kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к педсовету "Личностный рост учащихся как цель ирезультат педагогического процесса""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный тематический материал может быть использован не только для педагогических советов, но и как основа выступления любого педагога на заседаниях методических объединений. Проблемно-поисковые и деятельностные технологии позволяют активизировать творчество учителей, классных руководителей, администрации школ. Может быть полезен при разработке и реализации программ развития школы.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«материал к педсовету "Личностный рост учащихся как цель ирезультат педагогического процесса"" »

Педагогический совет.


«Личностный рост учащихся

как цель и результат педагогического процесса»


(Исследовательский поиск педколлектива)



1. Введение в тему.


Тема педагогического совета созвучна теме программы развития школы и является начальным этапом серьезной работы педагогического коллектива по ряду имеющихся проблем, важнейшими из которых являются:

  • максимальное использование потенциальных возможностей учеников;

  • повышение качества образовательного процесса.


Предшествующая методическая тема, посвященная вопросам учебной мотивации, принесла положительные результаты. Благодаря проделанной работе по активному внедрению инновационных методов преподавания и нетрадиционных форм организации учебного процесса проведенной комплексной диагностике с последующей корректировкой результатов, учебную мотивацию школьников повысить удалось. Но достигнутые результаты не являются статичными, для их поддержания необходимы регулярные и конкретные мероприятия.

Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. Умелое раскрепощение возможностей каждого ученика ведет к его личностному росту.

Впервые мы попытаемся определиться всем коллективом, что такое личностный рост, на каких индивидуальных особенностях он базируется, что необходимо делать, чтобы его добиваться, и как отследить результаты работы в этом направлении.


Форма нашего педагогического совета проблемно-поисковая, так как готовых «рецептов» нет.

Проблема поставлена.

Начинаем теоретический поиск.


2. Организация работы творческих групп

(школьных научно-методических кафедр).


2.1. Методика «Незаконченное предложение».


- Личностный рост ученика предполагает






- Основой личностного роста учащихся является его







- Раскрепощению и развитию учебного потенциала школьника способствуют







- Независимая или познавательная сторона личности играет решающую роль в ее

развитии. (Ответ поясните).







- Личностному росту ученика препятствуют








2.2. Представление имеющихся мнений членами ШНМК.

2.3. Обобщение первичных результатов деятельности творческих групп.

Личностный рост – результат особой работы, особой дея­тельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних сти­мулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный вы­ход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп про­движения по различным направлениям личностного роста явля­ется сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.

Ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Существует ряд факторов, блокирующих активность личности и тормозя­щих ее рост.

Это психофизиологические факторы – особенности строе­ния и функционирования центральной нервной системы, тип темперамента, скорость протекания познавательных психиче­ских процессов, а также социальные факторы, к которым отно­сятся:

  • личностные и социальные установки, сформированные с помощью взрослых и включающие накопленные в ходе разви­тия нравственные и этические нормы социального поведения;

  • сформированные личностные комплексы (вины, неполно­ценности);

повышенная личностная и ситуативная тревожность (и, как следствие, мотивация избегания неудач, ожидание неприятно­стей, постоянное нервно-психическое напряжение);

  • наличие страхов, связанных с публичным высказыванием своих суждений, возможным неприятием другими людьми этих суждений;

  • навязчивые состояния;

  • истеричный склад характера, мешающий адекватному вос­приятию и оценке своего поведения и взаимоотношений с окру­жающими.

Все вышеперечисленные факторы приобретаются в процессе воспитания и обучения.

Главная цель школы создать наиболее благоприятные ус­ловия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.

Развитие человека в школе как личности и объекта деятель­ности - это обязательно развитие:

  • интеллекта;

  • эмоциональной сферы;

  • устойчивости к стрессам;

  • уверенности в себе и самопринятия;

  • позитивного отношения к миру и принятия других;

  • самостоятельности, ответственности;

  • мотивации, самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мо­тивации).

В связи с этим в учебной деятельности педагог должен:

  • создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей;

  • стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуиции, озарения, предвосхи­щения;

  • стимулировать потребность личности в творчестве;

  • изменять принципы организации усвоения предмета (если это необходимо);

  • формировать самостоятельность учащихся в учебной дея­тельности как показателя личностного роста;

  • быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагоги­ческое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психо­логической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.

Совершенно очевидно, что развитие определенных личност­ных качеств (таких, как ответственность, автономность, лично­стный позитивизм) является значимой целью воспитания учаще­гося. С достижением этих целей воспитания и соответствующим личностным ростом связаны успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологиче­ское здоровье. Психически здоровая личность способна к эф­фективному личностному росту.

Таким образом, задачей учебно-воспитательного процесса как раз и является запуск механизма субьектности воспитания, процесса самостроительства личности.

3. Психологическая база личностного роста учащихся.


Реальное самостроительство личности, т.е. её рост, возможен при ее адекватности. И не последнюю роль здесь играет психологическая база личности: самооценка, уровень притязаний, волевой самоконтроль, мотивация, ориентация на учебные достижения.


3.1. Задание ШНМК:

Поясните и предположите чем формируется

  • Уровень притязаний.

  • Самооценка.

  • Учебная мотивация.

  • Ориентация на учебные достижения.


3.2. Представление мнений.


3.3. Диагностический компонент педагогической деятельности.

Познание ученика должно помогать созданию оптимальных условий для его обучения и воспитания, развития индивидуаль­ности.

Педагогические спо­собности определяют возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика, и связаны с умением воздействовать на другого человека.

Диагностический компонент педагогической деятельности в современной школе обеспечивает решение ряда педагогических задач, таких как:

  • прогнозирование и анализ результатов деятельности;

  • владение техникой наблюдений и тестирования;

  • изучение и учет учебных возможностей и психологических особенностей учащихся;

  • изучение семейных условий и других компонентов среды воспитания;

  • выявление причин затруднений в учебе, пробелов в знаниях;

  • соотнесение своих знаний, умений и опыта с потребностя­ми конкретных педагогических ситуаций;

  • наличие чувства эмпатии, проявляющегося в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в индивиду­альность каждого учащегося;

  • особая чувствительность к изменениям, происходящим в субъекте педагогической деятельности под влиянием различных воздействий, понимание причин, вызвавших эти изменения.


Психологическая диагностика оценивает личность и от­дельные ее стороны как относительно устойчивые, педагогиче­ская лее диагностика направлена на результаты формирования личности учащихся и поиск причин этих результатов.

Функциями педагогической диагностики являются:

  • функция обратной связи;

  • функция оценки результативности;

  • воспитательно-побуждающая;

  • коммуникативная;

  • информационная;

  • прогностическая.


Таким образом, сущность педагогической диагностики за­ключается в изучении результативности учебно-воспита­тельного процесса в школе на основе изменений в уровне воспи­танности и обученности учащихся, учете индивидуально-психологических компонентов личности при осуществлении образовательного процесса и росте педагогического мастерства самих учителей.

Для современной школы характерна схема «контроль-оценка» или «контроль-коррекция-оценка», из которой выпадает важное звено - выявление причин ошибок, допускаемых школь­никами. Иначе говоря, остается неясным, какие умственные действия должны быть сформированы, чтобы обеспечить ребен­ку адекватный подход к конкретной предметной ситуации.


3.4. Карты педагогической оценки особенностей учащихся.

Профессионально и научно диагностировать учеников будет школьный психолог. Но роль наблюдений учителя-наставника переоценить трудно. Удостовериться, хорошо ли мы знаем учеников, проследить динамику их возможностей, сопоставить свои предположения с результатами психологических диагностик нам помогут карты педагогической оценки.

Заполнять карты следует дважды в год, ориентируясь на возможную положительную динамику при создании определенных условий организации учебно-воспитательного процесса.


Основными целями внедрения карт психологической оценки являются:

  • наблюдения за особенностями ребенка,

  • сопоставление личностных предпосылок с результатами учебной деятельности,

  • поиск эффективных форм воздействия на ученика.

Знакомство со структурой карты. Приложение.


4. Постановка задач дальнейшего изучения проблемы.

Поиск путей и средств повышения эффективности и качества урока как основной формы учебной деятельности.

4.1. Личностный аспект обучения базируется на основной форме деятельности педагога – уроке. Соответственно, именно при построении урока учителю стоит продумать резервы для личностного роста ученика. Что мы имеем в своих методических копилках по вопросу поставленной проблемы будем рассуждать на следующем педагогическом совете. Сегодня же попробуем выделить основные черты современного урока в целом.


АНКЕТЫ для групп ШМК.

  • Назовите известные вам отличительные черты хорошего современного урока:




  • В чем Вы видите собственные резервы улучшения качества своих уроков:




  • Что, по вашему мнению, должна и может делать администрация школы, чтобы качество уроков стало более высоким?




  • Согласны ли Вы с тем, что справитесь с проблемой личностного роста своих учеников:

(При наличии разных точек зрения укажите примерный процент согласия членов кафедры и причины сомнений)





5. Заключение.

Безусловно, в школе должна проводиться большая работа по развитию личности каждого учащегося, проявляющаяся и в методической системе, и в системе внеурочной деятельности, и в целом в укладе школьной жизни.

Все эти вопросы коллектив будет подробно рассматривать на протяжении действия новой программы развития школы.

Центром сбора и обобщения информации по каждому ученику станут, конечно, классные руководители. Но ни один предметник, ведущий классы, не должен обходить своим вниманием ни одного ребенка. Личностный потенциал – это система нереализованных стремлений, а обучает, развивает и воспитывает каждый педагог школы. Может быть именно у Вас сможет раскрыть свою индивидуальность самый «затаенный» ученик. Конечно, если Вы – Учитель – этого захотите!











6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бебешина Наталья Михайловна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства