материал к педсовету "Личностный рост учащихся как цель ирезультат педагогического процесса""
Материал к педсовету "Личностный рост учащихся как цель ирезультат педагогического процесса""
Предложенный тематический материал может быть использован не только для педагогических советов, но и как основа выступления любого педагога на заседаниях методических объединений. Проблемно-поисковые и деятельностные технологии позволяют активизировать творчество учителей, классных руководителей, администрации школ. Может быть полезен при разработке и реализации программ развития школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«материал к педсовету "Личностный рост учащихся как цель ирезультат педагогического процесса"" »
Педагогический совет.
«Личностный рост учащихся
как цель и результат педагогического процесса»
(Исследовательский поиск педколлектива)
1. Введение в тему.
Тема педагогического совета созвучна теме программы развития школы и является начальным этапом серьезной работы педагогического коллектива по ряду имеющихся проблем, важнейшими из которых являются:
максимальное использование потенциальных возможностей учеников;
повышение качества образовательного процесса.
Предшествующая методическая тема, посвященная вопросам учебной мотивации, принесла положительные результаты. Благодаря проделанной работе по активному внедрению инновационных методов преподавания и нетрадиционных форм организации учебного процесса проведенной комплексной диагностике с последующей корректировкой результатов, учебную мотивацию школьников повысить удалось. Но достигнутые результаты не являются статичными, для их поддержания необходимы регулярные и конкретные мероприятия.
Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. Умелое раскрепощение возможностей каждого ученика ведет к его личностному росту.
Впервые мы попытаемся определиться всем коллективом, что такое личностный рост, на каких индивидуальных особенностях он базируется, что необходимо делать, чтобы его добиваться, и как отследить результаты работы в этом направлении.
Форма нашего педагогического совета проблемно-поисковая, так как готовых «рецептов» нет.
Проблема поставлена.
Начинаем теоретический поиск.
2. Организация работы творческих групп
(школьных научно-методических кафедр).
2.1. Методика «Незаконченное предложение».
- Личностный рост ученика предполагает
- Основой личностного роста учащихся является его
- Раскрепощению и развитию учебного потенциала школьника способствуют
- Независимая или познавательная сторона личности играет решающую роль в ее
развитии. (Ответ поясните).
- Личностному росту ученика препятствуют
2.2. Представление имеющихся мнений членами ШНМК.
2.3. Обобщение первичных результатов деятельности творческих групп.
Личностный рост– результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.
Ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Существует ряд факторов, блокирующих активность личности и тормозящих ее рост.
Это психофизиологические факторы– особенности строения и функционирования центральной нервной системы, тип темперамента, скорость протекания познавательных психических процессов, а также социальные факторы, к которым относятся:
личностные и социальные установки, сформированные с помощью взрослых и включающие накопленные в ходе развития нравственные и этические нормы социального поведения;
повышенная личностная и ситуативная тревожность (и, как следствие, мотивация избегания неудач, ожидание неприятностей, постоянное нервно-психическое напряжение);
наличие страхов, связанных с публичным высказыванием своих суждений, возможным неприятием другими людьми этих суждений;
навязчивые состояния;
истеричный склад характера, мешающий адекватному восприятию и оценке своего поведения и взаимоотношений с окружающими.
Все вышеперечисленные факторы приобретаются в процессе воспитания и обучения.
Главная цель школы–создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности - это обязательно развитие:
интеллекта;
эмоциональной сферы;
устойчивости к стрессам;
уверенности в себе и самопринятия;
позитивного отношения к миру и принятия других;
самостоятельности, ответственности;
мотивации, самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации).
В связи с этим в учебной деятельности педагог должен:
создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей;
стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуиции, озарения, предвосхищения;
стимулировать потребность личности в творчестве;
изменять принципы организации усвоения предмета (если это необходимо);
формировать самостоятельность учащихся в учебной деятельности как показателя личностного роста;
быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.
Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств (таких, как ответственность, автономность, личностный позитивизм) является значимой целью воспитания учащегося. С достижением этих целей воспитания и соответствующим личностным ростом связаны успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье. Психически здоровая личность способна к эффективному личностному росту.
Таким образом, задачей учебно-воспитательного процесса как раз и является запуск механизма субьектности воспитания, процесса самостроительства личности.
3. Психологическая база личностного роста учащихся.
Реальное самостроительство личности, т.е. её рост, возможен при ее адекватности. И не последнюю роль здесь играет психологическая база личности: самооценка, уровень притязаний, волевой самоконтроль, мотивация, ориентация на учебные достижения.
3.1. Задание ШНМК:
Поясните и предположите чем формируется
Уровень притязаний.
Самооценка.
Учебная мотивация.
Ориентация на учебные достижения.
3.2. Представление мнений.
3.3. Диагностический компонент педагогической деятельности.
Познание ученика должно помогать созданию оптимальных условий для его обучения и воспитания, развития индивидуальности.
Педагогические способности определяют возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика, и связаны с умением воздействовать на другого человека.
Диагностический компонент педагогической деятельности в современной школе обеспечивает решение ряда педагогических задач, таких как:
прогнозирование и анализ результатов деятельности;
владение техникой наблюдений и тестирования;
изучение и учет учебных возможностей и психологических особенностей учащихся;
изучение семейных условий и других компонентов среды воспитания;
выявление причин затруднений в учебе, пробелов в знаниях;
соотнесение своих знаний, умений и опыта с потребностями конкретных педагогических ситуаций;
наличие чувства эмпатии, проявляющегося в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в индивидуальность каждого учащегося;
особая чувствительность к изменениям, происходящим в субъекте педагогической деятельности под влиянием различных воздействий, понимание причин, вызвавших эти изменения.
Психологическая диагностика оценивает личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые, педагогическая лее диагностика направлена на результаты формирования личности учащихся и поиск причин этих результатов.
Функциями педагогической диагностики являются:
функция обратной связи;
функция оценки результативности;
воспитательно-побуждающая;
коммуникативная;
информационная;
прогностическая.
Таким образом, сущность педагогической диагностики заключается в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся, учете индивидуально-психологических компонентов личности при осуществлении образовательного процесса и росте педагогического мастерства самих учителей.
Для современной школы характерна схема «контроль-оценка» или «контроль-коррекция-оценка», из которой выпадает важное звено - выявление причин ошибок, допускаемых школьниками. Иначе говоря, остается неясным, какие умственные действия должны быть сформированы, чтобы обеспечить ребенку адекватный подход к конкретной предметной ситуации.
3.4. Карты педагогической оценки особенностей учащихся.
Профессионально и научно диагностировать учеников будет школьный психолог. Но роль наблюдений учителя-наставника переоценить трудно. Удостовериться, хорошо ли мы знаем учеников, проследить динамику их возможностей, сопоставить свои предположения с результатами психологических диагностик нам помогут карты педагогической оценки.
Заполнять карты следует дважды в год, ориентируясь на возможную положительную динамику при создании определенных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Основными целями внедрения карт психологической оценки являются:
наблюдения за особенностями ребенка,
сопоставление личностных предпосылок с результатами учебной деятельности,
поиск эффективных форм воздействия на ученика.
Знакомство со структурой карты. Приложение.
4. Постановка задач дальнейшего изучения проблемы.
Поиск путей и средств повышения эффективности и качества урока как основной формы учебной деятельности.
4.1. Личностный аспект обучения базируется на основной форме деятельности педагога – уроке. Соответственно, именно при построении урока учителю стоит продумать резервы для личностного роста ученика. Что мы имеем в своих методических копилках по вопросу поставленной проблемы будем рассуждать на следующем педагогическом совете. Сегодня же попробуем выделить основные черты современного урока в целом.
АНКЕТЫ для групп ШМК.
Назовите известные вам отличительные черты хорошего современного урока:
В чем Вы видите собственные резервы улучшения качества своих уроков:
Что, по вашему мнению, должна и может делать администрация школы, чтобы качество уроков стало более высоким?
Согласны ли Вы с тем, что справитесь с проблемой личностного роста своих учеников:
(При наличии разных точек зрения укажите примерный процент согласия членов кафедры и причины сомнений)
5. Заключение.
Безусловно, в школе должна проводиться большая работа по развитию личности каждого учащегося, проявляющаяся и в методической системе, и в системе внеурочной деятельности, и в целом в укладе школьной жизни.
Все эти вопросы коллектив будет подробно рассматривать на протяжении действия новой программы развития школы.
Центром сбора и обобщения информации по каждому ученику станут, конечно, классные руководители. Но ни один предметник, ведущий классы, не должен обходить своим вниманием ни одного ребенка. Личностный потенциал – это система нереализованных стремлений, а обучает, развивает и воспитывает каждый педагог школы. Может быть именно у Вас сможет раскрыть свою индивидуальность самый «затаенный» ученик. Конечно, если Вы – Учитель – этого захотите!