kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации " Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по сохранении здоровья в не легком педогогическом труде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации " Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью "»

Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью



Уважаемые коллеги! Начиная работать по педагогической специальности, вы наверняка почувствовали, что она требует значительных душевных и интеллектуальных затрат, обладает спецификой организации труда (например, для нее характерны вынужденное ограничение в движении, чрезмерная нагрузка на зрение, голосовые связки, затруднения в соблюдении режима питания и некоторые другие факторы, влияющие на здоровье). Также педагог получает большую эмоциональную отдачу от общения с детьми, и она может быть как позитивной, так и негативной.

Ужасающими кажутся нам такие статистические данные: 93% педагогов считают, что профессия ухудшает их здоровье, около 80% педагогов страдают хроническими заболеваниями, еще около 15% имеют отклонения в здоровье и только 4% педагогов можно назвать здоровыми, 90% педагогов не владеют техниками самооздоровления, более 60% педагогов имеют высокую степень эмоционального выгорания и 13% из них – молодые педагоги. Категория «здоровье» занимает в лучшем случае третье место в структуре профессиональных ценностей учителя. Можно ли как-то изменить ситуацию?

Предлагаем Вам познакомиться с основами профессионального успеха и счастливой, гармоничной жизни

Первое и самое основное, что позволит достичь успеха в карьере, - это здоровый стиль жизни,

Итак, компонентами здорового образа жизни являются:


режим дня –

двигательная активность –


режим питания –

питьевой режим –

закаливание –

отказ от вредных привычек, зависимого поведения.


Питание – источник нашей энергии. У людей умственного труда (к которым относится учитель) мозг требует гораздо больше энергетических затрат. Поэтому в рационе педагога должно быть достаточно углеводов. Однако мы стремимся предостеречь Вас от перекусов шоколадом и конфетами (хотя в них тоже содержатся углеводы). Не вдаваясь глубоко в биохимические процессы, происходящие в организме человека, объясним это, как говорится, с точки зрения «наивного материализма»: сладости содержат быстро перерабатываемые углеводы, от которых организм получает ударную дозу вещества и своего рода стресс, но так же быстро это вещество «сгорает», а организм начинает требовать еще и еще. Результат – избыточный вес и нарушение обмена веществ. Поэтому шоколад и конфеты лучше ограничить, а держать в своем арсенале сухофрукты (источник «долгих» углеводов) и орехи (которые, помимо углеводов, содержат еще кладезь микроэлементов, жирных кислот и т.д.). Овощи и фрукты тоже являются источниками витаминов, минеральных веществ, углеводов, органических кислот и пищевых волокон. Необходимо употреблять в день около 500 г фруктов и около 1 кг овощей, причем преимущество следует отдавать продуктам местного производства.

Неправильный рацион приводит к нарушению баланса в организме и снижению иммунитета. Поэтому приводим здесь определенный набор позиций, которые желательно исключить по этой причине из своего ежедневного меню (использовать в пищу как можно реже):



Рекомендуется также минимизировать количество соленой, острой и перченой пищи в своем рационе (о последствиях их частого употребления скажем ниже). Поваренную соль желательно заменить на морскую, она сейчас широко представлена на прилавках магазинов.

Еще несколько советов по организации рационального питания. Старайтесь кушать в одно и то же время, но с учетом сдвигов в режиме и характера нагрузки. Перерыв в еде не должен быть больше 3-4 часов. Перекусы допустимы, но с перерывами и не заменяют основную еду. Поэтому, выстраивая свое расписание уроков, позаботьтесь о том, чтобы у Вас было время на полноценный обед (обязательно с теплой едой, желательно не игнорировать суп). Если же Вы чувствуете постоянный голод, пейте больше воды и… ищите иные способы борьбы со стрессом, а не «заедание» проблем.

Питьевой режим имеет исключительно важное значение. В среднем взрослый человек должен выпивать в сутки около 2 литров свежей питьевой воды, не включая чай, кофе, компот и другие жидкости. Вода выводит из организма токсины, возникающие в процессе жизнедеятельности клеток, а следовательно, обеспечивает правильный обмен веществ. Если Вы быстро утомляетесь – это первый признак того, что Вы недостаточно пьете воды или ее качество оставляет желать лучшего. Рекомендуют начинать день со стакана прохладной или теплой воды, чтобы «разбудить» организм. В целом воду лучше употреблять не позднее чем за 10 минут до еды или не ранее чем через 30 минут после. Запивать в процессе потребления пищи можно, но только теплой водой и не более 1/3 от объема пищи. Вода также является хорошим профилактическим средством от простудных заболеваний и любых иных недугов, связанных с зашлакованностью или инфицированием организма.

считается нормой употребление алкоголя не чаще 1 раза в 3 недели в таком количестве, чтобы оно вызывало не более чем легкую степень опьянения. Также важна благоприятная мотивация к употреблению: должен быть какой-либо радостный повод, событие, это должно происходить в кампании, с закуской, во второй половине дня, и эмоциональный акцент должен быть не на том, что Вы пьете, а на событии. Такое употребление называют культурным. И, наоборот, употребление алкоголя для снятия стресса или для повышения настроения считается наркологами неблагоприятной мотивацией и часто приводит к формированию зависимости.


Движение в режиме дня учителя должно занимать важное место. В связи с тем, что рабочий день учителя начинается обычно раньше среднестатистического офисного, для многих педагогов является сложным утреннее пробуждение, особенно в период межсезонья или короткого светового дня. Поэтому будет полезным потратить 5 минут после звонка будильника не на «досыпание», а на тонизирующий самомассаж и легкую гимнастику


Несколько слов о производственной гимнастике. В режиме дня современного школьника сегодня, как правило, присутствуют физкультминутки (Приказом Департамента образования города Москвы с 1 сентября 2009 года этот вид физической активности является обязательным для учащихся 1-7 классов и рекомендуемым для более старших школьников). Учителю этот вид активности будет тоже совсем не лишним, тем более совместное выполнение упражнений поднимет в глазах школьников значимость физкультминуток и будет способствовать повышению у них культуры здоровья.


Особенности учительского труда, как уже было сказано, способствуют развитию профессиональных заболеваний. Познакомим Вас с наиболее простыми способами избежать таких перспектив.


Гиподинамия и искривление позвоночника


Обращайте внимание на то, как Вы держите спину в разных положениях. Если Вам тяжело не сутулиться, для профилактики носите поддерживающий корсет, расправляющий плечи (об особенностях его использования можно прочитать в инструкции или проконсультироваться с хирургом).


Старайтесь больше ходить пешком. Если на Вашем пути есть отрезок в несколько остановок, который вы проезжаете на автобусе, лучше замените его на пешую прогулку.

Во время уроков старайтесь так подобрать виды деятельности, чтобы не только Ваши ученики, но и Вы сами часто меняли положение тела.


Придя домой после работы, уделите 5 минут перед выполнением домашних обязанностей тому, чтобы полежать на ровной относительно жесткой поверхности с закрытыми глазами (желательно в тишине или слушая расслабляющую музыку).


Если Вам много приходится работать за компьютером или проверять тетради, то страдает не только опорно-двигательный аппарат, но и зрение.


Профилактика заболеваний голосовых связок. Голосовой аппарат – важный инструмент учительского труда, поэтому его благополучие напрямую сказывается на профессиональной успешности. Для горла вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Опасны и резкие перепады температуры воздуха. Можно «посадить» связки, выйдя из разогретого помещения на холод или разговорившись на морозе.

Также в течение трудовой недели следует разумно планировать речевую нагрузку, избегать перехода на шепот (именно он заставляет наибольшим образом напрягаться голосовой аппарат). Кроме того, не стоит строить свою речь на повышенных тонах. Во время перемен и перерывов лучше всего помолчать, а не тратить их на затяжные беседы с коллегами или на телефонные переговоры. После окончания работы, перед выходом на улицу, надо дать связкам «остыть» и прийти в себя. Через 15-20 минут голосовой аппарат успокоится и будет готов к воздействию прохладного, влажного воздуха.


Подводя некоторые итоги сказанного выше, зададимся вопросом: действительно ли здоровый стиль жизни так важен для профессиональной успешности? Для некоторых ответ не лежит на поверхности, хотя он очевиден.

Во-первых, человек без вредных привычек свободен в выборе любого конструктивного занятия для саморазвития и самосовершенствования, а это делает учителя более интересным для детей, а общение с таким учителем – более актуальным.

Во-вторых, современные приоритеты в области образования определяют необходимость формирования культуры здоровья через весь образовательный процесс, силами каждого педагога, а ведь нельзя вести по дороге, по которой не идешь сам. Следовательно, в ближайшем будущем более конкурентоспособным будет именно учитель, ведущий здоровый образ жизни. И третий, хотя и не последний, аргумент состоит в том, что у здорового человека больше сил и энергии, ему легче дается любое дело.

Еще один полезный и действенный совет, связанный с высокой степенью активности учительского труда, - в использовании техник тайм-менеджмента. Эта наука о том, как правильно организовывать свое время, планировать свою деятельность и выполнять задуманное, дает такие практические рекомендации.

Любую деятельность не следует выполнять хаотично, без определенного алгоритма, плана и прогноза на результат. Поэтому важное значение имеет не только составление конспектов уроков, поурочное планирование и прочая рабочая документация, но и личные планы учителя на день, на месяц, на год, на несколько лет. В эти планы должно входить четкое осознание траектории своего развития. Психологи рекомендуют каждый вечер перед сном проводить небольшой самоанализ: намечать дела на следующий день (часто такое планирование позволяет мозгу за ночь обработать информацию и найти оптимальное решение), а также проводить рефлексию, анализируя прошедшие сутки (что получилось, что можно было бы сделать лучше). В более долгосрочных планах на жизнь следует ставить перед собой четкие цели, выполнение которых в будущем будет легко оценить.

Современный специалист не способен оставаться успешным без профессионального самосовершенствования. Поэтому наметьте себе книги, которые Вы должны прочитать, семинары, которые хотите посетить, методы работы, которые хотите освоить. Нарисуйте свой образ в будущем (например, через 3 года), наделите его конкретными характеристиками и постепенно следуйте к намеченной цели, регулярно проводя рефлексию и оценивая, насколько Вы продвинулись к поставленной цели.

А всегда ли мы умеем строить реальные планы? Для того чтобы не «бороться с ветряными мельницами» или не принять воздушный замок за надежное сооружение, специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют всегда оставлять около 30% времени на непредвиденные ситуации. Если Вам нужно оценить время, за которое Вы сможете сделать какое-то дело, обязательно приваляйте к этому сроку еще треть, и тогда вы избежите ситуаций цейтнота, которые так нагружают нервную систему и в результате приводят к истощению ресурсов организма, вызывая болезни. К тому же если Вам все же удалось выполнить намеченное за более короткий срок, в оставшееся время Вы можете просто отдохнуть, заняться любимым делом или сделать что-то еще, запланированное на другое время.

Кстати, о любимом деле. Немаловажное значение для профилактики профессионального выгорания учителя имеет способность разграничивать профессиональную и иные сферы своей деятельности, умение отключаться от «производственных» проблем, обогащение своей жизни различными смыслами. Этому способствует выбор хобби. Это может быть посещение какой-либо секции, клуба (например, занятие танцами, которое полезно во всех смыслах – как восполнение дефицита движения, эмоциональная разгрузка, физическая нагрузка), чтение, путешествия, музыка, головоломки и многое другое. Если у Вас нет любимого занятия, попробуйте заняться рукоделием или иным творчеством, которое координально отличается от Вашей деятельности на работе. Вдвойне приятно, если творческое хобби поможет Вам создавать неординарные милые дополнения к своей внешности или подарки для своих коллег, друзей и членов семьи. Выбирайте то, что поможет Вам расслабиться, переключиться от производственных забот и семейных проблем, снять стресс, найдет в Вас эмоциональный отклик.

И позвольте процитировать мудрые слова, которые были высечены на надгробии английского архиепископа в XII веке: «Когда я был молод и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране, но и в своей стране мне не удалось ничего изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.





...Если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и, кто знает, может быть, и весь мир».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации " Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью "

Автор: Крохалева Нина Викторовна

Дата: 04.12.2017

Номер свидетельства: 442147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства