Просмотр содержимого документа
««консультационный центр как инновационная модель социального партнерства оу доу и семьи»»
Ю.В Кузнецова, МАОУ «Школа 58»КГО,город Камышлов
«КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОУ ДОУ И СЕМЬИ»
Современная образовательная система России в данное время претерпевает ряд серьезных изменений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил направления, стратегию развития системы дошкольных образовательных учреждений. Данный документ составлен с учетом принципа: «поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе; значимого тем, что происходит сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» [3, с. 3]. Из чего можно сделать вывод о том, что развитие малыша должно сопровождаться образовательной организацией как можно раньше, чтобы не упустить возможности определенного сензитивного периода развития ребенка.
Также ФГОС ДО говорит о обязательном «сотрудничестве Организации с семьей», «оказании помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений из развития» [3, с. 4].
Целью данного документа является сохранение единства образовательного пространства страны. Таким образом, современное дошкольное образование основным направлением работы выбирает взаимодействие с семьей воспитанника [1, с. 12].
Тема семьи, которая воспитывает ребенка, сейчас обсуждается все чаще на образовательных сайтах, конференциях и т.д. Проблема обеспечения местами в ДОУ стало государственной задачей и стратегией развития образования на данном этапе. Наблюдается рост требований к качественному оказанию образовательных услуг, особую ответственность сейчас несут как педагоги, так и родители, как активные участники образовательных отношений. Родители (законные представители) являются главными воспитателями для своего ребенка, соответственно и оказывают наибольшее влияние на его развитие и воспитание. Часто семья в воспитании ребёнка идёт своим путём, а дошкольное учреждение - своим [1, с. 45].
Поэтому необходимо решить проблему более тесного контакта педагогов и родителей по вопросам воспитания. Важно, чтобы между родителями и педагогами дошкольного учреждения был контакт, взаимопонимание и преемственность.
Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Факторы выбора методов семейного воспитания:
- знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д;
- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов;
- если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
Многие семьи, став молодыми родителями часто сталкиваются с рядом проблем, вопросов, которые самостоятельно решить не могут. Возникает это по ряду причин:
- как правило, развивают ребенка не в системе (отсутствие образовательной программы, не в соответствии с возрастными особенностями детей и т д.), а скорее стихийно;
- недостаточный объем знаний родителей о педагогике и психологии детства, носят отрывочный характер;
- не могут анализировать методы и приемы, используемые для воспитания и развития детей;
- конфликт интересов семейных традиций отца и матери (придерживаются кардинально разных взглядов на воспитание ребенка) и т.д.
Родители имеют, как правило, высшее образование, очень осведомлены о тенденциях воспитания, модных направления и течениях, но с другой стороны не ориентируются в психолого-педагогических, физических особенностях развития детей дошкольного возраста.
В целях создания единого образовательного пространства, полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста и сопровождения родителей в вопросах воспитания в МБДОУ детском саду «Жемчужинка» открылся Консультационный центр.
Его функционирование направлено на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями в решении проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста. Работа Консультативного центра поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов. Данный проект может быть использован коллективом, где имеется полный штат специалистов. Специалисты, работающие в консультативном центре, помогали родителям грамотно оценить развитие ребенка. Родители получили план работы Консультационного центра каждого детского сада. Организационное собрание прошло в форме открытого диалога, в ходе которого родители имели возможность получить полную информацию по интересующим вопросам. Родители одобрили систему работы Консультационного центра ДОУ, поддержали планы на будущее, были выражены надежды на плодотворное сотрудничество между семьёй и педагогами детских садов.
Планируя образовательную деятельность, педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности развития детей раннего возраста, используют различные формы и методы: консультации специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, воспитателей), проведение мастер-классов для родителей, игровые сеансы для детей и родителей.
Организована форма получения обратной связи с родителями - оформлена Книга «Развивайся малыш», в которой родители отражают свои впечатления, эмоции, полученные от совместных занятий с педагогами. Родители с радостью отмечают даже самые маленькие успехи и навыки детей: научился перешагивать, произнес новое слово и т.д.
Налажено взаимодействие педагогов с родителями посредством информационных технологий: на сайте МБДОУ д/с «Жемчужинка» размещается актуальная информация для родителей консультационного характера, материалы для проведения занятий с детьми дома, форма обратной связи.
Впервые, в системе дошкольного образования родители являются активными участниками непосредственно-образовательной деятельности: танцуют вместе с ребенком с музыкальным руководителем, играют в подвижные игры под руководством инструктора по физической культуре, выполняет пальчиковую гимнастику с учителем-логопедом, а как нравятся детям игры на познавательное развитие с учителем-дефектологом и игры на эмоции с педагогом-психологом, родители просто не узнают своих детей на сколько они раскрепощаютс и показывают свои способности.
Коллектив детского сада формирует педагогическую культуру родителей, что влияет на выбор методов и средств воспитания в пользу более гуманных: убеждение, пояснение, личный пример, поощрение и т.д. Осуществляя работу в новом формате, как родители, так и педагоги отмечают ряд положительных моментов посещения группы кратковременного пребывания в формате семейного образования. Совместные занятия увлекают не только детей, но и их родителей.
Не смотря на непродолжительный период работы такой группы (с сентября 2019 г.) можно отметить положительные стороны таких встреч:
1. педагогу легче установить эмоциональный контакт с ребёнком через его маму, быстрее устанавливаются доверительные отношения между родителем и педагогами;
2. ребёнку комфортнее общаться с самым близким и родным для него человеком, повторять за ним, обучаться вместе с ним;
3. родитель, зная своего ребёнка лучше, чем педагог (особенно на первоначальных этапах) может контролировать поведение ребёнка с помощью своего личного примера и убеждения;
4. родитель получает знания и практический опыт для закрепления материала дома в течение недели;
5. каждая игра или упражнение сопровождается четкой и краткой инструкцией от педагога, как выполнить задание правильно, и на развитие какого навыка направлено;
6. наблюдая за ежедневной работой педагогов, примеряя эту социальную роль на себя, формируется уважительное отношение ко всему педагогическому коллективу, повышается престиж дошкольной образовательной организации.
Подводя итог, хочется отметить, что современное семейное воспитание не позиционируется как автономный институт развития личности. Эффективность домашнего воспитания увеличивается, если оно дополняется другими воспитательными общественными институтами, с которыми налажены партнерские взаимоотношения - сотрудничества на равных. Происходит взаимное обогащение педагогов и родителей. С привлечением родителей в работу детского сада выигрывают все субъекты образовательных отношений, а более всего - дети.
2.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368с.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».