Метапредметный урок по истории, краеведению, искусству и литературе по теме: «В память о великой Победе!» для 9-11 классов (с элементами краеведения)
Метапредметный урок по истории, краеведению, искусству и литературе по теме: «В память о великой Победе!» для 9-11 классов (с элементами краеведения)
Цель урока: сформировать представление о ведущей роли СССР во Второй мировой войне на основе анализа событий, причин, произведений искусства о Великой Отечественной войне
Планируемые результаты:
личностные: обретение чувства любви к родной стране
предметные:
-знать крупнейшие сражения Великой Отечественной войны; героев и художественные произведения о войне.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- использовать данные различных исторических источников (карты, иллюстрации) при ответе на вопросы и решении различных учебных задач;
Регулятивные УУД: систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывания
Тип урока: комплексное применение знаний.
Методы обучения: методы критического мышления, эвристический, частично-поисковый, репродуктивный, элементы кейс-технологии.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок по истории, краеведению, искусству и литературе по теме: «В память о великой Победе!» для 9-11 классов (с элементами краеведения)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №6 г Азнакаево и Азнакаевского муниципального района» Республики Татарстан
Методическая разработка
к 80-летию Победы в ВОВ.
Метапредметный урок по истории, краеведению, искусству и литературе по теме:
«В память о великой Победе!»
для 9-11 классов. (с элементами краеведения)
Авторы разработчики урока:
Ахметова Гульназ Хусаиновна,
учитель истории и обществознания
Хабибуллина Чулпан Шамиловна,
учитель русского языка и литературы
2024 год
Цель урока: сформировать представление о ведущей роли СССР во Второй мировой войне на основе анализа событий, причин, произведений искусства о Великой Отечественной войне
Планируемые результаты:
личностные: обретение чувства любви к родной стране
предметные:
-знать крупнейшие сражения Великой Отечественной войны; героев и художественные произведения о войне.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- использовать данные различных исторических источников (карты, иллюстрации) при ответе на вопросы и решении различных учебных задач;
Регулятивные УУД: систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывания
Тип урока: комплексное применение знаний.
Методы обучения: методы критического мышления, эвристический, частично-поисковый, репродуктивный, элементы кейс-технологии.
Оборудование урока: компьютер, опорная таблица, раздаточный материал (исторические источники, учебники)
Мотивационно-ориентировочный этап:
Учитель: Сегодня в нашей стране тоже есть люди, которые уверены, что жертвы нашей страны в этой войне напрасны. Современным молодым россиянам, задали вопрос, что было бы, если нацистская Германия одержала победу над СССР? Они ответили буквально следующее: - «Я сейчас сидел бы в хорошем баре и жил в цивилизованной стране …»
- «Ничего не было бы – мы жили сейчас просто в Германии…»
Учитель: Как вы оцениваете эту ситуацию? Чем различаются ваши взгляды на роль СССР во Второй мировой войне? (Умалчивание роли нашей страны, искажение фактов и событий).
Учитель: Почему искажается история? Какая проблема стоит перед нами?
Учитель: Что нужно сделать, чтобы противостоять искажении истории? (Сохранение исторической памяти, знания событий и примеров героизма, воспитание патриотизма)
Теперь давайте вместе определим тему урока, исходя из целей и проблемы.
Обсуждение вариантов, формулировка
2. Организационно - деятельностный: Работа в группах.
- Сейчас мы будем работать в группах, решая кейс-задачи и выполняя творческие задания с целью поиска аргументов и фактов для оппонирования ошибочных взглядов зарубежных сверстников? Оформить свои ответы на листах для презентации результата деятельности группы.
Задание для 1 группы «Историки». Решение кейса.
Американский историк X. Болдуин считает, что исход Второй мировой войны решили 11 битв («великих кампаний»). К ним он относит сражение в Польше в 1939 году, битву за Британию 1940 года, высадку десанта на остров Крит в 1941 году, битву за остров Коррехидор в 1942 году, битву за Тараву в 1943 году, десанты в Сицилии и Нормандии в 1943-1944 годах, морское сражение в заливе Лейте в 1944 году, Арденны и Окинаву в 1945 году. Из битв, выигранных Красной армией, он называет лишь Сталинградскую битву.
Существуют и другие варианты количества и названий как «решающих битв» В любых вариантах и в этом заключается суть теории, когда абсолютное большинство «решающих битв» и «поворотных пунктов» приписывается тем фронтам, где боевые действия велись англо-американскими войсками.
Согласны ли вы с Болдуином ?
Воспользуйтесь справочниками, учебниками и интернет–ресурсами
Адреса сайтов о Великой Отечественной войне в Интернете:
https://www.youtube.com/watch?v=32qBeIKw-vc
http://www.prazdniky.ru/article_victory.phtml
Задание для 2 группы «Аналитики». Решение кейса.
Победа СССР многим в мире кажется чудом. Почему же чудом? Гитлер, английские и американские генералы, мировая общественность считали ,что у СССР на победу, нет ни одного шанса. В доказательство они приводили следующие факты :
1. СССР слабое государство. Гитлер: «Вы только стукните хорошенько и этот колосс на глиняных ногах рассыпится, как карточный домик».
2. Считалось, что население страны ненавидит советский строй и в случае агрессии перейдут на сторону немцев.
3. У СССР слабая армия (репрессии 1937-38гг, советско - финская война).
4. «Экономическую основу Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу».
5 Победа была достигнута за счёт небережного отношения к человеческим жизням, очередной раз победили числом..
Решите проблему, работая с документами
1.Победа СССР в Великой Отечетвенной войне 1941г-1945г – это случайность или историческая закономерность? Работая в группе и , анализируя исторические документы выясните основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне
2. Составьте кластер «Причины победы СССР в Великой Отечественной войне».
Задания для 3 группы «Краеведы».
Используя книгу Памяти «Он вернулись с Победой Азнакаевский район». Электронную версию Книги памяти РТ можно найти на портале "Виртуальный музей ВОВ Республики Татарстан" www.tatfrontu.ru и на сайте www.kremnik.ru.
Определите, какой вклад в победу в Великой Отечественной войне внес наш Азнакаевский район и на основе этого составить путевой лист достопримечательностей Азнакаево и сообщения о наших земляках героях Советского Союза.
Задание для 4 группы «Литературоведы».Решение кейса.
Заполнить таблицу, воспользовавшись перечнем произведений, подобрать, в каких художественных произведениях рассказывается о подвигах этих героев?
Дать оценку одному из героев и его подвигу из предложенного списка.
Герои
Подвиги
Отражение подвига в художественной литературе
Николай Столяров.
Майор Петр Михайлович Гаврилов – легендарный защитник Брестской крепости.
Газинур Гафиатуллин, уроженец Бугульминского р-а
Гвардии старший лейтенант Магуба Г.Сыртланова - Герой Советского Союза.
Муса Джалиль
Татарский советский поэт, герой Советского Союза.
Александр Матросов
Николай Гастелло (1907–1941), летчик, капитан, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка
Панфиловцы
Молодая гвардия
Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старши лейтенант.
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков
Иван Никитович Кожедуб
Перечень произведений:
Николай Брылев стихотворение «Муса Джалиль солдат «Долины смерти».
Книга майора Гаврилова "Сражается крепость" Борис Львович Васильев "В списках не значился",
Габдрахман Абсалямов «Газинур»
Александр Николадзе «Забытые Герои. Магуба Сыртланова».
Роман Ивана Стаднюка «Москва, 41-й»
Павел Журба «Александр Матросов»
Нина Францевна Гастелло «За честь и славу Родины»
Александр Бек «Волоколамское шоссе».
Иван Кожедуб «Верность Отчизне»
Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Вячеслав Воробьёв. «В бой летят только асы».
Музыкальная пауза: Поем хором песню «Катюша» на слова М. Исаковского
Задания для 5 группы «Публицисты».
Решите проблему: напрасны ли эти жертвы или они оправданы историей?
А стоит ли ворошить это страшное былое, в очередной раз бередить раны?
Что нужно сделать, чтобы люди знали, что жертвы нашей страны в этой войне не напрасны, чтобы люди имели четкое представление о ведущей роли СССР в период Второй мировой войны? Почему для многих пожилых людей эти имена святы, а для молодых уже незнакомы? Цена Победы ( статистические данные о трагических последствиях ВОВ»
Создайте текст в публицистическом стиле и выступите с речью «Цена победы»
Задания для 6 группы «Искусствоведы».
3.Этап презентации образовательных продуктов.
Собираем Кластер «Кто же сыграл решающую роль в победе над фашизмом?» на доске из листов с результатами деятельности групп.
-Таблица со списком основных сражений и их значением
-Кластер «Причины победы СССР в Великой Отечественной войне».
-Путевой лист «Вклад азнакаевцев в победу»
-Таблица «Герои. Подвиги. Отражение подвига в художественной литературе» -Отчет «В чем сила и роль искусства в сохранении памяти о Великой Отечественной войне» по каждому из представленных видов искусства.
-Текст выступления в публицистическом стиле «Цена победы»
4. Рефлексия. Создание синквейна «День победы» и «Память»
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы выяснили, что история Второй мировой и Великой Отечественной войны остаётся фронтом острейшей идеологической и информационно-психологической борьбы.
Накануне празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной наша задача донести историческую правду до следующего поколения, когда уже не будет очевидцев войны, ветеранов. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления о войне. «Реквием» Роберта Рождественского Демонстрация минутного видеоролика «День Победы»