное мероприятие является очередным звеном в цикле воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности (классные часы «Мир начинается с семьи», «Маленькие герои большой войны», «Мой край родной Донбасс»). Его тема перекликается с темами курса «Разговоры о важном»: «Там, где Россия», «День народного единства», «Что такое Родина?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Моё село - души моей частица"»
1. Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское и патриотическое
1.2.Тема мероприятия, обоснование выбора: «Мое село – души моей частица»
Каждый человек должен знать историю не только всемирную, но и историю своей страны, своего родного края, населенного пункта. История каждого нашего города или села уникальна и неповторима. История — это наши корни и эволюция развития. Анализируя исторические факты прошлого, мы выделяем вечные человеческие ценности. Очень важно, чтобы дети знали историю своего края, проводили параллели между событиями прошлого и настоящего и, конечно же, имели желание связать свое будущее с будущим родной земли, родного села. Собирая факты о прошлом нашего села, дети тесно общались с представителями старшего поколения, что является весьма актуальным рамках «Года семьи».
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для детей 5-го класса МБОУ «Шахтерский УВК с. Степановка»
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мое село – души моей частица» имеет важное значение для воспитания любви к своему родному краю, гордости за своих предков. Знание истории даёт возможность осознать взаимосвязь событий и явлений, учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Данное мероприятие является очередным звеном в цикле воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности (классные часы «Мир начинается с семьи», «Маленькие герои большой войны», «Мой край родной Донбасс»). Его тема перекликается с темами курса «Разговоры о важном»: «Там, где Россия», «День народного единства», «Что такое Родина?».
1. Цели, задачи, планируемые результаты
Цель:
воспитание у учащихся чувства патриотизма;
развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Задачи:
познакомить с историческими сведениями о родном селе; способствовать расширению кругозора и развитию словарного запаса детей;
воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков, патриотизм, чувство национальной гордости, интерес к прошлому своего народа.
Планируемые результаты:
создание презентации на основе материалов, собранных учащимися, «Мое село – души моей частица», плаката «Будущее Степановки»;
приобретение навыков поисковой работы, работы в группах.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия – «виртуальная экскурсия по родному селу».
Именно виртуальная экскурсия позволяет ребёнку стать активным участником событий, а самое главное моделировать сам творческий процесс, создаёт особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
1.7. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов (методы и приёмы).
Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы;
- ознакомление с материалом по данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор материала;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
• гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• умение грамотно работать с информацией;
• коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;
• умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы, сбор устной информации у сотрудников сельской библиотеки, сельской администрации, представителей старшего поколения семьи. В ходе подготовки к данному мероприятию учитель рекомендовал использовать такую литературу:
• Село и люди /Страницы истории села СТЕПАНОВКА Шахтерского района Донецкой области/ 2014 год;
• Степановской школе 150 лет! 2017 год
Если у учащихся возникают сложности с поиском информации учитель оказывает помощь.
При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
2.Основная часть
2.1. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
1. Подготовка воспитательного мероприятия
1.1 Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.
Учащиеся обсуждают и принимают решение по данной теме.
1.2 Учитель выделяет подтемы.
Учащиеся делятся на группы и работают над подтемами.
2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию.
2.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.
2.2 Учащиеся в группах самостоятельно находят нужный материал.
3. Ход воспитательного мероприятия.
3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
3.2 Учащиеся сначала в группах, зачем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют.
4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – презентации и плаката.
4.1 Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – совместного проекта.
4.2 Учащиеся в начале в своих группах, а затем во взаимодействии со всем классом приступают к созданию продукта воспитательного мероприятия –презентации и плаката.
5. Рефлексия.
Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий)
Тема «Мое село – души моей частица»
Ход проведения мероприятия
На доске написан эпиграф:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Сергей Есенин
I Вступительная часть
Учитель: Ребята, мы с вами живем в прекраснейшем селе под названием Степановка. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по нашему селу, мы сядем в «поезд», который из далекого прошлого Степановки последует в наше настоящее, а затем и в будущее. А как вы думаете, почему нам надо начать наше путешествие из давно минувших времен? (Ответы учащихся). Все верно, знание истории своего народа даёт возможность каждому осознать взаимосвязь событий и явлений, учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. По пути следования нашего «поезда» мы будем делать остановки на «станциях», где будем знакомиться с фактами из биографии нашего села, о которых вы узнали в ходе предварительной подготовки. Итак, в путь!
II Основная часть 1. Станция «Истоки»
(Выступление 1-ой группы учащихся)
Долгое время степь, где нынче кипит жизнь, называли Диким полем. Шли и шли через Дикое поле древние племена: киммерийцы, скифы, сарматы. Оглядываясь назад в глубину веков и изучив архивные материалы, историки утверждают, что через наши земли проходили дружины князя Игоря и войска Владимира Великого. С XV по XVII век территория, на которой находится и село Степановка, была под властью Крымского ханства. Эти земли также постепенно заселяли запорожские казаки. Используя многочисленные скифские курганы, они оборудовали сторожевые сигнальные посты. Один из таких курганов – легендарная Саур-Могила, святое место Донбасса, расположена в 5 километрах от Степановки. Позже, согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, эти земли были закреплены за Войском Донским и включены в состав Миусского округа, более интенсивное заселение которого началось после окончательного присоединения Приазовья и Крыма к России. 1786 год считается годом основания нашего села.
Учитель: Ребята, в нашем селе есть 7 улиц. Они получили свои названия в разные времена, и история этих названий тоже заслуживает внимания и ждет наших исследований. Но сейчас мы свами выполним задание под названием «Улицы в картинках». Перед вами картинки, которые вы должны связать с названиями улиц, на которых живете вы, ваши родственники и друзья.
(Приложение 1)
Дети выполняют задание «Улицы в картинках»
Ежкова
Малосадовая
Садовая
Саур-Могилянская
Снежнянская
Строительная
Южная
2. Станция «Память, одетая в камень»
(Выступление 2-ой группы учащихся)
Степановцы свято чтут память погибших в Великой Отечественной войне. В центре села установлен памятник Герою Советского Союза В.Ф. Ежкову – навсегда застывший двадцатилетним старший лейтенант со связкой гранат в руке. Памятник находится перед школой и выходом на центральную улицу, которые носят имя героя. В июле 1943 года в бою за освобождение нашего села В.Ф. Ежков лично уничтожил 9 фашистских танков.
Также в центре села расположен мемориал советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в период 1941-1945 годов в селе Степановка. Здесь на гранитных плитах высечены также имена наших односельчан, не вернувшихся с той страшной войны. С восточного въезда в село стоит еще один памятник на второй братской могиле: медсестра бережно поддерживает раненого солдата. Медсестра Вера Михайлуца погибла с винтовкой в руках, отстаивая наше село и защищая раненых советских солдат.
Учитель: Из уроков истории и «Разговоры о важном» вы уже узнали о многих событиях Великой Отечественной войны. Сейчас наше задание соединить даты и события, которые с ними связаны.
(Приложение 2)
Дети выполняют задание «События и даты»
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз
27 января 1944 года
Победа советских войск в Сталинградской битве
22 июня 1941 года
Полный прорыв блокады Ленинграда
8 сентября 1943 года
Освобождение Донбасса от фашистских войск
9 мая 1945 года
День Победы советского народа над фашистской Германией
2 февраля 1943 года
Правильные ответы:
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз
22 июня 1941 года
Победа советских войск в Сталинградской битве
2 февраля 1943 года
Полный прорыв блокады Ленинграда
27 января 1944 года
Освобождение Донбасса от фашистских войск
8 сентября 1943 года
День Победы советского народа над фашистской Германией
9 мая 1945 года
3. Физкультминутка
Учитель:
Послушайте, ребята,
О селе стихотворение.
Сейчас нужны вам очень
Смекалка и терпение.
Если верно утверждение –
Хлопайте руками.
Если в нем ошибка есть –
Топайте ногами.
У нас красивая природа, (…)
А вокруг села болота, (…)
И дремучие леса
Заслонили небеса. (…)
В селе речушка протекает, (…)
И в Миус она впадает. (…)
По селу жирафы бродят, (…)
Волки песнь свою заводят. (…)
Нет, да то мычат коровы – (…)
Молоко нам дать готовы. (…)
Небоскребы есть в селе – (…)
Негде мед собрать пчеле. (…)
Зимой – лютые морозы, (…)
А с весной приходят грозы, (…)
Но в любое время года,
Какая б ни была погода,
Село прекрасно, как мечта! (…)
Вы со мной согласны? – Да!
4. Станция «Школьные годы чудесные»
(Выступление 3-ей группы учащихся)
В 1867 году в селе Степановка открылась первая школа по обучению детей грамоте. На обучение было зачислено 13 мальчиков. Много событий произошло на земле степановской за эти 157 лет, а школа учила и учит грамоте, добру, человечности. В 1974 году было завершено строительство нового двухэтажного здания школы. Спустя 3 года ей было присвоено имя Героя Советского Союза В.Ф. Ежкова. Сколько уроков, праздников, побед видели стены этой школы! Но жаркое лето 2014 года полыхнуло над Донбассом и над Степановкой настоящей войной. Огнем артиллерии и танков вооруженных сил Украины здание нашей школы почти полностью было разрушено. Жители села приложили огромные усилия, чтобы переоборудовать одно из зданий села в новую школу, где мы сейчас и обучаемся. Но мы верим, что и наша «старая» школа услышит когда-нибудь первый звонок и веселые голоса детей.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие дети учились в нашей школе на протяжении всех этих лет и учатся сейчас? Их качества зашифрованы в словосочетании «Степановская школа». Пусть каждая буква этого словосочетания даст начало слову, характеризующему наших учащихся.
(Приложение 3)
Дети при помощи учителя выполняют задание «Каскад».
С
т
е
п
а
н
о
в
с
к
а
я
ш
к
о
л
а
и
в
д
р
р
е
т
е
м
р
к
р
у
р
п
ю
к
л
о
и
а
т
п
в
с
е
а
к
к
м
е
т
б
т
ь
р
н
в
и
о
е
е
л
с
у
и
н
а
и
о
и
н
ч
ы
д
с
с
т
л
ы
н
р
е
ы
т
м
з
в
ы
е
е
и
т
е
с
ы
е
о
а
е
и
и
н
н
е
с
в
и
д
т
е
р
т
в
с
а
ы
к
ы
ч
л
в
е
н
н
т
т
е
и
е
н
и
е
ч
ы
ы
и
е
е
ы
в
н
и
е
е
ч
л
е
ы
н
в
н
ь
е
ы
ы
ы
н
е
е
е
ы
е
III Заключительная часть
Станция «Прекрасное далеко»
Учитель: Сегодня мы проделали увлекательное путешествие по нашему селу из его далекого прошлого к его настоящему. Но это еще не конечная остановка. Нас ждет станция под названием «Прекрасное далеко», в которой вы окажетесь совсем скоро, всего лишь через несколько лет. А пока, давайте помечтаем.
Рефлексия.
Кем вы себя видите на этой станции?
Какие профессии вы получите?
Что полезного вы сделаете для нашего села?
А что вы уже сделали в вашем возрасте?
(Ответы детей)
На уроке изобразительного искусства вы вместе пофантазировали и нарисовали плакат «Будущее Степановки». Расскажите, что вы на нем изобразили, и почему для вас это важно.
(Презентация плаката «Будущее Степановки»)
Говорят, что мечты сбываются. Будем верить, что все, о чем вы рассказали, уже ждет нас в прекрасном далеко.
Приложение 1
Приложение 2
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз
27 января 1944 года
Победа советских войск в Сталинградской битве
22 июня 1941 года
Полный прорыв блокады Ленинграда
8 сентября 1943 года
Освобождение Донбасса от фашистских войск
9 мая 1945 года
День Победы советского народа над фашистской Германией