Просмотр содержимого документа
«Хлеб-всему голова»
Разработка учителя Баклановой Н.Н.
Классный час в 7 классе
Хлеб – всему голова
Говорят в народе метко:
От зари и до зари
Хлеб растет не для объедков,
Съесть не можешь - не бери.
Цели:
1.Расширение знаний о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.
2. Воспитание чувства бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Задачи: - расширить знания обучающихся о процессе создания хлеба; - показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека; - коррекция и развитие речи, словарного запаса и познавательных интересов обучающихся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, сегодня тему нашего классного часа я предлагаю вам угадать, для этого мне нужны два добровольца, которые ничего не боятся.
(детям завязываются глаза и дается на пробу хлеб, они должны угадать, что они едят)
Мы поговорим о хлебе. А за правильные ответы и активное участие вы получите маленький сюрприз.
Вот такой был случай… Мать утром спросила сына:
- Что бы ты хотел съесть к завтраку?
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом…да чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал пюре со сметаной и ложку отложил:
- Невкусно!
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба-то на столе нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное – хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.
Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус.
Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб остаётся самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не все знают, что каравай нужно разломить, самому попробовать и гостям раздать, так велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Кроссворд.
Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Булочное изделие небольшой массы. (РогаЛик)
Без соли, без хлеба половина… (ОбЕда)
Ай по имени зовут меня Илья Муромец,
По отцу величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)
Посеешь в пору – соберешь зерна в … (ГорУ)
Хлебный злак (ПШеница)
Загадка: Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены (Колос)
Без рук, без ног, а подпоясанный. (СнОп)
Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО)
Ученик
Вот он – хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Учитель: Отгадайте загадку:
«Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это рожь ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Пшеницу, рожь и ячмень в старину называли «жито», от слова жить. Они основные наши кормильцы. Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём.
Издавна люди бережно относились к хлебу. Когда хозяин садился за стол, он брал в руки ковригу, что такое коврига? (цельный хлеб), прижимал её к груди и резал хлеб. Каждый в семье получал ломоть, который отец передавал из рук в руки. Отрезав каждому кусок, он бережно заворачивал оставшийся хлеб в полотенце. Зачем? ( Чтобы хлеб не засох). Затем он аккуратно собирал в ладонь крошки со стола и отправлял их в рот. Ни одна крошка не пропадала. Этот обычай рожден не только уважением к хлебу, но и сбережением его. Он не всегда лежал на столе. В XVIII веке из-за плохой погоды были скудными и голодными 68 лет. О голоде 1787 года русский историк, князь М. М. Щербатов писал: «Едят солому, мякину, листья, сено, лебеду, но и сего уже не достаёт…» В XIX веке только 40 с лишним лет были голодными. XX век начался голодным 1901 годом. Страшная засуха погубила посевы в 1021-1922 годах.
А сколько пословиц и поговорок сложил народ про хлеб! Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы пословицы – кладези мудрости.
Обучающиеся получают разрезанные пословицы, им необходимо их восстановить. (Чужой хлеб в горле петухом поёт. Хлеб да вода здоровая еда. Хлеба ни куска, так и в горле тоска и др.)
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации – вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь - идёт битва за урожай. Хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан, завоёван хлеборобами в союзе и в противоборстве с природой.
Учитель:
А сейчас вы должны угадать, люди каких профессий заняты производством хлеба. Конкурс загадок.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я ...
(Шофёр)
Под весенний птичий свист
Пашет землю ...
(Тракторист)
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
(Мельник)
Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле ...
(Агроном)
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам ...
(Мельник)
В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ...
(Комбайнёр)
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы.
(Пекарь)
Временем рассеиваю,
Временем собираю.
Сам сыт бываю
И других кормлю.
(Пахарь)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришёл хлеб. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы, но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специальными растворами. Затем выходят на уборку комбайны. Убрали – надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождаются булки, плюшки, батоны.
Как нужно относиться к хлебу?
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом. насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.
Ребята, хлеб никогда не доставался людям даром.
На Руси к хлебу всегда относились с благоговением.
Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука).
А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Случай, который произошел чуть позже
На Невском проспекте по проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку, а другой рукой махала платком, снятым с головы.
Ругались водители, шумела толпа, что-то кричал кондуктор. Только женщина никого не слышала, она шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она наклонилась, что-то подняла и прижала к своей груди. Подойдя к нашумевшей толпе, она протянула руки, и все увидели изуродованный хлеб. Вернее, остатки того, что от него осталось. Как он попал на проезжую часть? Трудно сказать. Но кто-то очень сытый, слишком сытый всколыхнул ещё не зажившие раны блокадной памяти. Реакция людей была разной, но большая часть людей была потрясена.
Поступок седой женщины был уроком памяти, порядочности, мужества и чести, уроком глубокой гражданственности. И через много лет были написаны стихи о том событии.
На Невском замерло движение.
Не ночью, нет, средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там на дороге, как во сне
Седая женщина стояла –
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
«Кусочек этот бы тогда,
И сына я б не потеряла,
Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда…»
Кто осквернил, кто позабыл?
Блокады страшные года.
Кто, бросив на дорогу хлеб,
забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах…
А Пискарёвку, кто забыл?
Там персональных нет могил,
Там вечный молчаливый стон.
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь, у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб, тот отнял жизнь.
Сейчас всё это в прошлом: голодомор, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня на достойно уважения бережно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб – бесценное сокровище.
Остановимся и прислушаемся. Будто из могил обращаются к нам, погибшие в войну от голода, люди. Растите и почитайте хлеб, берегите мир!
Хочу закончить наш классный час словами:
Слава миру на Земле,
Слава хлебу на столе
Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел. (Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)