Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвящённый годовщине трагедии в Беслане»
Классный час, посвященный годовщине трагедии в Беслане
Классный руководитель, учитель русского языка и литературы Кувандыкова Ольга Владимировна (МБОУ «Школа №45» г.о. Самара)
Продолжительность: 45 мин.
Цели:
формирование представления о понятии «терроризм», его опасности для общества и устойчивого негативного отношения к нему на фоне сочувствия и милосердия к его жертвам.
Задачи:
напомнить обучающимся о трагедии 1 сентября 2004 года в школе №1 г. Беслана;
демонстрировать на примере реального трагического события, что такое героизм, взаимопомощь;
воспитать у обучающихся чувства патриотизма, мужества, любви к Родине.
Видеоматериал, направленный на ознакомление с хронологией событий и фактическими материалами
Анализ увиденного. Подготовка выступлений
Выступления представителей групп. Дискуссия
Рефлексия. Подведение итогов
1. Слово учителя.
1 сентября 2023 года исполнилось 19 лет со дня страшной трагедии в Беслане, трагедии, которая произошла во время торжественной линейки. Этот ужас стал символом террора против детей в новейшей истории. Наш классный часпосвящен этому событию. Что вы знаете о трагедии в Беслане?
В этой трагедии погибло 334 человека, 186 из них – дети. На уроке мы с вами поговорим о таком понятии, как «терроризм», познакомимся с исторической справкой о событии, а также с воспоминаниями тех, кому пришлось пережить эту трагедию.
1 сентября 2004 года вся Россия отмечала начало нового учебного года. Все 89 субъектов Российской Федерации готовились к праздничным линейкам, в том числе городок Северной Осетии на юге нашей страны Беслан. Все население республики насчитывает 712 тыс. человек, из них всего 37 тысяч – жители Беслана. 1 сентября 2004 года этот город стал известен всему миру.
15 лет назад школу №1 с учениками, учителями и родителями захватили бандиты. Более 1000 заложников, 52 часа между жизнью и смертью, без еды и воды. 3 сентября, после того как в школе прогремели взрывы, спецназовцы бросились на помощь. Теперь 3 сентября в России – день солидарности в борьбе с терроризмом.
Мы могли бы забыть об этом событии, как о страшном сне, но мы помним о нем, помним о безвинно погибших жертвах теракта, помним о тех, кто выжил, нот живет с огромной раной в душе. Как вы думаете, зачем нам об этом помнить?
Давайте постараемся возобновить в памяти те страшные дни.
2. Видеоролик, раскрывающий хронологию событий:
09.15 – появление террористов на школьном дворе
09.20 – минирование спортивного зала;
11.00 – с помощью заложницы передают записку с требованиями;
21.30 – в Беслан прибывает доктор Леонид Рошаль, который ведет переговоры с террористами и призывает их принять воду и медикаменты для заложников;
Утро 2 сентября – полный отказ заложникам в еде и воде;
16.00 – в здание школы входит Руслан Аушев;
17.22 – Руслан Аушев договаривается об освобождении 26 женщин с грудными детьми;
13.05 3 сентября – два следующих друг за другом взрыва и попытка эвакуации заложников;
13.52 – спецназ входит в здание школы.
3. Анализ увиденного. Подготовка выступлений
Мы посмотрели фильм о том, как тяжело было каждому жителю Беслана в те роковые дни. Сейчас я попрошу вас разделиться на группы по 5-6 человек, ознакомиться с воспоминаниями тех, кто находился в школе и за ее пределами в те дни, и подготовить небольшое выступление, ответив на вопросы.
Учащимся предлагается проанализировать событие, ответив на вопросы (в форме дискуссии):
- какое определение вы могли бы дать термину «терроризм»?
- что, по вашему мнению, движет людьми, совершающими теракты?
- какие, на ваш взгляд, героические поступки были совершены во время захвата школы (детьми, взрослыми, сотрудниками спецназа)? Может быть, по-вашему, чей-то поступок можно назвать подвигом?
- кого бы вы могли назвать настоящим героем?
- какой урок мы должны извлечь из этого страшного события 1 сентября 2004 года?
- нужно ли хранить в памяти такие события?
- к сожалению, трагедия в Беслане не единичный случай террористического акта в России. Как, по-вашему, можно пресечь теракты? Подготовьте аргументы.
4. Выступления представителей групп. Дискуссия
На доске записываются тезисы команд. После выступления каждой группе задаются вопросы из класса. Обсуждение вопросов.
5. Подведение итогов.
Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней.
Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…
Учитель зажигает свечу Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.
Минута молчания
Мне не забыть тех страшных дней: Потоком кровь с телеэкрана, Меж пуль свистящих и огней Мельканье лиц детей Беслана.
Мне не забыть плач матерей В объятьях траурного одеянья. Их лица выглядят старей С печатью горя и страданья.
Мне не забыть тех нелюдей Под маской дьявольского ухмыленья. Прикрывшись мерзостью идей Свои творивших преступленья.
Без слов – одна лишь боль, Убитых горем матерей рыданье. О, Господи, скажи доколь Назначил людям ты страданья?
От рук бездушных палачей Детей загубленных, безгрешных Теперь заменит свет свечей, Но не излечит безутешных.
Не раздается детский смех, Один лишь плач и боли стон Останется нам, как на грех – На память погребальный звон.
Требованием террористов, захвативших 1180 заложников в школе, среди которых были грудные дети и старики, был вывод войск из Чечни. Но каким чудовищным способом они хотели достичь своей цели! Каким циничным был выбор заложников. Мы знаем об Аллее Ангелов – кладбище, на котором покоятся более 186 детей, погибших в теракте в Беслане. Это событие на протяжении многих лет потрясает своей жестокостью. Какой урок должен вынести каждый из нас из трагедии, случившейся в Беслане в 2004 году?
Я прошу каждого из вас ответить на вопросы небольшой анкеты (учащимся предлагается пройти тест для диагностики нравственной направленности личности Н.Е. Щурковой).
Благодарю за урок!
Для работы с воспоминаниями.
1. Исход
«Что вспомнить? Помню свои ощущения… Лучше всего их запомнил… То, что в душе тогда было… Первый день — сплошной адреналин. Я почему-то думал, что в этот же день и развязка произойдет. Такой возбужденный был, ну, думаю, и в переплет попал. В первый день мало кто понимал, ЧТО произошло на самом деле…
А ночью я сник, в голове сумбур такой начался… Куча мыслей… О родителях подумал в первую очередь. Им-то сейчас тяжелей было, чем нам: они ничего не знали, не видели, воображение, сами знаете, что угодно нарисовать может… Потом пришли мысли о том, что сейчас вот все закончится. Ну, мечты там всякие… Будущее… Так обидно стало, что ничего не будет…
Во второй день все изменилось. … Жара… Все мысли — только о глотке воды… Ну вот, представьте: если с утра вы не позавтракали, даже чашку чая не выпили, и целый день по жаре, то к вечеру, естественно, с ног валитесь. А мы еще и сидели на корточках, — ноги затекли, ну аж до боли… Ни шелохнуться, ни свежего воздуха глотнуть… В горле все пересыхает, ноги затекают, время кажется бесконечным.
Следующая ночь была такой ужасной… Невозможно вам даже описать… Утром я понял, что во рту у меня вообще сухо… Ну, как в пустыне. Даже рот с трудом открывался… Язык какой-то неживой стал, а слюна пересохла. … Я давай глазами шарить по полу, вижу — пожеванная жвачка валяется, присохла к полу. Я ее отодрал, в рот засунул и принялся жевать. Чтобы железы заработали, чтобы рот увлажнить как-то.
Но слюна-то уже не вырабатывалась. Нет слюны, и все! Я этой жвачкой весь рот обцарапал, никогда не думал, что такое бывает!
А потом третий день начался. С утра напряжение росло, как перед грозой. Тучи сгущаются, что-то в воздухе собирается…
Я понял, что сегодня — день исхода. Не знаю, каким он будет, но сегодня все должно было решиться. Люди уже начинали умирать — без воды и воздуха; боевики стали собираться — переодевались в обычную одежду, как-то нервничали, туда-сюда бегали… А к полудню их вообще почти не стало видно. Несколько человек держали спортзал под контролем, а остальные просто исчезли из виду. Вообще — представьте! — боевики все как испарились! У меня такой мандраж начался. Было же понятно, что, раз террористы готовы к чему-то, пора и нам приготовиться.
И вдруг — взрыв! Как землетрясение! Такое ощущение, что земля под нами закачалась и разверзлась. Все шатается… Дым… Крики… Очки мои слетели — видимо, от взрыва их вообще разнесло на осколки… Ничего не вижу, перед глазами темно! …Слышу: что-то опять сверху падает, горит… Какой-то пожар начался… Тут или выпрыгивать из окна, или оставаться под обломками. Я и рванул. Ничего не вижу без очков, кругом все расплывается, темень какая-то…
Продолжалась стрельба, взрывы — какие-то мощные взрывы… Может, стреляли из чего-то тяжелого? Из гранатометов там или танков. Я ничего не видел, я только слышал и чувствовал.
Когда я подбежал к окну, то увидел, как с внешней стороны, облокотившись о стену, полулежал спецназовец. Он помогал детям выпрыгивать из окна. Мне показалось, что ноги у него были перебиты, он уже не мог никуда отойти, а может, уже и не хотел никуда уходить. Он был под перекрестным огнем. Наверное, его потом убили…
Таков был исход…»
Амран, заложник. (По книге Ю.Юзик «Бесланский словарь»)
2. Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали7 самодельных взрывных устройств.
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в потолок. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.
3. Из воспоминаний очевидцев:“Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей кричали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала – она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное:она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”.Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”
4. Около 9 часов вечера в террористах проснулось что-то человеческое: они предложили, чтобы пожилые люди, учителя по желанию вставали и перемещались в тренажерный зал. Там было довольно прохладно. Мы сели на голый бетонный пол...
Мама положила рядом Дзамбика – он был одним из ее любимых учеников. Мы с мамой обняли мальчика. Он был совсем раздетым, у него были проблемы с почками, и таким способом мы старались его согреть.
На третий день я уже мечтала не об освобождении, а о смерти.
...Проснулись рано. Где-то в начале шестого. Еще не рассвело, когда нас переводили обратно в спортзал. Наши места под окнами на скамейках оказались заняты. Мы сели почти в центре спортзала.
Рядом сидел мальчик из параллельного класса. К третьему дню он был явно не в себе. Просил у нас наши номера телефонов, обязательно хотел их запомнить и набрать, когда мы выйдем оттуда. А когда увидел сосуд с мочой, стал швырять его и кричать нам, чтобы мы не пили «это масло».
Дико хотелось спать. Я уже мечтала не столько об освобождении, сколько о смерти, потому что это казалось более вероятным исходом. В третий день все хотели только одного— конца. Любого конца, лишь бы все это кончилось.
В бессилии и желании уснуть я валилась на пол, но боевики заявили, что будут расстреливать всех, кто потеряет сознание. Тогда мама сказала: «Надо подняться». Мы с Зариной прислонились друг к другу спинами, так и сидели, потому что сил совсем не осталось.
…А потом... Я потеряла сознание. Когда очнулась, надо мной горела крыша, все падало, кругом лежали люди. И первое, что я увидела, когда поднялась, — горящий и обожженный труп одного из террористов на стуле, под разорвавшимся снарядом, который заливал водой другой боевик. Они стали кричать, чтобы живые поднимались и выходили из спортзала в коридор. Мы с мамой встали и пошли. Я успела заметить небольшую рану на своей левой руке и успокоилась, что других ран нет. Я пыталась идти осторожно, везде лежали тела, дымящиеся деревянные брусья.
Боевики вывели нас из спортзала в столовую. Там заложники могли выпить воды из бочек, какие-то дети жадно ели печенье. эээПотом боевики заставили заложников выставить в окна детей, чтобы те махали солдатам тряпками и кричали, что тут заложники, чтобы наши не стреляли. Женщины не захотели ставить детей и встали на подоконники сами. Все снова легли на пол — меня тогда чуть не задавили, мама помогла выбраться из-под груды тел. Вскоре раздался новый взрыв, очень сильный по своей мощи. Я смотрела в потолок, и горячая плотная взрывная волна окатила меня с головы до ног. Я подумала: «Вот и конец. На этот раз я точно умерла».
Но я очнулась. Кисть руки уже висела, кровью были залиты мои любимые часы. Посмотрела на ногу. Сквозь рану ниже колена я видела что-то белое, блестящее, похожее на кость. Мне было совершенно не больно, просто тяжело поднимать руку и ногу. Мама лежала рядом. «Нога, — сказала она. — Уходи». Никогда не смогу простить себе то, что послушала ее, развернулась и пошла. Что это было? Откуда это предательство?
Позже меня найдут родные, отвезут во владикавказскую больницу, где я буду лежать в одной операционной с моей мамой.
Потом я буду читать СМС сестры и случайно прочту соболезнования о маме. Потом мне скажут, что больше нет Дзерочки, погиб Арсен, не стало Аланки, Сабину похоронили в закрытом гробу... Самые благородные и сильные умерли, сгорели, истекли кровью...