kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме "Проблемно-диалогическое обучение. Методы и приемы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, является одной из основных в системно-деятельностном подходе.

Этот мастер-класс подготовлен для учителей, был проведен на базе нашей школы. В папке вы найдете презентацию, наглядный буклет, текст мастер-класса и карточки с заданием. В данном мастер-классе вы ознакомитесь с понятием "проблемно-диалогическое обучение", его классификацией, приемами данного обучения и соответствующими примерами для наглядности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буклет по мастер-классу»

Проблемно – диалогическое обучение

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.






Классификация методов обучения

ПРИЕМЫ побуждающего диалога

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

  • Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

  • Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?





Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.



Задание для группы.

Уважаемые коллеги!

Сейчас вам предстоит выбрать руководителя вашей группы, предмет, тему урока, класс. Попробуйте создать побуждающий от проблемной ситуации диалог, используя один из 4 приемов, которые мы сегодня с вами рассматривали.

Ваш прием № ___.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа №77





Проблемно-диалогическое обучение:

методы, приемы.











Иркутск, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Для работы группы по приемам»

Прием № 1

Анализ

Учитель

Ученик

Предъявление первого факта / Предъявление противоречивых мнений



Предъявление второго факта





Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 1

Анализ

Учитель

Ученик

Предъявление первого факта / Предъявление противоречивых мнений



Предъявление второго факта





Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 2

Анализ

Учитель

Ученик

Предъявление нового материала





Вопрос по новому материалу





Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 2

Анализ

Учитель

Ученик

Предъявление нового материала





Вопрос по новому материалу





Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 3

Анализ

Учитель

Ученик

Вопрос на «ошибку»






Предъявление научного факта сообщением, расчетами, наглядностью,


Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 3

Анализ

Учитель

Ученик

Вопрос на «ошибку»






Предъявление научного факта сообщением, расчетами, наглядностью,


Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 4

Анализ

Учитель

Ученик

Задание на известный материал





Задание на новый материал





Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Прием № 4

Анализ

Учитель

Ученик

Задание на известный материал





Задание на новый материал





Побуждение к осознанию





Побуждение к проблеме




Вопрос





































Просмотр содержимого документа
«Проблемно-диалогические методы обучения (1)»

Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение. Методы и приемы»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер-класс посвящен ФГОС. Но я пока не даю названия, потому что хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы сегодня будем беседовать и чему учиться. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Я вам даю небольшие подсказки. Подумайте, о чем они и скажите свой ответ.

Да, это диалог и проблема. Но как мы их сможем связать друг с другом?

Имеют ли они отношение к нашей деятельности?

Сегодня я хочу вас познакомить с такой технологией обучения, как проблемно-диалогическое.

У вас на столах есть буклеты, которые помогут вам нагляднее изучить сегодняшний материал. Обратите внимание, у каждого из вас буклет определенного цвета. Итак, перейдем к нашей теме. Немного теории.

Технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, является одной из основных в системно-деятельностном подходе.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

На заметку. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Таким образом, несколько упрощенная классификация методов обучения выглядит следующим образом.

Работа с презентацией.

Я бы хотела остановиться на таком методе постановки проблемы, как побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод чаще всего используется на начальном этапе и у него есть 4 приема, которые, я думаю, вам будут интересны и вы сможете использовать их в начале каждого своего урока.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).

Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.

Работа с презентацией

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Работа с примерами на слайдах.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Работа с примерами на слайдах.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчета ми или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Работа с примерами на слайдах.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Работа с примерами на слайдах.

- Теперь я предлагаю вам разделиться на 4 группы по цвету вашего буклета. Определите сначала руководителя вашей группы и можете приступать. В буклете вы найдете задание: выберите предмет, тема урока, класс. Попробуйте создать побуждающий от проблемной ситуации диалог, используя один из 4 приемов, которые мы сегодня с вами рассматривали.

Работа в группах, представление результатов.

- Спасибо всем большое за участие. Буклеты вы можете оставить себе. Для вас это будет небольшая шпаргалка. Спасибо за внимание! Всего доброго!



























Использованные источники:

  1. http://shot.photo.qip.ru/201rnol.jpg

  2. http://img.carapedia.com/images/article/Contoh%20Teks%20Drama%206%20Orang.jpg

  3. Е.Л. Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательная система «2100». – Метод. пособие, Баласс.



Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс Проблемно-диалогический метод обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 77 Мастер-класс Подготовила: Хасанова В.В., учитель английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 77

Мастер-класс

Подготовила: Хасанова В.В.,

учитель английского языка

Улыбка – это лучший способ решить ее.   Жизнь — это серия ______. И выбор за нами: либо ныть, либо решать их. Скотт Пек
  • Улыбка – это лучший способ решить ее.

  • Жизнь — это серия ______. И выбор за нами: либо ныть, либо решать их. Скотт Пек
Мысль – это образ. А что является движением образа? — Ой, ты что сделала-то?  — Погладила.  — Да, кто ж его теперь завяжет то?  — Ой.  — Ну все! Съездил на курорт! Все! Распаковывай чемоданы, Людка! ( К-ф 'Любовь и голуби‘
  • Мысль – это образ. А что является движением образа?
  • — Ой, ты что сделала-то? — Погладила. — Да, кто ж его теперь завяжет то? — Ой. — Ну все! Съездил на курорт! Все! Распаковывай чемоданы, Людка!

( К-ф 'Любовь и голуби‘ )

Проблемно-диалогическое обучение –  тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Постановка учебной проблемы и поиск решения  ДИАЛОГ побуждающий подводящий

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Постановка учебной проблемы и поиск решения

ДИАЛОГ

побуждающий

подводящий

Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Постановки проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Поиск решений Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к теме диалог Традиционные Сообщение темы с мотивирующим приемом Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение темы Сообщение знаний

Классификация методов обучения

Методы

Проблемно-диалогические

Постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Поиск решений

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к теме диалог

Традиционные

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение темы

Сообщение знаний

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Проблемная ситуация Специальные вопросы для осознания противоречия и формулировке учебной проблемы Какова будет тема урок? или Какой возникает вопрос?  Так, кто точнее сформулирует?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Проблемная ситуация

Специальные вопросы для осознания противоречия и формулировке учебной проблемы

Какова будет тема урок? или

Какой возникает вопрос?

Так, кто точнее сформулирует?

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал Выбрать подходящее: Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?  Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.  Какой возникает вопрос?  - Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. - Какая будет тема урока? Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

Выбрать подходящее:

  • Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?
  • Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

  • Какой возникает вопрос?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

- Какая будет тема урока?

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:  Какой возникает вопрос? - Какая будет тема урока?

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

  • Какой возникает вопрос?

- Какая будет тема урока?

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал Выбрать подходящее: Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?  Почему так получилось? Чего мы не знаем?  Какой возникает вопрос?  - Какая будет тема урока?

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

Выбрать подходящее:

  • Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?
  • Почему так получилось? Чего мы не знаем?
  • Какой возникает вопрос?

- Какая будет тема урока?

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью. Выбрать подходящее: - Вы сначала как думали? А как на самом деле?  Какой возникает вопрос?  - Какая будет тема урока ?

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.

Выбрать подходящее:

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

  • Какой возникает вопрос?

- Какая будет тема урока ?

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Выбрать подходящее: Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?  Какой возникает вопрос?  - Какая будет тема урока?

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Выбрать подходящее:

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

  • Какой возникает вопрос?

- Какая будет тема урока?

Задания для групп Используя один из вышеизложенных приемов, создать побуждающий от проблемной ситуации диалог ; На работу в группах дается 3 минуты; Работа в группах: Прием №1 Прием №2 Прием №3 Прием №4

Задания для групп

  • Используя один из вышеизложенных приемов, создать побуждающий от проблемной ситуации диалог ;
  • На работу в группах дается 3 минуты;
  • Работа в группах:

Прием №1

Прием №2

Прием №3

Прием №4

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использованная литература

Использованная литература

  • 1. Е.Л. Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательная система «2100». – Метод. пособие, Баласс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс по теме "Проблемно-диалогическое обучение. Методы и приемы".

Автор: Хасанова Василя Вакильевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства