kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для педагогов «Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности. Первоцветы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов по теме "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности. Первоцветы". Цель мастер-класса повысить компетенции педагогов в вопросах формирования экологического воспитания учащихся через творческую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности. Первоцветы.»»

Мастер-класс

«Воспитание экологической культуры. Первоцветы.»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с приёмами работы, способствующими формированию экологических навыков.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию экологических навыков; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи: познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками; раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию экологических навыков занятиях; показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию экологических навыков на занятиях.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер- класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Продолжительность проведения: 1 час

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании экологических навыков, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса.

- Здравствуйте уважаемые коллеги, участники и гости! Я рада приветствовать вас! Меня зовут Кулик Кристина Алексеевна, я работаю педагогом дополнительного образования в МБОУ ДО "Починковский ЦДО".

- Тема моего мастер-класса «Воспитание экологической культуры. Первоцветы.»

- Китайская мудрость гласит:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.


Современное образование имеет Экоадекватный характер (от греческого слова «экос» — дом), предусматривает воспитание любви и уважения к природе как к величайшей ценности, как основе жизни людей, развитие у ребёнка природосберегающего «чувства дома»…

Таким образом, экологическое воспитание постепенно становится важнейшим направлением. Но всё не столь просто, вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

- Как эффективнее донести до ребёнка, необходимость быть культурным в экологическом контексте, спросите Вы?

- Отвечу. Один из путей эффективности данной работы состоит в подборе разнообразных форм и методов экологического воспитания.

- Форм экологического воспитания можно использовать множество:

  • экскурсии на природу;

  • конкурсы,

  • викторины,

  • акции,

  • выставки,

  • внеурочная деятельность.

- Методы тоже достаточно разнообразны:

  • наблюдение;

  • опыт/эксперимент;

  • ведение календаря природы;

  • обсуждение ситуаций;

  • чтение/написание стихов, эссе;

  • включение в урок эко-материалов;

  • психогимнастика/релаксация;

  • экологические игры;

  • экологические сказки;

  • инсценировки;

  • театрализации.

- Как видите форм и методов экологического воспитания довольно много.

- Я бы хотела подробнее остановиться на нескольких, и на примере показать, каким образом я выстраиваю работу по экологическому воспитанию на занятиях, познакомить вас с некоторыми фрагментами занятий.

-Наша встреча проходит весной. Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и появились первые цветы.
-Поэтому предлагаю вам побывать на одном из занятий про экологическому воспитанию.

- Как называются первые цветы? (первоцветы)

- Какие первоцветы вы знаете? (выслушать ответы)

- Природа весной прекрасна. Представьте, что мы с вами находимся на поляне с первоцветами.

- Что вы чувствуете, что вы ощущаете глядя на эту красоту? (запах цветов, дуновение ветерка, спокойствие…)

Первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом.

- А какое у вас возникает желание, когда вы видите первый весенний цветок? цветы? (сорвать, подарить маме)

Презентация «Первоцветы»

Слайд 1

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядной Земля,

А вместо букетов дарите Васильковые,

незабудковые И ромашковые поля.

Слайд 2

Всем известно, что численность первоцветов неуклонно снижается, большое количество видов этих растений занесено в Красную книгу. Причина уменьшения численности раннецветущих растений в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов. Сорвав цветок, который необходим растению для размножения, мы обрекаем его на гибель. Не спешите срывать первоцветы! Задумайтесь о том, что пройдут несколько дней и прекрасные цветы окажутся в мусорном ведре. 


Слайд 3

Мать-и-мачеха Жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков и низинок. Странное название имеет эта трава: мать-и- мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и- мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки.

Слайд 4

Пролеска - цветок-первоцвет, как говорят у нас, подснежник. Цветы сквозь

снег - это про неё, про пролеску. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаза, мерцая синими брызгами среди подтаявшего снега! В период массового цветения лес превращается в голубое море, словно небо разлилось по склонам холмов, поросших ещё по-весеннему прозрачным лесом.

Слайд 5

Медуница неясная является лекарственным растением и используется в народной медицине как мягчительное и вяжущее средство. Зеленые ткани медуницы содержат салициловую кислоту, слизистые и дубильные вещества, сапонин и танин. Лекарства из нее помогают при воспалениях и снижают раздражение дыхательных путей при кашле. Распространена медуница неясная по всем зонам Европейской части России, кроме тундры.

Слайд 6

Гусиный лук. Он растет по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Гусиный лук - самый мелкий представитель семейства лилейных.

Желтые звездчатые цветы гусиного лука широко раскрываются (как на этом фотоснимке) лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Слайд 7

Хохлатка Галлера или плотная Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Ее сиреневые цветки собраны в плотные цилиндрические кисти, имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками. Цветение хохлатки непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются черные блестящие семена. Хохлатка плотная относится к числу таких растений, которые всю жизнь остаются на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих подземных побегов, которые бы могли распространяться в стороны. Каждый клубенек дает начало одному растеньицу. Клубенек у хохлатки довольно слабо сидит в земле и очень легко выдергивается даже при незначительном усилии. Поэтому очень много растений погибает при сборе на букеты. Это привело к тому, что хохлатка практически исчезла в наших пригородных лесах.

Слайд 8

Чистяк весенний Чистяк весенний цветет по кустарникам, лиственным лесам и лесным опушкам, на низинных лугах и на пойменных землях, богатых гумусом. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. С началом цветения он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Чистяк почти не размножается семенами, поскольку редко дает всхожие семена. Распространен чистяк по всей лесной и степной зоне Европейской части России, в Западной Сибири, на Кавказе и в Средней Азии.

Слайд 9

Горицвет весенний, Адонис зацветает вслед за пролесками и тоже относится к первоцветам. Его цветы горят, как солнечные зайчики среди ещё жухлой травы. Растение многолетнее. В наших краях почти исчезло из-за интенсивного сбора для лечебных целей. С именем этого цветка тоже связана древнегреческая легенда. Сын прекрасной Мирры, красавец юноша Адонис, был избранником Афродиты, которая горячо его любила. Однажды во время охоты на дикого вепря Адонис был смертельно ранен разъярённым зверем. Когда Афродита узнала о смерти Адониса, она сама пошла в горы Кипра искать тело любимого. С тех пор, чтобы на земле навеки осталась память о прекрасном юноше, каждую весну расцветают восхитительные цветы золотистого и красного цвета - это капли крови Адониса.

Слайд 10

Рябчик русский - красивое декоративное растение. Встречается на лугах,

среди кустарников, в лесах. Растение луковичное многолетнее. Луковички состоят из двух долек. Цветы довольно крупные - 2-3 см в диаметре. Латинское название цветка переводится как шахматная доска. И действительно, цветок покрыт тёмными точками чем-то напоминающими клетки шахматной доски. Растение в наших краях встречается не часто. Безжалостно выкапывается и обрывается. Но будем надеяться на лучшее - может останутся местечки в лугах и лесах где, хоть изредка, можно будет полюбоваться этими красивыми цветами.

Викторина «Первоцветы»

Вопрос 1. Отгадайте загадку.

Первоцвет весенний.

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток. (Мать и мачеха)

Вопрос 2.

Это лесное растение называем «подснежником», как и пролеску. Как только отцветет голубой ковер из пролески, его сменяет сиреневый ковер из этих душистых первоцветов. Растение имеет интересный по строению цветок, похожий на пасть волшебного животного. В эту пасть охотно залетают пчелы и другие насекомые, чтобы полакомиться сладким нектаром. (Хохлатка)

Вопрос 3.

Гуси с юга к нам летят,

Пощипать траву хотят.

Пахнет травка чесноком,

Каждый с детства с ней знаком.

Только снег едва растает,

Желтым цветом расцветает. (Гусиный лук)

Вопрос 4.

Это один из самых ранних первоцветов нашей местности. Его желтые цветы привлекают насекомых и радуют наш глаз. Листья растения блестящие, округлые. Он выглядит бодрым, свежим, крепким, словно оправдывая свое название. Листья богаты витаминами, их используют для приготовления салатов и первых блюд. (Чистяк весенний)

Вопрос 5.

Это необычный весенний цветок. Когда распускается — он розовый, через несколько дней становится пурпурным, затем - фиолетовым, и, наконец, синим. Цветки душистые, поэтому их быстро находят шмели. За сладкий, медовый на вкус сок растение и получило свое название. . (Медуница)

Вопрос 6.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (Пролеска)

Вопрос 7. Рассмотрите картинки. Найдите среди них Горицвет весенний, Адонис.

Вопрос 8. Рассмотрите картинки. Найдите среди них Рябчик русский.

Практическая часть мастер-класса. Изготовление цветка нарцисса.

Заключение: 

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

Давайте же работать на перспективу:

  • Сеять зёрна вечного, доброго в сердца и души детей,

  • Сажать деревья,

  • Воспитывать детей!

Спасибо за внимание!!!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кулик Кристина Алексеевна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства