kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная гостиная ""Край, в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция рассказвкает о любимом городе Кандалакша. В сценарий включены стихи  и песни местных поэтов, исторические факты развития города.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная ""Край, в котором я живу"»











Литературно – музыкальный урок

по теме:


«Край, в котором я живу».






















Тема: Край, в котором я живу.

Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.

- развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

- воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.


Ход урока:

1. Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

(Песня «Расцветай, моя Россия»)


2.

(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)


Разорвавши Полярный Круг,

Поезд к дому несётся быстрее,

Здравствуй, север, мой верный друг,

Нет на свете тебя роднее.

Смотрят в окна глаза озёр,

Машут радостно лапами ели,

И жемчужные шапочки гор

Уж виднеются еле – еле.

И встаёт в ожерелье огней,

Вновь гостей у ворот встречая,

Кандалакша – цель жизни моей,

Королева Полярного края!

(Т. Фабрициева)

Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами





Русокосая, синеглазая,

Ты стоишь над крутой

Беломорской волной!

Кандалакша моя,

Северянка моя,

Заполярный мой город родной!

ГИМН Кандалакши

3.

- Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.


4.

А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.

Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.


- Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).


И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях.
Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья…

Под сполохи полярного сиянья,
Лаптями стёжку протоптав в снегу,
Однажды к морю вышли россияне
И замерли толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,
Могучим глыбам голубого льда.
И порешили не ходить обратно,
У моря поселиться навсегда.




На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.


- Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)


С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.


- Что это за животное? (олень – показ фото)


Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.


(игра «Олень»)


Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.


(фото «Старый город»)


.

……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена.
Кандалакша. А. Хоменко.


Кандалакша – село поморское
Вдоль залива, да под горой,
Избы серые, лодки плоские,
Ветер носится стороной.

Избы серые, лодки плоские,
Но незримо прошли года,
И плывут корабли громоздкие,
И приплывают сюда.

А по улицам светло – каменным,
Путь далек до деревни той,
Что ютилась веками давними
Вдоль залива да над горой.



- Кандалакша – откуда произошло это название?

- К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.


(ответы)


- Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.



В) Наступил 1941 год, 22 июня.

(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)



- С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.

25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.

Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.

Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.


Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.


«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.


82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.

Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.




Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья».
Автор: Э. Блинцовский Обелиски Заполярья.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях!

Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу,
Шли воины грудью на доты…
Словами я вряд ли поведать смогу
Про подвиг бессмертный пехоты!

Громили, крушили, сметали врага
На суше, и с неба, и в море!
Победа досталась, скажу не солгав,
Ценою страданий и горя.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы помнить о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.


(показ фото – памятники воинам)


Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.


(презентация «Улицы города»)


(чтение стихотворения автор: Ольга Терентьева)

 

Я люблю этот маленький город, 

Я люблю этот северный край,

Хоть здесь стужа господствует, холод,

Ветер воет в кустах разгуляй.

Я люблю здесь скалистые горы,

И леса, и холмы, и поля,

Синеокие реки, озёра,

В белой пене седые моря.


Городок так раскинулся чудно, 

Окружён и рекой, и заливом,

Хоть известным назвать его трудно,

Со своим колоритным мотивом.

Летом в зелени он утопает,

В ярких красках рябина цветёт,

И берёза косу заплетает,

И черёмухи запах влечёт.



Хоть и узкие улочки, что ж,

И не так высокИ здесь дома,

В сказку Севера ты попадёшь,

Когда в город приходит зима.

На деревьях серебряный иней,

Белым пухом покрыты просторы,

В ясный день небосвод синий - синий,

В белых шапках красуются горы.

Я люблю этот сказочный город,

Я люблю этот северный край,

Для меня ты всегда будешь молод,

Кандалакша, живи, процветай.

(песня о Кандалакше)


17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

(показ книги «Колокола нашей памяти»)


Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.


В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.

Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.

Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.


1 сентября 1951 ода открылась первая музыкальная школа.

В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».

В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.


(показ фото «строительство»)



Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.


(показ фото «Современный город»)


- Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.

(презентация)


- Художники отмечают удивительную палитру нежнейших красок, характерную для Беломорья. (выставка)



Очень многие люди, побывавшие в Кандалакше, влюбляются в этот край, и их тянет сюда снова и снова.

У Белого моря.


У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша,

Где добрые, светлые люди живут.


Портовые краны над гладью залива,

Здесь скверы и улицы радуют глаз,

Здесь трубы взметнул в небеса горделиво,

Как славу рабочую, труженик КАЗ.


Здесь белые ночи, как сказка красивы,

И смотрятся сопки в озёрную синь.

Полярным сияньем расцвечены зимы,

И иней искрится на кронах осин.


У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша

И сердце навеки оставил я тут.




- Сегодня мы совершили путешествие из прошлого в настоящее нашего любимого, юбилейного города.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная гостиная ""Край, в котором я живу"

Автор: Межевых Светлана Анатольевна и Волкова Людмила Семёновна

Дата: 11.06.2017

Номер свидетельства: 421369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства