Просмотр содержимого документа
«Изготовление картотеки с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности.
Преподаватель : Великановская Л.А.
Подготовила: Кирюхина Виктория ,
студентка Ш-22 группы.
Упражнение «Общественный театр»
Цели упражнения :дать возможность учащимся выразить свое мнение по той теме,
которая им интересна , использовать возможности театрализации для самовыражения учащихся, помочь преодолевать неуверенность в себе, развивать интерес к творческой деятельности.
Процедура выполнения упражнения :
Ученики должны выразить свое мнение по теме, которая им более
или менее знакома. При этом возможно разыгрывание ролей, которое
облегчает выражение мнения.
Подойдут любые темы, обсуждающийся взрослыми и детьми повседневно, на которые существуют различные точки зрения, например: «Курение»; «Телевидение»; «Мода»; «Дискотеки и времяпровождение молодежи»; «Молодежное движение»; «Экологическое движение в мире»;
Важно, чтобы каждый ученик сказал, что он думает, даже если его
мнение не совсем правильно с точки зрения предмета обсуждения.
Ученики садятся в круг и выражают свои точки зрения на заданную
тему. Для того чтобы было легче высказывать свою точку зрения, каждый ученик выбирает себе определенную роль (напр. Домохозяйка , врач, бабушка )
этой роли.
Учитель может написать роли на карточках и распределить их.
Упражнение «Наедине с картиной»
Цели упражнения :побудить учеников к тематическим размышлениям при помощи представленной учителем картины-стимула , дать возможность учащимся спонтанно выражать свои мысли и ощущения.
Процедура выполнения упражнения :
Упражнение начинается с того, что учитель высвечивает иллюстрацию какой-нибудь картины на экран. Это может быть картина, которую необходимо рассмотреть в рамках изучаемой темы. Такое упражнение может носить большое, нравственное и воспитательное значение, когда учащиеся знакомятся с картинами, которые символизируют любовь к Родине, показывают положительные чувства героев картины и т. д.
Ученики получают 3 минуты на размышление. При этом можно включить музыку, которая буде звучать в унисон рассматриваемой картине и будет способствовать мыслительному процессу.
Затем учитель предлагает учащимся обменяться мыслями в группах
или с партнером. После, по жребию ученики выражают свои мысли о
картине перед классом. Важно не только описать картину, сколько
выразить свое мнение о ней, поделиться тем, какие эмоции и чувства
она вызывает и почему. Сказанное не обсуждается, не критикуется и
не комментируется. Обращается внимание на полноту предложений.
Должны высказаться как можно больше учеников. Заканчивается упражнение открытым размышлением.
Упражнение «Что в сундучке?»
Цель: способствовать развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи.
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание:
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Упражнение «Истории по заказу»
Цель: учить учащихся свободному говорению в определенной ситуации без длительной предварительной подготовки , воспитывать уверенность в себе, умение бороться со страхом, с собственной неуверенностью.
Процедура выполнения упражнения:
Учащиеся должны представить интересные истории из собственной жизни. Для этого они объединяются в небольшие группы, в которых рассказывают о том, какие приключения уже были в их жизни. Трудностью является то, что учитель или классный руководитель заранее готовит общие темы для высказываний учащихся, определяет, из какой области может быть этот случай. Темы должны быть интересны для учащихся. Области для поиска тем могут быть такие:
- «Спорт»;
- «Домашние животные»;
- «Загородом»;
- «На даче»;
- «Первый школьный день»;
- «Школа»;
- «Каникулы»;
Для того, чтобы рассказ получился логичным и последовательным, можно предложить учащимся составить список ключевых слов, которые помогут учащимся рассказывать текст без особого волнения и напряжения. Для того, чтобы учащиеся могли собраться с мыслями, они получают 5 минут на подготовку. Затем учащиеся по жребию определяют себе партнера для рассказа своей истории.
Упражнение «Через стекло»
Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Описание:
Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Упражнение «Молчанка»
Цель упражнение : развивать умение полагаться на другого человека , внешне понимать последующие действия .
Описание упражнения :
Участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Рекомендации. В ходе выполнения задания ведущий блокирует попытки участников группы обсудить или принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении можно задать группе следующие вопросы: «Что помогло справляться с поставленной задачей и что затрудняло её выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение за следующее действие?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было бы организовать работу, если бы была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?».
Упражнение «Поза сидящего собеседника»
Цель: развитие способности занимать идеальную поза сидящего собеседника
Педагог: «Давайте обсудим, какова идеальная поза сидящего собеседника? К примеру, его ноги скрещены, носки ног направлены на собеседника, спина прямая, но не напряженная, руки свободно лежат на бедрах, кисти рук не сцеплены, ладони видны. Как принято, его корпус тела находится чуть под углом, голова также немного склонена набок, глаза направлены на собеседника. Также у него спокойное выражение лица, доброжелательная улыбка и взгляд.
Разбейтесь на пары и пронаблюдайте за своим напарником, как он представляет себе «идеальную позу». В конце мы проанализируем все замеченное вами».
Разбейте участников на пары. Если их количество нечетное, поучаствуйте в упражнении сами.
Попросите всех встать, предложите всем походить по залу. Затем скажите участникам занять свои места, приняв идеальную позу. Повторите упражнение несколько раз.