Литературно-музыкальная гостиная ""Край, в котором я живу"
Литературно-музыкальная гостиная ""Край, в котором я живу"
Литературно-музыкальная композиция рассказвкает о любимом городе Кандалакша. В сценарий включены стихи и песни местных поэтов, исторические факты развития города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная ""Край, в котором я живу"»
Литературно – музыкальный урок
по теме:
«Край, в котором я живу».
Тема: Край, в котором я живу.
Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.
- развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
- воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.
Ход урока:
1. Люблю тебя моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
(Песня «Расцветай, моя Россия»)
2.
(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)
Разорвавши Полярный Круг,
Поезд к дому несётся быстрее,
Здравствуй, север, мой верный друг,
Нет на свете тебя роднее.
Смотрят в окна глаза озёр,
Машут радостно лапами ели,
И жемчужные шапочки гор
Уж виднеются еле – еле.
И встаёт в ожерелье огней,
Вновь гостей у ворот встречая,
Кандалакша – цель жизни моей,
Королева Полярного края!
(Т. Фабрициева)
Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами
Русокосая, синеглазая,
Ты стоишь над крутой
Беломорской волной!
Кандалакша моя,
Северянка моя,
Заполярный мой город родной!
ГИМН Кандалакши
3.
- Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.
4.
А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.
Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.
- Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).
И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях. Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья… Под сполохи полярного сиянья, Лаптями стёжку протоптав в снегу, Однажды к морю вышли россияне И замерли толпясь на берегу.
Они дивились шири необъятной, Могучим глыбам голубого льда. И порешили не ходить обратно, У моря поселиться навсегда.
На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.
- Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)
С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.
- Что это за животное? (олень – показ фото)
Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.
(игра «Олень»)
Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.
(фото «Старый город»)
.
……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена. Кандалакша. А. Хоменко.
Кандалакша – село поморское Вдоль залива, да под горой, Избы серые, лодки плоские, Ветер носится стороной.
Избы серые, лодки плоские, Но незримо прошли года, И плывут корабли громоздкие, И приплывают сюда.
А по улицам светло – каменным, Путь далек до деревни той, Что ютилась веками давними Вдоль залива да над горой.
- Кандалакша – откуда произошло это название?
- К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.
(ответы)
- Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.
В) Наступил 1941 год, 22 июня.
(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
- С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.
25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.
Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.
Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.
Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.
«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.
82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.
Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.
Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья». Автор: Э. Блинцовский Обелиски Заполярья.
Стоят обелиски на Кольской земле, Как быль о минувших сраженьях. Стоят, чтобы память о страшной войне Осталась гореть в поколеньях!
Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу, Шли воины грудью на доты… Словами я вряд ли поведать смогу Про подвиг бессмертный пехоты!
Громили, крушили, сметали врага На суше, и с неба, и в море! Победа досталась, скажу не солгав, Ценою страданий и горя.
Стоят обелиски на Кольской земле, Как быль о минувших сраженьях. Стоят, чтобы помнить о страшной войне Осталась гореть в поколеньях.
(показ фото – памятники воинам)
Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.
(презентация «Улицы города»)
(чтение стихотворения автор: Ольга Терентьева)
Я люблю этот маленький город,
Я люблю этот северный край,
Хоть здесь стужа господствует, холод,
Ветер воет в кустах разгуляй.
Я люблю здесь скалистые горы,
И леса, и холмы, и поля,
Синеокие реки, озёра,
В белой пене седые моря.
Городок так раскинулся чудно,
Окружён и рекой, и заливом,
Хоть известным назвать его трудно,
Со своим колоритным мотивом.
Летом в зелени он утопает,
В ярких красках рябина цветёт,
И берёза косу заплетает,
И черёмухи запах влечёт.
Хоть и узкие улочки, что ж,
И не так высокИ здесь дома,
В сказку Севера ты попадёшь,
Когда в город приходит зима.
На деревьях серебряный иней,
Белым пухом покрыты просторы,
В ясный день небосвод синий - синий,
В белых шапках красуются горы.
Я люблю этот сказочный город,
Я люблю этот северный край,
Для меня ты всегда будешь молод,
Кандалакша, живи, процветай.
(песня о Кандалакше)
17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.
(показ книги «Колокола нашей памяти»)
Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.
В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.
Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.
Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.
1 сентября 1951 ода открылась первая музыкальная школа.
В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».
В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.
(показ фото «строительство»)
Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.
(показ фото «Современный город»)
- Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.