Задача педагога - научить детей добывать знания самим, находить проблемные места в обучении и понимать, что для нового действия необходимы новые знания. Педагог должен направлять учащегося, дать ему развиваться самому, но в тех рамках, в которых нужно педагогу. В этом и заключается великое мастерство педагога: ненавязчиво стимулировать, организовывать и направлять учебную деятельность обучающегося так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной активности, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Деятельность обучающихся приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы. Иными словами, в ходе проблемного обучения педагог создает на занятиях различные проблемные ситуации, обучает учащихся решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у обучающихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности обучающегося в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы. Проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: возникновение проблемной ситуации. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Противоречие уже имеющихся знаний с новым фактом ставит обучающихся в ситуацию интеллектуального затруднения, озадачивает их, т. е. возникает проблемная ситуация. Итак, с помощью анализа причинно-следственных цепочек учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить. Мастерство педагога заключается в умении создать проблемную ситуацию. Методических приемов создания проблемных ситуаций множество. Важно, чтобы проблемная ситуация удивила обучающегося, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить? 2. осознание сущности затруднения и постановка проблемы. формулировка конкретной проблемы, (выдвижение, обоснование гипотез, В результате проделанной работы обучающиеся выдвигают вариант или варианты решения проблемы 3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, (поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.) 4. доказательство гипотезы, («Агареакция», появление идеи решения, переход к решению, его разработка, образование нового знания.) Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. 5. проверка правильности решения проблем. 5й этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения. К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением, либо с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением. Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации, вызывающей затруднение, педагог может использовать приём, когда даётся задние учащимся либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо обучающимся и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний обучающихся, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учащихся. При постановке проблемной ситуации, рассчитанной на удивление, можно одновременно предъявить противоречивые факты, столкнуть разные мнения учащихся посредством вопроса или практического действия, обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием с «ловушкой», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы обучающиеся осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения педагог побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий к теме диалог проще побуждающего, так как он представляет собой систему посильных обучающимся вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы занятия. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный обучающимися материал, а последний обобщающий вопрос позволяет обучающимся сформулировать тему занятия. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы обучающихся, не следует акцентировать на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, необходимо задать следующие вопросы: «Ребята, кто думает иначе?», «Все согласны с предложенным ответом?» и др. Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда можно увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой занятия. И для этого существует наиболее простой метод постановки учебной проблемы - Сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что педагог сам сообщает тему занятия, но вызывает к ней интерес группы применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении аудитории интригующего материала, захватывающего внимание детей, но при этом связанного с темой занятия., «Ярким пятном» могут служить фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки и т.п. При работе с обучащимися старшего возраста метод применяется несколько реже, причем «ярким пятном» обычно являются случаи из истории развития науки, учебные фильмы и т.п. Второй приём – актуальность - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого. Задания по группам: придумайте тему занятия и, используя один из методов постановки учебной проблемы, побудите обучающихся к формулированию темы занятия. Иными словами, вам нужно подготовить ряд вопросов или заданий, подводящих обучающихся к определению темы занятия. Технология проблемного обучения обладает рядом достоинств: При создании проблемных ситуаций процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. |