kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс. Формирование УУД на уроках русского языка и литературы: знаково-символические способы работы с информацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс предназначен для педагогов, работающих над формированием УУД, в частности над развитием умений преобразования текстовой информации. В ходе мастер-класса коллеги знакомятся с разными способами структуирования текстовой информации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Формирование УУД на уроках русского языка и литературы: знаково-символические способы работы с информацией»

Мастер-класс и использованием ИКТ

учителя русского языка и литературы

МОУ «Школа № 77 г. Донецка»

Беляевой Любови Ивановны


Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы: знаково-символические способы работы с информацией


Целевая аудитория – педагоги

Цель мастер - класса – представить знаково-символические способы работы с информацией на уроках русского языка и литературы

Задачи: 1. Передача коллегам личного профессионального опыта

2. Формирование информационной культуры

3. Внедрение новых технологий обучения

Ожидаемые результаты: освоение педагогами знаково-символических способов работы с информацией; повышение уровня профессиональной компетентности.


Оборудование для ведущего: проектор, презентация, фишки для формирования групп участников мастер-класса

Оборудование для педагогов: листы белой бумаги по 3 шт. на группу, цветные карандаши.


Ход проведения


Знакомство с участниками мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Надеюсь, что зимняя погода и предновогоднее настроение помогут работать плодотворно.


Представление опыта работы

Государственные образовательные стандарты, по которым мы начали работать, требуют от современного педагога применять системно-деятельностный подход в образовательном процессе, формировать и развивать универсальные учебные действия. Одним из таких УУД является умение обрабатывать информацию, преобразовывать ее, структурировать. Как сказал неизвестный автор « Сначала мудрость заменили знаниями, а теперь знания вытесняет информация». В XXI веке, когда информационно-компьютерные технологии стремительно развиваются, когда человек получает громаднейшее количество текстовой информации, уметь использовать информацию, преобразовывать ее – становится важнейшим умением. Русский язык и литература – предметы, где без этих умений не обойтись, так как они «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.

С различными способами обработки информации работаю давно, опробовала их на уроках в разных классах и сегодня поделюсь ними.


Практическое занятие

Традиционными способами работы с текстовой информацией в школе являются составление конспекта, тезисов, плана, т.е. тестовая информация не преобразовывается, а сокращается.

Мне же хочется остановиться на знаково-символических способах преобразования информации (слайд 2), к которым относятся кластеры, алгоритмы, опорные конспекты, таблицы, ментальные карты, фишбоун. Знаково-символические способы – это схемы. По утверждению психолога Л. А. Венгера, они помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое, которое способствует развитию логического мышления и так важно для учащихся среднего и старшего звена.

Одним из самых простых и легко усваиваемых учениками способов преобразования тестовой информации в знаковую является кластер. ( слайд 3)

Этот способ преобразования информации можно использовать, начиная с 3 класса. Его суть в том, чтобы найти центральное понятие и понятия второго, третьего, четвертого плана, раскрывающие смысл центрального (ключевого). Как правило, кластер изображается в виде кругов или прямоугольников различной величины. Можно использовать цветовые маркеры. (слайд 4)

Кластеры целесообразно использовать:

  • На этапе вызова, когда высказываются и фиксируются все имеющиеся знания по теме, предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Кластер способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать.

Предлагаю педагогам на несколько минут представить себя учениками и выполнить 1 задание, чтобы попробовать свои силы в преобразовании информации. ( слайд 5)

После выполнения задания, группа презентует свой кластер. Он вывешивается на доску.


Алгоритм – это своего рода инструкция, где точно указывается последовательность (порядок) действий для достижения нужного результата. ( слайд 6)

Этот способ структурирования информации эффективен на уроках языка при изучении орфограмм и пунктограмм. Часто ученики заучивают правило, но не понимают, как его применять. Схематическое изображение орфограммы наглядно демонстрирует «орфографическое поле», выделяет общие и частные опознавательные признаки орфограммы, а также подсказывает возможные способы и варианты её проверки. Дети моделируют, т.е. преобразовывают орфограмму в алгоритм, выделяя существенные её признаки.

Как показывает опыт, учащиеся среднего звена испытывают значительные трудности при составлении алгоритма.

К общим правилам составления алгоритма относятся:

  1. Осознание того, зачем он нужен

  2. Четкость, точность и однозначность команд

  3. Движение в направлении строго по стрелкам

  4. Правильность действия, т.е. результат

Целесообразно использовать на этапах осмысления и рефлексии.

Итак, предлагаю вам одно из самых простых орфографических правил. Преобразуйте текстовую информацию в алгоритм. ( слайд 7)

После выполнения задания, группа презентует свой алгоритм. Он вывешивается на доску.


Опорный конспект (ОК) или опорная схема (ОС). (слайд 8 )Методика разработана Виктором Федоровичем Шаталовым. Изначально предназначались для предметов физико-математического цикла. Но практика показала, что такой способ обработки текстовой информации больших объемов работает успешно на литературе, особенно при изучении объемных произведений с большим количеством действующих лиц, сюжетных линий. Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Используется вначале изучения крупной темы, на этапе повторения, систематизации. (слайд 9). Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

  • Лаконичность

  • Структурность

  • Наличие смысловых акцентов

  • Автономность

  • Ассоциативность и образность

  • Доступность воспроизведения от руки

  • Цветовая наглядность

В рамках мастер-класса мы не будем строить опорный конспект, в связи с ограниченным временем.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. (слайд 10). В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы (Ишикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. (слайд 11)

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости.

Этот способ структурирования текстовой информации применяется на уроках литературы, можно использовать на истории. Чтобы построить фишбоун, надо помнить, что ты отвечаешь на вопрос: почему возникла эта проблема?

Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме.

Предлагаю практически освоить этот способ структурирования информации. (слайд 12) Надеюсь, что сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» знакома всем. Предлагаю вам на выбор несколько проблемных вопросов. Представьте свои ответы в виде диаграммы Исикавы.

После выполнения задания, группа презентует свой фишбоун. Он вывешивается на доску.


Интересным сложным способом знаково-символического преобразования текстовой информации является ментальная карта (карта разума / интеллект-карта). (слайд 13) Главной особенностью этого способа является то, что он одновременно вводит в работу оба полушария головного мозга, благодаря чему человек может на все 100% использовать свой потенциал. Ее цель – активизировать память и воображение. (слайд 14) Чтобы создание ментальной карты позволило использовать её по максимуму, соблюдайте правила: (слайд 15)

  1. В замкнутый контур помещается только основное слово, остальные же размещаются на ветках.

  2. На одной ветви следует писать только одно слово.

  3. Лист бумаги располагайте горизонтально, это значительно ускорит восприятие.

  4. Располагайте основное слово в центре и от него ведите ветви в разные стороны, а не в одну.

  5. Лучше всего ключевые слова писать понятными, крупными печатными буквами, так их будет проще запоминать.

  6. Длина одной ветви должна быть равна длине слова, располагающегося на ней. Это позволит избежать путаницы.

  7. Можно и даже нужно использовать разные цвета, это позволит разделить мысли. Но лучше всего делать разноцветными ветви, а не слова. Буквы должны быть чёрными, так они будут сразу бросаться в глаза и легко восприниматься.

  8. Буквы могут иметь разные размеры и толщину (они будут зависеть от важности ключевого слова).

  9. Для наилучшего восприятия можно использовать символы, рисунки, но не слишком сложные, желательно схематические.

  10. Карта должна быть заполненной, но не слишком перегруженной.

  11. Старайтесь распределять ветви равномерно, чтобы не было пустых мест и перегруженных участков.

  12. Все слова располагайте иерархически: сначала самые важные, потом второстепенные.

(слайд 16) Перед вами стихотворение С. Михалкова. Передайте его содержание с помощью ментальной карты.

После выполнения задания, группа презентует свою ментальную карту. Она вывешивается на доску.


Подведение итогов

Сегодня вы учились преобразовывать текстовую информацию знаково-символическими способами. Надеюсь, что приобретенные умения вы будете применять на своих уроках. Ведь графические схемы имеют массу преимуществ:

  • позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивации учащихся;

  • обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений;

  • создают возможность организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя и самостоятельно) собственных графических схем.


Мне хочется пожелать, чтобы вы все были здоровыми, радовались чудесным зимним денькам. В заключение, вслед за Бенджамином Дизраэли хочется сказать: «…Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией»

Спасибо за работу!
























При подготовке мастер-класса использованы источники информации


  1. http://icite.ru/14280/citaty/dizraeli_bendzhamin/kak_pravilo_naibolshego_uspekha#.WE7wvHSg_IU

  2. Афоризмы и цитаты про информацию http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-informaciyu

  3. http://pedsovet.su/publ/70-1-0-1370

  4. Босова Л.Л. Графические схемы как инструмент работы с информацией http://www.myshared.ru/slide/59584/

  5. http://fb.ru/article/238540/klaster---chto-eto-takoe-v-shkole-priem-klaster-v-nachalnoy-shkole

  6. http://paidagogos.com/?p=9945

  7. Для чего нужны ментальные карты. - http://brjunetka.ru/dlya-chego-nuzhnyi-mentalnyie-kartyi/#ixzz4T6C55Kiz


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Беляева Любовь Ивановна

Дата: 02.01.2017

Номер свидетельства: 374933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства