kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА по теме: «Современные образовательные технологии - залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях УДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить педагогов со спецификой  технологии проблемного обучения, эффективностью использования её в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ СЕМИНАРА по теме: «Современные образовательные технологии - залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях УДО»»

МБУДО «Дом детского творчества»











КОНСПЕКТ СЕМИНАРА

по теме: «Современные образовательные технологии - залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях УДО»









Составитель:

Жураховская Людмила Юрьевна,

методист

высшей квалификационной категории














Бийск

2020

Схема конспекта семинара,

проводимого методистом образовательного учреждения с педагогами по обсуждению методической проблемы


Тема занятия: «Современные образовательные технологии - залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях УДО»

Цели и задачи: познакомить педагогов со спецификой  технологии проблемного обучения, эффективностью использования её в учебном процессе.

Продолжительность: 120 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, видеопроектор, слайдовые презентации, видеоролики.


1. Мотивационно – целевой компонент

Цель: создание условий для организации внимания и делового настроя педагогов, создание благоприятной психологической обстановки.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание


- Добрый день, коллеги! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами сегодня покорим ещё одну вершину.

Тема нашего сегодняшнего заседания, казалось бы, далеко не нова и уже изучена вдоль и поперек, но на самом деле о современных образовательных технологиях мы знаем ещё слишком мало, а значит, будем стремиться узнать как можно больше. Мы с вами не первый раз встречаемся с целью разговора о внедрении технологий в образовательный процесс, какие-то технологии вы изучали самостоятельно, какие-то мы разбирали вместе.

Сегодняшняя наша встреча будет состоять из 2-х частей: сначала мы поговорим о технологиях, уже знакомых вам по предыдущим семинарам, о технологиях, активно внедряемых вами в образовательный процесс, а затем поработаем над освоением ещё одной заслуживающей внимания технологии.

(Слайд 1)




2. Актуализация знаний

Цель: актуализировать ранее полученные знания, которые будут востребованы на занятии


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание













Педагоги называют вид технологии:






1) ТРКМ





2) ИКТ





3) Развивающего обучения







Выступления педагогов.

Итак, начнём с актуализации знаний.

Сначала освежим в памяти определение термин «Технология.

В научной литературе предлагаются разные определения этого понятия.

В нашем понимании «педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.


А сейчас попробуйте по описанию определить вид технологии:

1) Цель технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).


2) Совокупность методов, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. 


3)Технология, разработанная Элькониным и Давыдовым, представляет собой активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.


А сейчас самое время предоставить возможность готовым к выступлению педагогам, любезно согласившимся поделиться с нами своими знаниями и опытом.

Благодарю вас, коллеги, за интересные выступления.

Ну, что ж, мы с вами вспомнили об особенностях некоторых наиболее популярных технологий, изученных вами ранее.

Теперь я предлагаю вам перейти к разговору о ещё одной интересной технологии и эффективности использования её в учебном процессе.

Но сначала хочу предложить вашему вниманию фрагмент моего занятия. По окончании просмотра ролика я задам вам вопрос: какая технология использована на занятии.

Итак, технология в действии.


(Слайд 2)












(Слайд 3)






(Слайд 4)





(Слайд 5)



























(видеоролик)




3. Планирование достижения цели


Цель: побудить педагогов самостоятельно сформулировать тему и цель занятия, определить шаги, необходимые для достижения цели.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание


Педагоги называют вид технологии с затруднением


Педагоги формулируют тему и цель 2-й части семинара

- Коллеги, вы готовы озвучить название технологии, использованной на занятии?

Почему определение этой технологии вызвало затруднения?

- Как вы думаете, чем мы сейчас с вами займёмся? Какова будет цель 2-й части нашего семинара?

Конечно же, вы так или иначе знакомы с этой технологией, скорей всего, какие-то её приёмы используете в своей работе.

Мы с вами подробно остановимся на основных характеристиках технологии проблемного обучения, особенностях её использования, плюсах и минусах технологии.

(Слайд 6)




4. Организация решения методической проблемы

Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность педагогов при работе над освоением технологии проблемного обучения.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание


















































































































































































































Работа в группах.

Педагоги выполняют задание, выступают.




Задача педагога - научить детей добывать знания самим, находить проблемные места в обучении и понимать, что для нового действия необходимы новые знания. Педагог должен направлять учащегося, дать ему развиваться самому, но в тех рамках, в которых нужно педагогу. В этом и заключается великое мастерство педагога: ненавязчиво стимулировать, организовывать и направлять учебную деятельность обучающегося так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной активности, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Деятельность обучающихся приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы.

Иными словами, в ходе проблемного обучения педагог создает на занятиях различные проблемные ситуации, обучает учащихся решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у обучающихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности обучающегося в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы.

Проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  1. возникновение проблемной ситуации.

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.

Противоречие уже имеющихся знаний с новым фактом ставит обучающихся в ситуацию интеллектуального затруднения, озадачивает их, т. е. возникает проблемная ситуация.

Итак, с помощью анализа причинно-следственных цепочек учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить.

Мастерство педагога заключается в умении создать проблемную ситуацию.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество.

Важно, чтобы проблемная ситуация удивила обучающегося, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?

2. осознание сущности затруднения и постановка проблемы.

формулировка конкретной проблемы, (выдвижение, обоснование гипотез,

В результате проделанной работы обучающиеся выдвигают вариант или варианты решения проблемы

3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

(поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.)

4. доказательство гипотезы,

(«Агареакция», появление идеи решения, переход к решению, его разработка, образование нового знания.)

Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.

5. проверка правильности решения проблем.

5й этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением, либо с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации, вызывающей затруднение, педагог может использовать приём, когда даётся задние учащимся либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо обучающимся и не имеет сходства с ранее решенными заданиями.

При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний обучающихся, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учащихся.

При постановке проблемной ситуации, рассчитанной на удивление, можно одновременно предъявить противоречивые факты, столкнуть разные мнения учащихся посредством вопроса или практического действия, обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием с «ловушкой», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы обучающиеся осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения педагог побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий к теме диалог проще побуждающего, так как он представляет собой систему посильных обучающимся вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы занятия. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный обучающимися материал, а последний обобщающий вопрос позволяет обучающимся сформулировать тему занятия. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы обучающихся, не следует акцентировать на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, необходимо задать следующие вопросы: «Ребята, кто думает иначе?», «Все согласны с предложенным ответом?» и др.

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается?

Тогда можно увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой занятия. И для этого существует наиболее простой метод постановки учебной проблемы - Сообщение темы с мотивирующим приемом. 

Он состоит в том, что педагог сам сообщает тему занятия, но вызывает к ней интерес группы применением одного из двух мотивирующих приёмов.

Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении аудитории интригующего материала, захватывающего внимание детей, но при этом связанного с темой занятия., «Ярким пятном» могут служить фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки и т.п. При работе с обучащимися старшего возраста метод применяется несколько реже, причем «ярким пятном» обычно являются случаи из истории развития науки, учебные фильмы и т.п.

Второй приём – актуальность - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.


Задания по группам: придумайте тему занятия и, используя один из методов постановки учебной проблемы, побудите обучающихся к формулированию темы занятия. Иными словами, вам нужно подготовить ряд вопросов или заданий, подводящих обучающихся к определению темы занятия.


Технология проблемного обучения обладает рядом достоинств:

При создании проблемных ситуаций процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

(Слайд 7)












(Слайд 8)









(Слайд 9)








(Слайд 10)








(Слайд 11)




(Слайд 12)











(Слайд 13)


















































Слайд 14







Слайд 15


















Слайд 16










Слайд 17





Слайд 18












Слайд 19
























Слайд 20







Слайд 21























Слайд 22








Слайд 23











5. Подведение итога занятия

Цель: зафиксировать содержание, которое изучили на занятии, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание

Педагоги восстанавливают деформированный текст, напечатанный на листах. Проверяют выполнение задания.


Давайте подведем итоги нашей работы. В качестве рефлексии я подготовила вам деформированный текст и прошу вас восстановить его.


Мы с вами сегодня разобрали базовые понятия технологии проблемного обучения. Более подробную информацию вы найдете в памятках.

Завершить наше сегодняшнее заседание хочу пожеланием вам успехов, высокого качества и выражением надежды на то, что все наши встречи не проходят даром, а приносят вам пользу, способствуют вашему профессиональному росту. И никогда не забывайте, что вы блестящие педагоги и у вас прекрасные ученики!


Слайд 24


Слайд 25










Слайд 26





Мотивирующий на успех видеоролик


































Приложение





Восстановите, пожалуйста, деформированный текст


Под __________________________________ понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести _______________________________, столкновение с которым вызывает у обучающихся определённую эмоциональную реакцию.

Проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с _____________________ и возникшие с _________________________.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:  _________________________________ от проблемной ситуации диалог; _________________________________ к теме диалог;

сообщение темы с __________________________________ приемом.

Что же нужно педагогу для освоения технологии?

Всего две вещи: ___________________ и _____________________________________.









Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у обучающихся определённую эмоциональную реакцию.

Проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с затруднением и возникшие с удивлением.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:  побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом.

Что же нужно педагогу для освоения технологии?

Всего две вещи: знания и желание их применять.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жураховская Людмила Юрьевна

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542474

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства