Конкурс-игра "Этикет и мы" предназнччен для учащихся 5-7 классов и направлен на повышение уровня общей культуры школьников и развитие навыков пользования формами этикета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурс-игра "Этикет и мы"»
Конкурс-игра
для 5-7 классов
Форма проведения мероприятия: конкурс-игра.
Время проведения конкурса - 1 час 30 минут.
Место проведения: рекреация школы.
Цель: повышение уровня общей культуры школьников и развитие навыков пользования формами этикета.
Задачи:
- Воспитание чувства ответственности, умение работать в команде, быть доброжелательным, умеющим прийти на помощь друг другу.
- Формирование духа здорового соперничества, желания показать свои лучшие качества.
- Посредством игры снять психологическое напряжение, усилить интерес к этическим нормам, за короткое время погрузить школьников в различные стандартные ситуации, требующие знания этикета, и закрепить эти знания.
Этапы конкурса:
Культура поведения.
«АБВГДЙ-ка».
Давайте говорить друг другу комплименты…
Знатоки народной мудрости.
Нравственные ценности.
Ход мероприятия:
Ведущий. Дорогие участники игры, члены жюри, зрители! Сегодня в нашем зале присутствует 5 команд, которые пришли сюда показать свои знания этикета. Давайте поприветствуем друг друга и представимся.
Команда представляются и приветствуют друг друга.
Ведущий. Напоминаю вам, что такое этикет. ЭТИКЕТ – это правила хорошего поведения. Правил этикета много, а вот основа у всех правил одна – здравый смысл и уважение к другим людям. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.
Правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы. Каждый удачный ответ оценивается в 1 балл. Возможно как один, так и два правильных ответа на вопрос. В конце нашей игры всех присутствующих ждёт приятный сюрприз.
1-й тур.
Культура поведения.
Задание 1.
Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.
Доброе утро.
Здорово.
Привет.
Здравствуйте.
Хелло.
Какие слова наиболее употребимы с точки зрения культуры общения?
(Варианты ответа – 1, 4)
Задание 2.
Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
Позовите Машу.
Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
Здравствуйте, позовите Машу.
Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Вариант ответа – 4)
Задание 3.
В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
1. Тот, кому 8 лет.
2. Тот, кому 11 лет.
3. Тот, кто вежливее.
4. Уступать дорогу не обязательно.
(Вариант ответа – 3)
Задание 4.
Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом.
Простите меня я выхожу.
Разрешите пройти.
Извините, можно пройти?
Вы сейчас выходите?
(Вариант ответа – 3)
Задание 5.
Вашему вниманию предлагаются выражения, которыми пользуются при обращении к незнакомому человеку или просто когда не знаем имени. Как бы вы начали фразу?
Простите, пожалуйста…
Эй, мужик…
Я хочу узнать…
Будьте добры, скажите, пожалуйста…
(Вариант ответа – 1, 4)
Задание 6.
Лет сто-двести назад в русской речи звучала частица «с». Она возникла из обращения:
Сэр.
Синьор.
Сударь.
Сир.
(Вариант ответа – 3)
Справка. Частица «с» была распространена в XIX веке как частица вежливости. Она нередко присоединялась к слову, доминирующему в обращении к собеседнику, а возникла она из простого слова «сударь». Особое распространение частица «с» получила в чиновничьей среде. Когда младший по рангу обращался к старшему всегда звучало это «скажите-с, пожалуйста…». Постепенно частица «с» стала восприниматься как выражение угодливости и чинопочитания и, наконец, вовсе вышла из употребления, что произошло не без участия писателей и журналистов, некоторые из которых в сатирических произведениях успели всласть поглумиться над повадками «недотёп-чиновников».
Задание 7.
Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
Да.
Нет.
Можно, но не обязательно.
Можно, заменив слова улыбкой или лёгким поклоном.
(Вариант ответа – 4)
Задание 8.
Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время.
Скажите, сколько сейчас часов?
Вы не подскажете, который час?
Скажите, пожалуйста, который час?
Сколько времени?
(Вариант ответа – 3)
Объявляется музыкальная пауза, во время которой подводятся итоги тура.
2-й тур.
«АБВГД-йка»
Задание 9.
Из 12 букв вы должны составить одно или несколько слов, использовав все буквы. Каждая буква используется только один раз.
А Б К И М Н О У С Л Ь Д
Объявляется музыкальная пауза, во время которой подводятся итоги тура.
3-й тур.
«Давайте говорить друг другу комплименты».
Задание 10.
Объясните, в чём суть комплимента…
В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.
В том, чтобы в похвале высказать своё искреннее чувство.
В обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
(Вариант ответа – 3)
Задание 11.
Комплименты всё же вещь тонкая и с ними можно переборщить – т. е. добиться нежелательного результата. Пускаться на комплименты предпочтительнее…
при непосредственном общении;
лучше через третье лицо;
по телефону;
в письменном виде.
(Вариант ответа – 1)
Задание 12.
Как отличить хороший комплимент от хорошего подхалимажа?
Хороший комплимент изобилует эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств
В комплименте не нужно превосходных степеней, достаточно искренности и теплоты.
Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.
(Вариант ответа – 2)
Задание 13.
Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?
Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.
Поблагодарить.
Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.
Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.
(Вариант ответа – 2)
Объявляется музыкальная пауза, во время которой подводятся итоги тура.
4-й тур.
«Знатоки народной мудрости».
Задание 14.
Вашему вниманию предлагается шифровка. В ней скрыты пословицы, относящиеся к нашей теме. Найдите их. Всего их – 6.
а место. не делай. а в своём Береги, сучок человека а в колодец, глазу снову напиться. видим Не место, Не смейся смолоду. плюй над старым, и сам смолоду. Чего в честь Не другом не человек любишь, того и сам В чужом человека, и будешь стар. бревна красит платье не замечаем. случится
Береги платье снову, а честь смолоду.
Не плюй в колодец, случится напиться.
Не место красит человека, а человек место.
Не смейся над старым и сам будешь стар.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем.
Объявляется музыкальная пауза, во время которой подводятся итоги тура.
5-й тур.
«Нравственные ценности».
Задание 15.
Вам предлагается разгадать кроссворд:
По горизонтали:
4. Нравственная ценность, образец поступков и отношений между людьми (добро). 7. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (этика). 10. Осознание человеком своей моральной ценности и уважение к себе (достоинство). 11. Стремление человека делать добро (добродетель). 13. Черта характера личности и её действий, когда человек отвечает за свой выбор (ответственность). 17. То, от чего, хмурый день светлей (улыбка).
По вертикали:
1. Противоположность добра (зло). 2. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (мораль). 3. Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах (дружба). 5. Достойные уважения и гордости моральные качества личности, доброе имя человека, его незапятнанная репутация (честь). 6. Правила хорошего поведения (этикет). 8. Похвала за то, что ты правильно что-то выполнил (молодец). 9. Предосудительный недостаток в человеке, свойство характера, которое позорит его (порок). 11. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм (долг). 12. Грязнуля из стихотворения «Мойдодыр» с ней не знаком, а ты с нею встречаешься каждое утро (щётка). 14. Чувство расположения к другому человеку (симпатия). 15. То, по чему встречают (одёжка). 16. Тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми (стыд).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Объявляется музыкальная пауза, во время которой подводятся итоги тура и конкурса в целом.
Ведущий. Спасибо всем за участие.
Приложение 1
Для жюри.
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – 1 балл.
1-й тур.
Культура поведения.
Задание 1.
(Варианты ответа – 1, 4)
Задание 2.
(Вариант ответа – 4)
Задание 3.
(Вариант ответа – 3)
Задание 4.
(Вариант ответа – 3)
Задание 5.
(Вариант ответа – 1, 4)
Задание 6.
(Вариант ответа – 3)
Задание 7.
(Вариант ответа – 4)
Задание 8.
(Вариант ответа – 3)
2-й тур.
«АБВГД-йка»
Задание 9.
Из 12 букв составить одно или несколько слов, использовав все буквы. Каждая буква используется только один раз.
А Б К И М Н О У С Л Ь Д
3-й тур.
«Давайте говорить друг другу комплименты».
Задание 10.
(Вариант ответа – 3)
Задание 11.
(Вариант ответа – 1)
Задание 12.
(Вариант ответа – 2)
Задание 13.
(Вариант ответа – 2)
4-й тур.
«Знатоки народной мудрости».
Задание 14.
1. Береги платье снову, а честь смолоду.
2. Не плюй в колодец, случится напиться.
3. Не место красит человека, а человек место.
4. Не смейся над старым и сам будешь стар.
5. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
6. В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем.