Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение. Методы и приемы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер-класс посвящен ФГОС. Но я пока не даю названия, потому что хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы сегодня будем беседовать и чему учиться. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Я вам даю небольшие подсказки. Подумайте, о чем они и скажите свой ответ.
Да, это диалог и проблема. Но как мы их сможем связать друг с другом?
Имеют ли они отношение к нашей деятельности?
Сегодня я хочу вас познакомить с такой технологией обучения, как проблемно-диалогическое.
У вас на столах есть буклеты, которые помогут вам нагляднее изучить сегодняшний материал. Обратите внимание, у каждого из вас буклет определенного цвета. Итак, перейдем к нашей теме. Немного теории.
Технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, является одной из основных в системно-деятельностном подходе.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
На заметку. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Таким образом, несколько упрощенная классификация методов обучения выглядит следующим образом.
Работа с презентацией.
Я бы хотела остановиться на таком методе постановки проблемы, как побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод чаще всего используется на начальном этапе и у него есть 4 приема, которые, я думаю, вам будут интересны и вы сможете использовать их в начале каждого своего урока.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).
Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.
Работа с презентацией
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Работа с примерами на слайдах.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Работа с примерами на слайдах.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчета ми или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Работа с примерами на слайдах.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Работа с примерами на слайдах.
- Теперь я предлагаю вам разделиться на 4 группы по цвету вашего буклета. Определите сначала руководителя вашей группы и можете приступать. В буклете вы найдете задание: выберите предмет, тема урока, класс. Попробуйте создать побуждающий от проблемной ситуации диалог, используя один из 4 приемов, которые мы сегодня с вами рассматривали.
Работа в группах, представление результатов.
- Спасибо всем большое за участие. Буклеты вы можете оставить себе. Для вас это будет небольшая шпаргалка. Спасибо за внимание! Всего доброго!
Использованные источники:
http://shot.photo.qip.ru/201rnol.jpg
http://img.carapedia.com/images/article/Contoh%20Teks%20Drama%206%20Orang.jpg
Е.Л. Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательная система «2100». – Метод. пособие, Баласс.