Методическая разработка " Цветок здоровья-путь к успеху"
Методическая разработка " Цветок здоровья-путь к успеху"
Методическая разработка мероприятия адресована педагогам занимающимся здоровьесберегающей деятельностью, Данное занятие является вводным к программе «Юные учителя здоровья», которая направлена на формирование культуры здоровья школьников, развитие мотивации и индивидуальной ориентации в отношении сбережения и развития собственного здоровья через самонаблюдение, самопознание и саморазвитие, но может быть и самостоятельным мероприятием, которое даст толчок к раздумьям о ценности здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в настоящее время является общепризнанным фактом. В связи с этим особую актуальность приобретают программы, которые способствуют воспитанию у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью.
Данное занятие является вводным к программе «Юные учителя здоровья», которая направлена на формирование культуры здоровья школьников, развитие мотивации и индивидуальной ориентации в отношении сбережения и развития собственного здоровья через самонаблюдение, самопознание и саморазвитие, но может быть и самостоятельным мероприятием, которое даст толчок к раздумьям о ценности здоровья. В основе программы лежит система саморазвития личности «Цветок здоровья». Все компоненты сохранения и развития здоровья объединены в графическом рисунке: настроение, дыхание, движение, экологическая гармонизация, питание, массаж, музыка, семья, самонаблюдение, самопознание, самоконтроль (приложение №1). Каждый компонент системы раскрывает свои секреты здоровья, что позволяет человеку выбрать свой путь к здоровой и успешной жизни.
Возраст учащихся 15-17лет.
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на систему развития и укрепления здоровья и создать условия для выбора учащимися способов оказания помощи своему организму во время стрессовых ситуаций.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с системой саморазвития «Цветок здоровья»;
2. Научить приемам снятия эмоционального напряжения, улучшения работы головного мозга и общего оздоровления;
3. Развивать умение контролировать своё поведение в трудных жизненных ситуациях;
4.Формировать потребность вести здоровый образ жизни и транслировать приобретенные знания;
5. Развивать способность пребывания в состоянии успеха.
Тип занятия: вводное занятие.
Методические приемы и методы: объяснительно-иллюстративный рассказ с элементами беседы, репродуктивные упражнения, частично поисковая деятельность, проблемное изложение.
ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, схемы точечного массажа, «Цветок здоровья», модели: кровеносный сосуд, позвоночник, графическая модель цветка, фрагменты музыкальных произведений «Утро» Грига, «Вальс цветов» И.Штраус, «Времена года» А. Вивальди .
Оформление: плакаты с изображением улыбающихся людей, природы (радуга, восход солнца, плывущие облака и др.), мудрые высказывания великих людей о здоровье, об успехе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Важное значение, в организации здоровьесберегающей среды, играет личность учителя-ведущего. Он должен быть интересен для учащихся, эмоционален и личным примером показывать образец здорового образа жизни. Нынешние школьники информированы в некоторых вопросах не хуже учителя. Но, что самое ценное? Что дает действительно хороший результат? Вот тут-то и понадобится мудрость и личный опыт наставника.
Данное занятие, возможно, поможет каждому участнику: педагогу – расширить свой кругозор, переосмыслить собственные взгляды на проблемы здоровья, свой образ жизни и в итоге, решиться на практические действия; ученику – осмыслить новую информацию, задуматься над тем, что у здорового человека больше шансов на успех, что он сам является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы.
При подготовке к занятию целесообразно провести тестирование или анкетирование участников для определения исходных позиций. По прошествии некоторого времени после занятия стоит провести повторное тестирование и отследить динамику.
Тест «Индекс отношения к здоровью» С.Дерябо, В.Ясвин или анкета «Как я себя чувствую» [5].
Примерные вопросы к анкете:
Как часто болит голова?
Как часто болит живот?
Как часто ощущаешь напряжение или боль в спине, в шее?
Случается ли, когда вызывают к доске, ты забываешь то, что учил?
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
1
Организационный момент
2
Вступительное слово
«Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы» - М.Л.Лазарев (1 слайд Слова М.Л.Лазарева).
Тренинг «Фонтан желаний». (Проводится тренинг)
За одну минуту, вы должны, столбиком, написать максимальное количество своих желаний.
Пожалуйста, фонтанируйте…
На основании результатов можно предположить, на сколько, в будущем вы - успешный человек. Чем больше желаний, тем больше, наверняка, вы будете трудиться? Проранжируйте свои желания. Что в вашем списке вы поставили на первое место?
Что самое ценное есть у человека? - Здоровье.
Сократ: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!» (Слайд №2).
Какова связь между этими высказываниями Сократа и М.Л. Лазарева?
3
Актуализация опорных знаний
- Как вы думаете, какова связь между здоровьем и успехом?
-Когда происходит закладка физического и психического здоровья?
- Что такое боль, как она возникает и что общего у нее с забывчивостью на экзамене?
4.
Сообщение темы и цели занятия
- Сегодня на занятии мы с вами узнаем, как преодолеть волнение во время сдачи экзаменов, как снять напряжение и сохранить здоровье.
А поможет нам в этом необычный цветок – «Цветок здоровья». Это графическое изображение системы сохранения и укрепления здоровья. Цветок – это символ совершенства, красоты, развития, силы, здоровья и успеха! (Слайд №3 Приложение №1).
- В конце занятия вам необходимо выбрать приемы, которые помогут в трудных жизненных ситуациях, и составить для себя план действий. (Слайд №4)
5.
Формирование новых знаний
- Каждая часть цветка – это компонент, скрывающий в себе секреты здоровья, секреты успеха.
Центральный компонент – семья. (Слайд №5)
Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья и успеха закладываются в семье.
Знаете, когда происходит закладка физического здоровья? [3, С.137]
- 9 месяцев беременности и 1 год жизни.
- Когда происходит закладка психического здоровья?
- 9 месяцев беременности и первые три года жизни.
- От родителей зависит, насколько ребенок будет здоров и удачлив. Будет ли он лидером по жизни или неудачником.
Компонент – настроение (Слайд №6)
- Прежде чем перейти к следующему компоненту, ответьте на вопросы: - Зависит ли наше здоровье и успех от настроения?
-Что такое боль и как она возникает? Почему, когда вас вызывают к доске, вы забываете то, что учили?
Древние греки говорили: «Боль – сторожевой пёс здоровья». [3, С151]
Механизм возникновения боли.
(Демонстрация модели кровеносного сосуда – лист свернут трубочкой)
Стресс - СПАЗМ - боль, забывчивость
Усталость - СПАЗМ - заторможенность
Переутомление - СПАЗМ - простудные заболевания
Существуют способы улучшения настроения, снятие стресса, снятие спазмов. Им не надо учиться, их надо просто выполнять. (Слайд №7)
Улыбка
Удлинение выдоха.
Пение.
Слушание музыки [2, С. 93].
Водные процедуры
Помните: «Час без улыбки – потерянный час»
Возьмите лист с изображением цветка и впишите прием, который вам больше понравился.
Работа с моделью цветка, занесение выбираемых упражнений для своего организма.
Компонент – дыхание (Слайд №8,9).
Умеющий, управлять дыханием, умеет управлять собой – фраза, которая может подтолкнуть к изучение дыхательных методик [3, С. 90].
Например, как с помощью дыхания снять боль, как успокоиться и сдать экзамен отлично. Вспомните, случалось ли с вами…. Дома учили, а к доске вызвали – всё забыли. Как же себе помочь?
Существуют чудесные упражнения, которые помогут улучшить работу головного мозга на контрольных, на экзаменах, когда вы испытываете волнение, страх:
«Три вдоха – три выдоха», (Выполнение упражнения «3 вдоха – 3 вы доха») «Правило пяти пальцев». (Выполняется правило 5 пальцев. Приложение 4, 5)
Приведённые выше упражнения вы можете использовать хоть завтра, они лёгко выполняются и дают свой результат. Но есть упражнение более эффективное, которое приводит к потрясающим результатам. Оно улучшает работу головного мозга, улучшает память, работу сердца, лёгких, всего организма, помогает снять любое напряжение, легко заснуть. Это диафрагмально-релаксационное дыхание. [4, С.96] (Приложение 6).
Над этим приемом необходимо работать, отрабатывать. Оно стоит того.
Сейчас вы работаете с моделью цветка, выбираете из предложенных приёмов те, которые вам по душе.
Компонент – движение (Слайд № 10, 11)
Поднимите руку те, кто периодически испытывает боль или неприятные ощущения в шее, спине. А теперь попробуйте объяснить фразу «Позвоночник – ключ к здоровью». [1, С.5]
Гиппократ называл больной позвоночник - вешалкой для болезней.
Чтобы хорошо работал головной мозг, позвоночник должен быть здоровым. Как только начинаются проблемы в шейно-грудном отделе позвоночника – головная боль обеспечена.
Поможем своему организму, своему позвоночнику. [3, С.264]
Первое упражнение - «Растём» (Снимаем напряжение в грудном отделе позвоночника, ставим позвонки на место). (Приложение 7)
Второе - «ДА–НЕТ - АЙ-АЙ» (Снимаем напряжение в шейном отделе позвоночника, улучшаем кровообращение головного мозга) [1, С. 185]. (Приложение 8)
А теперь для всего позвоночника зарядка по А.А.Микулину. (Приложение 9)
- Ваши ощущения?
По данным ученых первые признаки остеохондроза в наше время отмечаются у детей в возрасте четырёх лет. Это ужасающий факт. Тем не менее, как подчеркивал академик Амосов, заниматься улучшением своего здоровья никогда не поздно, потому что наш организм самонастраивающаяся и саморегулируемая система.
Работа с моделью цветка, занесение выбираемых упражнений для своего организма.
Компонент – массаж (Слайд №12)
Удивительные возможности скрывает в себе этот лепесток. Зная несколько точек и приёмы воздействия на них, можно оказать самому себе помощь.
Если закружилась голова – точка скорой помощи.
Если заболела голова – универсальная точка. (Приложение 10).
Если что-то забыли – мочка уха.
Компонент – питание
Оказывается, в питании тоже есть секреты. Во время экзаменов, головной мозг интенсивно работает, тратится огромное количество энергии, происходит обезвоживание. Первая помощь – вода. Глоток воды для мозга каждые 20-30 минут.
Ещё один секретик. Ученые выяснили, что блюда из яиц способствуют выработке стрессоустойчивости. Делаем выводы.
Перед экзаменом или ответственной встречей, когда организм испытывает напряжение, чем мы должны позавтракать? ...
Если бы все люди жили в гармонии с самим собой и с природой, мы бы не знали о многих заболеваниях.
В этом разделе, как и в других много секретов. Я остановлюсь на самом простом. На ароматах.
Предлагаю ароматическую шпаргалку:
Эвкалипт - аромат продуктивного мышления и логики, восстанавливает психоэмоциональное равновесие.
Лаванда - аромат самосовершенствования и покоя, устраняет перевозбуждение, бессонницу, депрессию, плаксивость и истерические реакции.
Чайное дерево - является мощным стимулятором умственной деятельности. Способствует восстановлению организма после стрессов.
Одно НО, прежде чем пользоваться, необходимо проверить, нет ли у вас аллергии. (Нанести каплю масла на лист бумаги и в течение некоторого времени насладиться ароматом. Если нет неприятных ощущений - вперед).
Положительное воздействие музыкальных произведений на организм человека было признано еще в Древней Греции. Благодаря своей вибрационной природе музыка нормализует сердечную деятельность, влияет на дыхание, температуру тела, снимает мышечное напряжение и утомляемость, обостряет внимание, повышает уровень иммунных процессов в организме. Наиболее сильным успокаивающим и расслабляющим действием обладают "Утро" Э.Грига, мазурки, прелюдии Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса, "Колыбельная" Й. Брамса, «Лунный свет» Дебюсси.
Альфред Томатис, доктор медицинских наук, французский врач, утверждает, что музыка Моцарта позволяет активизировать работу мозга, повысить внимательность, улучшить память.
6.
Рефлексия
Гёте сказал: «Мало знать, надо выполнять». (Слайд №14)
Я предлагаю, еще раз проанализировать и выбрать те приёмы, которые вам больше понравились, и составить для себя программу к действию. (Составление плана самопомощи).
Работа с моделью цветка, занесение выбираемых упражнений для своего организма.
7.
Итог занятия
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!»(Слайд №15).
Старайтесь всегда помнить слова Сократа, пользуйтесь понравившимися приёмами, изучайте новые способы укрепления, развития здоровья и стремитесь к успеху.
В заключении, хочу рассказать вам притчу.
Жил в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз, два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет, нет, то я разожму ладони, и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее, и, открыв ладони, он увидит, лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
Мудрец посмотрел ему в глаза и сказал: «Все в твоих руках...»
Все в ваших руках. Помните: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы». Успехов вам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ И ПОСТАНОВЩИКАМ
Хорошее настроение – это главный секрет успеха и здоровья! Помещение для проведения занятия должно быть светлым и солнечным. Обстановка и оформление должны способствовать созданию приподнятого настроения. На стенах должны висеть изображения успешных, улыбающихся, красивых людей, цитаты мудрых мыслей. Всё оформление должно иллюстрировать высказывание М.Л.Лазарева: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы». Очень важно обратить внимание на звуковое оформление. Это должна быть фоновая музыка, которая будет способствовать снятию напряжения и активизации мыслительной деятельности. Кроме того можно наполнить аудиторию ароматом лимона, эвкалипта, чайного дерева.
Эвкалипт – аромат продуктивного мышления и логики, восстанавливает психоэмоциональное равновесие.
Чайное дерево – является мощным стимулятором умственной деятельности, способствует концентрации внимания.
Во время проведения мероприятия очень важно не пренебрегать наглядной моделью кровеносного сосуда – лист А4 свёрнутый в трубочку. Демонстрируя сжатие макета двумя руками, мы показываем спазм сосудов при раздражении, страхе, волнении и, как следствие – боль, забывчивость и тд.
При работе с графической моделью цветка, после ознакомления с секретами каждого компонента «Цветка здоровья» необходимо ещё раз их напомнить и дать время для выбора и записи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ
«Мало знать, надо выполнять» - сказал Гёте. Человек владеет огромным количеством информации о том, как сохранить и укрепить здоровье, но к великому сожалению, очень редко применяет свои знания. Это занятие можно переименовать – «Цветок здоровья – программа к действию». Вовремя занятия, обучающимся предлагается графическое изображение «Цветка здоровья». Каждый слушатель должен выбрать из предложенных приёмов поддержания здоровья тот, который ему больше понравился, и записать напротив изучаемого лепестка. На заключительном этапе занятия, используя проделанную работу, каждый учащийся должен составить план своих действий по сохранению здоровья, 8-10 пунктов.
Название плана можно предложить: «Моё здоровье – мой успех»; «Ступени моего роста»; «Мой путь к успеху» и др. Оформляет каждый в своем стиле соответственно воображению.
После составления плана предложить учащимся подсчитать, сколько времени ежедневно им понадобится для его выполнения. Ответы могут стать ещё одним доводом в пользу здорового образа жизни. Для выполнения любого пункта этого плана нет необходимости тратить время специально. Главное захотеть быть здоровым, счастливым. Это первый шаг к успеху!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Брэгг П. С. Позвоночник - ключ к здоровью. (Сборник)/ Поль С. Брэгг, Р. Нордемар. - СПб.: Лейла, 1997. - 336 с.
Дон Кэмпбелл Д. Дж. К98 Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л. М. Щукин; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО «Попурри», .1999.— 320 с. - (Серия «Здоровье в любом возрасте»).
Лазарев М.Л. Система развивающей терапии для детей, страдающих астмой. М., 1993.
Сметанкин А.А. Здоровье на 5 [Текст]/А. А. Сметанкин. - СПб.: Биосвязь, 2007-160 с.
Ясвин В.А., Дерябо С.Д.. Методика «Индекс отношения к здоровью». [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/188/32243.php (Дата обращения 01.02.2017)