kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контроль над качеством знаний как одно из важных средств повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации обновленных ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект выступления на заседании районного методического объединения учителей иностранных языков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контроль над качеством знаний как одно из важных средств повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации обновленных ФГОС»


  1. Вступление. Работа с понятийным аппаратом по теме.

Слайд 1

Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления:

Живем в эпоху нано - технологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе контроля  и  оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.


Слайд 2

Прошу вас продолжить фразу: «Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю…..»

(Предполагаемые ответы: оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно управлять учебным процессом, прогнозировать результаты усвоения знаний, форсированности умений и навыков, выявлять нравственно-ценностные ориентации личности учащегося.)

Слайди3

Определение контроля по М.Д. Касьяненко:

  • (в узком понимании) изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным (обратная связь, педагогический срез и др.);

  • (в широком значении) комплексный контроль, включающий не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.

Слайд 4

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей.

Составляющие диагностики процесса и результатов обучения:

  • Контроль – операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

  • Проверка (структурный компонент контроля )– процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижений целей обучения (не всегда сопровождается оценкой).

  • Учет – представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями (количественный подсчет, фиксация, накопление и хранение информации о результатах проверки знаний учащихся по усвоению соответствующего материала).

  • Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах.

  • Отметка – качественное и количественное выражение по заданной шкале успешности обучающихся


Попробуем дать определение контролю знаний. Контроль знаний – это…….(ответы учителей).

Слайд 5

Предполагаемый ответ: контроль знаний - это единство всех компонентов, процесс выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответов, ведущий к коррекции результатов обучения.


  1. Актуализация знаний педагогов об основных функциях контроля знаний, о его видах, методах и формах.

Слайд 6

Основные функции контроля знаний.

Система контроля знаний, включающая проверку и оценку результатов, выполняет следующие основные функции:

1.Образовательная (задача не столько выявить уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении).

2.Стимулирующая (контроль должен вдохновлять ученика, вселять уверенность в достижении более высокого уровня).

3.Аналитико-корректирующая (педагогическая рефлексия учи­теля, коррекция и самокоррекция учеником собственной учебно-познавательной деятельности).

4.Воспитывающая и развивающая (формирование адекват­ной самооценки, ответственности, целеустремлённости и других социальных ценностей).

5.Контрольная (формирование достижений, их соответствие нормам и стандартам).


На экране показаны функции.

Как вы понимаете, в чем заключается каждая из функций? (ответы учителей)

Как вы думаете в современных условиях какая функция доминирует над всеми перечисленными. (образовательная). Значительную роль иг­рают и технологические функции контроля как процесса: управ­ляющая, повторительная, закрепляющая, обобщающая.


Виды, методы, формы контроля

Слайд 7



В методике обучения утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Слайд 8

До настоящего времени не сложилось единого мнения о ме­тодах, методических приемах, формах контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классифика­циях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения. Методы контроля - это способы, с помощью которых опре­деляется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой - учебно-познавательную функ­цию в обучении учащихся. (Приложение )1

Слайд 9

Номенклатура форм контроля знаний учащихся также широка. В таблице представлены формы контроля, которые могут быть равноценно использованы по выбору учителя. (Приложение 1)

Характеристика основных форм контроля знаний учащихся (устная проверка, фронтальная устная проверка, уплотненный опрос, письменная работа, практическая работа, зачет).

Слайд 10

Важным средством контроля знаний учащихся является школьная документация: тетради, дневники, электронные дневники, классный журнал, портфель достижений и личные дела учащихся. Тетрадь зеркало учебной работы ученика и учителя. Она дает представление об уровне знаний и навыков учащихся. Контроль за ведением тетрадей проводится по следующим параметрам:

  • система проверки всех письменных работ;

  • система работы над ошибками;

  • соблюдение единого орфографического режима;

  • внешний вид тетрадей; каллиграфия и работа над почерком.

Слайд 11

В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований:

  1. реализация личностно ориентированной направленности;

  2. возможность использования различных вариантов одной формы проверки знаний учащихся в целях обеспечения дифференциации обучения; контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;

  3. получение учителем за возможно короткий срок большего количества обратной информации о степени усвоения знаний;

  4. адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний учащихся;

  5. организация быстрого, краткого и чёткого ответа учащегося на конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;

  6. возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;

  7. достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки реально возможного уровня обученности в соответствии с нормами оценивания.



Организация контроля знаний позволяет выстроить перечень связанных между собой содержательно – временных этапов мониторинга (раздаточный материал).

I. Подготовительный этап включает:

      1. определение цели контроля знаний;

      2. отбор основных знаний, подлежащих контролю;

      3. выбор форм учебной деятельности, организационных форм проведения контроля;

      4. составление заданий, эталонов ответов в соответствии с учебной программой.

II. Контрольно-исполнительский этап предполагает решение следующих основных задач:

  1. выдача заданий и разъяснение плана их выполнения, получение ответов учащихся;

  2. управление контролем, слежение за самостоятельностью выполнения заданий;

  3. организация самоконтроля, выполнение контрольного задания, сравнение собственного ответа с эталоном.

III. На заключительном этапе осуществляются:

  1. сбор и обработка ответов учащихся;

  2. выделение контрольного результата, выставление отметок;

  1. анализ отклонений реальных результатов обучения от планированных, выявление трудностей в усвоении знаний;

  1. определение направлений коррекции знаний;

  2. представление результатов проверки;

  3. анализ ошибок и упущений в системе планирования и содержания работы учителя по усвоению знаний;

  4. составление системы мероприятий по повышению качества и эффективности образовательного процесса;

  5. накопление контрольных работ.


Слайд 12

Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний.



В соответствии с обновленными ФГОС основным объектом оценки результатов образования выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы.


Рассмотрим какие требования предъявляются к оценочной деятельности учителя в соответствии с ФГОС:

  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

  • критериальный подход, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) критериев оценки, отражающих цели учебного задания;

  • разнообразие форм проведения контроля;

  • уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки, а также к представлению и интерпретации результатов измерений;

  • комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных (процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания и умения в рамках учебных дисциплин (учебные достижения);

  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Слайд 13

По результатам тематического месячника «Система оценивания результатов обучающихся» (найденного на прострах интернета) было выяснено, что наиболее популярными формами оценки результатов учащихся являются:

  • оценивание по 4-бальной системе (без «единицы»);

  • выставление только оценок «пять» и «четыре»;

  • оценивание в виде символов, фигур;

  • выполнение заданий на выбор с предопределенной отметкой на «5», «4» и «3» (карты разного цвета);

  • вручение цветных жетонов, цветов и т.д.;

  • фиксирование ответов на доске;

  • выставление поурочного балла;

  • выставление отметок в тетрадь достижений;

  • использование листов самооценки;

  • использование рабочих листов с критериями оценки к каждому заданию;

  • использование маршрутных листов;

  • хлопанье в ладоши;

  • использование карт для самостоятельной работы с последующим оцениванием учителем;

  • вручение медалей «Лучший ученик»;

  • взаимопроверка, взаимооценка;

  • рейтинговое оценивание (за выполнение разнообразных заданий учащиеся получали фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определенной отметки по теме);

Можно использовать для выставления оценки по разделу, либо зачета по элективному курсу.



Так как все дети разные и способы оценивания результатов должны быть различны. Давайте рассмотрим какие виды оценки результатов обучающихся можно использовать в своей работе.

Слайд 14

Важно помнить, что учитель должен перед началом изучения курса ознакомить учащихся с обязательным образовательным минимумом, количеством обязательных текущих оценок, формами контроля и критериями оценивания, с возможностью и условиями получения добровольных текущих оценок повышенного уровня, условиями пересдачи текущих обязательных оценок.

И тогда учащиеся будут воспринимать отметки как справедливые, им будет понятно, почему, за что и по какому принципу выставлена оценка, которая перестанет быть кнутом.


Слайд 15


Подведение итогов.

Какой вывод можно сделать в конце нашей встречи? (предполагаемый ответ: контрольно-оценочная деятельность является важным компонентом учебного процесса, которому нужно уделять повышенное внимание).

Оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а так же мотивировать учеников более активно включаться в свое учение.

Запомните, если:

  • вас преследует проблема «малая накаляемость отметок»;

  • в конце урока вы на скорую руку, «с барского плеча» раздаете отметки детям;

  • в конце урока дети задают вам вопросы «А какая отметка у меня за урок, ведь я отвечал?», «Почему у меня «3», а у Вани «4», а все сделано одинаково?».


Значит вы не продумали систему оценивания результатов обучения учащихся.

Необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая  задача  педагога.

Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше. Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников. Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели. Осуществляйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никитина Наталья Александровна

Дата: 09.11.2025

Номер свидетельства: 676821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства